Понятие науки, критерии научности. Методы научного познания.
Вопрос №1. Когда появляется наука как система знаний и социальный институт?
Ответ: Понятие пауки. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт — наука, как уже выше сказано, возникла в Новое время, вXVI—XVIIвв., в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь — воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.
Вопрос №2. Каковы критерии научности?
Ответ: 1. Наличие достаточной эмпирической базы, полученной путем наблюдений и экспериментов. 2. Существование научного метода. Метод включает в себя логику, принцип объективности, принцип конструктивного сомнения и доказательность. 3. Возможность практической проверки теоретических представлений. 4. Наличие категориального аппарата. Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии, гносеологии и методологии научного познания. Но критерии научности философии гораздо сложнее, чем в естественных науках. Она должна отразить свойства бесконечного мира. Эмпирический материал философии охватывает мир в целом.
Вопрос №3.В чем различие естественных и социальных наук?
Ответ: Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода.
Есте́ственные нау́ки— разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных (естественных — от «естество» , природа) явлений. Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, т. е. исключая произвол человеческой воли. Понятие о естественных науках введено также для их размежевания с науками гуманитарными и социальными
Вопрос №4. Каковы основные принципы диалектики как метода познания?
Ответ: I. Принцип развития (или принцип историзма) исходит из того, что любое явление, событие - это процесс, в котором всегда есть рождение (возникновение), становление, гибель (уничтожение) и появление на старой основе нового качества и так до бесконечности. Принцип развития требует от нас в познании объекта ответить хотя бы на четыре вопроса.
II. Принцип всеобщей связи, чтобы понять суть объекта, необходимо исследовать многообразие его внешних и внутренних связей; выделить среди этого многообразия законы, то есть существенные, общие, необходимые, повторяющиеся связи. Связь определяется как взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени. С выявления закономерных связей начинается научное познание, для философского познания характерно изучение универсальных связей, например, детерминизма - причинно - последовательной связи. Основные универсальные связи являются элементами в системе диалектики (подробнее см .: "Система диалектики»).
III.Принцип противоречия ориентирует нас при постижении сущности объекта проанализировать его основные противоречия. Из всего многообразия связей выделяются основные спорные связи, потому что они с точки зрения диалектики является источником развития объекта. Противоречие - это взаимодействие противоположных, взаимно-исключительных сторон и тенденций в объекте, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником саморазвития бытия. Противоречия - это одновременно и единство, и борьба противоположностей. Противоположность определяется как существенное различие (то есть не любые разные стороны, части объекта могут быть противоположностями, а только те, которые представляют различия в рамках одной сущности).
Задание 1: дать определение понятий:
Наука- сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Философия науки- область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания
Эмпирический уровень научного познания - это знание, полученное непосредственно из опыта с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений объекта познается Он всегда является основой, б базой для теоретического уровня знания.
Теоретический уровень научного познания- это знание, полученное путем абстрактного мышления
Научная революция- радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования
Тип научной рациональности- Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.