Упражнение 3.1.4. «Постучи в дверь»

Цель. Развитие чувства ритма.

Материал. Домик с окошком, карточки или мягкие игрушки животные.

Описание. Логопед отхлопывает ритм, произнося «тук», ребенок повторяет (каждому ребенку свой ритм). Открывается окошко, в домике мышки (игрушки, картинки).

Упражнение 3.1.5. «Язычки-дразнилки»

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слого, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та… Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Вместо «язычка» детям можно дать свистки, дудочки или бубны.

2-й вариант. «Передай снежок»

Дети стоят по кругу и на акцент музыки передают снежок соседу.

Упражнение 3.1.6. «Аты-баты»

Цель. Развитие общей моторики и чувства ритма.

Аты-баты, Дети маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».
Аты-баты, Маршируют.
На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».
Аты-баты, Маршируют.
Что купили?Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками».
Аты-баты,Маршируют.
Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в

стороны - «я самовар».

Аты-баты, Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед –

вопросительная интонация.
Аты-баты, Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».
Аты-баты, Маршируют.
Заходите,Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой –

пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над

«блюдцем» держат «чашечку».

Игра 3.2.1. «Послушай и угадай»

Цель. Формирование восприятия речевого ритма.

Материал. На картинках изображены жук, оса, муха, бабочка и т.д.

Описание. Ребенку предлагается назвать насекомых и отгадать, какое слово «зашифровано» хлопками.

Взрослый воспроизводит слоговой ритм слова («отхлопывает» слово): на безударный слог выполняет хлопок ладонями, на ударный - хлопок по коленям. Ребенок должен угадать заданное слово, опираясь на восприятие его ритмического рисунка и определение количества слогов в нем.

Например: о-са, ба-боч-ка

Игра 3.2.2. «Забияки-петушки»

Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал. Шапочки петухов – для каждого ребенка.

Описание. Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

Игра 3.2.3. «Мы сидели на печи»

Цель. Развитие общей моторики и чувства ритма.

Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются

руками в бедра - «сидят на печке».
Ели булки, Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».
Калачи.Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка

сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело»,

левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе –

«ветерок от полета».
Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки –

«бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон»,

говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем

указывают на «выход».

Упражнение 3.2.4. «Послушай и повтори так же»

Цель. Развитие чувства ритма.

Материал (необязателен). Картинки с животными.

Описание. Воспитатель:

Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так:

/ / / / / / / / / / / / (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени.)

А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так:

o o o o o o o o o (Тихие удары всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени.)

А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так:

- / - / - / - / - / (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)

Игра 3.2.5. «Накорми птиц»

Цель. Формирование восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Материал (необязателен). Картинка птичий двор или домашние птицы.

Описание. Воспитатель: На птичий двор пришла хозяйка и принесла птицам еды. Послушай, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы.

Взрослый передает ритм, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребенка повторить:

Например: Курица с цыплятами: / / / / / / / / / /

Утка с утятами: / / / / / / / /

Гусыня с гусятами: / / / / / / / / / /

Наши рекомендации