Детям стало скучно. Они поняли, что все в лесу заняты своим делом и никто не хочет играть с ними.
Через рощу, журча по камням, пробегал ручей. Дети подбежали к ручью.
- Тебе уж точно нечего делать, - сказали ручью дети.
- Поиграй с нами!
- Как?! Мне нечего делать? - прожурчал сердито ручей. - Я пою водой людей и животных, я мою белье, верчу мельничное колесо, тушу пожары. Я работал днем и ночью.
Детям стало еще скучнее. Но тут мальчик увидел на зеленой ветке крошечную красивую птичку - малиновку. Малиновка спокойно сидела на ветке и насвистывала веселую песенку. - Послушай, веселая птичка! - крикнул мальчик малиновке. - Тебе-то уж точно кажется нечего делать. Поиг-рай же с нами.
- Как это мне нечего делать? - обиделась малиновка. - Я наловила много мошек, чтобы накормить своих милых птенчиков. Я так устала, что не могу поднять крылья. А теперь я убаюкиваю песенкой своих деток. А вы что делали сегодня, маленькие лентяи? В школу не пошли, бегаете по роще и мешаете другим дело делать.
Детям стало стыдно. Они побежали в школу и хотя опоздали, но учились хорошо, прилежно.
ХОД ЗАНЯТИЙ
З а н я т и е I
I. Организационная часть. Объяснение целей занятия. Вступительная беседа педагога с детьми проводится “по следам” ранее проведенных воспитателями тематических бесед “Скоро в школу” и “В нашем лесу” ( из цикла “Родная природа”).
II. Двукратное чтение рассказа-сказки с предвари-
тельной установкой на последующий разбор текста.
III. Разбор содержания сказки по вопросам педагога.
Примерные вопросы.
1. Куда должны были пойти дети?
2. Где проходила дорога в школу?
3. Что сказал брат своей сестре?
4. Что сделали дети?
5. Кого увидели дети в лесу? Кому они предложили поиграть с ними?
6. Чем занимались жук, пчела и муравей?
7. Кому еще дети предложили поиграть?
8. Чем были заняты белка и голубь?
9. Какую работу выполняет ручей?
10. Кого потом увидел мальчик?
11. Каким делом была занята малиновка?
12. Чем закончился рассказ о детях?
IY. Языковой ( лексическо-грамматический ) разбор текста.
Предлагаемые вопросы-задания.
а) 1-ая часть
1) Вспомните, что говорится в рассказе о роще,
какая она? / Актуализируются слова: прекрасная, тенистая (там много тени)./
2) Что увидели дети в роще? ( Что делали птички, белки и насекомые? )
3) Что сказали дети жуку? Дети сказали...
4) Что ответил детям жук?
5) Что ответила детям мохнатая пчела?
6) Почему не ответил детям муравей? ( Чем он был занят? )
7) Что ответила детям белка?
8) Что сказал детям голубь?
9) Вспомните, что говорится в рассказе о ручье?
10) Что сказал детям ручей о своей работе?
11) Что делала красивая птичка-малиновка?
12) Что сказал мальчик малиновке?
13) Что ответила ему малиновка?
14) Как назвала детей малиновка?
15) Почему детям стало стыдно после разговора с птичкой? Что они сделали?
б) 2-ая часть. Проводится в форме игры-соревнования ( кто больше даст правильных ответов ) с использованием фишек или разноцветных цветочков, представленных в виде плоскостных фигурок.
- Вспомни, что говорится в рассказе об обитателях рощи. Жук какой? ( золотой ); Пчела какая? ( желтая,
мохнатая); Какой хвост у белки? ( пушистый ); Малиновка какая? ( крошечная, красивая ).
- Что говорится о ручье? Ручей не просто течет, а жу... ( журчит ). Он какой ? ( журчащий ) и др.
Y. Составление пересказа текста по фрагментам с иллюстрированием рассказа с помощью предметных картинок.
З а н я т и е 2
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.
II. Повторное чтение текста с установкой на самостоятельное составление пересказа.
III. Составление детьми пересказа текста на основе выполнения различных заданий.
Рекомендуемые виды работы.
1) Работа с иллюстративным панно, изображающим основное место действия.
Повторный разбор содержания и предварительное планирование пересказа с помощью иллюстрирования сюжетного действия рассказа с комментариями детей. Пересказ текста по частям двумя-тремя детьми.
2) Игра-драматизация на сюжет рассказа-сказки.
3) Драматизация рассказа с помощью театра кукол. *
Примечание: основное внимание обращается на воспроизведение диалога-общения детей с различными обитателями леса.
4) Выполнение рисунков на сюжет прослушанного текста с последующим составлением коротких пересказов фрагментов текста ( с обязательным воспроизведением диалогов персонажей ).*
IY. Подведение итогов занятия. Оценка работы и речевых высказываний каждого ребенка.
Аналогично можно строить занятия по обучению рас-сказыванию ( пересказ, рассказы по аналогии и т.д. ) на материале других художественных произведений для детей: “Умей обождать”, “Утренние лучи” К.Д.Ушинского, “Кто чем поет?” и “Чей нос лучше?” В.В.Бианки, “Пушис-
тый барашек” Г.М.Цыферова, рассказы о животных Ю.Д. Дмитриева, Е.И.Чарушина, С.В. Сахарного и др. Как показывает опыт нашей работы, они могут быть успешно использованы для коррекционных занятий по формированию связной речи детей с ОНР.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.
2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1971. Т.453.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.
8. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985.
9. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической-деятельности // Коррекционно-разви-вающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М., 1987.
10. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - Автореф. канд. дис. М., 1987.
11. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994, № 4.
12. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 1988, № 3.
13. Долгова Л.А. Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся общеобразовательной школы. М., 1996.
14. Ерастов Н.П. Культура связной речи. Ярославль, 1982.
15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
16. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1998.
18. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976.
19. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1984.
20. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
21. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В.И.Селиверстов. М., 1987.
22. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1997.
23. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
24. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.М.,1982.
25. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию, М., 1982.
26. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. 1985, №2.
27. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной
устной речи учащихся. М., 1975.
28. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М.. 1980.
29. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
30. Леонтьев А.А.. Психология общения. М., 1997.
31. Лосева Л.И. Как строится текст / Под ред. Г.Я.Солганика. М., 1980.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. Ростов-на-Дону, 1998.
33. Люблинская А.А. Детская психология. М., 1979.
34. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1997.
35. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства об-
щения. М., 1974.
36. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П.Федоренко. М., 1984.
37. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
38. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи.
( Описание, повествование, рассуждение. ) - М.. 1986.
39. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред.- сост. С.А.Миронова, М.. 1987.
40. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Леви-ной. - М., 1968.
41. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Сост. Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина. М., 1989.
42. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. М., 1984.
43. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи ( I - IY классы ). М., 1980.
44. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1986.
45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей ( раннего и дошкольного возраста ) / Под ред. Ф.А.Сохина. М., 1981.
46. УсоваА.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. - М., 1991.
47. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 1999.
48. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.. 1999.
49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993. Ч. I, II.
50. Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1979.
51. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М. Аграмматизм при афазии. М., 1978.
52. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.
53. Шахнарович А.М. Проблемы психолингвистики. М., 1987.
54. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи: Уч. зап. МГПИ. М., 1971. Т.406.
55. Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Раздел I. ( Введение.)
1. Дайте определение понятия “связная речь”. Назовите ее основные особенности.
2. Дайте определение диалогической и монологичес-кой форм речи. Укажите, в чем состоят их отличительные особенности.
3. Перечислите формы связной ( диалогической и монологической ) речи.
4. Охарактеризуйте различные виды монологической речи.
5. Объектом изучения каких наук выступает связная речь?
6. В чем состоит основное различие между ситуатив-ной и контекстной речью?
7. Приведите высказывания ведущих отечественных педагогов и психологов о связной речи.
8. Какое место занимает работа над связной речью
в общей системе формирования и коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста?
9. Каковы основные условия овладения детьми связной речью?
10. Раскройте вопрос о психологических и лингвистических основах формирования связной речи детей дошкольного возраста.
11. Раскройте понятие “коммуникативная функция речи”. Как осуществляется развитие связной речи коммуникативным методом?
12. Дайте характеристику основных звеньев и операций процесса порождения речевых высказываний; его роль в речевой деятельности.
13. Дайте определение общего недоразвития речи у детей. Назовите различные формы речевых нарушений, которые могут отмечаться у детей, входящих в эту группу.
14. Охарактеризуйте в сопоставительном плане уровни речевого развития. На каком уровне речевого развития начинается и проводится основная работа по формированию связной речи у детей с ОНР?
15. Какие психологические особенности отмечаются у детей с ОНР? Какое влияние оказывают они на возможности детей в овладении связной речью?
Раздел II.
1. В чем проявляются специфические особенности в формировании связной речи детей с ОНР?
2. Чем обусловлены особенности связной речи детей с ОНР?
3. Как проводится изучение связной речи детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возраста?
4. Охарактеризуйте словарный запас и состояние
фразовой речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
5. Какие задания используются для изучения словаря, грамматического строя и фразовой речи детей с
ОНР?
6. Подберите наглядный и речевой ( языковой ) материал для исследования состояния связной речи детей с ОНР дошкольного возраста.
7. Подберите игрушки ( предметы ) для описания их детьми ( при проведении логопедического обследования ).
8. Проведите обследование словаря и состояния фразовой речи у ребенка с ОНР с использованием метода наблюдений, изучения документации, экспериментальных исследований.
9. Проведите исследование состояния связной речи
одного-двух детей с ОНР с использованием серии заданий (№1-8) с последующим анализом и оценкой составленных высказываний.
10. При посещении коррекционного ДОУ соберите ма-териал, характеризующий состояние связной речи детей с различными речевыми нарушениями. Приведите примеры нарушений связности речи в высказываниях детей.
11. Присутствуя на логопедических и воспитательских занятиях, зафиксируйте примеры речи детей с ОНР разных нозологических групп ( дети с дизартрией, ринолалией, моторной алалией ).
12. Зафиксируйте и проанализируйте высказывания
детей в ходе свободной игры.
13. На конкретных примерах покажите различие между связными и несвязными, целостными и фрагментарными высказываниями.
14. На основании исследования связной монологичес-кой речи двух-трех детей с ОНР по серии заданий ( № 3-7 ) определите уровень выполнения каждого задания и составьте оценочный “профиль” состояния монологической речи.
15. Проведите обследование связной речи двух детей с ОНР по заданиям № 3, 4. Сделайте анализ отмечаемых нарушений связности повествования и аграмматизмов в высказываниях детей.
16. Проведите сравнительное исследование связной монологической речи двух-трех детей с ОНР и с нормальным речевым развитием. Сделайте сопоставительный анализ их рассказов, составьте “профили” состояния монологической речи.
17. Проведите изучение личностно-психологических особенностей двух-трех детей с ОНР. Составьте практические рекомендации по индивидуальному подходу к детям на занятиях по формированию связной речи.
Раздел III.
III.1
1. Каковы основные задачи работы по формированию связной речи детей с ОНР? Как возрастает сложность этой работы в разных периодах обучения?
2. Проанализируйте основные положения программы обучения и воспитания детей с ОНР дошкольного возраста по разделу формирования связной речи.
3. Перечислите основные методические требования к организации и содержанию работы над связной речью детей с ОНР.
4. Назовите формы и методические приемы логопе-дической работы, активизирующие речевую деятельность детей.
5. Сделайте краткий обзор основной литературы по развитию связной речи детей-дошкольников, имеющих речевое недоразвитие.
6. На основе конспектирования специальной литературы подготовьте рефераты на темы: “Состояние связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста”, “Методические приемы и формы работы с детьми с ОНР по формированию связной речи”, “Психологические особенности дошкольников с ОНР” и т.д.
III. 2
1. Как реализуется в работе над связной речью детей с ОНР принцип комплексного воздействия на формирование разных сторон речевой функциональной системы?
2. Как реализуется принцип дифференцированного подхода к детям на занятиях по формированию связной речи?
3. Раскройте роль игровых форм работы в формировании у детей с ОНР связных речевых высказываний.
4. Как используется предметно-практическая дея-тельность детей при формировании у них навыков связной речи?
5. На конкретных примерах покажите использование основных принципов дидактики в работе над связной речью детей с ОНР.
6. Какие оборудование и дидактический материал мо-гут быть использованы на занятиях по формированию связной речи?
7. Какова роль наглядности и моделирования в процессе формирования связной речи детей с ОНР?
III. 3
1. В чем состоит подготовительная работа к специальным занятиям по формированию связной речи детей с ОНР?
2. Назовите методы и приемы работы, виды упраж-нений по развитию связной речи в процессе работы над предложением.
3. Подберите речевые игры для развития навыков связных высказываний у детей в ходе подготовительного этапа обучения.
4. Подберите предметные и ситуационные картинки для составления детьми предложений, составьте серии таких картинок.
5. Расскажите об использовании экскурсий для развития связной речи детей с ОНР дошкольного возраста.
III. 4
1. Приведите примерную обобщенную структуру за-нятий по обучению детей пересказу. Каковы особенности данного вида занятий по формированию связной речи детей с ОНР?
2. Подготовьте методический материал к проведению занятий по обучению детей с ОНР рассказыванию
( пересказ, занятия по картинам, рассказывание по аналогии и др. ) в соответствии с периодом обучения.
3. Подберите материалы ( текстовой и наглядный ) для занятий по обучению пересказу. Сделайте анализ выбранных текстов с учетом их доступности для детей с ОНР, обучающего значения и соответствия задачам обучения.
4. Составьте план-конспект занятия по формированию связной речи детей с ОНР на основе обучения пересказу текста.
5. Подберите ( составьте ) серии сюжетных картинок для составления рассказов по наглядной опоре.
6. Составьте конспект занятия по обучению расска-зыванию по наглядной опоре ( рассказу из опыта, рассказу-описанию ).
7. Составьте план-конспект занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества с использованием текстов для начала рассказа, приведенных в методической части пособия.
8. Предложите несколько тем для составления рас-
сказов из личного опыта.
9. Подберите материал для обучения детей навыкам планирования связных высказываний ( наглядный и текстовой материал ).
10. Составьте несколько вариантов начала рассказа для обучения детей с ОНР составлению связных законченных высказываний.
11. Составьте рассказы с пропуском “микротем” (“смысловые скважины”) для обучения детей приемам восполнения “деформированного” текста.
12. Какие умственные действия должны быть сформированы у ребенка в ходе работы по развитию связной речи?
13. Раскройте роль анализа и синтеза при обучении детей рассказу-описанию и рассказу по серии картин.
14. Составьте перечень игр и упражнений для развития восприятия и памяти у детей с ОНР. Подберите соответствующий картинный и языковой материал для занятий по формированию связной речи.
15. Проведите занятие с группой старших дошколь-ников с ОНР по обучению одному из видов рассказыва-ния с применением предлагаемого в пособии методического материала. Сделайте его анализ на одном из семинарских ( практических ) занятий.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. К проблеме формирования связной речи у
детей с общим речевым недоразвитием . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Часть I. Обследование состояния связной речи детей с
ОНР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Часть II. Методика работы по формированию связной
речи детей с ОНР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
II.1 Занятия по пересказу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
II.2 Обучение рассказыванию по картинам . . . . . . . . . . . . . .78
II.3 Обучение рассказу-описанию предметов . . . . . . . . . . . . 83
II.4 Обучение рассказыванию с элементами творчества. . . 95
II.5 Методические требования к занятиям по обучению
детей с ОНР рассказыванию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Часть III. Примерные планы и методический материал к
занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию. . . . . . 114
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Глухов В. П.
Особенности формирования
связной речи дошкольников с
общим речевым недоразвитием
Редактор: Е.П.Труханова,
Технический редактор:
______________________________________________
ЛР № 071334 от 22.08.96 г.
Подписано в печать Формат 60 х 90 1/ 16
Печать офсетная. Бумага офсетная №
Объем усл. печ.л. 12,20 Тираж 500 экз.
Цена договорная Заказ №
_______________________________________________
* - Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М., 1970. С. 9
* - Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967, с. 7.
* Краевская Н.А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания: Дис. на соискание уч.ст.канд.филол.наук. М., 1984.
* Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. М., 1989.
* - См.: Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Дис. на соиск. уч.ст.канд.филол. наук. Новосибирск, 1975; Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1978.
* Представленные задания апробированы в ходе экспериментальных исследований состояния связной речи детей с ОНР 5-7-летнего возраста и в практике логопедической работы с детьми в коррекционных ДОУ.
* Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Родная речь в картинках. - М., 1989.
* Могут быть использованы предметные или ситуационные картинки.
** Используется соответствующий картинный материал.
* Такие упражнения могут проводиться воспитателем по рекомендациям логопеда.
* Отмеченные виды заданий могут выполняться воспитателем.
* - Занятия могут проводиться воспитателем по плану логопеда.
* Лексический материал по теме предлагается родителям в качестве “домашнего задания” для работы с детьми.
* Упражнение на сравнение животных, а также повторение лексического разбора с первой ( более слабой ) группой детей может проводиться воспитателем по заданию логопеда.
* - Занятию по картине может предшествовать проведение воспитателем беседы по теме “Зима”, организация тематической прогулки.
* - В более слабой группе проводится на дополнительном занятии.
** - Заключительные этапы занятия могут проводиться воспитателем по заданию логопеда во второй половине дня.
* При необходимости дается образец начала ответа.
* * В случае необходимости используется прием подсказа начала слова.
** Может выполняться на воспитательском занятии.
*** - Данный вид работы может быть проведен воспитателем как подготовка ко второму логопедическому занятию.
* - Этот вид работы может проводиться воспитателем между первым и вторым логопедическими занятиями.
* - Текст сказки дается в несколько адаптированном варианте
( замена отдельных слов и речевых выражений ) в целях облегчения детям восприятия и запоминания текстового материала
* - Рекомендуется на отдельном воспитательском занятии проведение игры - драматизации на сюжет сказки
* Продолжение рассказа составляется по одному или нескольким предложенным вариантам с учетом состава обучаемой группы.
* Данные виды работы могут проводиться на отдельных воспитательских занятиях.