Третья лекция, записана мною же.
Наука доказала свое право называться точным познанием мира на рубеже веков. Чем же тогда заниматься философии? Что она может сказать более фундаментального, общего, специального, чем специализированные науки? Ничего! Старое натурфилософское системосозидание стало патологией, отмерло, приобрело почти ругательный оттенок. Произошел раскол философии на направления для науки и против нее.
Сначала поговорим оpro направления. Первое из них - это механический материализм XIX века - прямой наследник механического материализма XVIII века (смотри Дидро, Гельвеций и другие). Механический материализм становился все более не философским мышлением, а частью мышления ученых (Жозеф Луи Лагранж, Пьер Симон Лаплас, Био, Савар, Пуассон, Максвелл, Кирхгоф, лорд Релей, лорд Кельвин (Уильям Томсон), Дж. Дж. Томпсон). Именно Лагранж активно продолжал систему Ньютона, считая ее системой мироустройства. Лаплас развивал идеи Лагранжа, математически оформил кантовскую теорию образования солнечной системы. Скорее всего, канта он не читал, а воспринял его идеи через французских материалистов (скорее всего, через Гольдбаха). Разработал идею механической причинности, которая восходит еще к Демокриту, на уровне классической механики. Считал, что в мире нет случайностей, есть лишь незнание начальных данных и взаимодействий. Случайность - это мера нашего незнания. Все события предопределены. Если бы существовал гипотетический ум, знающий все начальные условия и значительные взаимодействия, то он мог предсказывать будущее, а из обратимости законов механики во времени, то и все, что было в прошлом. Его так и называют - демон Лапласа. С другой стороны, внес большой вклад в развитие теории вероятностей, смотри, например, теорему Муавра - Лапласа. А так, как и многие великие умы, особенно те, кто вышел напрямую из "народа", был довольно мелочным человеком.
Заметный вклад в методологию научного познания был внесен французскими физиками, изучавшими электромагнитные явления. Био активно пропагандировал идею индуктивного познания (Ф. Бэкон, Роберт Бойль, Исаак Ньютон, Жан Батист Био - представители индуктивного мышления). В начале XIX века механический материализм не был абсолютно господствующим, например еще Карно строил свою термодинамику на представлениях о флогистоне, который с теплородом, вообще говоря, не одно и то самое же. Только после построения молекулярно-кинетической теории механический материализм восторжествовал. С этого времени механический материализм стал фундаментальной опорой естественнонаучного мировоззрения. Одной из ключевых фигур является Максвелл. В процессе создания теории электромагнитных явлений он употреблял понятия механических систем, воспринимал все в рамках механических моделей. Именно он является основателем концепции механического объяснения. Кельвин говорил, что "объяснить - это построить механическую модель". Последний великий механист - это Джон Джозеф Томпсон, хотя механисты есть и сейчас.
Большое признание получили популяризаторы механического материализма:Карл Фохт1817-1895, Якоб Молешотт 1829-1893 и Людвиг Бюхнер 1824-1889 гг.Это были врачи и переносили механический материализм на живые организмы, как совокупности сложных частей.
Этот механический материализм в концеXIX - начале XX вв. пришел в кризисное состояние (примерно с 1895-1905 гг.). Кризис состоял в том, что физики стали осознавать, что электромагнитные явления не есть проявления механики. Масса классифицировалась как показатель материальности, а не протяженность. Электромагнитный эфир понимался как механическая гидродинамическая среда. Но электромагнитное излучение не имеет массы в Ньютоновском понимании; попытки сформулировать механическую теорию эфира наталкивались на серьезные трудности. Например, уравнения Максвелла не инвариантны относительно преобразований Галилея, а любое механическое уравнение - инвариантно. Томпсон предложил гироскопическую теорию эфира. В принципе, механисты есть до сих пор. Вторая трудность - теория электромагнитной массы и заряда (смотри трубку Крукса, катодные и каналовые лучи, Х-лучи). Появилось предположение о нематериальной, электромагнитной части массы заряженных частиц. На электронах бетта-распадабыла обнаружена зависимость массы от скорости. Все это подорвало позиции механического материализма. "Может стоит рассматривать механику как специфическое проявление электромагнетизма, а не наоборот?"- говорила одна из теорий - ответвление механического материализма (Густав Ми- единая полевая теория материи). Ми пытался построить нелинейные уравнения Максвелла, которые переходили бы в линейные в пределе слабых полей. Но не удалось соблюсти градиентную, калибровочную инвариантность, а следовательно, и закон сохранения заряда и нулевую массу покоя фотона. Вообще говоря, Макс Борн и Шредингер пытались построить нелинейную обобщенную электродинамику. После создания квантовой механики механический материализм отошел в область маргинальной патологии, перестал быть методом научного мировоззрения.
С механическим материализмом в какой-то мере связан диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин). У Маркса нет ни одного серьезного труда по диалектическому материализму, только по концепции общества, а вот Энгельс в основном писал по диалектическому материализму. Даже противники Маркса с уважением относились к его трудам, которые сильно повлияли на развитие социологии. Энгельс же был из семьи очень крупных капиталистов, недоучившийся гимназист без высшего образования, был послан управлять заводом в Англию. Энгельс был "энциклопедистом" в плохом смысле этого слова, то есть, прочитав книгу, тут же писал свою ей в ответ, даже не понимая смысла прочитанного. "Антидьюринг" и "Диалектика природы" - очень обрывочные бессвязные труды, второй труд - это вообще собрание дневников. У Ленина же "Полемика. Эмпирико-критицизм" и "Философские тетради" - полемика с позитивизмом II, тоже бессвязные труды. Так что, диалектический материализм - это продукт советского общества, точнее большевиков. Сам по себе диалектический материализм - это комбинация механического материализма и гегелевской диалектики. На основании трех законов диалектики диалектический материализм противопоставлял себя механическому. Полное принятие гегелевской диалектики - самое вредное в диалектическом материализме, так как классифицировал себя как высшую форму знания, а законы диалектики - как всеобщие законы мира, природы, общества, процесса познания. Но отсутствовали представления об Абсолютной Идее, Абсолютном Духе. Дословное принятие гегелевской диалектики породило множество схоластических привычек и трудов, хотя им и пытались придать осмысленную форму. С другой стороны, претензии на всеобщность давали диалектическому материализму право диктовать естествознанию свои воззрения. Хочется отметить странное отношение диалектического материализма к диалектике Гегеля, можно даже сказать, что оно лицемерное, а не двоякое, противоречивое.
Четвертая лекция. Записана Сашей Болтасевой и мной.
Позитивизм.
В европейской философии нового времени было 3 периода (волны) позитивизма:
- Первый позитивизм, который, собственно, и называется позитивизмом. Условно, это 40 гг. XIX в - середина 80 гг. XIX века
- Второй позитивизм - эмпириокритицизм. Середина 80 гг. XIX века - 1911-1913 гг.
- Третий позитивизм - неопозитивизм. 1920 - середина 60 гг. XX века.
Наиболее крупные представители первого позитивизма: Огюст Конт (1789-1857), Джон Стюарт Миль(1806-1873), Герберт Спенсер(1820-1903).
Основателем позитивизма является Конт, который в 40 гг. XIX века выступил с принципиальным и фундаментальным заявлением о самостоятельности и автономии науки. В то время наука как раз доказывала свое право называться эффективным способом познания мира. ⌠Наука не нуждается ни в какой философии. Наука - сама себе философия,■ - говорил он. В программе Конта не было натурфилософских попыток объявить философию наукой наук, как в гегельянстве. Самостоятельность науки в позитивизме получило самое четкое выражение. Конт установил закон трех стадий (скорее не закон, а констатация эмпирических данных) развития человеческого понимания мира:
- Религиозно-мифологическое понимание (или мифо-религиозное).
- Натурфилософская стадия (Древняя Греция - XVIII век).
- Стадия позитивной науки, обоснованной, с установившимися знаниями.
Временные границы между стадиями нечеткие, да и неуместны здесь точные даты. История позитивизма начинается с программы Конта. Характерной чертой всех позитивизмов является наличие следующих составляющих:
- Претензии быть философией адекватной новому уровню развития человечества, уровню научного знания.
- В качестве эталона позитивной научного знания рассматриваются эмпирические данные (ультра эмпиризм).
Чем должна заниматься философия? Общий ответ: " Философия должна заниматься методами научного познания, их разработкой" (у Конта, Спенсера ответы немного разные), то есть философия - служанка науки (Фома Аквинский утверждал, что философия - служанка теологии). Эта установка была принята позитивизмом. Ультра эмпиризм приводит к разделению всех возможных вопросов на два класса:
- На которые можно дать осмысленный ответ (проблему можно решить ссылкой на конкретный опытный результат).
- На которые нельзя ответить, сославшись на какой-либо опытный результат. Эти вопросы рассматриваются вне всякого знания - неопозитивизм называет их псевдовопросами, то есть бессмысленными.
В разряд псевдопроблем попали традиционные вопросы философии - о сущности мира (метафизика). Позитивизм активно выставляет против метафизики. Вопрос о сущности мира рассматривается позитивизмом как бессмысленный, то есть позитивизм формировался в русле юмовского феноменализма. Юм вообще считается отцом позитивизма. первый прямо восходит к Юму, второй был ближе к субъективному материализму Беркли, неопозитивизм снова вернулся к Юму. Тем не менее, даже позитивизм II имел много от юмовского феноменализма.
Идея Конта: задача философии - классификация наук, расположение их в ряд с целью более удобного преподавания. "Курс позитивной философии" Конта - это популярный пересказ научных представлений того времени со вставками классификации. Даже не столько философский труд, сколько дайджест, в чем нет ничего плохого. (Вспомним Тойнби, его 12 томный труд по истории, по которому ученики сделали замечательный однотомный дайджест, который в большинстве своем и известен.) Сама по себе классификация наук Конта не так интересна, ее элементы встречались и раньше, например, Энгельс обвинял его в плагиате у Сен-Симона (не утописта, а герцога XVIII века, у которого Конт работал секретарем, и который оставил известные записки). В основе классификации лежит математика, что восходит еще к Канту, который считал степенью научности науки степень ее математичности. Это противоречие, с одной стороны, основа - это эмпиризм, а с другой - математика во главе. В позитивизме, в принципе, много внутренних противоречий. Второй наукой он ставит астрономию, в то время сводившуюся к тригонометрии на сфере. Затем идет аналитическая механика. Потом физика (в начале XIX века она еще была сильно эмпирична, в ней не было сильного математического аппарата). Затем химия. Биология. Наука об обществе, которой еще в то время не было, но которую следует создать, и которую он называет социологией. Конту же принадлежит идея, что будущая социология должна быть организована как механика, он даже вводил социологические массу, скорость, силу и ускорение. Возможно это были просто наивные представления, а возможно и попытка использовать метод аналогии. В конце жизни решил организовать новую религию (что-то типа саентологии), но после его смерти эта секта распалась. Сами произведения Конта не пользовались большой популярностью. Известность они приобрели лишь после работ Милля и Спенсера. Конт приобрел такую известность, что позитивизм называли огюстконтизмом.
Первый крупный философов, который воспринял идеи Конта, - это Милль. Он полностью принял основные установки позитивизма: эмпиризм, научность, феноменализм, необходимость разработки научного метода. Но считал, что основная задача позитивизма - это именно выработка научного метода познания. Начиная с Милля и появляется философия науки. Милльуделял много внимания индуктивизму как фундаментальнейшиму научному методу, продолжая линию Бэкона. Основной его труд "Система логики: силлогическая и индуктивистская" разрабатывает логику индуктивного метода. Много внимания уделяет методам эксперимента. Как его организовать, чтобы удачно применить индукцию: метод единственного сходства и единственного различия. Около Милля организовался целый кружок людей, среди которых не все были согласны с его взглядами, но именно с этих людей и начинается философия науки. Уильям Уэлбелл ("История и методология индуктивных наук"), Джеволс - логик и методолог науки (в Англии очень интенсивно в то время развивалась символьная логика и булева алгебра, предпринимались попытки создать счетную машину, де Морган, Бебидж), астроном Джон Гершель-младший и другие. Это были просто авторы участники философского кружка, а не ученики. Эти люди придали первому позитивизму резкий индуктивистский уклон.
Герберт Спенсер. Наиболее сильно среди представителей первого позитивизма выражает антиметафизическую феноменалистическую направленность. Чаще других пишет о принципиальной непознаваемости метафизических вопросов. Основная идея - перенесение методов одних наук на другие. Его основной труд "Биология" - это идея эволюционного развития мира,включая космологию Лапласа, затем эволюция живого, потом эволюция общества. Один из пионеров глобального эволюционизма. Главным образом опирался на Дарвина, Альфреда Уоллеса, Томаса Гексли. Спенсер и к обществу применяет идеи биологии - магистральный путь развития от простого и недифференцированного к сложному и специализированному, возникновение дифференцированных подсистем. Первобытное общество амебообразно, потом появляются различные специальные социальные институты. Спенсер - пионер идеи общества как самоорганизующейся системы. Затем он переносит идеи эволюционизма на искусство.
Первый позитивизм и механический материализм не находились в философском противоречии, а мирно сосуществовали и подпитывали друг друга. Почему? Во-первых, оба были связаны с наукой и противостояли философскому идеализму и религии. Во-вторых, оба основывались на индуктивизме. Возможно, это и объясняет данный факт.
Где-то с середины 80х годов XIX века начинается второй позитивизм или эмпириокритицизм.
Пятая лекция. Записана вновь мной.