Периодизация западной философии.
1. Античная философия (VI в. до н.э. – VI в. н.э.)
2. Средневековая религиозная философия (V –XV в.в.)
3. Философия эпохи Возрождения ( XIV–XVI в.в.)
4. Философия Нового времени (XVII-XIX в.в.)
5. Современная философия (XX- XXI в.в.)
Античная философия .
1.Основные этапы, представители и проблематика.
2. Общие черты и главные философские школы.
3. Основные идеи и принципы.
1. Основные этапы, ведущие школы и проблематика.
1. Раннегреческая натурфилософия (VII - VI в.в. до н.э.). Милетская школа, элеаты, Гераклит, Пифагорейский союз, атомисты. Поиск первоначала бытия, объяснение явлений природы, сущности Космоса и др.
2. Классический период (V –IV в.в. до н.э.). Софисты,Сократ, Платон, Аристотель и их школы. Проблемы человека, его природы и сущности, границ и возможностей познания, гражданских добродетелей, смысла жизни и т.п.
3. Период раннего эллинизма (III - I в. в. до н.э.). Киники, стоики, скептики, эпикурейцы. Проблема судьбы, рока, критика общества и традиционных духовных ценностей, жизни и смерти и пр.
4. Поздний эллинизм (I – VI вв. н.э.). Неоплатонизм. Проблема отношения человека и Бога, поиск Единого начала бытия, взаимосвязь мира идей и мира вещей и т.п.
Общие черты и главные философские школы.
В целом, этой философии присущи такие черты как духовный аристократизм, презрение к физическому труду, отсутствие экспериментального начала, созерцательноть и умозрительность большинства философских концепций, отсутствие непосредственной связи с практикой. Философы - интеллектуальная элита античного общества, для которых занятие философией – образ жизни, форма самопознания и духовного саморазвития. «Не любить философию, все равно что не любить собственную мать,» - утверждал Цицерон.
Вместе с тем, античная философия стала первой в истории попыткой рационального постижения действительности, «наукой наук».
· В рамках этой философии возникли два основных философских направления: материализм (линия Демокрита) и идеализм (линия Платона);
· был разработан язык философии (ее категориальный аппарат);
· оформилось проблемное поле философии (ее предмет);
· сформировались основные методы философского познания (метафизика, диалектика, софистика и др.);
· сложились основные структурные элементы философского знания (ее дисциплинарная организация);
· обозначился высокий социальный статус философии в системе духовной культуры;
· зародились профессиональная исследовательская деятельность;
· появились первые философские школы и образовалось философское сообщество.
Философские школы и представители:
Милетская:Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.
Пифагорейская: Пифагор и ученики.
Элейская: Ксенофан, Парменид, Зенон.
Атомисты: Левкипп, Демокрит.
Софисты: Протагор, Горгий, Гиппий.
Сократическая школа: Сократ и ученики.
Академия Платона: Платон и ученики.
Ликей: Аристотель и ученики.
Эпикурейцы: Эпикур, Лукреций Кар.
Киники: Антисфен, Диоген.
Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий.
Скептики: Пиррон, Секст Эмпирик.
Эклектики: Филон, Боэций, Цицерон.
Неоплатоники: Плотин, Плутарх, Прокл.
Несмотря на многообразие школ и своеобразие философских концепций, в целом, философии Античности было присуще единое миропонимание и достаточно общая философская картина мира, которая опиралась на ряд исходных идей или принципов.
Основные идеи и принципы.
· Космоцентризм. Космос – основной объект познания. Он есть гармоничное, совершенное и завершенное организованное целое, управляемое Логосом (разумным первоначалом).
· Единство мира. Космос исходит из единого начала – первоэлемента: духовного ( число у Пифагора, мир идей у Платона, ум-перводвигатель у Аристотеля, бытие у Парменида) или материального ( вода у Фалеса, огонь у Гераклита, атом у Демокрита).
· Гилозоизм.Космос в целом одушевлен и разумен. Любая вещь, природное явление обладает духом , имеет душу.
· Метемпсихоз.Идея переселения душ.
· Синкретизм. Идея целостности мира как упорядоченности однорядных структур и элементов, слитность единого мира. Человек - часть космического целого, он «встроен» в природу.
· Антропоморфизм. Боги, духи и другие элементы природы близки и доступны людям. «Человек есть мера всех вещей…» ( Протагор).
· Идея естественного неравенство людей. Человек – это мужчина, свободный гражданин города – полиса. Раб – говорящее орудие.
· Идея двойственной природы человека, «человек – животное политическое» (Аристотель). Человек – часть целого, как физического (природы), так и социального (общества).
· Единство и гармония души и тела человека.
· Разум дан человеку, чтобы познать мир и себя в нем. «Познай самого себя» - Сократ.
· Источник злых поступков - незнание.«Я знаю, что ничего не знаю…» (Сократ).
· Жизнь подчинена року, судьбе. Отсутствует свобода воли.
Таким образом, античная философия вводит человека в мир как главное действующее лицо, рассматривает познание как основную задачу человека, сосредотачивает внимание на моральных аспектах человеческой деятельности, ищет ответы на важнейшие жизненные вопросы. Материальной основой расцвета данной философии был экономический подъем полисов (торгово-ремесленных городских центров). Социальной основой стали ученые-философы, самостоятельная прослойка, неотягощенная физическим трудом и претендующая на духовное и политическое руководство обществом. Идейной основой явились мифология, предфилософия, протонаука, мистека, литература древних Греции и Рима. Духовная основа обращена к общечеовеческим ценностям. Философия учит «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать» (Демокрит). Отсюда внимание к проблемам добра и зла, любви и ненависти, наслаждения и страдания, справедливости и произвола, жизни и смерти, прекрасного и безобразного и т.д.
Хотя современная западная философия весьма опосредовано связана с идейными исканиями античных мыслителей, нельзя не согласиться с мнением Ф.Энгельса, что «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений».