Методические указания по организации практических занятий
Семинар предназначается для углубленного изучения той или иной дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. При изучении культурологии в вузе семинар – не просто вид практических занятий, а, наряду с лекцией, основная форма учебного процесса.
Выделяют три типа семинаров, принятых в университетах:
1) семинар с целью углубленного изучения определенного тематического курса;
2) семинар, проводимый для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы;
3) семинар исследовательского типа по отдельным частным проблемам науки для углубления их разработки.
Формы проведения семинара.
В практике семинарских занятий по культурологии в вузах можно выделить ряд форм: развернутая беседа, обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа, семинар-коллоквиум и другие.
Требования к выступлениям студентов.
Успех семинарских занятий обеспечивает совокупность определенных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими, но не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
Раскрытие сущности проблемы.
Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Обсуждение докладов и выступлений.
Порядок ведения семинара зависит от его формы и целей, которые перед ним ставятся. Обычно имеет место такая последовательность:
выступление (доклад) по основному вопросу;
вопросы к выступающему;
обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания по нему;
заключительное слово докладчика;
заключение преподавателя.
1.1. Тематический план и трудоёмкость практических занятий
№ п/п | Наименование темы | Количество часов по формам обучения | |||||
Полная | Сокращенная | ||||||
очная | очно - заочная | заочная | очная | очно - заочная | заочная | ||
Тема 1. 1.Предмет и структура философского знания | |||||||
Тема 1.2. Философия Древнего мира. | |||||||
Тема 1.3. Философия Средневековья и Возрождения. | |||||||
Тема 1.4. Новоевропейская философия. | |||||||
Тема 1.5. Русская философия | |||||||
Тема 1.6. Современная зарубежная философия | |||||||
Тема 2. 1.Проблема бытия в философии | |||||||
Тема 2.2. Проблема развития в современной философии и науке | |||||||
Тема 3.1. Философские проблемы сознания | |||||||
Тема 3.2. Проблема познания в философии | |||||||
Тема 3.3. Научное познание | |||||||
Тема 4.1. Проблема человека в философии | |||||||
Тема 4.2. Проблема смысла человеческого существования | |||||||
Тема 4.3. Человек в мире духовных ценностей | |||||||
Тема 4.4. Общество как предмет философского осмысления | |||||||
16. | Тема 4.5. Человек в информационно-техническом мире | ||||||
Тема 4.6. Проблемы и перспективы современной цивилизации | |||||||
Всего часов |
Матрица формирования компетенций
№ п/п | Наименование темы | Компетенции, формируемые на занятиях | |||||||||||||||||
ОК | |||||||||||||||||||
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии. | |||||||||||||||||||
1.1. | Предмет и структура философского знания | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.2 | Философия Древнего мира. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.3 | Философия Средневековья и Возрождения. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.4 | Новоевропейская философия. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.5 | Русская философия | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.6 | Современная зарубежная философия | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания | |||||||||||||||||||
2.1 | Проблема бытия в философии | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.2 | Проблема развития в современной философии и науке | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.3 | Философские проблемы сознания | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.4 | Проблема познания в философии | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.5 | Научное познание | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Модуль 3. Бытие человека в современном мире | |||||||||||||||||||
3.1 | Проблема человека в философии | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.2 | Проблема смысла человеческого существования | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.3 | Человек в мире духовных ценностей | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.4 | Общество как предмет философского осмысления | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.5 | Человек в информационно-техническом мире | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.6 | Проблемы и перспективы современной цивилизации | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.3. Темы и содержание семинарских занятий, литература для
подготовки к занятиям
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии.