Детерминизм технологии познания
Идейный детерминизм ┌───────┴──────┐ эрудицией® интеллектом |
Идейный детерминизм проявляется в существовании двух типов идей – эрудиции и интеллекта. Идейный детерминизм эрудиции состоит в том, что более общая идея определяет менее общую (частную). Это проявляется частично в дедукции. Данную роль идей называют теоретической, фундаментальной ... Например, идея “огонь опасен для жизни” истинна и для конкретного костра, а поэтому к нему должно быть соответствующее отношение людей. Фундаментальные теории детерминируют прикладные теории. Например, теория диалектики отражает главные законы всех состояний, в том числе и развития. И знание этого важно для людей в качестве регулятива их поведения.
Интеллект представляет иную форму идей. Он состоит в том, что некоторые идеи определяют непосредственно действия людей, являются их моделью. Например, инструкция или знание алгоритма сложения – нормативные идеи интеллекта, детерминирующие операции деятельности людей. Значение таких идей исследуют в теории познания, гносеологии, методологии.
Основания познания:
┌─ Гносеологические
┌─┴─ Методологические
┌─┴─── Онтологические
Исследователи часто не различают этих форм идей и их разную роль в познании. Обычно они называют методологией значение общих идей эрудиции в жизни людей. Не отрицая важности эрудиции в жизни людей (т.е. ее онтологическую функцию), сосредоточим внимание на идеях технологии интеллекта. Технология представляет систему идей (алгоритм), определяющую процесс плодотворной деятельности людей, их поведение.
Интеллект – воспринятые алгоритмы деятельности людей по определенным правилам. Он возникает порой стихийно, но обычно в результате обучения. Методология – учение об интеллектуальных методах, используемое для сознательного развития этой способности людей. К сожалению, господствует разброд в трактовке этого понятия. В экономических и вообще гуманитарных науках обычно подменяют понятия – методологией называют значение более общих идей для менее общих, т.е. онтологию.
Полемичность слова “методология” требует ухода от него – нет возможности перебороть господствующий застой по данному вопросу. Взамен него следует использовать слово «технология», которое давно уже обладает достаточной определенностью. Поэтому и следует попытаться превратить в общенаучный термин (категорию) слово “технология” в том его значении, которое существует в индустрии: строго детерминированный, операциональный процесс деятельности людей, который позволяет получать одни и те же результаты всем людям, овладевшим технологией вне зависимости от их субъективных (личностных) свойств.
Эрудиция и интеллект важны для жизни людей. Имея общее представление об объекте (эрудицию), люди находят продуктивные варианты процедуры действий. Фундаментальные идеи являются исходными для технологических идей интеллекта. Последние можно разработать только на основе первых. Воспользуемся тем же примером теории диалектики как онтологии или эрудиции. Диалектика не указывает, как конкретно ее законы проявляются в познании. В связи с этим возникает необходимость в иной науке, которая строит алгоритм познания на основе законов диалектики. Такой наукой может быть только диалектическая логика, которая учитывает свойства не только статики, но и динамики объекта.
Что такое понимание?
Понять можно только те идеи, которые разработаны на основе определенной технологии. Технологические идеи лежат в основе понимания объектов и проявляются в доказательствах:
технология ® понимание ® доказательство
Технология понимания является частной, наиболее сложной и менее всего разработанной формой технологии вообще. И эта задача – самая актуальная в настоящее время. Для ее решения следует обособить ее как высшую форму познания, постижения мира. Гипотезой может быть ряд:
постижение ® познание ® понимание.
Первое – интуитивный процесс, второе – сознательный, но обыденный, не строгий. Третье возникает только на основе практического овладения интеллектом, способностью мыслить. Соответственно, по-разному проявляется и процесс отражения мира:
демонстрация ® аргументация ® доказательство.
Чувственное постижение довольствуется доводами демонстрации (индукции), которые иллюстрируют идеи. Познание базируется на аргументации, которая может быть многообразной, но не обязательно доказательной. И это норма современной науки. Давно уже стремятся превратить его в доказательство, как такой процесс, который позволяет однозначно объяснить один и тот же объект всем людям. Доказательство – сознательная аргументация по определенным правилам. Обилие работ о доказательстве не решило главной проблемы, не превратило его в основание теории. В частности, не была понята сама суть доказательства, хотя она уже указана в “Определениях Платона” (их считают “псевдоплатоном”, но для нас это факт более чем 2000-летней идеи) - доказательство является проявлением полисиллогизма.
Соответственно следует уяснить и критерии истинности:
Истинность
┌──────────┼───────────┐
отчетливость® ясность ® понятность
Очевидность [158.3.64 - 65] ┌───────┴──────┐ точность фактов ® ясность мысли ┌───────┴──────┐ слов ® понятность конструкции |
Чувственное постижение мира, его зрительное восприятие дает факты, которые являются самоочевидными, очевидными, точными.Это и так, и не так. Очевидность опытного знания – факт [158.3.51]. С древности указывают ограниченность чувств как источника знаний. Особенно полно показал их недостаточность Мальбранш.
Очевидность опытного знания исключает необходимость доказательства. Аргументация состоит в использовании различных доводов для обеспечения ясности идеи. Она всегда не полна. Ее качество зависит от определенности используемых идей. И только теория – последовательное доказательство на основе строго детерминированных понятий. И главная проблема науки заключается в том, что доказательство не стало ее нормой.
Что такое доказательство?
Основой понимания доказательства может быть последовательность: аналитика ® комбинаторика ® систематика.
Доказательство – специфика процесса интеллектуального понимания объектов. Надо соотнести его и с такими понятиями, как аналитика [158.3.396]и комбинаторика. Это не синонимы. В чем их различие? Надо думать. При конкретизации этого понятия выделим две формы доказательства – математическое исчисление и логическое выведение. У Лейбница имеется и противопоставление исчисления доказательству [158.3.418] как логическому обоснованию.
Термин “исчисление” этимологически вытекает из природы математического доказательства. Тем самым трудно придать ему более общее значение. Тем не менее, Лейбниц идет этим путем. Для него исчисление есть оперирование понятиями [158.3.503]. Силлогистика Аристотеля – логическое исчисление по Лейбницу [см.158.3.503 и 702]. Логика, по его мнению, «своего рода универсальная математика» [158.2.502].
Вклад Лейбница
Для того чтобы не запутаться в идеях Лейбница, выделим следующие формы познания вообще:
Аналитика познания
┌───────┴──────┐
количества ® качества
(исчисление) (комбинаторика)
┌───────┴──────┐
логика Аристотеля® иные логики
┌───────┴──────┐
диалектическая ® математическая
┌───────┴──────┐
символическая ® «арифметизированная»
Математика – исходная форма исчисления при познании количественного аспекта мира. Математическое исчисление возникло в древности. Для математического мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. Применительно к школьной математике ее ядро отражает сорит логарифма. Для понимания его надо осознать ритмы (ритмику) как определенное явление, лежащее в основе временного упорядочения форм объекта. На их основе возникли считалки, которые сохраняются как факты менее развитой ритмики в качестве вербального детерминатора действий людей. Затем возник счет, числа, нумерация (алфавитная, римская, десятичная). Они стали средством исчисления в качестве интеллектуального доказательства определенных идей. Исчисления – вычислительные операции над числами для получения определенных истинных идей. Они происходят по определенным формам, предполагающим вычисление конкретных величин. Все это – норма математики. Давно назрела необходимость более ясного, точного, теоретического представления математики, средством для этого может быть только диалектическая логика. Следовало бы сократить учебное время, выделяемое на развитие математической способности обучаемых, в пользу развития интеллектуальных способностей, прежде всего диалектической. В таком случае возрастет усвоение математики, как и практическая ее польза для людей.
Комбинаторика– попытка перенесения математики в познание качества объектов. Комбинаторика – скорее, синтез, чем анализ [158.3.121-122]. По Лейбницу она не может не иметь большего значения, чем математика.
Логику Аристотеля Лейбниц считал как определенную попытку математического исчисления понятий. И взяв ее за основу, он попытался пойти далее. Следует выделить три направления его дальнейшего движения – диалектическую, символическую и арифметизированную (математическую) логики.
Логическое выведение – философское исчисление по Лейбницу. Его необходимость осознана в древнем мире. Для древнегреческих философов ее необходимость общепризнанна. И они искали пути решения этой проблемы. И называли все это по-разному - дедукция (выведение), индукция (наведение) и т.п. Затем была разработана специальная наука - логика. Конечно, следует уяснить содержание слова “выведение”. Его этимология: веды – ведать – выведать – вывести – выведение, наведение, сведение и т.п. – вывод. Выведение предполагает сопоставление понятий для выяснения общих и специфических их свойств с тем, чтобы заключить об их соотнесении.
Диалектическая логика. Этого термина тогда не было. Но замысел Лейбница состоял в ее разработке. И фактически он указал путь к истинной диалектической логике, как и практически применил ее. Если конкретизировать логический вывод как противоположность исчислению, то можно выделить “арифметизированный математический вывод” (математическую логику) и диалектическую логику как собственно философствование [158.3.63]. Далее специально рассмотрим это направление поиска Лейбница.
Символическая логика. Сейчас не обособляют символической и математической логики. Символическая логика отличается от формальной логики только символами. Ничего математического в ней нет. Символическая логика нужна в том виде, как она сложилась на основе замысла Лейбница.
Овладение голосом как средством коммуникации произошло на уровне животного мира. Голосовые сигналы породили вербализацию. И сегодня слова являются главной формой звуковых сигналов в жизни людей. Скажем, при счете человек называет “второй” и т.п. Потом использовали разные знаки для обозначения этого слова и, наконец, изобрели – математические символы – “2” и т.п.:
жесты® голосовые сигналы ® вербализация ® категоризация ®символизация.
Арифметизированная логика.Лейбниц исследовал проблему разработки интеллектуального аппарата, наподобие математического, который позволял бы проверить истинность идей [см. 158.3.523 и др.] Именно ее считают утопией некоторые современные философы. Возможно, арифметизированная логика и должна стать содержанием собственно математической логики. Данный замысел Лейбница ясен, хотя и неизвестно, как его осуществить. Практически решать эту проблему можно только при теоретическом уровне науки, обеспечивающем строгость категорийного аппарата. Возможности компьютеров делают реальным этот подход.
Эта идея возникла задолго до Лейбница. Она была господствующей в его эпоху, и называли ее рационализмом. Скажем, «Антибарбарус» Низолия [158.1.18] ставил эту проблему. Декарт, Локк и другие также внесли в ее решение вклад. И эта идея – главная. Они по-разному ее трактовали. В чем специфика ее у Лейбница?
Математическая логика (кибернетика)
современная диалектическая
математика логика
Декарт Лейбниц