Социально-политические идеи.

«Новая Атлантида» – социальная утопия Бэкона. Различие интерпретаций Гоббсом и Локком теории общественного договора. Философское обоснование либерализма Локком. Идеи о разделении властей и верховенстве закона над правительством. Спиноза о свободе как осознанной необходимости.

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

.

Особенности и основополагающие принципы философии Просвещения.

Разум как центральное понятие философии Просвещения. Программа преобразования сознания. Специфика изложения и распространения научных идей в эпоху Просвещения. Материалистическая тенденция во французском просвещении. Принцип Гельвеция «Воспитание создает всё». Историческое значение идей Вольтера и Руссо о естественных правах человека, противоречивом характере общественного прогресса и государственном устройстве.

Механистический материализм.

Особенности механистической картины мира. Диалектические взгляды Дидро на материю и движение. Сенсуалистическая теория познания. «Себялюбие» как важнейший мотив поведения людей. Принцип редуцируемости Гольбаха. Механистическое понимание причинности. Гельвеций об основах человеческой деятельности.

Тема 11. ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА, СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА.

Эмпиризм и рационализм.

Принципы философии Р.Декарта. Картезианское сомнение. Четыре методологических правила познания. Учение о врожденных идеях. Сенсуалистическая трактовка опыта у Д.Локка. Внутренний и внешний опыт. Учение о первичных и вторичных качествах.

Поиск универсальных субстанций бытия.

Натуралистический пантеизм Б.Спинозы. Понятия «природы порождающей» и «природы порожденной». Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Дуализм Декарта. Лейбниц о субстанции как монаде. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Действительность и закон достаточного основания. Спиноза о свободе как осознанной необходимости.

Тема 12. КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА И СУЩНОСТЬ ЕГО ЭТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

1. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии.Основные этапы научно-творческой деятельности И.Канта. Философское значение естественнонаучных идей Канта докритического периода. Главные философские работы критического периода.

2. Концепция критической философии.

"Вещь в себе" и явление. Критика метафизики как чисто умозрительной науки о мире в целом. Задачи «новой» философии. Кант о возможностях и границах теоретического разума. Учение об антиномиях. Концепция новой, трансцендентальной логики.

Моральная философия И.Канта.

Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг. Внеэмпирический и априорный характер категорического императива.

Тема 13. СИСТЕМА И МЕТОД ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ.

Объективный идеализм Гегеля.

Критика кантовского дуализма. Учение об абсолютной идее. Тождество бытия и мышления. Гегель о субстанции-субъекте.

Система и метод философии Гегеля.

Философия как логика. Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии. Философия природы. Философия духа. Принципы, законы и категории диалектического мышления. Противоречие системы и метода.

Учение об обществе.

Гражданское общество и государство. История как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Философия права. Гегель об «абсолютном духе» и его ступенях.

Тема 14. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА.

Философия Л.Фейербаха и разложение гегелевской школы.

Полемика «старогегельянцев» и «младогегельянцев». Критика Фейербахом гегелевского идеализма.

2. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха.

Отличия философии Фейербаха от теорий французских материалистов XVIII века. Единство человека и природы в философии Л.Фейербаха. Проблемы соотношения в человеке тела и души, слияния субъекта и объекта. Сенсуализм.

Фейербах о религии и обществе.

Религиозное чувство как отчуждение сущностных сил человека. Новая трактовка религии. Религия любви. Религия как вечная родовая сущность человека и основа всех общественных отношений. Историческое значение философских идей Л.Фейербаха.

Тема 15. ПОЗИТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.

Наши рекомендации