Формы рационального познания

Понятие Суждение Умозаключение
     
Словесный символ, выражающий существенные признаки предмета Например: простые понятия - стол, камень, человек; сложные (абстрактные) - пространство, материя, бытие, совесть, дуализм. Совокупность связанных между собой понятий     Например: деревянный стол, камень тяжелый, все металлы проводят электричество Совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики Например, все металлы проводят электричество, медь - металл, значит, медь проводит электричество
             

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение понятию «сознание». 2.Назовите и дайте краткую характеристику известным Вам

теориям происхождения сознания. 3.Какова связь между трудом и происхождением языка?

4.Укажите субъекта и объекты процесса познания.

5.Какие виды познания вам известны?

6.Какова роль практики в процессе познания?

7.Приведите свои примеры понятия, суждения, умозаключения.

Лекция 14 Наука и ее роль в жизни общества 1.Функции, особенности и методы научного познания. 2.Стадии и уровни научного познания. 3.НТР и моральные проблемы. 1вопрос Наука - это особая сфера человеческой деятельности, направленная на добывание, осмысление, систематизацию объективных знаний о внешнем мире и путях его преобразования. Наука - это мышление специальными понятиями как инструментами познания.

Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точного) знания.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

- познавательно-объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

- мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

- прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению. Как вид деятельности наука характеризуется определенной системой ценностей: ценность истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки; Особенности научного знания: 1.Системность. 2.Возможность логического доказательства. 3.Возможность экспериментальной проверки. 4.Отчётливое языковое выражение мысли. Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Но для современного человека основной формой познавательной деятельности человека является научное познание. В отличие от обыденного познания, оно протекает не стихийно, а целенаправленно.

К общим методам познания относятся:

- наблюдение (получение первичного материала);

- анализ и синтез (разложение на части и их соединение);

- абстрагирование (выделение в предметах важнейших свойств и признаков);

- обобщение (выделение общих свойств предметов);

- индукция и дедукция (логический метод вывода умозаключения от частного к общему; от общего к частному);

- аналогия (поиск сходства между предметами);

- моделирование (создание идеальных мысленных моделей);

- эксперимент (получение и накопление фактов).

2 вопрос.

Научное исследование проходит последовательно три стадии: эмпирическое, умозрительное и теоретическое исследование. Эмпирическое исследование (наблюдение, эксперимент), начинается с наблюдения. Наблюдение идет на основе воздействия объекта на органы чувств наблюдателя (субъекта) - такое наблюдение называется непосредственным, оно основано на возможностях наших органов чувств и приборов. Эксперименты могут быть прямые и модельные. В отличие от наблюдения при прямом (натурном) эксперименте субъект воздействует на объект исследования с помощью экспериментальных установок, инструментов, аппаратов. Реакция изучаемого объекта на эти воздействия фиксируется приборами. Модельный эксперимент в настоящее время широко используется, применяется тогда, когда объект удален в пространстве или во времени, имеет очень большие или малые размеры и др. В модельном эксперименте исследуют не объект («оригинал»), а модель.

Научный факт - первая, исходная форма эмпирического знания, которое отображает существующие свойства явлений, результат описания и обобщения эмпирических данных. Сравнение полученных фактов в результате эмпирического исследования приводит к обнаружению зависимости фактов - эмпирических законов.

Дальше исследование переходит на умозрительную стадию, начинается с «идеализации» имеющегося знания, выделяя мысленные образы идеализированных объектов и умозрительные понятия

Теоретическое исследование начинается с того, что из непротиворечивых, осмысленных умозрительных принципов и структур выбираются некоторые в качестве исходных принципов новой теории, из которых строится гипотеза. Гипотеза с гносеологической точки зрения представляет собой такое знание, истинность или ложность которого еще не установлена. Подтверждение («верификация») гипотезы превращает ее в теорию, и наоборот, опровержение отбрасывает гипотезу как ложное предположение. В проверке гипотезы решающую роль играет эксперимент - сначала мысленный, а затем реальный. Таким образом, как мы убедились, основные уровни научного исследования: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых рассматривается сущность познаваемых объектов.

3вопрос Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы познания. В истории естествознания выделяют четыре глобальные научные революции:

- первая научная революция произошла в период XV-XVI вв. - эпоха Возрождения - смена картины мира от геоцентрической на гелиоцентрическую: Аристотель, Птолемей - «Земля - центр мироздания»; Коперник - «Земля - одна из планет», движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам;

вторая (XVII в.) - рождение современной науки, нового механического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон: применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента; открыты законы движения тел, вращения Солнца вокруг своей оси; теории лунных и солнечных затмений (Кеплер); теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии (Декарт); создание дифференциального и интегрального исчисления, теория динамики и др.;

третья (конец XVII - конец XIX вв.) - гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности; учение об эволюции органического мира Лапласа, теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека; теория клеточного строения растений и животных; открытие закона сохранения и превращения энергии; открытие периодического закона Д. Менделеева; принципа диалектики, формирование диалектико-материалистической картины мира (Энгельс, Маркс) и др.

четвертая научная революция (XX в.) - формирование квантово-релятивистских представлений о мире: открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов; создание квантовой теории строения атомов (Резенфорд-Бор); создание теории относительности (Эйнштейн); зависимость свойств пространства и времени; открытие волновых свойств материи (Бройль); корпускулярно-волновой двойственности элементарных частиц; развитие генетики, расшифровка ДНК и др.

К основным характеристикам современной науки можно отнести:

резко возросшее количество ученых:

- рубеж XVIII-XIX вв. - около 1 тыс. человек,

- середина XIX в. - 10 тыс.,

- 1900 г. - 100 тыс.,

- конец XX в. - свыше 5 млн.).

рост научной информации: в XX в. мировая научная информация удваивалась каждые 10-15 лет. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в.

изменение мира науки: Наука включает около 15 тыс. дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом;

превращение научной деятельности в особую профессию.

Современная наука - социальный институт и фактор общественного прогресса. Однако зачастую научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству (клонирование, средства массового уничтожения и др.). Необходимо, чтобы ученые всегда понимали, какую огромную ответственность несут они за использование своих научных достижений. Вопрос об этическом содержании науки очень спорный. Все согласны с тем, что ученый не может быть выключен из этических отношений с коллегами, учениками. В научном сообществе считается недопустимым «списывать» чужие результаты, выдавая их за свои - это называется плагиатом. В то же время некоторые ученые полагают, что их дело исчерпывается добыванием истины. Но большинство ученых понимают, что должны соизмерять свою активность с состоянием общества, осознают недопустимость передачи в руки злодеев средств массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтрольного вмешательства в их дела (ядерное и биологическое оружие, манипуляции с генами животных и людей, внесение в компьютерные банки данных сведений о каждом члене общества и др.). Ученые ответственны за свои творения - в этом суть этики ученого. Подлинные ученые не стоят в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей. Для ученого истина - это знак добра и красоты.

Вопросы для самоконтроля:

1.Охарактеризуйте роль науки в жизни общества. 2.Назовите методы научного познания. 3. Должен ли учёный нести ответственность за результаты своей деятельности?

Лекция 15 Человек и общество.

1.Общество как система. 2.Общество как процесс. Человек и история

1вопрос.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, историей, традициями и культурой. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество воспроизводит основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Наиболее эффективным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий общество как систему и как процесс. Основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей: экономическая (по созданию материальных благ), социальная (по осуществлению связей между людьми), политическая (по управлению обществом), духовная (по созданию и освоению духовных ценностей).

Сферы жизни общества
Духовная   Социальная   Политическая   Экономическая
  Духовные учения Религия Наука Право Мораль Культура Образование   Народности Нации Классы Мужчины Женщины Взрослые Дети Жители города   Государство Политические партии Профсоюзы Общественно – политические движения   Заводы Фирмы Банки Фермеры Производственные отношения

Экономическая сфера включает в себя:

производство;

распределение;

обмен;

потребление материальных благ.

В любой отрасли производства труд возможен при наличии предметов труда, средств труда и рабочей силы.

Предмет труда это все то, к чему человек прикладывает свой труд: у шахтера -угольный пласт, у крестьянина - пашня, у токаря - заготовка и т.д.

Средства труда - это все то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда: орудия труда, источники энергии, мускульная сила человека. Но к средствам труда относятся и материальные элементы производства: земля, производственные помещения, транспорт, газопроводы, нефтепроводы, средства связи, компьютерные сети.

Рабочая сила - это не просто люди, а люди, обладающие определенными навыками и умениями трудовой деятельности. От их профессиональной подготовки, физического здоровья, воли, сознания, морали зависит эффективность материального производства.

Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в одежде, жилье, пище, образовании, поддержании здоровья, защите от опасных для жизни явлений природы.

Она включает в себя быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, т.е. все то, что направлено на обслуживание жизненных потребностей человека.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество - общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Политическая сфера - это совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются:

государство и государственные органы;

политические партии;

общественные организации;

Главным элементом политической системы общества является государство.

Основными функциями государства являются:

представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

регулятивная - поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами;

охранительная - охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

внешнеполитическая;

интеграционная.

Духовная сфера включает в себя, прежде всего формы общественного сознания - науку, религию, искусство и др. Сюда входят процессы воспитания и образования человека, информационные процессы.

2вопрос

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);

те, кто видит определенную логику в истории, считая ее целенаправленным, закономерным процессом (большинство философов поддерживают эту точку зрения).

Движущие факторы истории
Объективные Субъективные
  Исторические закономерности Природные закономерности Географические условия   Выдающиеся личности Социальные группы и классы

Среди подходов к истории, как к внутренне логичному и закономерному процессу можно выделить:

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма - К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Формация - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. Согласно этой теории в истории общества выделяются пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Теорию стадий роста(У. Ростоу) Выделяется три стадии: доиндустриальное общество (аграрное хозяйство), индустриальное (возникновение машинного производства), постиндустриальное(техногенное, информационное общество XX в.). В качестве критерия прогресса выбирается наука и техника.

Цивилизационный подход был предложен русским философом Н. Я. Данилевским, немецким философом О.Шпенглером и английским культурологом А.Тойнби. Если представители формационного подхода представляли исторический процесс как линейный, то сторонники цивилизационного подхода считают исторический процесс нелинейным - это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в разных уголках Земли. Цивилизации могут быть основными и локальными, основные оставляют яркий след в истории человечества, влияют на другие (религиозно). Основных цивилизаций восемь: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская; локальных - около 30 (американская, германская, русская и др.).

Движущими силами в истории по Марксу, являются народные массы и классовая борьба. Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

-вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

-ответ цивилизации в целом на вызов;

-деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Культурологический подход предложен О. Шпенглером, центральное понятие его - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни, она также как у Тойнби зарождается, живет и умирает. Но понятие «цивилизация» у Шпенглера несколько иное - это высший уровень развития культуры, завершающий период ее развития, предшествующий ее смерти.

Вопросы для самоконтроля:

1.Вчем состоит системность общества?

2.Как связаны между собой экономическая и социальная сферы, социальная и политическая, экономическая и духовная?

3.По-вашему, в развитии общества больше хаоса, случайностей, или закономерностей?

Лекция 16 Духовная жизнь общества. Общественное сознание.

1. Основные формы духовной жизни общества. 2. Общественное сознание и его формы.

1вопрос

Основными формами духовной жизни общества принято считать мораль, право, религию, науку, искусство. Мораль - это сфера существования нравственных норм человека, включающая два аспекта: правила и нормы поведения людей и способность человека оценивать свои намерения и поступки. Нормы морали регулируют лишь сознательное, волевое поведение: поступки душевнобольных, а также маленьких детей не подлежат нравственной оценке. Нравственное поведение закрепляется в обычаях и традициях (устойчивом, повторяющемся из поколения в поколении поведении). Мораль и правосходны в том, что предлагают систему правил поведения, но имеются и существенные отличия. Моральные нормы распространяются на такие отношения людей, которые не регулируются правом: дружба, любовь, верность. Исполнение права обеспечивается мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия, мораль не имеет специального учреждения, которое принуждало бы к соблюдению моральных норм. Моральное регулирование осуществляет общество: силой убеждения, примера, общественного мнения, традиции, нравственного авторитета отдельных лиц.

Структура нравственного сознания включает в себя нравственные чувства, категории морали, ценностные ориентации.

К основным нравственным чувствам относятся: долг, совесть, стыд, честь, счастье.

Фундаментальные категории морали: добро и зло, смысл жизни, свобода воли.

В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» - чего в другом не любишь, того сам не делай. Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайностей в поступках, соблюдать меру.

В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм) или общие интересы (альтруизм).

Первый вариант представляет собой: гедонизм(наслаждения, удовольствия); эвдемонизм (счастье); утилитаризм (поступок правильный, если он приносит пользу).

В основе альтруизма - сострадание к другим людям, бескорыстное служение людям, готовность к самоотречению во имя блага и счастья людей. Этот принцип нашел выражение в христианской морали - «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Основными элементами духовной жизни общества являются:

Духовная деятельность - это деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные и религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Индивидуальное сознание человека - восприятие им отдельных сторон бытия, это духовный «микрокосмос» индивида, в нем представлено не только общее, но и свое ­интересы, угол зрения, эмоции.

Сущность религиозного сознания - иллюзорное удвоение мира: признание наряду с реальным природным и социальным бытием иного, потустороннего мира. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное.

В отличие от просто веры в сверхъестественное, религия является общественным институтом. Религия играет одну из основных ролей в создании «жизненного мира человека». Она может выполнять созидательную, организующую роль в обществе, но исторически религии не всегда справлялись с этими задачами: вместо духовности насаждали фанатизм и ритуализм, вместо объединения - разъединяли и даже разжигали войны, вместо психологического успокоения порождали комплексы и суеверия.

Традиционное представление об абсолютной «противоположности» науки и религии провоцировалось прежде всего идеологическими мотивами, а именно духовным деспотизмом церкви, с одной стороны, и специфическими для европейской традиции претензиями науки на создание всеобъемлющего мировоззрения (сциентизм) — с другой. Во всяком случае, сегодня среди серьезных специалистов преобладает мнение о том, что компетенция религиозного сознания должна быть ограничена экзистенциальной проблематикой, а наука лишена своих абсолютистских мировоззренческих претензий; соответственно правомерно говорить о взаимной дополняемости религиозной веры и научного знания, лишь совместно удовлетворяющих одинаково объективные потребности миллионов и миллионов людей на данной стадии развития человечества.

2 вопрос

Общественное сознание - совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих всё разнообразие бытия.

Носителем общественного сознания является весь народ или какая-либо отдельная группа людей в его составе, например, класс или этническая общность.

Чем больше разница между восприятием действительности со стороны различных групп в данном обществе, тем больше вырастает угроза нестабильности. Формы общественного сознания:

Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие

достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов

Экологическое сознание способствует сохранению природы.

Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

Правовое сознаниеведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Формы сознания производны от общественного производства. Они - мыслительные продукты определенной общественной связи людей. Формы сознания представляют собой отражение и проявление практики масс и являются содержанием и продуктом их деятельности. Обыденное сознание - это как бы первичная форма понимания мира, оно возникает у людей в процессе их повседневной жизни и деятельности, в повседневном общении. Теоретические знания об обществе представляют собой высший уровень общественного сознания. В теоретическом сознании общественная жизнь, явления общественной жизни не только описываются, но и объясняются (раскрываются их законы, причины, противоречия).

В обществе, состоящем из различных социальных групп, теоретическое сознание имеет идеологическую окраску.Идеология - совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиций той или иной социальной группы. Идеология включает в себя представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении идеалов. Пока существуют социальные группы со своими различными интересами, будет существовать идеология. Идеология создается сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. Они специально изучают общество, создают концепции общественного развития.

Особое место в общественном сознании занимает массовое сознание (его еще иногда называют «психологией толпы»). Масса, «толпа» характеризуется рядом специфических качеств: у людей, объединенных в «толпу», теряется независимость суждений, резко возрастает чувство своей силы, падает сознание индивидуальной ответственности, растет внушаемость, они легко поддаются влиянию «вожаков». Интересно, что еще Платон писал, что охлос («толпа») - это особое животное, а демагог («вожак») - дрессировщик, умеющий им управлять. В толпе не обретается, а теряется свобода.

В формировании массового сознания особую роль играют механизмы заражения и подражания. Известно, что убеждения человека основаны на знании и понимании. Человек без убеждений легко поддается манипулированию его сознанием. Известно также, что чем ниже уровень развития личности, тем выше подражательность, конформизм.

В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию - совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид.

Характерные черты общественной психологии: она синкретична (сочетает противоречивые взгляды), охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферу, вплетена в практическую сферу деятельности социальных групп, формируется в основном стихийно. Но в случае желания господствующих слоев общества привить массам свою психологию, свои социальные чувства, чтобы массы оценивали события не с позиции своих интересов, а с позиций господствующих слоев, применяется целенаправленное формирование общественного сознания, в т. ч. с использованием безнравственных приемов.

В настоящее время развитие средств массовой информации оказывается все более сильным фактором формирования общественного сознания. СМИ формируют стандарты мышления, поведения, спрос потребителей и т.д.

На формирование общественного сознания влияет ряд факторов:

- географическая среда, в которой живет социальная общность;

- уровень материальной жизни и характер потребления;

- формы общественной жизни;

- историческое прошлое и т.д.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите формы общественного сознания и дайте им краткую характеристику.

2.Чем различаются обыденное и теоретическое сознание?

3.Назовите характерные черты массового сознания («психологии толпы»).

4.Какие факторы влияют на формирование и развитие общественного сознания?

5. Чем больше разница между восприятием действительности со стороны различных групп в данном обществе, тем больше вырастает угроза нестабильности. Прокомментируйте это утверждение.

Лекция 17 Человек и культура. Культура и цивилизация.

1. Структура культуры. 2.Функции культуры. 3.Культура и цивилизация. 1вопрос. Культура делится на различные типы, виды, формы. Внутренняя структура культуры содержит два слоя: материальную и духовную культуру.

В материальную культуру входит сфера материального производства и ее продукты:

культура труда и материального производства;

культура быта;

культура места жительства (жилища, дома, деревни, города);

культура отношения к собственному телу;

физическая культура.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты:

религию;

искусство;

науку;

философию;

право;

мораль;

К основным видам культуры относят:

доминирующую, субкультуру, контркультуру;

сельскую и городскую культуры;

обыденную и специализированную культуру.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура - обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит и находится в конфликте с ее господствующими ценностями (молодежное движение хиппи, культура богемы).

Обыденная культура - часть повседневной реальности, ограниченная своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы:

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей -высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

Народная культура- состоит из двух видов: популярной и фольклорной. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы, а фольклорная - его прошлое (легенды, сказки, народные предания, эпос). Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной -город. Аудитория народной культуры - всегда большинство общества, так было в традиционном и индустриальном обществе, но в постиндустриальном - ситуация меняется.

Массовая культура - не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она понятная и доступна всем возрастам, независимо от уровня образования, у нее самая широкая аудитория и она является авторской, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, она забавна, развлекательна, связана с коммерцией. Особое качество массовой культуры - способность избавлять потребителя от всяких интеллектуальных усилий, проложив для него короткий путь к удовольствию. Решающую роль для формирования массовой культуры сыграло кино, радио.

2вопрос.

Культура выполняет несколько жизненно важных функций:

- социализации, то есть формирования и воспитания человека. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не сможет стать человеком;

- познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;

регулятивная или нормативная, с помощью которой культура устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется, прежде всего через системы норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества;

коммуникативная - осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей;

ценностная, или аксиологическая - способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать плохое и хорошее, злое и доброе, безобразное и прекрасное.;

творческая - находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры;

развлекательная, или компенсаторная, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Сегодня стать универсальной личностью трудно, но в то же время возросли возможности быть культурным человеком, назовем основные характеристики культурного человека:

объем и глубина знаний, которыми человек обладает;

высокая квалификация и мастерство, профессиональные умения;

нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм и правил поведения;

владение компьютером и иностранными языками;

быть экологически воспитанным.

К проявлениям антикультуры относят нарушение прав человека, низкий профессионализм, страсть к наживе, обогащение любой ценой, потеря чести, совести, долга, корысть, цинизм, грубость, невежество, безнравственность. Пополняют этот список аморальные поступки, неуважительное отношение к старшим, традициям, представителям другой конфессии, национальности, конформизм, пропаганда через СМИ насилия, мистицизма, распущенности, романтизация преступного мира, поклонение инстинктам и др.

3вопрос.

В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».

Первоначально термин «цивилизация» тесно переплетался с понятием «культура», однако появились концепции, основанные на несовместимости культуры и цивилизации. Несмотря на то, что между этими явлениями имеется много общего, культура и цивилизация в современном понимании рассматриваются как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие черты и особенности.

Проблема цивилизации является одной из основных в философ

Наши рекомендации