Антропосоциогенез: основные гипотезы.
Вопрос №1.В чем суть трудовой концепции антропосоциогенеза? Ответ: Трудовая концепция находит подтверждение в останках людей и следах их деятельности. Процесс выделения человека из животного мира совершался первоначально посредством инстинктивной предтрудовой деятельности. От приспособления к природе он перешел к ее преобразованию, труду. «Труд создал самого человека». Инстинктивная предтрудовая деятельность заменялась трудом, где мотив деятельности стал осознанным, сама деятельность приобрела цель - удовлетворение запросов и материальных благ, а продукт деятельности сделался отчуждаемым и воспроизводимым. Начало изготовлений орудий труда - исторический рубеж в становлении человека и общества. Изготовление простейших орудий началось на 1-1.5 мил лет раньше, чем появились речь и мышление. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умение а не интеллект. Вопрос №2. В чем суть натуралистических гипотез антропосоциогенеза? Ответ: Цивилизация постепенно выходит из-под контроля человека, становится всё более неуправляемой и опасной, может привести к гибели всего живого на планете. Вывод: человек – это ошибка природы, результат её неудачного эксперимента. Человеческая история – это процесс вымирания заведомо обречённого на смерть вида. Вопрос №3. В чем суть символической концепции антропосоциогенеза? Ответ: Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Язык определяет границы, свойства действительности и самого человека. Язык – творец культуры и человека, а не только средство общения. |
Вопрос №4. В чем суть игровой концепции антропосоциогенеза?
Ответ: человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.
Биосоциальная природа человека:
Вопрос №1. Существуют ли биологически заданные схемы социального поведения человека?
Ответ: Существуют два основных подхода к вопросу о природе человека.
Согласно одному, природа человека всецело социальна, то есть человек рождается с единственной способностью, "способностью приобретать человеческие способности"
Сторонники второго подхода утверждают, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. Среди таких форм приверженцы этой идеи выделяют взаимный альтруизм, защиту местообитания, агрессивность, следование отработанным формам сексуального поведения, непотизм (семейственность).
Если представить себе отношения двух отдельно взятых людей, не отягощённых какими-либо социальными нормами, то есть подойти к главному вопросу этой работы, исходя из первой концепции природы человека, то отношения людей могут быть построены отнюдь не по библейским заповедям.
Биологические же тенденции часто перетекают в экстремистские теории, согласно которым природа каждой человеческой расы различна: существуют "высшие" и "низшие" расы, отличающиеся многими признаками, начиная от строения головы и лица и кончая умственными способностями. Идея расового превосходства ошибочна. Доказательством этому служит так называемый "эффект айни", племени, живущего на острове Хоккайдо. Эти люди имеют интеллектуальный уровень ниже, чем у японцев, но легко изживают это отставание, переселившись в страны Запада.
Таким образом поведение человека подчиняется смешанной схеме: наследственные стереотипы плюс приобретённый опыт (пожалуй, опыт играет большую роль).
Вопрос №2. Какие современные концепции акцентируют роль биологического начала в человеке?
Ответ: Космическая концепция, Биологическая концепция, Семиальная концепция антропогенеза
Вопрос №3. Кто из мыслителей подчеркивал роль культурных факторов в формировании человека?
Ответ: Т . Парсонс совершенно обоснованно утверждал, что «удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных символических систем», т.е. без систем культуры
Задание 1: Дать определения понятий:
Индивид-Индивидуальность- понятия, используемые, как правило, для описания органических особей, для характеристики различных аспектов бытия человеческой личности. Применительно к людям понятие «индивид» фиксирует представление о единичном человеке как своего рода социальном атоме, т.е. далее неразложимом элементе социального бытия. Вместе с тем понятие социального индивида неявным образом указывает на дискретность, прерывность социального процесса, реализуемого через индивидов и их связи. Понятие «индивидуальность» указывает на форму преодоления индивидом своей «атомарности» и элементарности, на преобразование социального бытия в форму самореализации человека.
Личность-индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.
Биологическое в человеке- выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма
Задание 2: Сравните образы человека в мировоззрениях космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма.
Ответ 1:
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов. Космоцентризм - понятие, противоположенное антропоцентричному принципу в философиях, учениях, космологиях. Например, большинство религий и философских систем (в том числе - современная научная философия) антропоцентричны, т.е. ставят в центр Вселенной человека и его жизнь, заботы, считают его венцом Творения, обладающим Разумом, выше которого только Ангелы и Бог (или боги).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога. Человек - это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен всячески искоренять собственную материальную природу, являющуюся источником греха. Все же помыслы он должен посвятить лишь одному - любви Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия.
Ответ 2:
Космоцентризм: человек слит с природой; душой обладает не только он, но и животные и растения.
Теоцентризм – в центре – Бог; человек не слит с природой, имеет ярко выраженную специфику, но, при этом не верит в себя, только в Бога.
Антропоцентризм – человек в центре; Бог смещается «на периферию» человеческой жизни. Человек отрывается от него. Теперь он верит в себя, смотрит не только на небо, но и внутрь себя.