Предмет социально-гуманитарных наук.

Научные и ненаучные методы исследования социальных явлений и процессов.

Наука – это особый вид теоретического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, т.е. направленного на постижение законов бытия (общества, природы, мышления людей). Наука – это социальный институт, добывающий определенного вида знания, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля и др.

Лекция Орехова

Все методы необходимо делить на научные и ненаучные.

Научный метод – способ освоения действительности, основанный на рациональном доказательственном, системном исследовании природы и общества. Главная цель НМ – получение объективной истины об окружающем мире (тот который не зависит от субъекта). Научная истина основана на проверяемых фактах, доказана опытом и экспериментом. Главная форма ее существования – научная теория.

Методы науки – система регулятивных принципов, в соответствии с которыми выстраивается научная деятельность.

5 требований научного метода:

1. Строгость (рациональность и доказываемость выводимости каждого доказательного суждения из уже существующих и согласованность всех этих структурных элементов);

2. Однозначность (внутренняя непротиворечивость, тождественность, соответствие всех утверждений друг другу);

3. Эффективность (разрешимость, способность за конечное число шагов достичь результата, который возможно признать истинным или ложным);

4. Простота (экономность) (достижение результата за минимальное число шагов без введения дополнительных облегчающих методов + простота и доступность другим ученым;

5. Эвристичность (способность приносить новый оригинальный результат + возможность экстраполяции уже известных знаний на новые области знаний).

Ненаучные методы – методы, основанные на ограниченно рациональном или полностью иррациональном, несистемном бездоказательственном подходе к изучению соц. действительности. Такие методы приводят к ненаучному знанию. Типы:

1. Религиозное, мистическое.

2. Идеологическое.

3. Обыденное (знание здравого смысла).

Пользуясь ненаучными методами можно прийти к истине – это нам давал Орехов. Не знаю, писать это или нет: Нижников как отреагирует?)

Идеология – система утверждений относительно фактов, социальных знаний. Цель – объяснение фактов, пропаганда знания. Цель науки – получение объективной истины. В идеологии присутствует вера в миф и авторитет, она возникает тогда, когда есть путь к достижению утопии (идеала).

В итоге все идеологические знания заканчиваются созданием мифологии.

Цель мифологии и идеологии отлична от научной: цель науки – получение объективной истины об обществе; идеологии – инструмент завоевании политической власти.

В обыденном знании есть очень сильный, невыразимый, личностный элемент. Т.е. есть вещи которые очень трудно выразить словами, необходим навык чтобы сделать что-то.

1. Оно имеет локальность и фрагментарность: фрагментарность действия обыденного знания: его не возможно вывести на глобальный уровень.

2. Амбивалентность – невозможность выразить что-либо при помощи терминологии. Оно амбивалентно – двусмысленно.

Есть еще вариант классификации научных методов:

I.

1. Всеобщие; 2. Общие (для некоторых областей знаний); 3. Частные.

II. Все методы.

Ненаучные и научные. Научные делятся на нелогические (по своей структуре не связаны с формальной математической логикой, противоречат логике – исторический, индукционый) и логические (основаны на математ и формальной логике – индукция, дедукция). Логические методы составляют основу построения языка науки. Знаково-символическая система выражения основных инструментов и результатов научного исследования. Выполняют роль коммуникативного и дидактического метода. В дальнейшем делится на количественный (основан на использовании измерительных процедур – объект сравнивается с эталоном и получает числовое выражение) и качественный (вербальное описание интерпретация истолкование). С-Г науки в основном используют качественные методы.

III.Основные виды эмпирических и теоретических методов.

Эмпирические действуют на уровне опыта: соц. эксперимент (изучение соц.действительности путем активного вмешательства), соц. наблюдение (целенаправленное изучение соц.действительности).

Теоретические: анализ, синтез, аналогия, моделирование, интерпретация, формализация, исторический (генетический, эвомоционный), индукция, дедукция.

Критико-соц импреология- для соц-гов характерно смешивать социолог и социал исследования.

Методы социолог исследования: Анализ доказательств; Контент-анализ; Социолог наблюдение; Анкетирование; Интервью; Метод экспертных оценок; Социологич опрос; Тестирование; Социолог эксперимент; Мониторинг.

И, наконец, весьма популярным является разделение методологии по трем уровням ее общности:

1) всеобщую;

2) общенаучную;

3) частнонаучную.

Первый уровень – самый высокий, третий – самый низкий, второй – средний между первым и вторым по степени общности.

Предмет социально-гуманитарных наук.

В СССР не было ни гум.наук, ни соц.наук. А были общественные науки – это все науки, которые изучают общество. Изучают ли они человека? В СССР да, сейчас этот термин употребляется крайне редко. На замену пришел:

Соц-гум. науки – изучают один и тот же объект «человек и общество», но под разным углом. Соц.науки изучают в большей степени общество, а гум.науки человека.

1. Социальные науки – науки, изучающие общество, их главными признаками являются:

· Ориентация на построение соц.знания по модели естественных наук(матем, физика, биология), подражание естественным наукам в сфере методологии и теории.

· Акцент на изучение соц.взаимодействий и соц.связей, противовес личностным и индивидуальным особенностям индивидов, вступающих в эти связи. Исследуется в первую очередь об-во, а потом уже индивиды, составляющие его.

· Делают упор на изучение объективных характеристик соц.взаимодействия при этом субъективная составляющая этих взаимодействий относительно минимизируется (П.Бурдье).

2. Гум.науки – науки, главной целью которых является изучение человека на фоне общества и разработка собственной специфической методологии отличной (противоположной) от естественных наук.

Характеристики Гум.наук:

- Гум.науки придерживаются собственной гум.методологии;

- В социальных взаимоотношения индивидов акцент делается на уникальное, персональное;

- Основной объект исследования – текст, осн.задача – интерпретация текста, с целью понимания текста.

- Гум.науки более коммуникативны, чем соц.науки.

Классификация. Деление условно, т.к. любая соц наука в той или иной степени гуманитарна, а любая гум.наука в той или иной степени социальна. Но есть более гум науки и более соц. (так например: история: с-г, политические науки: с, социология: с, антропология: г, юриспруденция: с, культурология: с-г.) В отношении разделения Гум. и Соц.наук очень сложно разделить философию этих наук.

2. Междисциплинарный синтез и социально-гуманитарные науки.

Если окружающий нас мир представляет собой единое и целостное образование, в котором предметы и явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии, то адекватное представление о нем должно быть отражено в единстве всего нашего знания. В отличие от позитивистской унификации наук подлинное единство научного знания формируется в диалектическом процессе взаимодействия дифференциации и интеграции знания в ходе эволюции конкретных наук.

В прошлом было широко распространено мнение, что развитие науки происходит путем постепенного, непрерывного накопления все новых и новых научных истин. Такой взгляд, названный кумулятивизмом, в лучшем случае может относиться к отдельным этапам и периодам развития науки, но не отражает целостной картины ее развития, ибо на протяжении более длительных периодов наблюдается пересмотр прежних представлений и концепций. Поэтому развитие любой науки не сводится к простому процессу накопления знаний. Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями, которые сопровождаются пересмотром, уточнением и критикой прежних идей, программ и методов исследования, т.е. всего того, что теперь называют парадигмой науки. Переход к новой парадигме связан с взаимодействием и развитием двух дополняющих друг друга процессов дифференциации и интеграции знания. Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности. В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Впервые отдельные естественнонаучные дисциплины возникают в эпоху Возрождения, когда появляется экспериментальное естествознание. По мере дальнейшего научного прогресса происходит ускоренный процесс появления новых научных дисциплин и их ответвлений. Хотя при этом значительно возрастают точность и глубина наших знаний о явлениях природы, одновременно ослабевают связи между отдельными научными дисциплинами и взаимопонимание между учеными. Сама наука выработала средства и методы для преодоления ограниченности чисто дисциплинарного подхода к изучению мира. Новый подход называют интегративным, или междисциплинарным. Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом. Когда биология начала использовать физические методы в своих исследованиях, она достигла впечатляющих результатов, которые завершились возникновением на стыке биологии и физики новой науки — биофизики. Аналогичным образом возникли биохимия, геофизика, геохимия и другие науки.

Примером для гуманитарных наук может служить такая наука, как геополитика. Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства. – учебник по геополитике

Выделим три основных варианта синтеза знаний в науке: 1) внутридисциплинарный синтез, проходящий в рамках одной дисциплины, 2) междисциплинарный синтез в пределах ряда дисциплин, входящих в единый комплекс наук, например, естествознание или технические науки, 3) полидисциплинарный синтез, объединяющий знания многих областей, существенно различных по своей предметной характеристике. Следует отметить, что в процессе исторического развития науки на фоне явного преобладания внутридисциплинарного синтеза постепенно усиливается влияние междисциплинарного, а в последнем столетии и полидисциплинарного синтеза.

Лекция Орехова – в продолжение к междисциплинарному синтезу

Междисциплинарный синтез и социально-гуманитарные науки.

Синтез – соединение частей целого. Типы: внутридисциплинарный; междисциплинарный (полидисциплинарный).

От трети до половины знаний в соц науках путем междисциплинарного синтеза.

Три схемы междисциплинарного синтеза соц-гум знания:

1. Соц империализм – соц науки навязывают принятие схемы решения(методологию) гум наукам. Вассальное отношение к гум наукам.

2. Гум империализм – гум науки навязывают принятие схемы решения(методологию) соц наукам. Вассальное отношение к соц наукам.

3. Равноправное сотрудничество – обе науки оказывают равноправное влияние друг на друга (в основном это касается не теории, а прикладных проблем).

Наши рекомендации