Тема 3.4. Сознание и его бытие
Эмпирические способы описания и представления сознания. История формирования представлений о сознании. Изменение представлений о сознании как выражение постигаемости сознания самим собой. Специфика философского подхода к осмыслению сознания; отличие его от естественнонаучных подходов в исследовании и изучении сознания. Социальная природа сознания.
Выявление природы сознания и выражение ее в понятиях философии. Идеальное как специфически человеческий вид связей в структуре общественной деятельности и ее результатах. Формы идеального в общественной жизни. Понятие общественного сознания.
Сознание как феномен: особенности его описания. Сознание как факт и акт бытия и агент социальной системы, обеспечивающий ее жизнеспособность. Актуальные формы существования актов сознания в их целостности.
Основные характеристики сознания как феномена: интенциональность, горизонтность, смыслообразование, творческий акт, континуальность, презентативная целостность. Место сознания в общественном бытии. Концепция жизненного мира.
Различие в понимании и трактовках сознания как свойства материи и как феномена.
Тема 3.5. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: познание, творчество, практика
Гносеология: предмет и содержание. Философия в роли способа осмысления познания и познавательных возможностей человека. Агностицизм и гносеологический оптимизм. Картины познания в свете философских концепций. Субъектно-объектная модель познания. Познание как деятельность социально-исторического субъекта. Эпистемология: учение о знании в контексте жизнедеятельности человека. Организованные формы знания и их динамика. Постигаемое и выражаемое в знаниях бытие человека – как условие и содержание адаптационных процессов его жизнедеятельности. Знание как интегрирующий фактор культурно-исторического процесса.
Формы познания. Интенции сознания в структуре познания: чувственность и разум, вера и интуиция; эмпатия и переживание, убеждения и интеллектуально-духовный порыв. Научные и вненаучные формы постижения человеком мира. Рациональное и иррациональное в духовной практике. Проблема истины в философии и науке: основные подходы к ее решению. Корреспондентная и когерентная концепции истины. Неклассические трактовки истины: как формы психических (ментальных) состояний, как ценности, как процедуры верифицируемости, фальсификации, как формы сосуществования дискурсивных практик.
Творчество как феномен. Творчество – форма обновляющего себя бытия. Порождение нового в универсуме активностей. Онтологический статус креативных явлений. Творчество как процесс и как акт. Формы творчества: язык, игра, изобретение, открытие.
Место практики в динамических структурах жизнедеятельности людей. Трансформационный характер практики как выражение смены качественных состояний деятельности и совокупности обстоятельств, в которой она осуществлялась. Практика как выражение событийности в социуме. Труд в структуре практики.
Индивидуально-личностные формы выражения творческих способностей человека.
Тема 3.6. Наука, техника, технология
Наука как институционализированная и специализированная форма поисково-исследовательской деятельности людей (научных сообществ). Наука как способ открывания возможного в культуре, социуме, человеке. Прагматическая направленность науки в цивилизационном способе существования человека.
Техника и технология как содержание динамик в искусственно созданных человечеством мирах. Современные технологии: информационные, управленческие, проектно-программирующие.
Техническое содержание в поведении и поступках индивида.
Тема 3.7. Философская антропология
Специфика философского подхода к осмыслению, изучению и исследованию человека. Институционализация философской антропологии, ее основная проблематика.
Экзистенциалы человеческого бытия и формы их организации в ментальной (духовной) жизни. Уникальность человека и общественный характер его жизнедеятельности. Целостность и открытость человеческого бытия.
Философское содержание в структуре самосознания личности.