Доклад «Глобальные проблемы современности».

Задача студента дать письменный анализ одной из глобальных проблем современности. В ходе работы следует раскрыть следующие вопросы: какие проблемы относятся к разряду глобальных, почему указанная проблема является таковой, каковы пути решения этой проблемы. Объем доклада – 3-5 стр.

Зачет по курсу «Философия» проводится в форме устного собеседования по одному из предложенных вопросов (см. вопросы к зачету). Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но и раскрыть содержание концепций и философских систем. Зачет может быть проведен в форме тестирования. Для получения оценки «зачтено» необходимо правильно ответить не менее чем на 50 %вопросов + 1.

Экзамен

Проводится в устной форме по билетам. В билете содержится 2 вопроса, отражающих содержание основных разделов философского знания. Студенты должны показать знание предмета философии, иметь представление об основных принципах философствования, методологических подходах к познанию мира, на основе философских концепций раскрыть проблемы сущности и смысла жизни человека, взаимосвязи природы и общества, ценностей, свободы человека, противоречий развития современной техногенной цивилизации, будущего человечества и т.п. Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но раскрыть содержание концепций и философских систем. Итоговая оценка на экзамене может включать в себя призовые баллы за активную работу на семинарах, выполнение дополнительных домашних письменных заданий. Возможно проведение экзамена в письменной форме (тест).

Шкала оценивания компетенций

Оценка в 100-балльной шкале Оценка в 5-ти балльной шкале Уровень сформированности компетенций
0-54 баллов неудовлетворительно (не зачтено) недостаточный
55-69 баллов удовлетворительно (зачтено) базовый
70-85 баллов хорошо (зачтено) повышенный
86-100 баллов отлично (зачтено)

Примерные вопросы для подготовки к итоговой аттестации:

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

1.Философия: понятие, предмет, социальные функции.

2.Философия как мировоззренческая система.

3. Взаимосвязь основных исторических типов мировоззрения.

4.Философия и наука.

5.Космоцентризм античной философии.

6.Философские системы Платона и Аристотеля.

7.Теоцентризм средневековой философии.

8.Философское учение Фомы Аквинского.

9.Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

10. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт.

11. Механико-метафизический материализм XVII в.: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.

12. Сенсуалистская философия Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма.

13. Проблема человека и общества в философии Просвещения: Ф.М.А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

14. Классическая немецкая философия: основные представители и проблематика.

15. Философия И. Канта.

16. Философская система и метод Г.Ф.В. Гегеля.

17. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

18. Рациональная философия ХХ в. и проблема познания / нео- и постпозитивизм, неокантианство, герменевтика.

19. Иррационализм и проблема человека (философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона, неофрейдизм).

20. Существование и сущность человека (экзистенциализм, прагматизм, антропологическая философия).

21. Проблема общества в современной западной философии сциентизм и антисциентизм.

22. Традиции, основные периоды и особенности развития отечественной философии.

23. Проблема исторической судьбы России в отечественной философии.

24. Русская религиозная философия XIX - XX в.в.

25. Философская мысль в советский период.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ.

1. Философия: понятие, предмет, роль в жизни человека и общества.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Философия и наука.

4. Космоцентризм античной философии. Раннегреческая натурфилософия.

5. Философские системы Платона и Аристотеля.

6. Теоцентризм средневековой философии. Основные проблемы и этапы развития.

7. Философия Августина и Фомы Аквинского.

8. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

9. Новая философская картина мира в трудах Н.Кузанского, Дж. Бруно.

10. Социальная философия Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанелла.

11. Основные направления и проблематика философии Нового времени.

12. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза.

13. Философия Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро.

14. Немецкая классическая философия. Философские взгляды И.Канта.

15. Система и метод философии Гегеля.

16. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

17. Формирование и основные проблемы философии марксизма.

18. Иррациональная философия: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.

19. Исторические формы позитивизма.

20. Основные философские направления 20 века.

21. Специфика и основные этапы развития отечественной философии.

22. Основные направления русской философии 19 века.

23. Русская религиозная философия 19-20 вв.

24. Советская философия.

25. Бытие как философская проблема.

26. Материя и дух. Материализм и идеализм.

27. Категория «материя» и ее значение для философии.

28. Движение, пространство и время как философские категории.

29. Проблема метода в философии. Противоположность диалектики и метафизики.

30. Философская картина мира. Разные способы видеть мир.

31. Диалектика как учение о всеобщих связях, изменении и развитии.

32. Категории, законы и принципы диалектики.

33. Природа и сущность сознания. Структура сознания.

34. Проблема происхождения сознания. Сознание и бессознательное.

35. Индивидуальное и общественное сознание, их взаимосвязь. Структура общественного сознания.

36. Познание, его возможности и границы. Знание и вера. Проблема познаваемости мира.

37. Структура познавательной деятельности. Чувственная и рациональная ступени процесса познания.

38. Многообразие форм знания, состав знания.

39. Проблема истины и ее проверки. Современные концепции истины.

40. Научное познание и его специфика. Методы научного познания.

41. Проблема ценностей в философии. Структура и иерархия ценностей.

42. Природа и общество: диалектика взаимосвязи.

43. Понятие общества в философии.

44. Общество как развивающаяся система. Источники саморазвития общества.

45. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

46. Проблема человека в философии. Природа и сущность человека.

47. Проблема антропосоциогенеза

48. Личность и общество, их взаимосвязь.

49. Проблема свободы и ответственности. Свобода и необходимость.

50. Смысл и цели жизни человека.

51. Личность: понятие и структура. Социализация личности.

52. Движущие силы и субъекты исторического процесса.

53. Культура и цивилизация. Человек в системе культуры.

54. Сущность общественного прогресса, его критерии и типы.

55. Вопрос о смысле и направленности истории в философии.Единство и многообразие мировой истории.

56. Проблема периодизации всемирной истории.

57. Научно-технический прогресс: понятие, сущность, основные этапы.

58. Научно-техническая революция: истоки и социальные последствия.

59. Глобальные проблемы современности.

60. Современная цивилизация и будущее человечества.

Интернет-источники:

1. Журнал «Скепсис» http://scepsis.net/tags/id_99.html

2. Библиотека философской и исторической литературы http://istmat.ru/

3. http://www.hrono.ru/avtory/girenok.html Библиотеки философских текстов.

4. Библиотека на сайте философского факультета МГУ - http://www.philos.msu.ru/

5. Библиотека Института Философии РАН - http://philosophy.ru/library/library.html

6. Проект Елены Косиловой - http://elenakosilova.narod.ru/uhref.html

Интернет-источники:

7. Библиотека на сайте философского факультета МГУ - http://www.philos.msu.ru/

8. Библиотека Максима Мошкова - http://www.lib.ru/FILOSOF/

1. Библиотека Славы Янко - http://yanko.lib.ru/fort-library/philosophy/index.html

10. Классические труды по философской антропологии http://anthropology.ru/ru/texts/classic.html

ЛИТЕРАТУРА

Основная учебная литература:

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Алексеев П.В., Панин А.В. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект: Издательство Московского университета, 2013. - 588 c.

2. Гуревич П.С. Философия [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - PDF, 2,78 MB. - Москва: Изд-во "Юрайт", 2012. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс).

3.Философия: курс лекций (модульный аспект) / сост.: О. В.Смирнова, С. С. Касаткина, Ю. Л. Балюшина. – М. –Берлин: Директ –Медиа, 2016. – 268 с.

Дополнительная учебная литература

6. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для вузов /Б. Н. Бессонов. - Москва: Изд-во "Юрайт": ИД "Юрайт", 2010. - 394 с.

7. Вечканов В.Э.Философия: курс лекций / В. Э. Вечканов; Вечканов В.Э. - 2-е изд. - Москва: Экзамен, 2007. - 320 с.

8. Мареев С.Н. Философия XX века: (истоки и итоги): учебное пособие для вузов / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева, В. Г. Арсланов; Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. - Москва: Академический Проект, 2001. - 464 с.

9. Моторина, Л.Е. Философская антропология: учебное пособие для вузов / Л. Е. Моторина; Моторина Л.Е. - Москва: Академический Проект, 2009. - 270 с.

10. Родчанин, Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник для вузов / Е. Г. Родчанин, В. И. Колесников; Родчанин Е.Г., Колесников В.И. - Москва; Ростов-на-Дону: ИТК "Дашков и К°": Наука-Пресс, 2007. - 431 с.

11. Радугин А.А. Философия науки: общие проблемы: курс лекций: учебное пособия для вузов / А. А. Радугин, О. А. Радугин; Радугин А.А., Радугин О.А. - Москва: Библионика, 2006. - 319 с.

12. Смирнова, О.В. Философия науки и техники: учебное пособие / О. В. Смирнова; Смирнова О.В.; науч. ред. В.Б. Анохин. - Москва: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 292 с.

13. Смирнова О. В., Балюшина Ю.Л.

;

14. Спиркин А.Г.. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин - 3-е изд.; перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2010. - 828 с.

15. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для вузов / Ю. М. Хрусталев; Хрусталев Ю.М. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 426 с.

Наши рекомендации