Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства , времени и движения.
Бытие́ — философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличии от его сущности. Если сущность определяется вопросами: "Что есть сущее?", то бытие вопросом: "Что значит, что сущее есть?". Парминид выдвигает теорию о неизменной сущности бытия и противопоставляет его небытию. Он выделяет свойства бытия: 1.Оно не возникло и не может погибнуть. 2.Бытие едино, непрерывно, неподвижно и совершенно. 3.Бытие имеет свои пределы.
Бытие – всеобщая универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Бытием может обладать только что-то. Небытие нельзя помыслить. Небытие отрицает бытие. Противоположные понятия - небытие и ничто. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени. Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность), причем актуальное бытие оказывается формой существования потенциального бытия на стадии его реализации. Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вщества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями
28.29 Диалектика, её принципы и всеобщие законы. ДДД
Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) — наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и, даже, преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большей силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Д.». три основополагающих закона диалектики: 1 закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.
2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей 3 закон — отрицание отрицания.
В первом законе Гегель определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом.. Количество есть определенность— внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной
определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Гегеля, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.
Третий закон диалектики отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.