Буддийские центры, созданные с благословения досточтимого Учителя Геше Джампы Тинлея

Байкальский Медитационный Центр

Бурятия

Председатель центра: Сономова А.Ш., Рукавицын И.В.

E-mail: [email protected], [email protected]

Контактный телефон: +7(924)652-87-30, +7(913)710-99-28

Контактное лицо: Сономова Александра Шараповна.

Контактное лицо: Надежда Сверчкова

Зелёная Тара

Бурятия, Улан-Удэ

Председатель центра: Сономова Александра Шараповна

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(924)652-87-30

Контактное лицо: Сономова Александра Шараповна

Ваджрайогини

Агинский Бурятский Автономный Округ

Председатель центра: Нимаев Цыдендамба Чимитович

Контактный телефон: +7(924)399-14-90

Контактное лицо: Нимаев Цыдендамба Чимитович

Ченрези

Калмыкия, Элиста

Председатель центра: Антонова Зинаида Галзуновна

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: + 7(960)897-11-52, +7(847)223-54-30

Контактное лицо: Антонова Зинаида Галзуновна.

Контактное лицо: Санал Хамуров

Манджушри

Тыва, Кызыл

Председатель центра: Кадралиева Наталья Аврековна

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(923)266-84-76

Контактное лицо: Кадралиева Наталья Аврековна

Монгольский буддийский культурный центр

Монголия, Улан-Батор

E-mail: [email protected], [email protected]

Контактный телефон: 976-95775077, 976-99089711

Контактное лицо: Мунгу, Селенге

Чандракирти

Литва, Вильнюс

Председатель центра: Игнас Сташкявичус

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: + 3(706)594-11-77

Контактное лицо: Игнас Сташкявичус

Ваджрапани

Екатеринбург

Председатель центра: Максим Шишкин

Сайт: evajrapani.narod.ru

E-mail: [email protected], [email protected]

Контактный телефон: +7(922)206-41-28

Контактное лицо: Максим Шишкин

Атиша

Иркутск

Председатель центра: Сергей Столов

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(950)061-91-81

Контактное лицо: Анна Богданова

Чакрасамвара

Красноярск

Председатель центра: Алексей Хвастунов

Сайт: chakrasamvara.ru

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(923)283-17-78

Контактное лицо: Алексей Хвастунов

Наропа

Магнитогорск

Председатель центра: Вадим Хлюстов

Сайт: naropa.ru

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: + 7(351)921-91-40

Контактное лицо: Вадим Хлюстов

Центр Ламы Цонкапы

Москва

Председатель центра: Дмитрий Никифоров

Сайт: buddha.ru

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(499)237-65-79, +7(906)063-20-88

Контактное лицо: Дмитрий Никифоров

Майтрейя

Новосибирск

Председатель центра: Игорь Рукавицын

Сайт: maitreya-nsk.ru

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(383)204-29-72, + 7(913)710-99-28

Контактное лицо: Надежда Сверчкова

Тара

Омск

Председатель центра: Хрущёва Вера Васильевна

Сайт: tara-buddha.info

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(901)956-51-97

Контактное лицо: Хрущёва Вера Васильевна

Дромтонпа

Ростов-на-Дону

Председатель центра: Квашнин Евгений Евгеньевич

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(918)503-40-05

Контактное лицо: Квашнин Евгений Евгеньевич

Наланда

Самара

Председатель центра: Сергей Губин

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(917)943-24-16

Контактное лицо: Сергей Губин

Асанга

Санкт-Петербург

Председатель центра: Алексей Столов

Сайт: asanga.ru

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: + 7(911)840-26-47

Контактное лицо: Алексей Столов

Амитабха

Сочи

Председатель центра: Джеймс Ларкин

E-mail: [email protected], [email protected]

Контактный телефон: +7(915)228-47-86, +7(918)103-94-93

Контактное лицо: Джеймс Ларкин, Татьяна Ларкин

Нагарджуна

Сыктывкар

Председатель центра: Руслан Глобу

Сайт: nagarjuna.ru

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(904)270-32-04

Контактное лицо: Руслан Глобу

Сарасвати

Томск

Председатель центра: Оксана Манакова

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(923)426-92-99, +7(913)105-90-28

Контактное лицо: Оксана Манакова, Виктор Фаустов

Тушита

Уфа

Председатель центра: Искандер Муфтеев

Сайт: tushita.ru

E-mail: [email protected]

Контактный телефон: +7(964)950-28-28

Контактное лицо: Татьяна Шумская

Геше Джампа Тинлей

Шаматха и Махамудра

Редактор-составитель: С. Гинзбург

Выпускающий редактор: А. Коновалова

Корректор: В. Варламова

Оригинал-макет Д. Тарасова

Обложка Т. Сабитова

Подписано в печать 05.04.2013 г. Формат 60x84 1/16. Уcл. печ. л. 24,1.

Уч.-изд. л. 22,3. Гарнитура Baltica. Бумага офсетная. Печать офсетная.

Тираж 1000 экз.

ООО «Издательство Дже Цонкапа»

630132, г. Новосибирск, ул. 1905 г., д. 83/2

тел.: (383) 204-29-72

www.jetsonkhapa.ru

Отпечатано в ООО «Печатный дом-Новосибирск»,

630084, г. Новосибирск, ул. Лазарева, 33/1

тел.: (383) 271-01-30

[1]Чодпа, тава, гомпа (тиб.)

[2] Шантидева — выдающийся буддийский мастер VIII в., живший в Ин­дии в монастыре Наланда. Автор знаменитого труда «Бодхичарья-аватара» («Путь бодхисаттвы»).

[3]Пять путей: накопления, подготовки, видения, медитации и не-медитации.

[4]«Клеши» (санскр.) — беспокоящие эмоции.

[5]Джецюн Миларепа (1052-1135) — великий практик, один из основателей ти­бетской школы Кагью. Прославился аскетическими подвигами, мирскими и немирскими сиддхи (достижениями), а также спонтанными ваджрными гимнами. Ученик Марпы, учитель Гампопы.

[6]Кадам(па) — линия тибетского буддизма, основанная индийским учителем Атишей (982-1054).

[7]В буддизме именно неведение (относительно истинной природы всех явле­ний) считается корнем всех остальных омрачений — гнева, зависти, привязан­ности, гордости, ревности и прочих. Этот тип неведения не следует путать с глу­постью, необразованностью, невежеством.

[8]Санскр. скандха (ед. ч.).

[9]В пер. с санскр.: «Пробуждённое сознание» — основополагающая установка Махаяны. Различают бодхичитту устремлённую — сильное стремление достичь состояния будды, чтобы действовать на благо всех живых существ, и бодхичитту деятельную — воплощение данного устремления на практике.

[10]В пер. с санскр.: «малая колесница», состоящая из шраваков и пратьекабудд, стремящихся достичь личного освобождения, и «великая колесница», где буддисты движимы сильнейшим устремлением бодхичитты, то есть стремлением дей­ствовать на благо всех живых существ в целях их освобождения из сансары.

[11]В пер. с санскр.: «непрерывность», синонимы: «колесница тайной мантры» (Мантраяна), Ваджраяна.

[12]Ньингма — древнейшая из тибетских школ, так называемая «школа старых переводов», остальные три относятся к «школам новых переводов».

[13]Дзогчен (дзогпа ченпо), «Великое совершенство» — учение, восходящее к Гарабу Дордже, первому учителю Дзогчена в мире людей. Органически входит во все четыре школы тибетского буддизма; в частности, Кармапа XVI (до своего ухода в 1981 г.) и Далай-лама XIV являются держателями многих важных передач в этой традиции.

[14]См.: Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Пробуждения / пер. с тиб. СПб.: Изд-во А.Терентьева, 2007 или другие аналогичные издания.

[15]Собрание изречений Будды Шакьямуни на языке пали, посвящённое этиче­ским принципам буддизма. Существует также расширенная санскритская версия текста, называемая «Удана-варга».

[16]Там, где есть возможность встретиться с Дхармой.

[17]К пяти тяжелейшим злодеяниям относятся: убийство отца, убийство матери, убийство архата, нанесение ран телу Будды, раскол Сангхи.

[18]Дхармакирти (VII в.) — индийский философ школы Йогачара, автор семи трактатов по буддийской логике.

[19]В пер. с санскр. самскара (ед. ч.) — «сумма сделанного деятелем».

[20]Соприкосновение органов чувств и объектов их восприятия.

[21]Дромтонпа Гьялвей Джунгнэ (1005-1064) — учитель-мирянин, ученик и пре­емник Атиши.

[22]Автор приводит пример из «Лалитавистара-сутры».

[23]И ум, и материю невозможно полностью уничтожить, поскольку нет причин, прекращающих существование того и другого.

[24]Восемь мирских дхарм — это нежелание бедности и желание богатства, неже­лание хулы и желание хвалы, нежелание страдания и желание эмоционального комфорта, нежелание безвестности и желание славы. Понятие дхармы («элемен­ты» или «явления») следует отличать от Дхармы (буддийского учения).

[25]В буддизме говорится о так называемых «шести мирах сансары»: богов (дэва), полубогов (асуров), людей, животных, голодных духов (прета) и адских существ (нараков). Иногда в классификациях первые два мира (богов и полубогов) мо­гут совмещаться. Единственным благоприятным для практики Дхармы является рождение в мире людей.

[26]Основополагающий труд по развитию бодхичитты, написанный Шантидевой; имеет огромное значение в традициях Махаяны и Ваджраяны.

[27]В пер. с санскр.: верховный закон — свод положений, описывающих устрой­ство мира и различные явления природы.

[28]Чандракирти (VII в.) — индийский монах, настоятель монастыря Наланда, последователь и комментатор Нагарджуны, представитель школы Прасангики Мадхьямаки.

[29]Асанга (VI-V вв.) — знаменитый буддийский философ, один из основателей школы Йогачара, брат Васубандху.

[30]Учителя выделяют три аллегорических способа достижения состояния Про­буждения, используя мотивацию бодхичитты: как царь, который стремится к нему первым, после чего собирается привести к той же цели всех своих поддан­ных; как лодочник, который достигает другого берега вместе со своими пассажи­рами; как пастух, который в первую очередь заботится о своем стаде и лишь по­том — о себе.

[31]Тантрическая практика внутреннего жара, одна из шести йог Наропы, перво­начально появившаяся в линии Кагью.

[32]Духовные достижения, возникающие при буддийской практике. Делятся на побочные, так называемые мирские (ясновидение, яснослышание, левитация и пр.), на которые учителя советуют не обращать особого внимания, и на немир­ские, тесно связанные со стадиями буддийской реализации.

[33]Атиша Дипанкара Шриджняна (982-1054) — индийский философ, основа­тель школы Кадампа, возродивший буддизм в Тибете после гонений со стороны царя Лангдармы.

[34]Нагарджуна (прим. II-III вв.) — индийский мыслитель, один из 84 буддий­ских махасиддх.

[35]Наропа (1016-1100) — выдающийся йогин, один из основателей линии Кагью, бросивший настоятельство в монастыре Наланда после того, как понял тщетность «книжного» знания. До своей реализации перенёс двенадцать тя­желейших испытаний от своего Учителя — Тилопы, прославился невероят­ной преданностью.

[36]Падампа Сангье (ум. прибл. 1117) — великий индийский учитель, пять раз посещавший Тибет и оставивший последователям три линии учения Шидже. Учитель знаменитой йогини Мачиг Лабдрон (1055-1149 или 1031-1129), основа­тельницы линии Чод, считающейся воплощением Еше Цогьял, ваджрной супруги Падмасамбхавы.

[37]Тилопа (988-1069) — индийский махасиддха, воплощение Чакрасамвары, один из основателей линии Кагью.

[38]Речунгпа (1084-1161) — один из основных учеников Миларепы и выдаю­щихся представителей линии Кагью. Наставник Кармапы I, Дюсума Кхьенпы (1110-1193).

[39]Пилюли чудлен употребляются в так называемых практиках долгой жизни, таких как Ваджрная сущность жизни и т. п.

[40]Подробнее о практиках нёндро вы можете узнать из книги Геше Джампы Тинлея «Нёндро», Новосибирск, 2013.

[41]Традиционно каждая из четырёх практик нёндро выполняется минимум 111111 раз, или один бум (тиб.).

[42]Кхедруб Гелег Пальзанг (1385-1438) — один из «сердечных сыновей» ламы Цонкапы, получивший от него множество учений по Тайной мантре, упадеше (тайные наставления) и продолживший линию Энса нендгьют, включающую Гуру-йогу «Лама Чодпа» и учения по лоджонгу. В шестнадцать лет вышел победителем в ходе дебатов в Нгамринге, «львиным рыком» отстояв положения одного из трудов Сакья Пандиты. В конце своего духовного пути реализовал практики ясного света и иллюзорного тела.

[43]Хэшан (монашеское имя — Махаянадэва) — глава китайских буддистов в знаменитом диспуте в монастыре Самье (ок. 790 г.) с представителями Ваджраяны, возглавляемыми Камалашилой, учеником Шантаракшиты. Обе стороны противоречиво заявляли о своей победе (при этом ими одинаково утвержда­лось, что противники якобы покончили жизнь самоубийством); в Тибете приня­то считать, что победителем вышел Камалашила.

[44] Поскольку по отношению к этим объектам можно накопить как весомую не­гативную, так и весомую позитивную карму.

[45] Рома, ума, кянгма (тиб.).

[46]Пуджа (санскр.).

[47]Личные ритуальные предметы, используемые в тантрических практиках, а тем более — освящённые вашим Учителем: чётки (малу), ваджру, колокольчик (дильбу), пурбу, дригуг, дамару и т. п., вообще не рекомендуется демонстрировать публично, в особенности - людям, не имеющим отношения к Дхарме. Это же от­носится к «закрытым» текстам, содержащим тайные наставления по практикам Ваджраяны. В правильном отношении к этим вещам будет сказываться ваше уважение к учению и к учителям линии его передачи.

[48]В разных описаниях тантрических практик цвета каналов, их форма и после­довательность действий могут различаться.

[49]Тонглен (тиб.).

[50]Лоджонг — тренировка ума.

[51]В некоторых лекциях геше Тинлей приводит другую классификацию благо­приятных условий: три внешних (подходящее, благословленное и доступное ме­сто для медитации) и три внутренних (удовлетворённость, отказ от разнообраз­ной деятельности и поддержание нравственности).

[52]Труд Асанги «Уровни шравак», Sravaka-bhumi (санскр.), является частью большого трактата «Йогачарья бхуми» (Yogacarabhumi-sastra).

[53]Так называемые «хозяева местности», локапалы (санскр.) — местные охрани­тели (вершин, рек, горных перевалов) из числа других классов живых существ, принявшие на себя от просветлённых мастеров обязательства служить на бла­го Дхармы.

[54]Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682).

[55]Дакини — просветленные существа, защитницы и охранительницы Дхармы, спутницы даков (идамов). Являются одним из объектов прибежища в Ваджраяне, олицетворяют мудрость (идамы — метод).

[56]Буддийская практика, выполняемая без принятия прибежища, обета бодхичитты в её начале и без традиционного посвящения заслуг на благо всех живых существ в конце, вообще не может считаться практикой Махаяны или Ваджраяны.

[57]На санскрите словосочетание рупа (форма) и кая (измерение) примерно оз­начает «[просветлённое] измерение формы» — это тело Будды, проявленное для других.

[58]Пять дхьяни-будд — Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи, Вайрочана.

[59]Ушниша — выпуклость на макушке головы, являющаяся символом достигнутого просветления. Согласно буддийскому канону, ушниша входит в число обязательной иконографии, признаков будд. Все будды пантеона в иконографии любой буддийской страны имеют ушнишу в виде овального выступа на голове. В тайском буддизме ушниша изображается в виде языка пламени.

[60]Дигнага (480-540) — индийский буддийский монах, мастер буддий­ской логики.

[61]Вина (санскр.) — индийский струнный музыкальный инструмент.

[62]Геше Тинлей ранее специально отмечал, что у этих двух практик визуализа­ции различаются.

[63]Иногда в различных источниках могут встречаться тибетские аналоги дан­ных санскритских терминов — шинэ и лхатонг.

[64]Керим (стадия зарождения) и дзогрим (стадия завершения) — две стадии, составляющие тантрическую практику. Первая стадия состоит в визуализации внешней мандалы, семенных слогов, вторая — в визуализации внутренней мандалы (вместе с интенсивной работой с коренной мантрой практикуемого идама, а также с чакрами и нади).

Наши рекомендации