Матрица формирования компетенций
№ п/п | Наименование темы | Компетенции, формируемые на занятиях | |||||||||||||||||
ОК | |||||||||||||||||||
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии. | |||||||||||||||||||
1.1. | Предмет и структура философского знания | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.2 | Философия Древнего мира. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.3 | Философия Средневековья и Возрождения. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.4 | Новоевропейская философия. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.5 | Русская философия | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.6 | Современная зарубежная философия | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания | |||||||||||||||||||
2.1 | Проблема бытия в философии | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.2 | Проблема развития в современной философии и науке | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.3 | Философские проблемы сознания | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.4 | Проблема познания в философии | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.5 | Научное познание | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Модуль 3. Бытие человека в современном мире | |||||||||||||||||||
3.1 | Проблема человека в философии | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.2 | Проблема смысла человеческого существования | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.3 | Человек в мире духовных ценностей | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.4 | Общество как предмет философского осмысления | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.5 | Человек в информационно-техническом мире | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.6 | Проблемы и перспективы современной цивилизации | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.2. Виды самостоятельной работы.
При изучении философии студенту надо:
ознакомится с содержанием основных философских систем и направлений;
овладеть категориально – понятийным аппаратом философии;
сформировать способность к философской рефлексии, предвидения социальных, нравственных и экологических последствий своей деятельности;
выработать способность творческого применения философских знаний в профессиональной и другой деятельности.
Всё это связано с выработкой системного подхода к анализу научных и специальных проблем.
Эти знания, частично, студенты приобретают путём самостоятельного изучения учебного материала. При этом следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу. Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности:
а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;
б) изучение специальной литературы, конспектирование материала;
в) консультация с преподавателем;
г) самостоятельное изложение проблемы.
Изучение каждой темы дисциплины заканчивается выполнением тестовых заданий.
№ п/п | Учебно-образовательные модули дисциплины | Виды самостоятельной работы студентов |
1. | Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии. | 1. Изучение тем лекций |
2. Подготовка к практическим занятиям | ||
3. Подготовка к тестированию | ||
4. Посещение музея | ||
5. Написание реферата (контрольной работы) | ||
6. Подготовка к промежуточной аттестации – коллоквиум | ||
2. | Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания | 1. Изучение тем лекций |
2. Подготовка к практическим занятиям | ||
3. Подготовка к тестированию | ||
4. Посещение музея | ||
5. Написание реферата | ||
6. Подготовка к промежуточной аттестации – коллоквиум | ||
3. | Модуль 3. Бытие человека в современном мире | 1. Изучение тем лекций |
2. Подготовка к практическим занятиям | ||
3. Подготовка к тестированию | ||
4. Посещение музея | ||
5. Написание реферата | ||
6. Подготовка к промежуточной аттестации – коллоквиум |
Цели занятия по каждой теме курса
Таблица 6
Учебно-образовательный модуль. | |||
№п/п | Цель занятия | Перечень тем | |
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии. | |||
1. | Цель: освоить исторические и современные представления о предмете философии, круг философских проблем, структуру философского знания; значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира, основное содержание функций философии; особенности философского мировоззрения, отличие от мифологии, религии, науки; история возникновение философии, основные этапы ее развития, их основные черты. | Предмет и структура философского знания | |
2. | Цель: знать круг философских проблем, основные школы и философские позиции ведущих учёных Древневосточной философии; знать периодизацию и характерные черты античной философии, основные школы и представителей. | Философия Древнего мира | |
3. | Цель: рассмотреть основные этапы развития Средневековой философии, ее основные проблемы, и усвоить основные принципы философии Возрождения | Философия Средневековья и Возрождения. | |
4. | Цель: выделить круг философских проблем, основные достижения, идеи и направления философской мысли. Знать основные проблемы, характерные для эпохи Нового времени и эпохи Просвещения. Усвоить основные проблемы немецкой классической философии, подходы в их решении, иметь четкое представление об идеях марксистской философии. | Новоевропейская философия | |
5. | Цель: знать особенности развития философской мысли России, ее характерные черты, основные течения и направления, философские позиции ведущих философов. | Русская философия | |
6. | Цель: проанализировать особенности развития современной зарубежной философии, многообразие проблем и методов, основные течения и направления, философские позиции ведущих философов. | Современная зарубежная философия | |
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания. | |||
7. | Цель: усвоить различные трактовки бытия, основные типы бытия; иметь представление об основных картинах мира; смысле понятий субстанция и материя; а также знать содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени. | Проблема бытия в философии | |
8. | Цель: знать содержание понятий развития, прогресса, регресса, уметь выделить основные критерии прогресса; усвоить исторические типы диалектики, основные модели развития и законы развития; иметь представление о сущности системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики; выделять особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки. | Проблема развития в современной философии и науке | |
9. | Цель: знать основные подходы к решению проблемы происхождения сознания и его сущности, его творческую природу, связь с языком, структуру сознания, соотношение сознания и бессознательного, их роль в жизни человека. | Философские проблемы сознания | |
10. | Цель: усвоить подходы к решению вопроса о познании мира, основные формы познания, соотношение знания и веры, понимание и объяснения; знать сущность классической и неклассической интерпретации истины, соотношение истины и заблуждения, критерии истины. | Проблема познания в философии | |
11. | Цель: овладеть спецификой научного знания; уровнями, формами и методами научного познания, пониманием традиций, новаций и революций в науке; знать основные критерии научного знания и его отличие от вненаучного знания; основные этапы развития науки, их характерные черты, основные концепции развития научного знания. | Научное познание | |
Модуль 3. Бытие человека в современном мире. | |||
12. | Цель: развитие представлений о природе в истории философии, основные подходы в решении вопроса о происхождении человека, соотношение природного, социального и духовного в человеке, соотношение понятий человек, индивид, личность. | Проблема человека в философии | |
13. | Цель: знать основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения, сущности. | Проблема смысла человеческого существования | |
14. | Цель: знать понятие и природу ценностей, мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей и их роль в жизни человека и общества. | Человек в мире духовных ценностей | |
15. | Цель: усвоить содержание понятий общество, государство, цивилизация, основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. | Общество как предмет философского осмысления | |
16. | Цель: проанализировать роль науки и техники в общественном развитии, смысл научных и технических революций, позиции сциетизма и антисциетизма. | Человек в информационно-техническом мире | |
17. | Цель: усвоить содержание процессов глобализации, возникновение и сущность глобальных проблем и пути их решения. | Проблемы и перспективы современной цивилизации |