Введение в евразийскую философию

Зорин Виславий Иванович

Введение в евразийскую философию

Введение в евразийскую философию - student2.ru

Оглавление:

Предисловие

Глава 1. Пролегомены к евразийской философии

· Почему любой человек не может обойтись без философии?

· Миро- или человековоззрение (человековидение)?

· Какие виды человековоззрений (человековедения) существуют?

· О "партиях" в философии и о типах философствования

· Критерии (основания) для выделения типов философствования

· Особенности философского мышления

Глава 2. Проблема мудрости в истории философии

· Необходимость изучения генезиса мудрости

· Тайная мудрость Древнего Египта

· Мудрецы древнего Востока

· Мудрость в античной философии

· Проблема мудрости во времена средневековья

· Взгляды суфизма и мудрость

· Гуманизм философии эпохи Возрождения

· Философия Нового Времени и мудрость

· Софиология в русской философии

· Взгляды Абая и Шакарима в системе евразийского человековедения

· Проблема мудрости в философии второй половины Х1Х в. и в ХХ веке

· Мудрость в философии "живой этики"

· О философии советского тоталитарного общества

· Основные черты бюрократического типа сознания

· Пути преодоления бюрократического догматизма

Глава 3. Евразийская философия - создание, структура, значение

· Акмолинский клуб "Мыслитель" в поисках новой философии

· Рождение новой философии

· Духовные основы евразийского менталитета

· О новой парадигме философии

· Трудности создания новой философии

· У новой философии появляется имя - Софиогония !

· Философское дитя меняет имя

· Особенности и характерные черты евразийской философии

· Структура евразийской философии

· Мудрость - основной путь к спасению человека и мира

Глава 4. Природа мудрости и ее лики

· Существует ли Мудрость вне нас?

· Мудрость народной культуры

· Божественная Мудрость

· Философская мудрость

· Мудрость эзотерическая

· Практическая мудрость

· Как избавиться от глупости? С чего начать?

· Мудрость как высшая ценность и основа духовной культуры

· Мудрость познания

· Философский камень алхимии - это мудрость?

· Другие лики мудрости

· Главные задачи в углублении постижения мудрости

Глава 5. Вечная тайна человека

· Основные концепции в понимании природы человека

· О триединстве целостной природы человека

· Еще раз о проблеме целостности природы человека

· Дух и душа

· Проблема взаимодействия души и духа

· О структурности души

· Что означает духовность человека?

· Дух как экософия человека

· О взаимодействии духа, души и тела человека

· Абай и Шакарим о человеке

· Даналык или софия-йога

· Человек: и знающий, и счастливый, и духовный?

Глава 6. Креатология или пути самосотворения себя

· Креатология - что она означает?

· О самопознании

· Здоровый дух - основа телесного и социального здоровья

· Стань личностью

· Парадигмы становления личности

· Личность и ее характер

· Навыки, их природа и изменение

· Закон создания личной философии или софийного смысла жизни

· Закон свободы выбора мысли и действий

· Этапы в развитии свободы личности

· Закон управления собой и событиями во времени

· Основные законы мудрости в отношениях между людьми

· Закон взаимопонимания

· Закон гармонии или синергии

· Делай другим то, чего желаешь себе

· Закон экософии или органической целостности законов мудрости

Заключение

Приложение

Литература

Об авторе:

Создатель новой книги - Зорин Виславий Иванович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Акмолинского аграрного университета им. С.Сейфуллина (г. Астана). Докторскую диссертацию защитил в 1977 году на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова по философско-социальным проблемам биотехнической революции в сельском хозяйстве - одному из аспектов глобальной информационно-биотехнологической революции. Ученый Совет МГУ и ВАК СССР отметили в заключении, что концепция битехнической революции является новым направлением в социально-экономических науках. В.И. Зорин - инициатор создания биотехнологического центра при Целиноградском сельскохозяйственном институте (1985 г.). В 1996 г. избран академиком Академии гуманитарных наук Казахстана.

С середины 80-х годов научный интерес Зорина В.И. переключается на изучение процессов формирования творческого мышления и мудрости человека. В феврале 1986 г. им создается Акмолинский философский клуб "Мыслитель". С 1988 по 1993 годы клубом организуется целая серия всесоюзных и международных научных конференций. Всего клубом издано семнадцать книг по самым актуальным проблемам социального и духовного развития человека и общества (240 п.л.).

С 1996 по 1998 гг. коллективом авторов под руководством В.И Зорина была написана, а клубом издана уникальная трилогия книг по проблемам мудрости: экспериментальное учебное пособие по философии "Мудрость - любовь моя", хрестоматия-антология "Пути восхождения к мудрости" и пособие к спецкурсам по проблемам мудрости - "Стань мудрым, богатым и счастливым". К 1998 году Зориным В.И. была в основном закончена разработка концепции нового направления в философии - софиогонии, а с 2000 г. им обосновывается и развивается система идей о существовании в мировой философии особой ее ветви - евразийской философии, в которую органически влилась софиогония. В эти же годы для средних и высших учебных заведений республики им разработан проект программы "Евразийская философия", по которой с 1997 года в аграрном университете имени С. Сейфуллина читается спецкурс лекций, а в двенадцати школах г. Астаны и в шести школах г. Чимкента ведутся экспериментальные "Уроки мудрости".

Другие работы автора можно посмотреть на сайте: web.host.kz/zorin

Написать автору: [email protected]

Однажды любознательный ученик спросил у учителя: "Может ли человек всю жизнь руководствоваться одним словом?"

"Да, - ответил учитель. - Это слово это означает высшую Вселенскую ценность- Мудрость! Только Мудрость может нас спасти. Укореняясь в душе человека, она позволяет человеку достичь удивительных результатов: гармонии материального богатства с богатством духовным, крепкого здоровья и счастья!"

(Из диалога людей, стремящихся жить по законам Софиосферы).

Предисловие

Уже около двенадцати лет моя душа является пленницей великой тайны: что представляет собой Мудрость, какова ее природа, как постичь ее человеку, укоренить в своей душе, реализовать ее принципы и законы в повседневной жизни. Я необычайно рад этому плену. Постижение тайн такого удивительно прекрасного явления человеческой культуры, как мудрость, доставляет мне наслаждение.

Непосредственным импульсом к созданию именно такой книги, книги о евразийской мудрости явилась идея, возникшая в моем сознании зимой двухтысячного года, когда я готовил сообщение для конференции о философских взглядах Абая и Шакарима. В процессе подготовки я вновь изучал их работы: "Слова назидания", "Три истины", "Записки забытого". И меня вдруг озарила мысль о значительном совпадении содержания концепции софиогонии, которую я разрабатываю уже несколько лет, с идеями Абая и Шакарима о природе человека, о причинах его пороков и путях их преодоления.

На основе анализа всех этих проблем и появилось представление о существовании особой ветви в мировой философии - философии евразийской, значительно отличающейся как от восточного типов философствования, но, особенно, западного. Попытке осмыслить особенности евразийской философии, ее содержание, цели и метод и посвящена новая книга.

Человечество сейчас достигло такой точки развития, когда оно ответственно за свою дальнейшую эволюцию к более совершенному обществу духовно и телесно здоровых людей, людей, умеющих управлять, своим развитием на основе высших духовных ценностей, на основе врожденной мудрости и доброты.

Но для начала подумаем над одной исходной проблемой.

Телесное здоровье.

Его сигналами, индикаторами для человека могут служить ощущения отсутствия боли, физических страданий, отсутствие температуры, нормальное функционирование организма, его физиологических отправлений и инстиктоподобных потребностей, хороший сон, аппетит и т. п.

Социальное здоровье

Критериями социального здоровья человека будут прежде всего нормав функционировании его сознания, его души, его менталитета и социальных ориентаций. Ощутимыми признаками социального, общественного здоровья людей можно считать отсутствие, или малое проявление человеческой глупости, отсутствие или слабое проявление зла в мыслях и делах, а главное умение преодолевать свой эгоизм во множестве своих проявлений: экономический, социально-политический, национальный и множество других форм своего эгоизма, добиваться гармонии в сочетании материального и духовного благополучия.

Духовное здоровье человека

Основной критерий духовного здоровья человечность на основе мудрости, умение жить по совести, всеобъемлющая любовь и доброе отношение к людям, к природе, постоянное следование Основному закону Мудрости: "Делай другим то, чего ты желаешь себе".

Таким образом, жизнь человека по законам любви, мудрости, красоты, справедливости, их гармонии представляет собой главный путь к духовному, социальному и телесному здоровью. Человек, движимый высшими интересами и софийными мотивами, становится здоровым, одухотворенным и счастливым, добрым и прекрасным, способным свершить чудеса.

Стань личностью

Все вопросы процесса самосотворения человек может решить тогда, когда становится личностью. Что же делает человека личностью?. Какие черты присущи человеку как личности? Мы помним из предыдущих параграфов, что личностью человека делает его самосознание как могучая творческая сила человеческой индивидуальной рефлексии. Поэтому самосознание наипервейший признак, что человек становится личностью.

Ни сам процесс познания, ни овладение научными знаниями, ни такое качество, как умение технологически что-то произвести, не создают личности. Личность начинает формироваться на уровне социальности, в процессе сравнения себя с другими людьми. Но полностью человек становится личностью лишь на этапе духовности. Духовность есть сущность человека, и, в тоже время, духовность есть главное качество, одно из основных качеств личности. Духовность есть ориентация сознания личности на высшие человеческие ценности, стремление реализовать эти ценности в своей практической жизни.

Характерная черта человека как личности, ее стремление к свободе, как одной из высших человеческих ценностей и как закон активного выбора жизненной дороги и принятия решений.

Еще одна черта личности - ответственность за свои поступки, за свои действия. Личность - это человек ответственный, который осознает то, что он делает, отвечает за то, что думает, потому что действие начинается с мысли.

Для личности характерны высокая степень осознания интересов, национального самосознания своего народа, вовлеченность в процесс сотворения его истории.

Важной чертой человека, как личности, является способность к творчеству, к творческому мышлению. Творческое мышление в свою очередь возникает на основе проблемно-рефлексивного мышления, что можно назвать еще одной характерной чертой личности.

Очень важна и такая черта личности, как формирование в человеке экософии, то есть персонального ценностного кодекса личности. Экософия - это дух человека, ориентации его в сторону добра, любви и других замечательных качеств, которые присущи мудрости как высшей человеческой ценности. Экософия характеризуется гармонией, миром в душе. Духовное равновесие гармония, мир в душе - необычайно важные качества для человека как личности.

И, наконец, еще один из важнейших аспектов экософии, как личного обиталища мудрости, это подготовка сознания человека к смерти и определение характера процесса умирания. Важно - как умереть, когда наступит твой час. Восточная, в частности тибетская философия, пытаются решить даже проблему преодоления смерти.

Тибетские мудрецы описывают процесс умирания человека, какие изменения происходят в его сознании, указывают, что во- первых, человек может выбрать путь как умирать, а во-вторых, определить дальнейший путь своего сознания, которое покидает смертное тело.

Эти выводы далеко не всеми признаются, но я напомню вам о гипотезе Станислава Грофа: наше сознание существует и за пределами человеческого тела. Есть трансперсональное сознание, Космическое Сознание, в которое возвращается искра человеческого сознания после наступления физической смерти.

Парадигмы становления личности

Главной целью концепции евразийской философии является помощь человеку в достижении им на основе мудрости духовного и материального благополучия, крепкого здоровья на всех уровнях и полноты счастья. Из сказанного, следует интересный вывод: в такой жизненно ценной системе взглядов как евразийская философия ее содержание, главные цели и метод в основном и главном совпадают друг с другом. Познание и изменение себя мы осуществляем на основе мудрости. В свою очередь, мудрость позволяет достичь успеха и крепкого здоровья, отыскать пути гармонии между стремлением к материальному богатству с одновременным обретением высокой духовности, и, тем самым, обрести полноту жизненного счастья. Мудрость и позитивные духовные качества человека, опирающегося на евразийскую философию, помогут сформировать ему оптимистическое мировоззрение, понимание того, что он появился в этой жизни не для болезней и страданий, а для счастья и благополучия.

В результате, софийная парадигма подводит к пониманию того, что человек может достигнуть успеха, крепкого здоровья и жизненного счастья не путем воровства, не обманом, не хитростью и мошенничеством, не бандитскими приемами, а на основе любви и сострадания к людям, то есть на основе мудрости. Следовательно, мудрость уникальный феномен человеческой культуры, она универсальна. Именно поэтому Мудрость еще может спасти человечество и природу (если люди захотят этого), поскольку, мудрость, как "философский камень" человеческой алхимии - это эликсир молодости, энергии, благополучия, сердцевина духовности, надежный мировоззренческий фундамент и парадигма духовного возвышения гармоничного целостного человека.

Парадигма, по мнению Т. Куна, который ввел в оборот этот термин, представляет собой совокупность теоретических, методологических установок, принятых в науке на каком-то этапе ее развития. Сегодня сфера применения термина практически необъятна. Парадигмой могут быть также идеи, духовные ценности, взгляды в самых разных сферах общества. Они создают определенную направленность видения реальности, особый угол зрения. Это в свою очередь вызывает изменения в направленности и формах деятельности людей. Таким образом, через парадигмы реализуется основной закон развития человека и общества: "Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли", поскольку парадигмы являются своего рода картой жизненной местности. Их изучение позволяет человеку определить жизненные маршруты, куда и как двигаться, как решать основные проблемы человеческой жизни, сформулированные еще И. Кантом.

Личность и ее характер

Чтобы успешно действовать в этом сложном и противоречивом мире, нужно решить наиглавнейшую проблему: познать, прежде всего, себя, а, одновременно, и других людей. И не только познать, но и научиться изменять себя, выявляя, что изменить в себе. Если коротко сформулировать сущность этой задачи, то можно так ответить на этот вопрос: Познать себя - это означает познать себя как личность. Изменить себя - означает преобразование каких-то черт, сторон себя как личности.

Глубинной основой личности является ее характер. Характер, это психосоциальное ядро личности, ее сущность. В характере проявляется особенность поведения человека, обнаруживающаяся в его манерах, поступках, в чертах, навыках и складе ума. Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности или группы, образующих их психологическое или моральное лицо.

Говоря о характере можно также добавить, что это мера личностной силы человека. Силы, которая выражается в мотивах, принципах, устремлениях, действиях, поступках человека. В конечном счете, характер выражает степень нравственности личности и степень силы воли человека как личности.

Анализируя характер человека, можно добавить, что характер личности это ее основные жизненные принципы, доведенные до степени устойчивых навыков поведения, до степени привычки. Именно он, определяет устойчивые черты, навыки человеческой личности и направленность ее действий.

Опираясь на знание характера человека, мы решаем вопрос о том, стоит ли доверять этому человеку или он не заслуживает доверия. Следовательно, чтобы познать и изменить себя как личность, надо познать свой характер, характер окружающих людей. Постигая свой и характеры других людей, мы убеждаемся, что характер человека основывается на определенных принципах, ценностях или другими словами на человеческих парадигмах. Поэтому чтобы познать себя, надо познать свой характер, то есть осуществить постижение тех парадигм, которые заложены в характере.

Решая вторую часть задачи, как изменить себя, свой характер, мы должны изменить парадигмы, которые лежат в основе характера человека, в основе иерархии принципов и ценностей, которые заложены в человеческой личности. Основной вывод: изменить себя, означает осуществить сдвиг тех или иных парадигм.

Говоря о том, что в основе парадигмы лежат те или иные принципы, идеи, я хочу привести характеристику принципов, которые, по мнению С.Кови, лежат в основе человеческого характера. В первую очередь, справедливость и основанное на ней представление о равенстве, об осуществлении правосудия. В числе таких принципов он называет честность и искренность человека, без которых невозможны доверие и долгосрочное развитие личности и межличностных отношений. Важное место в числе принципов занимает человеческое достоинство, а также служение, прежде всего служение человека другим людям. Какой вклад мы вносим в общее дело, качество и совершенство личности то же очень важные принципы.

С. Кови придает очень большое значение принципу потенциальных возможностей человека. Человек должен видеть свои возможности, а, следовательно, возможности изменения, пути раскрытия своих способностей. Потенциальная возможность в человеке обязательно связана с его изменением, с принципом роста, развития. Рост это процесс высвобождения потенциальных и развивающихся способностей, когда ставится задача изменить себя. При этом очень важны такие принципы как терпение, воспитанность, воодушевление. Я бы хотел прибавить принцип терпимости к инакомыслию.

Изменяя свой характер, познавая его, мы должны увидеть на каких принципах, на каких парадигмах основывается характер человека. Например, сдвиг этих парадигм приводит к негативным чертам, например, к способности обманывать. Следовательно, нужно изменить эту парадигму на парадигму честности, добропорядочности, на парадигму неспособности к бесчестному поступку, к обману. Осуществить это бывает очень трудно, но при желании, возможно.

С. Кови утверждает, парадигмы наделены внутренней силой, такой силой, что способны создать новый способ видения проблемы. Парадигмы это своего рода призмы, особые очки, сквозь которые мы смотрим на мир. Сила парадигмы не зависит от того, как быстро меняется она мгновенно или медленно. Анализируя процесс изменения характера личности, С.Кови подчеркивает, что нельзя перескакивать через этапы роста. Это естественная закономерность, которую человек не в состоянии изменить. Человек должен преодолеть последовательно все этапы пути, аналогично тому, как пройти путь в тысячу километров можно лишь, начиная с первого шага, не пропуская ни единого.

Очень важно, осуществляя процесс познания и изменения себя, других людей, научиться видеть проблему такой, какова она есть на самом деле. Чаще всего проблему мы видим такой, каковы мы сами. Постигнуть проблему такой, какова она в действительности, дело не простое. Эйнштейн подчеркивает: "Наиболее важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были когда создавали их". Это очень важный момент, потому что в новых условиях нужен и новый уровень мышления", новые подходы, как к новым проблемам, так и к старым.

Для понимания себя, своего характера и для их изменения, по мнению Кови, очень важно соблюдение принципа: "изнутри-наружу". Он подчеркивает, что действительное решение проблемы исходя из обратного принципа "снаружи-внутрь" невозможно. Например, социальные конфликты в мире люди пытаются решить, исходя из неверного принципа "снаружи-внутрь". При таком подходе действительное понимание и разрешение проблемы невозможны (Пример, балканский кризис).

Все сказанное выше подтверждает основной тезис раздела: в основе самопознания и самоизменения человека должна быть мудрость, ее требования, ее принципы, ее законы.

Навыки, их природа и изменение

Следующий вопрос, который необходимо решить - это уяснение того, что включает в себя понятие навык и каковы пути его изменения. Этот вопрос один из центральных. Выработка навыков для личности означает укрепление силы его характера, превращение навыков в привычки создает устойчивость человеческого характера. Надо иметь в виду, что формирование каких-либо навыков и их изменение, означает укоренение в нашей жизни, действиях, поступках, в поведении определенных принципов. Каждый навык в себе содержит несколько принципов, которые становятся парадигмой человеческого сознания, человеческого характера.

В доказательство можно привести следующий афоризм, который раскрывает суть навыков и их роль в развитии человеческого характера: посеешь мысль, пожнешь действия, посеешь действия, пожнешь привычку, посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер, пожнешь судьбу. Таким образом, формирование навыков и превращение их в привычку определяет закономерную направленность развития человеческой жизни, которая в данном случае определяется понятием "человеческая судьба".

С. Кови навык определяет как пересечение знания, умения и желания. Если эти три качества человеческих мы представим в виде трех взаимно пересекающихся кругов, то общая часть от знаний, умений и желаний это и есть человеческие навыки. Формирование навыков и превращение их в устойчивые привычки поведения, означает, по мнению Кови, изменение видения бытия. Это очень интересная мысль, характеризующая процесс восхождения человека к личности, этапы ее совершенствования, ее саморазвития. Новое видение жизни обуславливают, изменение нашего бытия. Новое бытие порождает новое видение. Таким образом, этот взаимозависимый процесс бытия и менталитета представляет собой основу прогресса характера человеческой личности. Процесс духовного совершенствования и развития себя на основе высших ценностей как парадигм, приносит человеку глубочайшее счастье. При этом, счастье, по сути дела, может стать целью и формой, способом нашего существования. Другими словами, путь к счастью зависит только от нас, от нашего сознания.

Изложенная выше интересная концепция С.Кови о самосовершенствовании человека, характеризуется не только углубленной постановкой проблемы саморазвития личности с помощью принципов и навыков как парадигм. Он так же считает, что выработка этих навыков на основе определенных принципов, очень важна для согласования человеческих действий с естественными законами развития, а в моей интерпретации, с законами Космической Мудрости. Естественные законы развития Вселенной и человеческие навыки, базирующиеся на глубинных принципах и ценностях, совпадают: что вверху, то и внизу, гласит закон, который хорошо знали еще в глубокой древности.

Для достижения успеха в жизни, важно не только совершенствование человека, конкретной личности, но и установление позитивных межличностных отношений. С. Кови выдвигает интересную концепцию интегрированного подхода к развитию персональной и межличностной эффективности. Этот интегрированный подход предполагает наше движение наше развитие, как он выражается, по оси зрелости человека от состояния зависимости к состоянию независимости, и, наконец, к высшей стадии зрелости, к человеческой взаимозависимости. В мире, в природе, обществе все взаимосвязано и, следовательно, отдельный человек без формирования соответствующих позитивных межличностных отношений не может достигнуть успеха.

Конкретный процесс зрелости выявляется в трех стадиях, выраженных понятиями зависимости, независимости, взаимозависимости. Кови пишет следующее: "На оси зрелости зависимость относится к установке "Ты". Ты заботишься обо мне; ты ради меня расшибаешься в лепешку; я недоволен твоими результатами. "Ты" становится парадигмой, поскольку на этой стадии моя жизнь зависит от того, как ты обо мне заботишься, как ты справляешься с чем-либо, ради меня и на этой стадии человек в неудачах обвиняет не себя, а других". Это низшая стадия человеческой зрелости.

Более высокая стадия, стадия независимости выражена парадигмой - "Я". На этой стадии человек достигает того, что он с полным основанием говорит я могу это сделать, я несу ответственность за то-то и то-то, я полагаюсь на самого себя, я могу выбирать и выбираю, как правило, наилучший вариант. Эта стадия независимости свидетельствует о персональной эффективности человека и он может достигнуть успехов, будучи лидером какой-то команды, в системе партнеров. Как говорит Кови: "Нынешняя социальная обстановка возводит независимость на престол". Достижение "Я - независимости" является главной целью многих социальных движений и отдельных людей. Это очень важная стадия зрелости, но не высшая. Высшей стадией человеческой зрелости межличностных отношений, является стадия взаимозависимости. У многих людей это слово ассоциируется с зависимостью и порождает эгоистические настроения. Они не хотят согласиться с взаимозависимостью и разрушают социальные отношения в своей семью, в коллективе фирмы и т.д., слагают с себя социальную ответственность во имя ложно понятой независимости. Независимые люди, хотя и находятся на более высокой стадии зрелости, они еще не достаточно зрелые для того, чтобы думать и действовать взаимозависимо. Эти люди могут, быть хорошими лидерами или членами команды, но они не руководствуются взаимозависимостью, а взаимозависимость это более зрелая стадия развития и самого человека и межличностных отношений. Будучи личностью взаимозависимой, человек имеет возможность щедро и осмысленно делиться лучшим в себе с другими, сам, получая доступ к неисчерпаемым ресурсам и возможностям других людей. Взаимозависимость это тот выбор, который, по настоящему, способен сделать человека независимым. Это свободный выбор свободного человека. Поэтому данный навык относятся к сфере самоуправления.

С. Кови называет семь навыков (законов), которыми человек должен овладеть, чтобы достигнуть высокой эффективности в своей жизни. На стадии движения от зависимости к независимости человек должен выработать три навыка. Овладение ими для человека означает существенную личную победу. Это очень хорошая стадия для развития личной зрелости и достижения личной независимости.

Однако независимость это лишь промежуточная стадия зрелости. Если мы будем продолжать овладевать всеми навыками, то мы постигнем навыки эффективности. Зависимость возникает лишь при оптимальной взаимозависимости людей. Осознание того, каким образом ваша сущность влияет на состояние взаимозависимой среды поможет применить усилия, и, последовательно, в соответствии с законами развития, существовать. Кови говорит, что, владеть шестью навыками недостаточно, очень важно овладеть седьмым навыком. Седьмой навык Кови называет очень оригинально: "Затачивайте пилу". Этот навык касается комплексного подхода к системе качества, привычек, навыков человека во всех четырех основных сферах человеческой жизни, человеческой активности. Это сфера физического совершенствования человека, сфера духовного обновления, сфера умственного развития и сфера достижения оптимальных параметров в социальной среде, в сфере социальных характеристик отдельной личности, но главное, на мой взгляд, в этой концепции создание гармонии в человеке и между людьми на основе мудрости. Схематическое представление об этой концепции может дать следующая схема, которую приводит С.Кови в своей книге.

Закон создания личной философии или софийного смысла жизни

Введение в евразийскую философию - student2.ru

Мы проанализируем содержание навыка мудрости, который Стивен Кови формулирует так: "Начинайте, представляя конечную цель". Данный закон или навык мудрости заключается в том, что для достижения успеха в своей жизни, необходимо представить себе конечную цель и смысл своей жизни, то есть выработать надежную личную философию как парус для управления своей житейской лодкой. Закон личной философии требует, до начала любого дела, надо уже сегодня представить это дело в идеях, образах, парадигмах конечных целей и программы действий.

Это будет система оценки или критериев соответствия, по которой подвергнется проверке все остальное. Каждая часть нашей жизни то, что я делаю сегодня, буду делать завтра, на следующей неделе и в следующем месяце, все должно рассматриваться с точки зрения единого целого, того, что по настоящему для меня имеет значение. Постоянно сохраняя эту цель и смысл действий в памяти, всегда можно отдавать отчет в том, что все совершаемое сейчас, не противоречит критериям, ценностям, принципам, которые, я определил для себя на перспективу, как наиболее важным.

Начинать представлять конечную цель надо с четкого сознания своего жизненного предназначения, с понимания смысла своей жизни. Можно представить себе конечную цель и начать по ней восхождение, но потом осознать, что лестница успеха, по которой взбираемся приставлена не к той стене. Поэтому важно понять, что активность не всегда бывает эффективной. Можно быть очень занятым человеком, деловитым, но эффект от такой деятельности будет либо минимальным, либо отрицательным, поскольку человек действует не осознавая конечную цель своей жизни.

По настоящему эффективными мы станем лишь в том случае, если, начиная новую жизнь человека эффективного, человека успешного, мы будем четко представлять конечную цель, ее гуманистические параметры. Навык мудрости или принцип мудрости: "начиная что-либо осуществлять, представляйте конечную цель", требует помнить, человек, как высшее существо все творит дважды. Вначале создается мыслительная конструкция конечной цели, а затем эта идея реализуется практически.

Надо сказать, что успех реального, физического претворения цели зависит от того, насколько этот ментальный проект был составлен продуманно, качественно, без ошибок. Большинство неудач в нашей жизни, в том числе и в бизнесе, зарождается вначале, на этапе первого творения, то есть мысленного представления конечной цели. Поэтому нужно очень ответственно подойти к пониманию смысла своей жизни и главной конечной цели, чтобы затем сверять реализацию этой повседневной цели с конечной целью и конечными результатами.

Стивен Кови, предлагает реализовать следующую технологию глубокого осознания, осмысления своей конечной цели. Он говорит, что в нашей ментальной жизни существуют центры, вокруг которых я реализую свои взгляды, социальную ориентированность и практические действия. В этом центре могут быть представлены разные жизненные институты и ценности, в частности я могу в центре своей жизни поставить семью, детей, супругу или же деньги, их зарабатывание, осуществление карьеры и т.п..

В центре моего жизненного круга может быть работа или стремление обладать собственностью. Вполне может быть, что центром такого жизненного круга будут достижение удовольствий или проведение времени с друзьями. Оценка центра, вокруг которого я формирую свои взгляды, интересы, цели может происходить преимущественно с четырех сторон, как аспектов, с помощью которых они создаются.

Первая сторона - понимание внутренней безопасности своей жизни, т.е. это ощущение собственной значимости, собственного жизненного статуса, это и эмоциональная устойчивость, внутренняя безопасность, связанная с осознанием силы или слабости своей личности.

Второй аспект личной философии позволяет осмыслить жизненное предназначение в зависимости от того, что стоит в центре. Внутренняя ориентированность означает наличие внутреннего указателя направленности жизни, своего рода компас карты внутренней системы взглядов. Эта карта поясняет, то, что происходит в моей жизни. Это стандарты или принципы или неписаные критерии, которые постоянно управляют процессом принятия моих решений и поступками.

Но главным ориентиром для выработки жизненной цели служит муд-рость. Мудрость - это мой широкий взгляд на жизнь, это мое чувство меры, чувство равновесия. Мое понимание того, каким образом проявляются и взаи-модействуют между собой отдельные элементы и ценности или различные принципы. Мудрость включает здравомыслие, проницательность, цельность моей личности, любовь, доброту, сострадание и многое, многое другое, что раскрывается в главе о природе мудрости и ее ликах.

Четвертая сторона - позволяет выработать конечную цель - это действенная воля как власть. В данном случае, власть - это дар или способность действовать, сила и потенциальные возможности что-либо совершать. Это жизненная энергия, позволяющая делать выбор и принимать решения. Власть как воля включает в себя также способность избавляться от глубоко укоренившихся неэффективных привычек и вырабатывать более достойные эффективные навыки. Другими словами это власть над собой и над своей жизнью.

Все эти четыре фактора - внутренняя безопасность, гуманная ориентированность, мудрость и воля-власть взаимозависимы. Безопасность и четкая гуманная ориентированность ведут к истинной мудрости, которая становится той искрой и катализатором, с помощью которой высвобождается, направляется энергия, заключенная в сильной воле и во власти над собой. Если все четыре фактора находятся в слаженном взаимодействии и подпитываются друг другом, то они порождают великую силу, присущую благородной личности, сбалансированному характеру, цельному и гармоничному человеку.

Перечисленные выше жизнеобеспечивающие факторы являются опорой для всех других сторон жизни. И очень важно проанализировать роль и значение этих факторов, их взаимодействие друг с другом. Это сбалансированные границы жизненных целей.

Если в основе характера личности лежат высшие человеческие ценности, принципы, то человек который центром своей жизни поставил цель приращение богатства, должен исходить из того, что мудрость в принятии решений это важнейшая экономическая категория. В мудрости заключается, в конечном счете, основа

Наши рекомендации