Научные и ненаучные методы исследования социальных явлений и процессов.

Наука – это особый вид теоретического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, т.е. направленного на постижение законов бытия (общества, природы, мышления людей). Наука – это социальный институт, добывающий определенного вида знания, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля и др.

Лекция Орехова

Все методы необходимо делить на научные и ненаучные.

Научный метод – способ освоения действительности, основанный на рациональном доказательственном, системном исследовании природы и общества. Главная цель НМ – получение объективной истины об окружающем мире (тот который не зависит от субъекта). Научная истина основана на проверяемых фактах, доказана опытом и экспериментом. Главная форма ее существования – научная теория.

Методы науки – система регулятивных принципов, в соответствии с которыми выстраивается научная деятельность.

5 требований научного метода:

1. Строгость (рациональность и доказываемость выводимости каждого доказательного суждения из уже существующих и согласованность всех этих структурных элементов);

2. Однозначность (внутренняя непротиворечивость, тождественность, соответствие всех утверждений друг другу);

3. Эффективность (разрешимость, способность за конечное число шагов достичь результата, который возможно признать истинным или ложным);

4. Простота (экономность) (достижение результата за минимальное число шагов без введения дополнительных облегчающих методов + простота и доступность другим ученым;

5. Эвристичность (способность приносить новый оригинальный результат + возможность экстраполяции уже известных знаний на новые области знаний).

Ненаучные методы – методы, основанные на ограниченно рациональном или полностью иррациональном, несистемном бездоказательственном подходе к изучению соц. действительности. Такие методы приводят к ненаучному знанию. Типы:

1. Религиозное, мистическое.

2. Идеологическое.

3. Обыденное (знание здравого смысла).

Пользуясь ненаучными методами можно прийти к истине – это нам давал Орехов. Не знаю, писать это или нет: Нижников как отреагирует?)

Идеология – система утверждений относительно фактов, социальных знаний. Цель – объяснение фактов, пропаганда знания. Цель науки – получение объективной истины. В идеологии присутствует вера в миф и авторитет, она возникает тогда, когда есть путь к достижению утопии (идеала).

В итоге все идеологические знания заканчиваются созданием мифологии.

Цель мифологии и идеологии отлична от научной: цель науки – получение объективной истины об обществе; идеологии – инструмент завоевании политической власти.

В обыденном знании есть очень сильный, невыразимый, личностный элемент. Т.е. есть вещи которые очень трудно выразить словами, необходим навык чтобы сделать что-то.

1. Оно имеет локальность и фрагментарность: фрагментарность действия обыденного знания: его не возможно вывести на глобальный уровень.

2. Амбивалентность – невозможность выразить что-либо при помощи терминологии. Оно амбивалентно – двусмысленно.

Есть еще вариант классификации научных методов:

I.

1. Всеобщие; 2. Общие (для некоторых областей знаний); 3. Частные.

II. Все методы.

Ненаучные и научные. Научные делятся на нелогические (по своей структуре не связаны с формальной математической логикой, противоречат логике – исторический, индукционый) и логические (основаны на математ и формальной логике – индукция, дедукция). Логические методы составляют основу построения языка науки. Знаково-символическая система выражения основных инструментов и результатов научного исследования. Выполняют роль коммуникативного и дидактического метода. В дальнейшем делится на количественный (основан на использовании измерительных процедур – объект сравнивается с эталоном и получает числовое выражение) и качественный (вербальное описание интерпретация истолкование). С-Г науки в основном используют качественные методы.

III.Основные виды эмпирических и теоретических методов.

Эмпирические действуют на уровне опыта: соц. эксперимент (изучение соц.действительности путем активного вмешательства), соц. наблюдение (целенаправленное изучение соц.действительности).

Теоретические: анализ, синтез, аналогия, моделирование, интерпретация, формализация, исторический (генетический, эвомоционный), индукция, дедукция.

Критико-соц импреология- для соц-гов характерно смешивать социолог и социал исследования.

Методы социолог исследования: Анализ доказательств; Контент-анализ; Социолог наблюдение; Анкетирование; Интервью; Метод экспертных оценок; Социологич опрос; Тестирование; Социолог эксперимент; Мониторинг.

И, наконец, весьма популярным является разделение методологии по трем уровням ее общности:

1) всеобщую;

2) общенаучную;

3) частнонаучную.

Первый уровень – самый высокий, третий – самый низкий, второй – средний между первым и вторым по степени общности.

Наши рекомендации