Глава 4. Природа мудрости и ее лики
Конкретный и последовательный анализ проблем евразийской философии я начну с проблем, относящихся больше к ее методу - что же такое Мудрость, сквозь призму которой эта ветвь философии предлагает анализировать все выдвигаемые ею проблемы.
Каждый из нас стремится быть в жизни удачливым и счастливым. Это естественное право и естественное желание всякого, кто осознает себя личностью и стремится к успеху, жаждет свободы в выборе пути его достижения. Обычно, когда ты выдвигаешь перед собой такие цели, то задумываешься, какими рычагами для достижения этого ты обладаешь. Прежде всего, ты оцениваешь: насколько ты умен, хитер и изворотлив для достижения намеченного.
О роли мудрости в решении этих задач ты, обычно, и не думаешь. А зря. Мудрость имеет прямое к ним отношение. Только ты пока не осознаешь этого. Хотя на практике ты используешь понимание мудрости интуитивно. А можно делать это сознательно. Но для этого надо осмыслить природу мудрости, а затем использовать ее принципы, законы как технологию для достижения успеха, благополучия и счастья.
В помощь тебе в решении этих задач и создается особое направление в философии - евразийская философия, как учение о познании мудрости человеком. Но главная ее задача, как воплотить принципы и законы Мудрости в повседневную жизнь, укоренить их в культуре и на софийной основе вначале спасти, а затем и продолжить эволюцию человека и человечества.
Существует ли Мудрость вне нас?
Да, существует! Ее имя - Космическая Мудрость или Мудрость Вселенной. Это - изящная, изумительная основа всего происходящего. Она представляет собой закономерную форму строения и развития Вселенной, объективный закон ее самосозидания и саморазвития.
Космическая Мудрость обнаруживает себя в удивительной гармонии и симметрии мира, в целесообразности и красоте всего существующего, в сохранении меры во всем и во многом другом. Она является единой информационно-энергетической основой всего существующего, всей действительности в виде особой Великой Триады: "Энергии - Сознания - Силы". Люди, начинающие постигать Космическую Мудрость, называют ее Богом, Высшей Реальностью, Космическим Разумом, Абсолютной идеей . . .
Давай и мы с тобой, уважаемый читатель, пройдем хотя бы часть Великого Пути - попытаемся постигнуть некоторые аспекты, стороны понимания Космической Мудрости, а также каковы уже известные, а также возможные, потенциальные прекрасные лики ее обнаружения, появления перед людьми.
Во-первых, нам надо понять, что мудрость - это не только идеальное человеческое понимание тех или иных сторон себя в мире и мира в себе. Мудрость существует и вне нас, объективно. Она как бы разлита в Космосе, пронизывает его во всех проявлениях. Мудрость представляет собой как бы духовно-материальную, энергоинформационную матрицу Вселенной.
В качестве таковой она - основа, фундамент всего происходящего, закономерная форма зарождения, организации, строения и саморазвития Вселенной, всех ее уровней, всего ее многообразия. Проявляется Мудрость Вселенной также в симметрии и гармонии мира, в его удивительном единстве и многообразии, в системной структурности, в сохранении меры и целесообразности всего существующего и во многом другом.
В реальной жизни человек в очень малой степени отражает глубинное содержание Космической Мудрости, часто игнорирует на практике ее принципы, требования, законы. Поэтому все экологические, нравственные, социально-экономические, духовные и иные проблемы, тяготы, болезни и беды людей на Земле проистекают от глупости, от недопонимания принципов и законов Космической Мудрости, от несоответствия проявлений форм и способов жизни человека законам Космоса.
Укоренение законов и принципов Космической Мудрости в человеческом сознании, в поведении и деятельности составляет духовную сердцевину общечеловеческой культуры и культуры каждого из более чем двух тысяч народов планеты. Этим объясняется удивительный факт, что у любого народа земли обязательно имеется понимание мудрости как одной из главных добродетелей людей и высшей духовной ценности.
На мой взгляд, настала пора реанимировать принципы и законы Космической Мудрости в сознании и деятельности людей. Их надо культивировать в семейной и во всех других сферах человеческой жизни: в бизнесе, в политике, в управлении, в межличностных, социально-классовых, национальных отношениях, и. особенно, в системе образования, обучения и воспитания.
При возникновении жизни на растительном и животном уровне, мудрость принимает специфические формы проявления и обнаружения. Например, в мимикрии живых существ, в их удивительной, поражающей человеческое воображение - целесообразности жизнеосуществления в живом мире.
На уровне же человека Космическая Мудрость достигает уровня духовности человека, то есть способности жить на основе требований высших позитивных общечеловеческих ценностей, на основе софийных принципов. Возникает реальная возможность организовать человеческую жизнь на основе законов, принципов и требований Космической Мудрости. И человеку пора понять, что из всех земных существ, только он обладает сверхъестественной способностью организовать свою жизнь надлежащим образом, то есть на основе мудрости. Только человек способен софийно осмыслить, понять себя и мир, и на основе этого - возвышать, совершенствовать свою жизнь.
На базе мудрости человек может осуществлять процесс духовного возвышения, строить процесс софийного осуществления своей повседневной жизни, а также на этой основе улучшать отношения между людьми. На основе мудрости человек может организовать функционирование не только своего сознания и бытия, но и развитие общественной жизни. На основе мудрости человек сможет, если очень захочет, осуществлять свою духовную эволюцию и социальный прогресс.
Выше уже отмечалось, что онтологическую природу мудрости, как высший и наиболее приемлемый способ организации всего существующего, человечество постигает в пяти основных срезах человеческой культуры: мудрость Народная; Божественная; Философская; Эзотерическая; Практическая.
Мудрость народной культуры
Следует подчеркнуть, что первым и самым глубоким знатоком мудрости является народ, а ее наиболее полным воплощением становится народная культура. Исторически это происходит еще до возникновения религий, религиозного сознания.
В отличие от нас, бравирующих своими "знаниями", наши предки уже в далекой древности постигали, схватывали мудрость бессознательно, интуитивно. Она закреплялась в архетипах подсознания. Затем это знание находило воплощение в различного рода моральных ценностях, в запретах (табу), обычаях, традициях, обрядах, в мифах, в сказках, ритуалах и других формах. В этом своем проявлении, как ценностной, духовной основы народной культуры, мудрость способствовала решению трех главных задач: адаптации человека к условиям природы, продолжению человеческого рода и улучшению, выражаясь современным языком, качества жизни людей.
Отражение законов и принципов Космической Мудрости в человеческом сознании, в поведении и деятельности составляет духовную сердцевину человеческой культуры вообще и культуры каждого народа в отдельности.
Две тысячи различных народов, этносов проживают на земном шаре. Наверное, эта цифра не полностью отражает многообразие культур людей планеты Земля. Удивительно, что у любого народа земли обязательно имеется понимание мудрости как одной из главных добродетельных целей, которые стоят перед людьми. А сама Мудрость была и остается в числе нескольких основных добродетелей человеческой природы.
Народная мудрость в реальной жизни себя как житейская мудрость, как мудрость организации повседневной жизни, как способ достижения благополучия и счастья. Особая глубина, сохранность развития народной мудрости обусловлены тем, что в ткани народной жизни мудрость и другие архетипы сохранения рода укоренены на индивидуальном и коллективном уровнях подсознания.
Архетипы коллективного подсознания одна из глубинных форм закрепления и наследования обычаев, традиций, ритуалов, моральных норм и табу, то есть укоренения и воспроизведения их в особых формах в последующих поколениях путем биологического и социального наследования. Вот почему в народе до сих стойко сохраняются тенденции к наиболее глубокому постижению мудрости и к бережному сохранению ее жизнетворящих достижений в народной культуре [См. дополнительно раздел Т.К. Бурбаева "Мудрость в народной культуре" в хрестоматии-антологии "Пути восхождения к мудрости". Акмола, 1997. С. 19-66].
Как сердцевина духовной культуры народов, как важная составная часть их менталитета, мудрость одновременно была для людей высшим идеалом, высшей ценностью. Начиная с древности, мудрость почиталась как одна из главных добродетелей человека. К мудрости и сегодня, каждый из нас относится на уровне подсознания с уважением. Хотелось, чтобы Мудрость почиталась не только на уровне подсознания. Настало время вывести мудрость на рациональные и ценностные уровни сознания в качестве знания-умения людей. Пора реанимировать постижение этой удивительного феномена человеческой ментальности во всех структурах и уровнях системы образования, обучения, воспитания.
Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых народная культура имеет своей целью решить следующие основные жизненные задачи развития человечества: продолжение жизни человеческого рода, его адаптацию к изменяющимся природным и социальным условиям, а также улучшение качества жизни. Народная мудрость реализуется во всем этом как житейская мудрость, как мудрость организации повседневной жизни, ее охранения и стабильности.
Особая глубина и жизненная действенность народной мудрости обусловлены тем, что мудрость и другие моральные способы сохранения человеческого рода коренятся прежде всего в архетипах индивидуального и коллективного подсознания людей.
Посредством архетипов, как глубинных форм биосоциального закрепления и наследования бытийного значения народных обычаев, традиций, ритуалов, моральных норм и табу, происходит саморазвитие человеческой культуры. Вот почему в народе стойко сохраняются тенденции к наиболее глубокому постижению мудрости и к бережному сохранению ее жизнетворных достижений.
Божественная Мудрость
Вторым срезом постижения Космической Мудрости в культуре человечества является Божественная мудрость, мудрость, возникающая как постижение человеком Бога. Эта мудрость зафиксирована и проявлена в основных мировых религиях, в системах взглядов большинства религиозных конфессий, в их священных книгах и культовых обрядах.
Божественная мудрость и ее отражение в мировых религиях играет существенную роль и в постижении природы мудрости, и в укоренении ее требований в жизни людей. В целом можно сказать, что религия играет колоссальную позитивную роль в культуре человечества, в духовной эволюции людей и постепенном устроении их жизни по законам мудрости. Более подробно о Божественной Мудрости можно прочитать в рекомендуемой хрестоматии-антологии "Пути восхождения к мудрости" [Дополнительно по данной проблеме см. раздел Ю.В. Шаповал "Божественная мудрость" в антологии "Пути восхождения к мудрости". Акмола, 1997. С. 67-172].
Философская мудрость
Третьей формой постижения Космической Мудрости, которая играет очень большую роль в человеческой жизни, в ее софийном понимании и устроении является философская мудрость. Новая философия со временем сможет помочь людям в их стремлении познать Космическую Мудрость, понять пути, как она претворяется в повседневной жизни, реализуется в софийность человеческого бытия, осознать, как взаимодействует мудрость человеческого сознания с мудростью "живой, бытийной".
Анализу всех этих вопросов подчинена книга, которую ты читатель держишь в руках. Автор надеется, что постижение философской мудрости поможет преобразованию твоего сознания, сознания других людей и постепенному выходу человечества из глобального кризиса.
Мудрость эзотерическая
Четвертой формой обнаружения и проявления мудрости является эзотерическая мудрость. Греческое слово ?эзотерикос¦ переводится как скрытый, тайный, внутренний. Эзотеризм означает знание, известное лишь посвященным, знание потаенное, неясное. Такое знание объективно обусловлено тем, что никакая сущность не может быть до конца выявлена и исчерпывающе выражена в формах образного познания, рационального знания, знания, выраженного в словах, вербально. Недаром, говорят, что мысль изреченная, есть ложь. Эзотерическое знание это не только тайное знание, но по мнению его сторонников - это наиболее глубокое, прямое, непосредственное постижение целостной истины в знании чего-либо.
Надо сказать, что эзотерическое знание как скрытое, тайное, недоступное обыкновенным людям, объективно обусловлено тем, что никакая сущность не может быть до конца выявлена и исчерпывающе выражена в формах образного познания, рационального знания, знания, выраженного в словах, вербально. Недаром, говорят, что мысль изреченная, есть ложь. Эзотерическое знание это не только тайное знание, но по мнению его сторонников - это наиболее глубокое, прямое, непосредственное постижение целостной истины Космической Мудрости. Эзотерическая мудрость, таким образом, может быть обозначена как нерационализированная, вербально не выражаемая мудрость. Она связана с постижением предельных сущностей или предельной сущности бытия через такие способности духа, которые рядовому человеку испытывать приходится очень редко, если не предпринять специальных усилий в особых методах обучения.
Для этого надо овладеть духовной, чувственной, интеллектуальной интуициями, разными техниками медитаций, мистическими методами познания. Мистическое познание (гр. ?мистикос¦ переводится как таинственный, закрытый) противоположно по смыслу освоения мира через образы, копии, какими являются эйдосы, идеи, сенсорные восприятия, логические понятия. Часто мистический путь постижения эзотерического знания не содержит религиозных представлений. В более же узком смысле, мистика есть опыт непосредственного общения с Богом, который происходит путем переживания экстаза как проявление подлиной встречи человека с абсолютом. Эзотерическое знание существует во всех мировых религиях. Для его познания вырабатываются особые методы.
Как видим, практика эзотерического познания основана на разнообразных системах психотехники, психофизических упражнений и медитации, а также гипноза, методов йоги и других. По мнению Шри Ауробиндо, главным методом познания эзотерической мудрости является духовная интуиция, духовное озарение в процессе медитации, когда достигается максимальная отстраненность от любых внешних воздействий и внутренних-чувственных, мысленных импульсов. В медитации происходит озарение, возникает измененное сознание, возможно ясновидение, то есть необычные переживания, которые не часто встречаются в обыденном опыте человека. Надо подчеркнуть, что медитация в современном мире, современном обществе применяется не только для целей озарения, постижения духовной интуиции, но и в целях психотерапии, в целях преобретения душевного равновесия, в целях достижения особого состояния души человека, когда человек способен очень хорошо, быстро отдохнуть и глубоко воспринимать действительность.
Для этого надо овладеть духовной, чувственной, интеллектуальной интуициями, разными техниками медитаций, мистическими методами познания. Мистическое познание (гр. ?мистикос¦ переводится как таинственный, закрытый) противоположно по смыслу освоения мира через образы, копии, какими являются эйдосы, идеи, сенсорные восприятия, логические понятия.
Часто мистический путь постижения эзотерического знания не содержит религиозных представлений. В более же узком смысле, мистика есть опыт непосредственного общения с Богом, который происходит путем переживания экстаза как проявления подлинной встречи человека с абсолютом. Эзотерическое знание существует во всех мировых религиях. Для его познания вырабатываются особые методы.
Практическая мудрость
Пятой формой постижения мудрости является мудрость практическая [См. в моей книге "Стань мудрым богатым и счастливым" спец. Раздел "Практическая мудрость"]. Особенности понимания этой формы софийности этимологически связаны с переводом на русский язык греческого термина "праксис" - дело, действие. Практические, деятельностные аспекты проявления мудрости есть во всех предыдущих ее формах, особенно, в мудрости народной. Но существует мудрость деятельности и возможно ли, как полагали еще софисты Древней Греции обучить граждан такой мудрости? Одновременно, видимо, нужно доказать само существование, что есть такая, особая - практическая, житейская мудрость.
Один из великих философов Возрождения Эразм Роттердамский создал специальный труд "Похвальное слово глупости" как противоположности мудрости. По мнению А. Шопенгауэра, практическая, житейская мудрость, представляет собой искусство в достижении человеком благополучия и счастья в жизни. Однако многие из философов считают такую точку зрения заблуждением, ошибкой.
По мнению автора этой книги, как особая человеческая мудрость, мудрость практическая реально существует и подчинена, главным образом, достижению таких жизненных целей: высокой духовности, социального и телесного здоровья, материального благополучия и счастья. Но для того, чтобы мудрость стала эффективным способом достижения этих целей, человеку вначале надо избавиться от своей глупости.
Очень надеюсь, читатель, что ты не изберешь путь литературного героя в одном из рассказов А. М. Горького. Некто, назовем, его Иван Иванович, обратился к высшим силам с просьбой помочь избавиться от пороков: жадности, себялюбия, чревоугодия и других (название рассказа, его детали и точное название пороков я не помню). Взялся за эту операцию черт. Удалил жадность. Иван Иванович сразу же и резко уменьшился в объеме. Удалил эгоизм, затем и другие пороки. В результате от героя рассказа остались кожа, да ссохшиеся кости. Черт с радостью подхватил останки, думая: "Отличная погремушка будет для Сатаны"!
Думаю, что глупость не заполняет нас целиком и мы обладаем множеством достоинств. Но, что же она собой представляет? Глупость в характеристике В. Даля - свойство бестолкового, немудрого человека, неразумного, несообразительного, непонятливого. Это и его скудоумность, ограниченность ума, непонятливость, тупость и даже - дурь. По мнению автора этой книги, глупость, кроме всего сказанного, одна из главных социальных болезней человека, наряду с эгоизмом. Надо подчеркнуть, что глупый человек - не дебил, а тот в одном из его определений, который, попав в нежелательную для себя ситуацию, не может найти из нее выход. В отличие от глупого, умный довольно быстро находит выход из такой ситуации. Мудрый человек просто не попадает в подобные ситуации, поскольку предвидит их. Очевидно, что человеческое поведение далеко не всегда отличается мудростью, продуманностью и рассудочностью. Поэтому философы издавна обращали внимание на феномен глупости, на ее роль в жизни людей и в истории.
Что же нам мешает стать другими, менее глупыми и более мудрыми? Можно ли вообще научится мудрости и избавиться от глупости?
Как избавиться от глупости? С чего начать?
Представим, что с тобой произошло удивительное событие. Ты стал задумываться над смыслом своей и вообще человеческой жизни. Захотелось стать честным и делать людям добро. Не упускай этого момента. С этого дня ты можешь начать новую жизнь, встать на Путь духовного возрождения.
В тебе может начаться процесс позитивного ценностного восприятия себя и других людей. Ты становишься способным творить добрые деяния на благо себя и других. Ибо сказано мудрым человеком: "Если Я только для себя, то зачем же Я?"
И, как следствие, этих мыслей - появится все усиливающееся желание стать другим! Ты уже не сможешь жить по старому ни одного дня, ни одного часа, ни одной минуты. Сохрани и усиль это желание.
Есть еще один верныйпризнак начала новой жизни. Тобой овладело отвращение к своей и людской подлости! Ты уже не испытываешь радости от обмана другого, от нечестного поступка по отношению к своему ближнему. Тебя начинает мучить совесть! Сохрани и усиль такое состояние твоей души!
Чтобы практически реализовать эти желания и изменить себя, необходимо знание того, в каком направлении и как ты должен изменяться. Для этого тебе надо ответить на знаменитые вопросы И. Канта: "Что есть человек? Что Я должен знать? Что Я должен делать? На что Я могу надеяться?" Отвечая на эти вопросы, тебе потребуется ни много, ни мало создать свою собственную - личную философию.
Какой она будет, зависит от того, каков ты сам, какова твоя душа, каков характер, в чем ты видишь смысл своей жизни, каково содержание твоего индивидуального кодекса ценностей, кодекса чести, убеждений, социальных ориентаций. Чтобы создать твою личностную философию новой жизненной ориентации, надо пересмотреть, перетрясти старую систему взглядов. Это очень ответственная, кропотливая работа, которая потребует значительных затрат времени и сил. Но духовная ценность ее и практическое значение мудрой личной философии - стоит усилий.
Содержание твоей личной философии будет определяться тем, какие цели ты ставишь в своей жизни. Хочу подчеркнуть, что в нашем диалоге с тобой читатель, я буду вести речь о такой личной философии, которая поможет тебе осуществить духовное возрождение, достигнуть материального благополучия и жизненного счастья на основе мудрости.
Если ты согласен с такими принципиальными установками в понимании содержания новой философии, тогда мы становимся коллегами, а в перспективе, надеюсь, станем добрыми друзьями в признании и понимании такой философии, в стремлении укоренять ее принципы и законы в своей повседневной жизни. В противном случае, наши пути расходятся. Но я очень хочу, чтобы мы стали друзьями, чтобы между нами возникло содружество по сомыслию, по формам восприятия себя и других людей, по сопереживанию и пониманию жизненных ситуаций и своих и у "других", близких и дальних.
Только очень прошу, если ты не согласен с какими-то из моих взглядов, подходов, не отвергай их с порога. Попытайся понять их, встать на мою сторону. Ты ничего не потеряешь от этого, но приобретешь со временем очень многое. Доверься мне, поверь, что личная философия евразийского типа, замешанная на софийном человековоззрении и соответствующем миропонимании, мудрой повседневной деятельности - вещь достойная, как для личностного самоутверждения, так и для практического достижения твоего жизненного успеха.
Личная софийная философия - это, по сути дела, надежный парус жизненной лодки человека. Каждый из нас - временный странник в беспокойном мире. Но все мы совершаем плавание в океане бытия на своей индивидуальной лодке жизни. Станислав Гроф, основатель трансперсональной психологии, доказывает: искра духа в каждом человеке в процессе его зарождения появляется из океана вселенского сознания, разума, и туда же, обогащенная индивидуальным духовным опытом, возвращается после телесной смерти.
И поскольку каждый из нас уникален, неповторим, то для своей жизненной лодки мы подбираем и устанавливаем индивидуальный мировоззренческий парус, с помощью которого пытаемся управлять своей лодкой.
Этот парус должен быть, прежде всего, крепким, надежным, полностью отвечающим особенностям твоего понимания себя и других людей, мира в себе, и себя в мире, смысла и целей твоей жизни. С его помощью ты сможешь надежно выбирать направления жизненного пути и достигать поставленных целей - здоровья, благополучия и счастья. Хорошая личная философия поможет противостоять неблагоприятным ураганным ветрам жизненных обстоятельств.
Качество личной философии должно помочь тебе остаться на плаву во время шторма и суровых житейских потрясений, уверенно ориентироваться в жизненной круговерти. С помощью такого надежного паруса ты не только сумеешь сохранить устойчивость своего жизненного корабля, обойти рифы и подводные скалы твоей глупости, но и выплыть в спокойную гавань, где сияет солнце, нежится природа, на берегу благоухают цветы, веселятся красивые и здоровые люди. Тогда и ты обретешь бодрость духа, жизненный оптимизм и способность радоваться каждому, вроде бы обыкновенному зеленому листочку на дереве, любому проявлению жизни.
Таким образом, личная практическая философия - это парус, который помогает нам плыть в беспокойном море человеческой жизни. От чего зависит успешность этого плавания? Только от тебя. От твоих способностей создать надежную личную философию, от того, какова твоя индивидуальная природа и каких взглядов ты придерживаешься.
Если ты не любишь людей, если ты завистлив и жаден, если ты живешь только для себя и у тебя исчезла совесть, ты стал уятсыз, и чтобы достигнуть успеха, готов обманывать других людей, брать взятки, воровать и тому подобное, то, будь уверен, в конечном счете, это философия жизненного краха. Временно, конечно, ты можешь достичь каких-то желаемых целей, например, разбогатеть после ограбления. Но люди скоро раскусят тебя и ты начнешь терпеть поражение за поражением. А, главное, ты перестанешь быть человеком. Конечно, внешний облик человека у тебя останется, но с потерей совести человеческая сущность исчезнет. Еще Шакарим говорил: "Человеку без совести никакая наука не поможет".
Совсем другое дело, если твоя жизнь наполнена любовью к другим людям, если ты сам любим и любишь других людей. Ведь наш главный враг внутри нас - это эгоизм, эгоцентризм. Поэтому, чтобы создать, понять и принять софийную философию, надо отказаться от влияния мировоззренческих остатков философии советской эпохи, а также от навязчивой иллюзии, что философия - это, будто бы, наука с ее объективными законами (например, закон классовой борьбы и др.). Еще нам надо решительно отказаться от иждивенческого менталитета советского человека, считающего, что все блага ему должно предоставлять государство и его чиновники.
Человеку очень важно почувствовать очищающее влияние свободы духа и творческого, софийного мышления, экономическую свободу, обрести личную ответственность за свою собственную судьбу, за свою жизненную миссию. Крайне необходимо выдавить из сознания?? бюрократический догматизм и обрести творческое, целостное, оптимистическое, духовное видение себя и мира.
Еще надо избавиться от иллюзии, что вначале должна меняться социальная среда. И только вслед за ней, якобы, может измениться сам человек, сознание людей. В реальной жизни все обстоит наоборот. От того, каково наше сознание зависит характер и содержание отношений между людьми, их конкретные цели и способы деятельности. а, следовательно, образ и направленность их жизни. Как мыслю, так и живу - таков один из главных законов человеческой жизни.
Видимо, никто из нас сознательно не стремится к тому, чтобы жить в нищете, умирать в муках от болезней, приносить людям зло или быть озлобленным на людей и на весь мир. Обычно каждый хотел бы видеть себя в этой жизни человеком крепкого здоровья, пользующимся уважением и любовью в семье и у окружающих людей, достигшим материального и духовного благополучия, человеком, который успешно решает жизненные проблемы не только в своих интересах, но и в интересах других людей, ближних и дальних.
Одна из главных проблем личной философии и жизни людей - как преодолеть человеческий эгоизм: индивидуальный, экономический, социальный, национальный? В истории философии пути решения этих проблем были сформулированы еще почти пять тысяч лет назад. И первый кто это сделал, в дошедших до нас письменных источниках, был великий мыслитель Китая - Конфуций (551-479 г. до н. э.). Он следующим образом сформулировал основополагающий закон человеческой мудрости: "Не делай другим того, чего не желаешь себе сам"!Позднее это Золотое Правило почти в тех же словах нашло свое выражение в Библии, в трудах многих мыслителей разных исторических эпох.
Для новой (личностной, софийной) философии евразийского типа оказались очень близки основные позиции школы Конфуция в понимании проблем человека. За две тысячи лет до эпохи Возрождения в Европе, Конфуций сформулировал задачу философии так: помочь Человеку самоутвердиться и достичь величия и благоденствия на этой земле! Для конфуцианцев важно было установить равновесие между индивидуальным разнообразием и социальной гармонией. К этому ведут три главных принципа: 1) жень - человеколюбие, доброта, праведная жизнь; 2) ли - этикет, точнее правила хорошего поведения:; 3) чжи - праведность, надлежащее поведение, мудрость.
Главный ключ к человеческому успеху - достойное поведение и верность долгу, или такие действия, которые надо совершать при соответствующей ситуации. Моральное совершенство заключается в совокупности правильного поведения, правильного отношения и честности, которые воплощены в благородной личности. Эти всеобщие принципы жизни людей полностью применимы и к нашей сегодняшней жизни. Если мы это сможем осуществить, тогда новое казахстанское общество будет столь же стабильным, как и китайское - в течение тысяч лет.
Тысячелетиями мудрость завораживала и вдохновляла людей на трудный, но прекрасный Путь восхождения к ее сияющим вершинам. Постепенное, шаг за шагом, восхождение к мудрости наполняет жизнь человека глубокой радостью, делая ее поистине счастливой. Для любого из нас Путь к мудрости - свой, неповторимый, а для человечества в целом - закономерность. Именно, мудрость всегда помогала человеку в прошлом выживать, находить эффективные методы достижения успеха, гармонизировать отношения между людьми и человека с природой. Будем надеяться, что и в будущем мы сохраним эту традицию. Только в этом случае человечество сможет спастись.
В заключение этой главы остановлюсь еще на двух причинах нашей глупости и неприятия мудрости. Одна из них - отождествление знания и мудрости. Эта "научная" глупость является, как ни странно, следствием бурного развития наук и абсолютизации роли научного знания. Эту очень серьезную болезнь человеческого сознания ХХ века можно обозначить как сциентизм (от лат. scientia - наука). Пусть, мой дорогой читатель, не заподозрит меня в научном обскурантизме. Я ценю науки, научные знания и научную информацию. Но во всем нужно соблюдать меру. Первые признаки сциентизма, как абсолютизации научного понимания мира и человека в системе культуры появляются в новое время вместе с зарождением и расцветом наук, когда Ф. Бэкон сформулировал свою знаменитую парадигму: ?Знание - сила.¦
Постепенно эта мысль приобрела колоссальное значение. Возник настоящий культ знаний. Между знанием и мудростью в западной культуре был поставлен знак равенства. Раз ?сила - знание¦, то ума, а тем более мудрости, человеку не надо. Главное человеку- иметь научную информацию и только на ее основе и эмпирического опыта, принимать решения о своих действиях.
Вторым серьезным недугом сознания людей ХХ века, кроме сциентизма, является его технократический характер. В значительной степени расцвету технократизма способствовали успехи технической, а позднее - научно-технической революции, поскольку в буквальном значении технократия: власть техники, преувеличение в жизни человека и общества роли техники, технологии, технического прогресса. Но кроме этого смысла в употреблении термина появилось другое значение.
Технократическое мышление - это целое мировоззрение, существенными чертами которого являются: а) приоритет средства над целью; б) отношение к человеку как к средству, орудию достижения какой-либо цели; в) это рассудок человека, лишенного совести. Данный тип менталитета стал мировоззрением, методологией познания и действия для людей и правителей индустриального общества, для номенклатурной бюрократии периода тоталитаризма, а также для других слоев населения, обслуживающих власть имущих. Этот тип сознания присущ и сегодня многим из нас.
Нужно дать себе отчет, что в падении нравственности, в развитии антикультуры, одной из причин является людская глупость. И давай, читатель, будем вместе искать пути выхода из духовного тупика, поскольку это основная магистраль преодоления глобального кризиса. Успех твоего индивидуального плавания по жизни зависит, в первую очередь, от твоей личной философии, от ее качества, ее мудрости, а также от твоего мастерства как кормчего в управлении этим могучим рычагом в решении сложнейших жизненных проблем.
Человеческая глупость и беспечность не позволяют пока понять, что без проникновения мудрости в отношения между людьми и в отношения людей к природе, человечество просто погибнет в скором времени. Каждому из нас надо уразуметь, что до тех пор, пока в нашем сознании и в нашей культуре (в обычаях, в обрядах, традициях, ритуалах) не укоренятся духовные ценностные установки, открывающие позитивное, софийное видение себя и мира, общество из глобального кризиса не выйдет. Люди должны стать мудрыми, если не захотят быть мертвыми. Зарождающееся софийное энергетическое поле, как результат наших усилий, все более будет нарастать, вовлекая в себя новых людей, целые их сообщества, различные социальные группы, структурные элементы государственной власти - тогда-то и может начаться зарождение в нашей стране новой цивилизации - евразийской цивилизации мудрости.
Мудрость как высшая ценность и основа духовной культуры
Отражение законов и принципов Космической Мудрости в человеческом сознании, в поведении и деятельности составляет духовную сердцевину человеческой культуры вообще и культуры каждого народа в отдельности. Две тысячи различных народов, этносов проживают на земном шаре. Наверное, эта цифра не полностью отражает многообразие культур людей планеты Земля. Удивительно, что у любого народа земли обязательно имеется понимание мудрости как одной из главных добродетельных целей, которые стоят перед людьми. А сама Мудрость была и остается сегодня в числе нескольких основных добродетелей человеческой природы.
Можно предположить, мудрость является одной из форм, способов образования и социального наследования позитивных достижений человеческой культуры. В далекой древности, до зарождения цивилизаций, технически делающих человека более могущественным, мудрость людьми понималась глубоко и адекватно на уровне подсознания, интуитивно.
В повседневной жизни народов, в их культуре мудрость находила отражение и воплощение в различного рода моральных нормах, в запретах (табу), в обычаях, традициях, обрядах, в ритуалах, в мифах, сказках, пословицах поговорках и в других формах. В этом своем качестве, как ценностной, духовной основы народной культуры, мудрость способствовала решению трех главных задач: продолжению человеческого рода, повышению уровня и качества жизни людей, их адаптации к природным условиям.
Как сердцевина духовной культуры народов, мудрость одновременно была для людей высшим идеалом, высшей ценностью. Начиная с древности, мудрость почиталась как одна из главных добродетелей человека. Ее постижение считалось одной из основных жизненных задач каждого человека. К мудрости и сегодня, на уровне подсознания, все мы относимся с большим уважением.
Однако, сегодня, в условиях глобального кризиса появилась острая необходимость, чтобы Мудрость почиталась людьми не только на уровне инстинктов, интуитивно. Настало время вывести мудрость из подвалов подсознания на яркий свет разума, самосознания и знания людей. Нужно вернуть мудрости функцию и роль светоча, мощного идеала человеческой жизни. Надо реанимировать постижение этой удивительной ценности на всех уровнях и во всех формах системы образования и обучения, во всех сферах социальной жиз