Предмет и основные функции философии.

Философия есть не что иное, как деятельность теоретического познания, теория Универсума (Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991. – С. 108). В отличие от мифологии и религии, которые существуют, опираясь на пласт переживаний, философия представляет собой теоретизирование о вещах, их мысленное созерцание.

Выявите содержание основных подходов к определению предмета философии, складывающихся в ходе историко-философского процесса.

Представляя собой рефлексию над всей человеческой культурой, философия ставит перед собой задачу обоснования тезиса об упорядоченности (или ее возможности) природного и социального миров, в которые человек вписан. Решение этой задачи достигается посредством метода рефлексивного конструирования. Суть последнего состоит в том, что в качестве предпосылки обоснования устроенности мира принимается человеческая способность его разумного истолкования. В своем углублении в предмет рефлексия доходит до выделения предельных оснований всякой области познания. Выявите, возможны ли иные – в том числе диаметрально противоположные – целевые ориентации философии.

Выступая способом мышления, в котором «лицом к лицу ... становятся «я» и Вселенная» (Юшкевич П. С. О сущности философии / П. С. Юшкевич // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 151) – другими словами, учением о системе «человек–мир» – философия реализует свою сущность через осуществление важных для культуры функций:

1) мировоззренческой, – задавая систему ценностных ориентаций, обеспечивающих «вписывание» человека в мир и поиск ответов на смысложизненные вопросы бытия человека. Уясните, в чем состоит практичность философии.

2) методологической, – трансформируя философские идеи и принципы в наиболее общие предписания, определяющие стратегию познания. Раскройте методологическое значение принципов единства материи, движения, пространства и времени, причинности и др.

3) эвристической, – порождая идеи и принципы, плодотворно работающие в конкретных науках. Покажите, как реализуется данная функция в античности, в Новое время, в современной культуре.

4) прогностической, – формулируя и обосновывая возможные формы предметных взаимодействий и социокультурных состояний. Проиллюстрируйте формы реализации данной функции на материале идеи рациональной организации общества.

5) социально-критической, – выступая формой критики «земли и неба» с целью их конструктивного изменения. На примере философии Нового времени проиллюстрируйте способы реализации этой функции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Платон, Аристотель, Прокл, Олимпиодор утверждали, что удивление «и есть начало философии». Всякое ли удивление способно породить философский взгляд на вещи?

2. Чем различаются позиции мудреца и философа?

3. «Так существует ли вообще необходимость в жизненном факте философствования? Если понимать под необходимостью «полезность» для чего-либо другого, то философия не является необходимой, по крайней мере, на первый взгляд. Однако, необходимость полезного лишь относительна, она присутствует только по отношению к цели. Истинная необходимость – это необходимость для каждого существа быть самим собой: для птицы – летать, для рыбы – плавать, для ума – философствовать» (Х. Ортега-и-Гассет). Действительно ли уму присуща внутренняя необходимость в осуществлении философствования? Аргументируйте Ваш ответ.

ТЕМА I

ФИЛОСОФИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Занятие второе

1. Типы философствования. Гносеологические и социокультурные детерминанты возникновения и воспроизводства материализма и идеализма как основных типов философствования.

2. Материя: основные этапы и подходы к ее пониманию.

3. Место и роль философии в формировании жизненной стратегии человека и общества.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

1. Ленин, В. И. К вопросу о диалектике / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 29. – С. 322.

2. Мир философии. Часть I. – М., 1991. – С. 184-190 (Аристотель), 196-197 (Бруно), 211-212 (Ламетри), 232-238 (Бердяев), 264-269 (Фейербах), 271-279 (Гейзенберг).

3. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. II, IV / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. – Т. 21.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев, П. В. Понятие «материя» / П. В. Алексеев // Философские науки. – 1990. – №12.

2. Балаклеец, Н. А. Практикум по философии / Н. А. Балаклеец, В. Т. Фаритов. - Ульяновск, 2011. с. 10-15.

3. Грядовой, Д. И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. / Д. И. Грядовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. Гл. 3.

4. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга первая: философия древности и средневековья. – М., 1995. Раздел IV, §§1,14.

  1. Липский, Б. И. Что такое философия? / Б. И. Липский // Философские науки. - 2010. - №№8-9.
  2. Степин, B. C. О прогностической природе философского знания (Философия и наука) / В. С. Степин // Вопросы философии. – 1986. – №4.
  3. Торосян, В. Г. Ценность философии / В. Г. Торосян // Вопросы философии. – 1993. – №9.
  4. Флоренский, П. Общечеловеческие корни идеализма / П. Флоренский // Философские науки. – 1990. – №12; 1991. – №1.

1. Типы философствования. Гносеологические и социокультурные детерминанты возникновения и воспроизводства материализма и идеализма как основных типов философствования.

В ходе второго занятия необходимо рассмотреть основные характеристики, социокультурную почву, гносеологические корни типов философствования, вскрыть детерминанты их возникновения и воспроизводства в новых разновидностях по мере развития общества. Обратитесь к работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (Гл. II) и рассмотрите содержание основного вопроса философии, решение которого выступает способом демаркации материализма и идеализма

Человек как практически действующее существо нуждается для достижения эффективного результата в знании основных характеристик классов предметов, с которыми он сталкивался в своей деятельности. Покажите, каким образом осуществлялся процесс выделения двух основных начал – материи и духа, из которых выводилось все многообразие существующего. Возможно ли существование третьего (четвертого...) типа философствования?

Важно понять, что оба типа философствования эволюционируют вместе с материальным и духовным развитием человечества, проявляясь в различных формах. Следует дать характеристику исторических форм материализма – наивного, метафизического, вульгарного, диалектического, научного и идеализма – объективного и субъективного.

По характеру принимаемого первоначала философские системы делятся на монистические, плюралистические (те и другие могут быть и материалистическими, и идеалистическими) и дуалистические. Охарактеризуйте дуализм как тип философствования, выявите свойственные ему затруднения и слабости, делающие его уязвимым для критики, как со стороны материализма, так и со стороны идеализма.

По характеру обоснования и аргументации выделяются рационалистический и иррационалистический типы философствования. Вскройте существенные различия между ними и выявите их корни.

Касаясь корней материализма, необходимо выделить доверие человека своим чувствам, с помощью которых отражается внешний мир и которые убеждают человека в объективности существования мира независимо от человека; успехи предметно - преобразующей деятельности, основывающейся на знании объектов и процессов внешнего мира; точность прогнозов, опирающихся на анализ объективной логики развития явлений и процессов реальности.

Анализируя детерминанты идеализма, обратите внимание на следующие моменты: человек, приходя в мир, застает уже сложившиеся идеи (добро, справедливость и т. д.), которые существовали и до его предков. Какой вывод может быть сделан из этого обстоятельства? Понятия, в сравнении с реальными вещами, обладают рядом «достоинств» – неуничтожимость, неизменность (по крайней мере, в масштабе одного поколения) и т. п. К какому выводу подталкивает это явление? Социальные и научные идеи обладают принудительной силой в отношении человека. Какие выводы могут следовать из этого обстоятельства? Многие качества реальных вещей проявляют себя только в ситуации контакта с воспринимающим субъектом (запах, вкус и т. п.). Как это обстоятельство может породить убеждение в том, что «существовать – значит быть воспринимаемым»?

Наши рекомендации