Доклад «Глобальные проблемы современности».
Задача студента дать письменный анализ одной из глобальных проблем современности. В ходе работы следует раскрыть следующие вопросы: какие проблемы относятся к разряду глобальных, почему указанная проблема является таковой, каковы пути решения этой проблемы. Объем доклада – 3-5 стр.
Зачет по курсу «Философия» проводится в форме устного собеседования по одному из предложенных вопросов (см. вопросы к зачету). Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но и раскрыть содержание концепций и философских систем. Зачет может быть проведен в форме тестирования. Для получения оценки «зачтено» необходимо правильно ответить не менее чем на 50 %вопросов + 1.
Экзамен
Проводится в устной форме по билетам. В билете содержится 2 вопроса, отражающих содержание основных разделов философского знания. Студенты должны показать знание предмета философии, иметь представление об основных принципах философствования, методологических подходах к познанию мира, на основе философских концепций раскрыть проблемы сущности и смысла жизни человека, взаимосвязи природы и общества, ценностей, свободы человека, противоречий развития современной техногенной цивилизации, будущего человечества и т.п. Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но раскрыть содержание концепций и философских систем. Итоговая оценка на экзамене может включать в себя призовые баллы за активную работу на семинарах, выполнение дополнительных домашних письменных заданий. Возможно проведение экзамена в письменной форме (тест).
Шкала оценивания компетенций
Оценка в 100-балльной шкале | Оценка в 5-ти балльной шкале | Уровень сформированности компетенций |
0-54 баллов | неудовлетворительно (не зачтено) | недостаточный |
55-69 баллов | удовлетворительно (зачтено) | базовый |
70-85 баллов | хорошо (зачтено) | повышенный |
86-100 баллов | отлично (зачтено) |
Примерные вопросы для подготовки к итоговой аттестации:
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
1.Философия: понятие, предмет, социальные функции.
2.Философия как мировоззренческая система.
3. Взаимосвязь основных исторических типов мировоззрения.
4.Философия и наука.
5.Космоцентризм античной философии.
6.Философские системы Платона и Аристотеля.
7.Теоцентризм средневековой философии.
8.Философское учение Фомы Аквинского.
9.Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
10. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт.
11. Механико-метафизический материализм XVII в.: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.
12. Сенсуалистская философия Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма.
13. Проблема человека и общества в философии Просвещения: Ф.М.А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
14. Классическая немецкая философия: основные представители и проблематика.
15. Философия И. Канта.
16. Философская система и метод Г.Ф.В. Гегеля.
17. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
18. Рациональная философия ХХ в. и проблема познания / нео- и постпозитивизм, неокантианство, герменевтика.
19. Иррационализм и проблема человека (философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона, неофрейдизм).
20. Существование и сущность человека (экзистенциализм, прагматизм, антропологическая философия).
21. Проблема общества в современной западной философии сциентизм и антисциентизм.
22. Традиции, основные периоды и особенности развития отечественной философии.
23. Проблема исторической судьбы России в отечественной философии.
24. Русская религиозная философия XIX - XX в.в.
25. Философская мысль в советский период.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ.
1. Философия: понятие, предмет, роль в жизни человека и общества.
2. Исторические типы мировоззрения.
3. Философия и наука.
4. Космоцентризм античной философии. Раннегреческая натурфилософия.
5. Философские системы Платона и Аристотеля.
6. Теоцентризм средневековой философии. Основные проблемы и этапы развития.
7. Философия Августина и Фомы Аквинского.
8. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
9. Новая философская картина мира в трудах Н.Кузанского, Дж. Бруно.
10. Социальная философия Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанелла.
11. Основные направления и проблематика философии Нового времени.
12. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза.
13. Философия Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро.
14. Немецкая классическая философия. Философские взгляды И.Канта.
15. Система и метод философии Гегеля.
16. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
17. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
18. Иррациональная философия: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.
19. Исторические формы позитивизма.
20. Основные философские направления 20 века.
21. Специфика и основные этапы развития отечественной философии.
22. Основные направления русской философии 19 века.
23. Русская религиозная философия 19-20 вв.
24. Советская философия.
25. Бытие как философская проблема.
26. Материя и дух. Материализм и идеализм.
27. Категория «материя» и ее значение для философии.
28. Движение, пространство и время как философские категории.
29. Проблема метода в философии. Противоположность диалектики и метафизики.
30. Философская картина мира. Разные способы видеть мир.
31. Диалектика как учение о всеобщих связях, изменении и развитии.
32. Категории, законы и принципы диалектики.
33. Природа и сущность сознания. Структура сознания.
34. Проблема происхождения сознания. Сознание и бессознательное.
35. Индивидуальное и общественное сознание, их взаимосвязь. Структура общественного сознания.
36. Познание, его возможности и границы. Знание и вера. Проблема познаваемости мира.
37. Структура познавательной деятельности. Чувственная и рациональная ступени процесса познания.
38. Многообразие форм знания, состав знания.
39. Проблема истины и ее проверки. Современные концепции истины.
40. Научное познание и его специфика. Методы научного познания.
41. Проблема ценностей в философии. Структура и иерархия ценностей.
42. Природа и общество: диалектика взаимосвязи.
43. Понятие общества в философии.
44. Общество как развивающаяся система. Источники саморазвития общества.
45. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
46. Проблема человека в философии. Природа и сущность человека.
47. Проблема антропосоциогенеза
48. Личность и общество, их взаимосвязь.
49. Проблема свободы и ответственности. Свобода и необходимость.
50. Смысл и цели жизни человека.
51. Личность: понятие и структура. Социализация личности.
52. Движущие силы и субъекты исторического процесса.
53. Культура и цивилизация. Человек в системе культуры.
54. Сущность общественного прогресса, его критерии и типы.
55. Вопрос о смысле и направленности истории в философии.Единство и многообразие мировой истории.
56. Проблема периодизации всемирной истории.
57. Научно-технический прогресс: понятие, сущность, основные этапы.
58. Научно-техническая революция: истоки и социальные последствия.
59. Глобальные проблемы современности.
60. Современная цивилизация и будущее человечества.
Интернет-источники:
1. Журнал «Скепсис» http://scepsis.net/tags/id_99.html
2. Библиотека философской и исторической литературы http://istmat.ru/
3. http://www.hrono.ru/avtory/girenok.html Библиотеки философских текстов.
4. Библиотека на сайте философского факультета МГУ - http://www.philos.msu.ru/
5. Библиотека Института Философии РАН - http://philosophy.ru/library/library.html
6. Проект Елены Косиловой - http://elenakosilova.narod.ru/uhref.html
Интернет-источники:
7. Библиотека на сайте философского факультета МГУ - http://www.philos.msu.ru/
8. Библиотека Максима Мошкова - http://www.lib.ru/FILOSOF/
1. Библиотека Славы Янко - http://yanko.lib.ru/fort-library/philosophy/index.html
10. Классические труды по философской антропологии http://anthropology.ru/ru/texts/classic.html
ЛИТЕРАТУРА
Основная учебная литература:
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Алексеев П.В., Панин А.В. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект: Издательство Московского университета, 2013. - 588 c.
2. Гуревич П.С. Философия [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - PDF, 2,78 MB. - Москва: Изд-во "Юрайт", 2012. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс).
3.Философия: курс лекций (модульный аспект) / сост.: О. В.Смирнова, С. С. Касаткина, Ю. Л. Балюшина. – М. –Берлин: Директ –Медиа, 2016. – 268 с.
Дополнительная учебная литература
6. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для вузов /Б. Н. Бессонов. - Москва: Изд-во "Юрайт": ИД "Юрайт", 2010. - 394 с.
7. Вечканов В.Э.Философия: курс лекций / В. Э. Вечканов; Вечканов В.Э. - 2-е изд. - Москва: Экзамен, 2007. - 320 с.
8. Мареев С.Н. Философия XX века: (истоки и итоги): учебное пособие для вузов / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева, В. Г. Арсланов; Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. - Москва: Академический Проект, 2001. - 464 с.
9. Моторина, Л.Е. Философская антропология: учебное пособие для вузов / Л. Е. Моторина; Моторина Л.Е. - Москва: Академический Проект, 2009. - 270 с.
10. Родчанин, Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник для вузов / Е. Г. Родчанин, В. И. Колесников; Родчанин Е.Г., Колесников В.И. - Москва; Ростов-на-Дону: ИТК "Дашков и К°": Наука-Пресс, 2007. - 431 с.
11. Радугин А.А. Философия науки: общие проблемы: курс лекций: учебное пособия для вузов / А. А. Радугин, О. А. Радугин; Радугин А.А., Радугин О.А. - Москва: Библионика, 2006. - 319 с.
12. Смирнова, О.В. Философия науки и техники: учебное пособие / О. В. Смирнова; Смирнова О.В.; науч. ред. В.Б. Анохин. - Москва: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 292 с.
13. Смирнова О. В., Балюшина Ю.Л.
;
14. Спиркин А.Г.. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин - 3-е изд.; перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2010. - 828 с.
15. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для вузов / Ю. М. Хрусталев; Хрусталев Ю.М. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 426 с.