Буддийские центры, созданные с благословения досточтимого Учителя Геше Джампы Тинлея
Байкальский Медитационный Центр
Бурятия
Председатель центра: Сономова А.Ш., Рукавицын И.В.
E-mail: [email protected], [email protected]
Контактный телефон: +7(924)652-87-30, +7(913)710-99-28
Контактное лицо: Сономова Александра Шараповна.
Контактное лицо: Надежда Сверчкова
Зелёная Тара
Бурятия, Улан-Удэ
Председатель центра: Сономова Александра Шараповна
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(924)652-87-30
Контактное лицо: Сономова Александра Шараповна
Ваджрайогини
Агинский Бурятский Автономный Округ
Председатель центра: Нимаев Цыдендамба Чимитович
Контактный телефон: +7(924)399-14-90
Контактное лицо: Нимаев Цыдендамба Чимитович
Ченрези
Калмыкия, Элиста
Председатель центра: Антонова Зинаида Галзуновна
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: + 7(960)897-11-52, +7(847)223-54-30
Контактное лицо: Антонова Зинаида Галзуновна.
Контактное лицо: Санал Хамуров
Манджушри
Тыва, Кызыл
Председатель центра: Кадралиева Наталья Аврековна
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(923)266-84-76
Контактное лицо: Кадралиева Наталья Аврековна
Монгольский буддийский культурный центр
Монголия, Улан-Батор
E-mail: [email protected], [email protected]
Контактный телефон: 976-95775077, 976-99089711
Контактное лицо: Мунгу, Селенге
Чандракирти
Литва, Вильнюс
Председатель центра: Игнас Сташкявичус
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: + 3(706)594-11-77
Контактное лицо: Игнас Сташкявичус
Ваджрапани
Екатеринбург
Председатель центра: Максим Шишкин
Сайт: evajrapani.narod.ru
E-mail: [email protected], [email protected]
Контактный телефон: +7(922)206-41-28
Контактное лицо: Максим Шишкин
Атиша
Иркутск
Председатель центра: Сергей Столов
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(950)061-91-81
Контактное лицо: Анна Богданова
Чакрасамвара
Красноярск
Председатель центра: Алексей Хвастунов
Сайт: chakrasamvara.ru
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(923)283-17-78
Контактное лицо: Алексей Хвастунов
Наропа
Магнитогорск
Председатель центра: Вадим Хлюстов
Сайт: naropa.ru
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: + 7(351)921-91-40
Контактное лицо: Вадим Хлюстов
Центр Ламы Цонкапы
Москва
Председатель центра: Дмитрий Никифоров
Сайт: buddha.ru
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(499)237-65-79, +7(906)063-20-88
Контактное лицо: Дмитрий Никифоров
Майтрейя
Новосибирск
Председатель центра: Игорь Рукавицын
Сайт: maitreya-nsk.ru
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(383)204-29-72, + 7(913)710-99-28
Контактное лицо: Надежда Сверчкова
Тара
Омск
Председатель центра: Хрущёва Вера Васильевна
Сайт: tara-buddha.info
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(901)956-51-97
Контактное лицо: Хрущёва Вера Васильевна
Дромтонпа
Ростов-на-Дону
Председатель центра: Квашнин Евгений Евгеньевич
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(918)503-40-05
Контактное лицо: Квашнин Евгений Евгеньевич
Наланда
Самара
Председатель центра: Сергей Губин
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(917)943-24-16
Контактное лицо: Сергей Губин
Асанга
Санкт-Петербург
Председатель центра: Алексей Столов
Сайт: asanga.ru
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: + 7(911)840-26-47
Контактное лицо: Алексей Столов
Амитабха
Сочи
Председатель центра: Джеймс Ларкин
E-mail: [email protected], [email protected]
Контактный телефон: +7(915)228-47-86, +7(918)103-94-93
Контактное лицо: Джеймс Ларкин, Татьяна Ларкин
Нагарджуна
Сыктывкар
Председатель центра: Руслан Глобу
Сайт: nagarjuna.ru
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(904)270-32-04
Контактное лицо: Руслан Глобу
Сарасвати
Томск
Председатель центра: Оксана Манакова
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(923)426-92-99, +7(913)105-90-28
Контактное лицо: Оксана Манакова, Виктор Фаустов
Тушита
Уфа
Председатель центра: Искандер Муфтеев
Сайт: tushita.ru
E-mail: [email protected]
Контактный телефон: +7(964)950-28-28
Контактное лицо: Татьяна Шумская
Геше Джампа Тинлей
Шаматха и Махамудра
Редактор-составитель: С. Гинзбург
Выпускающий редактор: А. Коновалова
Корректор: В. Варламова
Оригинал-макет Д. Тарасова
Обложка Т. Сабитова
Подписано в печать 05.04.2013 г. Формат 60x84 1/16. Уcл. печ. л. 24,1.
Уч.-изд. л. 22,3. Гарнитура Baltica. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Тираж 1000 экз.
ООО «Издательство Дже Цонкапа»
630132, г. Новосибирск, ул. 1905 г., д. 83/2
тел.: (383) 204-29-72
www.jetsonkhapa.ru
Отпечатано в ООО «Печатный дом-Новосибирск»,
630084, г. Новосибирск, ул. Лазарева, 33/1
тел.: (383) 271-01-30
[1]Чодпа, тава, гомпа (тиб.)
[2] Шантидева — выдающийся буддийский мастер VIII в., живший в Индии в монастыре Наланда. Автор знаменитого труда «Бодхичарья-аватара» («Путь бодхисаттвы»).
[3]Пять путей: накопления, подготовки, видения, медитации и не-медитации.
[4]«Клеши» (санскр.) — беспокоящие эмоции.
[5]Джецюн Миларепа (1052-1135) — великий практик, один из основателей тибетской школы Кагью. Прославился аскетическими подвигами, мирскими и немирскими сиддхи (достижениями), а также спонтанными ваджрными гимнами. Ученик Марпы, учитель Гампопы.
[6]Кадам(па) — линия тибетского буддизма, основанная индийским учителем Атишей (982-1054).
[7]В буддизме именно неведение (относительно истинной природы всех явлений) считается корнем всех остальных омрачений — гнева, зависти, привязанности, гордости, ревности и прочих. Этот тип неведения не следует путать с глупостью, необразованностью, невежеством.
[8]Санскр. скандха (ед. ч.).
[9]В пер. с санскр.: «Пробуждённое сознание» — основополагающая установка Махаяны. Различают бодхичитту устремлённую — сильное стремление достичь состояния будды, чтобы действовать на благо всех живых существ, и бодхичитту деятельную — воплощение данного устремления на практике.
[10]В пер. с санскр.: «малая колесница», состоящая из шраваков и пратьекабудд, стремящихся достичь личного освобождения, и «великая колесница», где буддисты движимы сильнейшим устремлением бодхичитты, то есть стремлением действовать на благо всех живых существ в целях их освобождения из сансары.
[11]В пер. с санскр.: «непрерывность», синонимы: «колесница тайной мантры» (Мантраяна), Ваджраяна.
[12]Ньингма — древнейшая из тибетских школ, так называемая «школа старых переводов», остальные три относятся к «школам новых переводов».
[13]Дзогчен (дзогпа ченпо), «Великое совершенство» — учение, восходящее к Гарабу Дордже, первому учителю Дзогчена в мире людей. Органически входит во все четыре школы тибетского буддизма; в частности, Кармапа XVI (до своего ухода в 1981 г.) и Далай-лама XIV являются держателями многих важных передач в этой традиции.
[14]См.: Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Пробуждения / пер. с тиб. СПб.: Изд-во А.Терентьева, 2007 или другие аналогичные издания.
[15]Собрание изречений Будды Шакьямуни на языке пали, посвящённое этическим принципам буддизма. Существует также расширенная санскритская версия текста, называемая «Удана-варга».
[16]Там, где есть возможность встретиться с Дхармой.
[17]К пяти тяжелейшим злодеяниям относятся: убийство отца, убийство матери, убийство архата, нанесение ран телу Будды, раскол Сангхи.
[18]Дхармакирти (VII в.) — индийский философ школы Йогачара, автор семи трактатов по буддийской логике.
[19]В пер. с санскр. самскара (ед. ч.) — «сумма сделанного деятелем».
[20]Соприкосновение органов чувств и объектов их восприятия.
[21]Дромтонпа Гьялвей Джунгнэ (1005-1064) — учитель-мирянин, ученик и преемник Атиши.
[22]Автор приводит пример из «Лалитавистара-сутры».
[23]И ум, и материю невозможно полностью уничтожить, поскольку нет причин, прекращающих существование того и другого.
[24]Восемь мирских дхарм — это нежелание бедности и желание богатства, нежелание хулы и желание хвалы, нежелание страдания и желание эмоционального комфорта, нежелание безвестности и желание славы. Понятие дхармы («элементы» или «явления») следует отличать от Дхармы (буддийского учения).
[25]В буддизме говорится о так называемых «шести мирах сансары»: богов (дэва), полубогов (асуров), людей, животных, голодных духов (прета) и адских существ (нараков). Иногда в классификациях первые два мира (богов и полубогов) могут совмещаться. Единственным благоприятным для практики Дхармы является рождение в мире людей.
[26]Основополагающий труд по развитию бодхичитты, написанный Шантидевой; имеет огромное значение в традициях Махаяны и Ваджраяны.
[27]В пер. с санскр.: верховный закон — свод положений, описывающих устройство мира и различные явления природы.
[28]Чандракирти (VII в.) — индийский монах, настоятель монастыря Наланда, последователь и комментатор Нагарджуны, представитель школы Прасангики Мадхьямаки.
[29]Асанга (VI-V вв.) — знаменитый буддийский философ, один из основателей школы Йогачара, брат Васубандху.
[30]Учителя выделяют три аллегорических способа достижения состояния Пробуждения, используя мотивацию бодхичитты: как царь, который стремится к нему первым, после чего собирается привести к той же цели всех своих подданных; как лодочник, который достигает другого берега вместе со своими пассажирами; как пастух, который в первую очередь заботится о своем стаде и лишь потом — о себе.
[31]Тантрическая практика внутреннего жара, одна из шести йог Наропы, первоначально появившаяся в линии Кагью.
[32]Духовные достижения, возникающие при буддийской практике. Делятся на побочные, так называемые мирские (ясновидение, яснослышание, левитация и пр.), на которые учителя советуют не обращать особого внимания, и на немирские, тесно связанные со стадиями буддийской реализации.
[33]Атиша Дипанкара Шриджняна (982-1054) — индийский философ, основатель школы Кадампа, возродивший буддизм в Тибете после гонений со стороны царя Лангдармы.
[34]Нагарджуна (прим. II-III вв.) — индийский мыслитель, один из 84 буддийских махасиддх.
[35]Наропа (1016-1100) — выдающийся йогин, один из основателей линии Кагью, бросивший настоятельство в монастыре Наланда после того, как понял тщетность «книжного» знания. До своей реализации перенёс двенадцать тяжелейших испытаний от своего Учителя — Тилопы, прославился невероятной преданностью.
[36]Падампа Сангье (ум. прибл. 1117) — великий индийский учитель, пять раз посещавший Тибет и оставивший последователям три линии учения Шидже. Учитель знаменитой йогини Мачиг Лабдрон (1055-1149 или 1031-1129), основательницы линии Чод, считающейся воплощением Еше Цогьял, ваджрной супруги Падмасамбхавы.
[37]Тилопа (988-1069) — индийский махасиддха, воплощение Чакрасамвары, один из основателей линии Кагью.
[38]Речунгпа (1084-1161) — один из основных учеников Миларепы и выдающихся представителей линии Кагью. Наставник Кармапы I, Дюсума Кхьенпы (1110-1193).
[39]Пилюли чудлен употребляются в так называемых практиках долгой жизни, таких как Ваджрная сущность жизни и т. п.
[40]Подробнее о практиках нёндро вы можете узнать из книги Геше Джампы Тинлея «Нёндро», Новосибирск, 2013.
[41]Традиционно каждая из четырёх практик нёндро выполняется минимум 111111 раз, или один бум (тиб.).
[42]Кхедруб Гелег Пальзанг (1385-1438) — один из «сердечных сыновей» ламы Цонкапы, получивший от него множество учений по Тайной мантре, упадеше (тайные наставления) и продолживший линию Энса нендгьют, включающую Гуру-йогу «Лама Чодпа» и учения по лоджонгу. В шестнадцать лет вышел победителем в ходе дебатов в Нгамринге, «львиным рыком» отстояв положения одного из трудов Сакья Пандиты. В конце своего духовного пути реализовал практики ясного света и иллюзорного тела.
[43]Хэшан (монашеское имя — Махаянадэва) — глава китайских буддистов в знаменитом диспуте в монастыре Самье (ок. 790 г.) с представителями Ваджраяны, возглавляемыми Камалашилой, учеником Шантаракшиты. Обе стороны противоречиво заявляли о своей победе (при этом ими одинаково утверждалось, что противники якобы покончили жизнь самоубийством); в Тибете принято считать, что победителем вышел Камалашила.
[44] Поскольку по отношению к этим объектам можно накопить как весомую негативную, так и весомую позитивную карму.
[45] Рома, ума, кянгма (тиб.).
[46]Пуджа (санскр.).
[47]Личные ритуальные предметы, используемые в тантрических практиках, а тем более — освящённые вашим Учителем: чётки (малу), ваджру, колокольчик (дильбу), пурбу, дригуг, дамару и т. п., вообще не рекомендуется демонстрировать публично, в особенности - людям, не имеющим отношения к Дхарме. Это же относится к «закрытым» текстам, содержащим тайные наставления по практикам Ваджраяны. В правильном отношении к этим вещам будет сказываться ваше уважение к учению и к учителям линии его передачи.
[48]В разных описаниях тантрических практик цвета каналов, их форма и последовательность действий могут различаться.
[49]Тонглен (тиб.).
[50]Лоджонг — тренировка ума.
[51]В некоторых лекциях геше Тинлей приводит другую классификацию благоприятных условий: три внешних (подходящее, благословленное и доступное место для медитации) и три внутренних (удовлетворённость, отказ от разнообразной деятельности и поддержание нравственности).
[52]Труд Асанги «Уровни шравак», Sravaka-bhumi (санскр.), является частью большого трактата «Йогачарья бхуми» (Yogacarabhumi-sastra).
[53]Так называемые «хозяева местности», локапалы (санскр.) — местные охранители (вершин, рек, горных перевалов) из числа других классов живых существ, принявшие на себя от просветлённых мастеров обязательства служить на благо Дхармы.
[54]Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682).
[55]Дакини — просветленные существа, защитницы и охранительницы Дхармы, спутницы даков (идамов). Являются одним из объектов прибежища в Ваджраяне, олицетворяют мудрость (идамы — метод).
[56]Буддийская практика, выполняемая без принятия прибежища, обета бодхичитты в её начале и без традиционного посвящения заслуг на благо всех живых существ в конце, вообще не может считаться практикой Махаяны или Ваджраяны.
[57]На санскрите словосочетание рупа (форма) и кая (измерение) примерно означает «[просветлённое] измерение формы» — это тело Будды, проявленное для других.
[58]Пять дхьяни-будд — Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи, Вайрочана.
[59]Ушниша — выпуклость на макушке головы, являющаяся символом достигнутого просветления. Согласно буддийскому канону, ушниша входит в число обязательной иконографии, признаков будд. Все будды пантеона в иконографии любой буддийской страны имеют ушнишу в виде овального выступа на голове. В тайском буддизме ушниша изображается в виде языка пламени.
[60]Дигнага (480-540) — индийский буддийский монах, мастер буддийской логики.
[61]Вина (санскр.) — индийский струнный музыкальный инструмент.
[62]Геше Тинлей ранее специально отмечал, что у этих двух практик визуализации различаются.
[63]Иногда в различных источниках могут встречаться тибетские аналоги данных санскритских терминов — шинэ и лхатонг.
[64]Керим (стадия зарождения) и дзогрим (стадия завершения) — две стадии, составляющие тантрическую практику. Первая стадия состоит в визуализации внешней мандалы, семенных слогов, вторая — в визуализации внутренней мандалы (вместе с интенсивной работой с коренной мантрой практикуемого идама, а также с чакрами и нади).