Постоянно поддерживай радостный настрой ума
Третий критерий гласит: «Постоянно поддерживай радостный настрой ума». Если в результате подобной тренировки в вашем уме установился прочный радостный настрой, это тоже показатель того, что вы достигли плодов тренировки ума. В случае успешной практики такой критерий определенно проявится. Если вы будете практиковать эти наставления по тренировке ума, в какой бы ситуации вы ни оказались, хорошей или плохой, вы всегда будете радостны и спокойны.
В какой бы тяжелой ситуации вы ни находились, например вам ампутировали ногу, ваш ум остается спокойным и радостным. Это признак тренированности ума. Помните историю об одном тибетском геше, которого китайские солдаты перевозили из одной тюрьмы в другую? По дороге грузовик их попал в аварию. Некоторые люди, которые там были, погибли, а у этого геше полностью оторвало ногу. Когда на место аварии прибыли китайские полицейские, они увидели, что геше лежит и спокойно улыбается. «Как ты можешь еще улыбаться, ты же ногу потерял?» — удивились они. Геше им ответил: «Мне повезло, что я не умер. Ну, что же поделаешь, если ноги нет? Если бы нога ко мне вернулась из-за горестных переживаний, тогда еще был бы смысл расстраиваться. Но сколько бы я ни кричал: «Кошмар!», нога ко мне не вернется, поэтому кричать бессмысленно. Мне достаточно боли в ноге, зачем же еще ум свой тревожить?»
Он объяснил китайцам лишь частично, почему он так воспринимал эту ситуацию, но о главном он не сказал. Скорее всего, он думал о страданиях всех живых существ и вдыхал в себя их страдания и на выдохе отдавал им все свое счастье. Это сущностная, сердечная практика, о которой великие йогины никогда не расскажут. Они скрывают эту практику, делают ее втайне. Они могут рассказать только о чем-то поверхностном, например о том, что своим беспокойством мы ничего не изменим, что слезами горю не поможешь. Это правда, но это лишь поверхностный уровень. Основная причина, по которой он сохранял покой и умиротворение в уме, заключалась в том, что он увидел в своей ситуации прекрасную возможность заняться практикой тонглен. Это очень жаркая сауна для практики. Как русские мужчины, которые наслаждаются жарой в парилке, он тоже был доволен этой ситуацией.
Если вас бросит муж или жена, в этой ситуации критерием тренированности ума будет то, что случившееся не станет для вас кошмаром, вы останетесь спокойны. Вы скажете так: «Когда у меня был муж, мне было хорошо, а сейчас нет мужа — и это тоже неплохо». «Если у меня есть жена, это прекрасно, а если нет — тоже замечательно». Если вы не женаты, у вас меньше проблем, поэтому вы можете больше времени уделять практике Дхармы.
Вы можете сказать: «Наша совместная карма закончилась. Было бы нехорошо, если бы я бросил ее. Но случилось так, что она меня бросила. Почему такая ситуация гораздо лучше? Раз она меня бросила, значит я ей не нужен и она счастливее с другим мужчиной. Пусть она всегда будет счастлива!» Такова чистая любовь. Любовь означает желание счастья другому человеку. «Если моя жена счастлива с кем-то другим, это прекрасно, потому что я хочу ей как можно большего счастья. Сам я не могу дать ей такого счастья. С другим мужчиной она будет счастливее, и это прекрасно». Приучайте себя к такому мышлению. Если у вас будут непроизвольно возникать именно такие мысли, если вы будете непроизвольно думать в таком ключе, значит тренировка ума сработала, принесла свои плоды.
Если же после того как жена бросила вас, вы мечетесь по квартире и орете: «Какой кошмар! Я убью ее, я убью того человека, который отбил ее у меня!» — все это детские игры. Так с ножом в руке вы будете читать мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и с помощью тантрической практики попытаетесь наслать на этого человека проклятье. С какими-то мантрами вы будете сжигать его ногти, бросать в огонь рис, какие-то обрывки его фотографий…
Сейчас, когда я привожу вам такой пример, подобные действия кажутся вам ужасно глупыми. Но когда вы находитесь под властью своих омрачений, в аналогичной ситуации вы ведете себя точно так же, даже еще хуже. Вы ведете себя как полные безумцы.
Итак, этот критерий тренированности ума заключается в том, что никакая из возможных жизненных ситуаций, даже если вы вдруг окончательно обнищаете, уже не сможет привести вас в смятение. «Кошмар! Теперь у меня ничего нет! Что я буду есть завтра?!» — такого не будет. Обанкротившись, вы подумаете: «Ну что же, деньги приходят и уходят. Раньше у меня было много денег, сейчас деньги кончились — в этом нет ничего страшного. Собака может выжить без денег, а почему я не выживу? Ведь я — человек. Возможно, мое большое состояние мешало моей практике Дхармы, поэтому Духовный Наставник специально сделал так, чтобы у меня кончились деньги. Так он благословил меня, чтобы я мог научиться искренне практиковать Дхарму. Спасибо Вам, Учитель! Теперь я начну практиковать искренне». Тогда у вас не будет никакой паники.
С другой стороны, достигнув в практике тренировки ума определенной стабильности, даже если вы сильно разбогатеете, при этом вы не утратите свою практику Дхармы. Вы скажете: «Поскольку в прошлом я накопил много заслуг, сейчас эти заслуги принесли мне богатство. Богатство подобно росе на траве, поэтому я буду использовать его ради блага других, пока оно само не ушло от меня. Рано или поздно я с ним расстанусь, оно уйдет». Если вы мне не верите, спросите у Березовского, он-то точно знает.
Что касается славы и репутации, если вы вдруг прославились или, наоборот, если вас все ругают и критикуют, критерием тренированности ума будет то, что восхваление или критика перестанут вас отвлекать. В любых ситуациях ваш ум должен оставаться в покое и умиротворении. Даже если все вокруг будут кричать, что вы — худший из людей, дьявол, чудовище, какое вам до этого дело? Если они говорят правду и вы действительно демон, к чему тогда расстраиваться из-за правды? Но если они ошибаются и вы не так плохи, то от их слов вы не станете хуже. Итак, на ваш ум не должна оказывать влияния ни критика, ни похвала. Пусть ваш ум остается спокойным и не тревожится по поводу всех этих вещей. Если вас все хвалят, не стоит от этого улетать в облака. Когда вас критикуют и ругают, не нужно зарываться в землю. Всегда стойте ногами на земле.
Когда кто-то критикует нас, что мы обычно начинаем делать? Мы преувеличиваем эту критику: «Может, и все остальные так же ко мне относятся. Наверное, никто меня не любит…» Вас расстраивают и заставляют страдать не столько чьи-то слова, сколько ваши собственные интерпретации этих слов. Когда кто-то критикует вас, принимайте эту критику так же, как принимаете жару, находясь в сауне. Как вы сидите в парилке? Вы просто сидите там и не думаете при этом: «В другую сауну меня не пустили, и я вынужден сидеть в этой!» Точно так же, когда кто-то вас критикует, пребывайте только здесь и сейчас, в этой ситуации, в сауне этой критики. Не стоит обдумывать еще какие-то варианты, как, возможно, критикуют вас другие люди. Подобные рассуждения следует отбросить.
Если вы будете концентрироваться только на той критике, которую слышите в данный момент, вам будет легко принять ее, и она придаст вам сил. Обоснованная критика особенно полезна, поскольку она заставит вас измениться к лучшему. Например, если вам кто-то скажет, что у вас на лице грязь, разве вы станете гневаться на этого человека? Хорошо, что он это сказал. Вы смотрите в зеркало Дхармы и, если действительно видите, что у вас грязное лицо, просто идете и умываетесь. Если же человек говорит, что у вас грязь на лице, а на самом деле ваше лицо чистое, то пускай говорит сколько хочет. Возможно, этими словами он предупреждает вас: «Будь осторожен, чтобы в будущем не запачкаться». В любом случае эта критика идет вам на пользу: либо вы меняетесь к лучшему уже сейчас, либо вы будете бдительны, чтобы не совершить такой ошибки в будущем.
Поэтому поймите: если в этом мире кто-то вас хвалит, значит должен найтись и тот, кто будет вас ругать. Чем больше людей вас хвалят, тем больше должно быть других, которые вас критикуют. Но для вас их критика и похвала должны быть одного вкуса. Если это так, значит вы действительно практик тренировки ума.
Следуйте примеру Панчен-ламы. Когда Панчен-лама в предыдущем своем воплощении находился в китайской тюрьме, китайские солдаты-тюремщики пытались применять различные методы воздействия на него. Иногда они превозносили его до небес: «Вы такой великий учитель! В своем величии вы превосходите Его Святейшество Далай-ламу». Панчен-лама никак не реагировал на эту лесть, у него не появлялась гордыня от этих слов, он оставался таким же, как прежде.
Через несколько дней они меняли тактику и обрушивались на него с руганью: «Ты самый плохой, ты такой-сякой», но и при этом он оставался в умиротворении и покое. Ему не было никакой разницы — хвалят его или ругают. Ни похвала, ни ругань не оказывали ни малейшего воздействия на его ум. Китайские психологи были потрясены, они сказали: «Что это за человек? Ничем его не возьмешь». Наконец, они не выдержали и спросили его: «Почему, когда вас хвалят, вы не впадаете от этого в восторг и возбуждение, а когда вас ругают, вы не расстраиваетесь?» «А потому, — ответил Панчен-лама, — что я знаю, кто я такой».
Если вы знаете, кто вы такие, тогда ни критика, ни похвала других людей не произведут на вас впечатления. Если в вашей руке кусок золота и вы знаете его ценность, вас не будет беспокоить, что думают по поводу его ценности другие люди. К примеру, один человек может сказать: «О, это такой драгоценный слиток, он даже дороже бриллиантов», но вы лишь засмеетесь, услышав это. Вы не будете скакать в восторге: «Правда? Надо же, как здорово! Спасибо, что сообщили мне, что это золото, оказывается, дороже бриллиантов». Вы просто улыбнетесь молча, потому что сами знаете ценность этого золота.
А позже другая группа людей начинает убеждать вас, что это вообще не золото: «Да это просто никчемная железяка, ее даже в металлолом не примут». Вы не впадете в панику от этих слов и не станете кричать: «Какой кошмар! Зачем вы мне это говорите?»
Когда вы понимаете ценность того или иного объекта, на вас никак не влияет то, что говорят о нем люди. Точно так же, что бы люди ни говорили о вас, вы будете спокойны, если знаете себе цену. Даже если вас превозносят, называя буддой и бодхисаттвой, это вас не обрадует, потому что вы знаете, кто вы на самом деле. Если вы скажете: «Геше Тинлей, вы — Манджушри», я от этого не радуюсь, потому что знаю, кто я такой.
Когда вы не знаете, чего стоите на самом деле, и кто-то начинает превозносить вас: «О, ты такой замечательный! Такой умный, красивый, даже в сорок пять лет», вы соглашаетесь и прямо-таки воспаряете от этих слов в облака. Вы всему этому верите: «Надо же, значит, я действительно такой!» Но это самообман.
В России женщины слишком любят комплименты. Это нехорошо, потому что означает, что они не знают себе цену. Однажды много лет назад я присутствовал на вечеринке, когда праздновался день рождения одной женщины. Ей исполнялось 45 лет. Все произносили тосты, и вот один мужчина поднялся и сказал: «Я хочу поднять тост за именинницу. Хотя вам исполняется 45 лет, вы все еще прекрасны, как двадцатипятилетняя девушка» — и все закивали головами в знак согласия. В этот момент именинница расцвела и стала себя вести так, будто бы ей 25, а не 45.
Таким комплиментам не следует радоваться, потому что, когда вы столкнетесь с реальностью, у вас начнется депрессия. Сегодня, когда вы пьете шампанское и вам говорят, что вы выглядите как двадцатипятилетний, вы очень радуетесь. А на следующее утро, когда вы увидите свое отражение в зеркале, там будет совсем другая история. Увидев в зеркале свое истинное лицо, вы ужаснетесь и скажете: «Надо же, какое уродство».
К примеру, Калден-лама никогда не расстраивается, когда смотрит в зеркало, потому что с самого начала знает, что он не красавец.
Итак, если в любой ситуации, хорошей или плохой, ваш ум пребывает в спокойствии, умиротворении, это тоже признак, что вы движетесь вперед в практике тренировки ума. Если у вас какая-то проблема, посмотрите на нее с другой стороны, и это вас успокоит. Либо, если у вас произошло какое-то счастливое событие, посмотрите на него с другой стороны, и это тоже стабилизирует ваш ум. Следует понимать, что за взлетом обязательно следует падение. Так что когда вы на взлете, когда идете в гору, сразу будьте готовы к падению. Не летайте в облаках. С другой стороны, падая, вы должны понимать, что после падения будет новый взлет, поэтому не стоит впадать в депрессию. Такова природа нашей жизни, которая состоит из взлетов и падений.
Спросите у знаменитых актеров и актрис, какие мучительные депрессии они переживают во время падений. Раньше ум очень радовался комплиментам, и после этого падение причиняет уму невыносимую боль.
Но не у всех актеров бывают такие муки. К примеру, Ричард Гир, с которым я знаком лично, получал подлинное учение Дхармы от подлинных мастеров, и у него изменилось мышление. Лет пять назад, когда он был в Москве, мы встретились на одном приеме. До этого мы уже были хорошими друзьями. Я решил проверить, как у Ричарда Гира дела с практикой Дхармы, и сказал ему: «А ты постарел». Он тут же ответил: «Мне еще повезло, что я прожил так долго». Это означает, что в глубине души похвала не вызывает у него чрезмерной радости, а соответственно, критика не слишком его огорчает. Я сказал: «Хороший ответ! Я очень доволен тобой». А он мне ответил: «Я знаю, что ты меня проверял». Именно так следует практиковать Дхарму. Вы читаете миллионы мантр, а ум ваш по-прежнему как у детей. Говорят вам: «Ты умный» — и вы счастливы, но стоит кому-то сказать: «Ты глуп» — и вы расстраиваетесь. Это детская практика.
В повседневной жизни будьте очень приземленными, тяжелыми, как слон или слиток золота, который лежит на полу и никакой ветер его не сдвинет. Если вы легковесны, как бумага, то, когда ветер дует в одну сторону, вы летите туда, а когда ветер дует в противоположную сторону, вы вслед за ветром меняете направление. Такое поведение означает, что у вас нет своих принципов. Основной принцип, которого вам следует придерживаться, заключается в том, что вы считаете по-настоящему важным то, чем вы являетесь по сути. При этом для вас не имеет значения, что говорят и думают о вас другие. Этот принцип подобен лекарству, которое я кладу вам в рот.
Итак, в любой ситуации, будь то взлет или падение, вы должны оставаться одинаковыми. Такая неизменность, ровность является критерием тренированности ума.