Два фундаментальных подхода к понятию философии как науки
Раскрывая философию как интеллектуальную деятельность Р. Каратини пишет, что «Собственно, то, что называется философией, - это и есть тип интеллектуальной деятельности, зародившейся в Греции конца VII в. до н.э». Свою точку зрения он подчеркивает описывая философию с научной стороны.
Например, говоря о том, что до конца XVIII в. различали природную философию и моральную позднее автор пишет, что первая «становится наукой», а вторая, распадаясь на несколько сугубо философских отраслей, «делается учебной дисциплиной», т.е. для познания философии необходим разум, а не чувства.
Так же автор подчеркивает энциклопедичность философии, тем самым неоднозначно указывая на неё как на науку. «Философия XVII-XVIII вв. представлена главным образом энциклопедистами… тогда как философы XIX в. преподавали в университетах. … Философия претендует на энциклопедичность. Но она также и методологическая наука…»[5].
Каратини, говоря о философии говорит о науке. Философ - «любитель» (philos) «мудрости» (sophia), т.е. «любящий мудрость, но не обладающий ею». Философ стремится к мудрости, пытается узнать, понять, т.е. «Философия - это некое всеобъемлющее любопытство, которое приводит к познанию и пониманию человека и действительности как единого целого».
Нельзя назвать человека, который впервые задумался о философских вопросах, но вот назвать человека, положившего начало так называемой классической философии можно.
Именно философии учил Фалес в первой философской школе в Милете в конце VIII в. до н. э, известной под именем Ионической, или Милетской. Этим фактом Каратини подтверждает, что философия – это тип интеллектуальной деятельности, раз её можно изучать. Рассказывая о Фалесе автор подчеркивает его ум. Множество историй о Фалесе, где он предстает очень умным и сообразительным подталкивают к идеи, что философия - это тип интеллектуальной деятельности.
В противоположность ему неизвестный автор «Затерянной рукописи» рассматривает философию как жизненную практику. Он рассуждает о первоначальном значении и смысле слова философия. Понятие Φιλοσοφία берет свои корни из Древней Греции: φιλέω (филео, «любить»), и τόσοφόν (то софон, «мудрое»).
Именно там получает распространение философия, а, как известно, условия для жизни в то время были там далеки от идеальных. Значит, люди, за долгую жизнь, полную проблем и вопросов в конце концов стали искать ответы в философии. И их богатый жизненный опыт помогли найти ответы на некоторые из них, но многие до сих пор остались без ответа, несмотря на долгую жизнь философии. Таким образом, древнегреческое слово φιλο-σοφία означает «любо-мудрие». Значение же слова «любомудрие» неоднозначно.
В своей книге автор приводит несколько определений понятия философия.
Первое определение: «Философия – это то, к чему приходит всякий человек в своём интеллектуально-жизненном движении, сознавая, что он существует, – что он не может, стало быть, существовать естественно-бессознательно, но должен понять границы своего жизни, всего своего существования, для того, чтобы действительно существовать, или жить» подчеркивает, что философия познается, прежде всего с опытом, с жизненной практикой[6].
Второе определение: «Философия есть исследование условий (принципов, причин) всего существующего, в том числе и условий всех тех действий, при помощи которых то, что существует, некоторым образом познаётся, признаётся сознанием в качестве существующего.», раскрывая его автор уточняет: «сохраняясь тысячелетиями, предметное триединство «природа/человек/Бог», являлось и самым долговременным, и самым плодотворным – классическим условием помыслить сущее фактически.», опять же жизненная практика. Третье определение: «философию приходится определять, сугубо предварительно, как некий разговор, или некое неподрасчётное по существу познавательное сотрудничество, или всегда ответное познавательное действие, ответное слово о насущном». Таким образом автор раскрывает философию как жизненную практику.
В заключении хотелось бы отметить, что ни один из авторов не навязывает свое мнение. Каждый сам должен понять, что такое философия и какую роль она играет в его жизни и в жизни общества в целом.
Так что же делает человека философом: его жизненная практика или интеллектуальная деятельность, а, возможно, их совокупность? На этот вопрос каждый должен найти ответ сам, а книги могут лишь помочь в этом непростом поиске.