Тема 6. Формы развития знаний
Понятие формы и видов знаний. Основные этапы развития знаний. Познание и знание человека.
Факты действительности и факты научные. Роль парадигмы мышления и стиля мышления в переводе фактов действительности в факты научные.
Узнавание как уровень развития знаний, когда субъект познания ищет ответ для поиска неизвестного по принципу: «стимул – реакция».
Задача как уровень развития познавательной ситуации при которой исследователь может использовать известный ему алгоритм поиска неизвестного.
Проблема как уровень познавательной ситуации при котором у исследователя нет алгоритма поиска неизвестного. Перед ним есть барьер неизвестности, который он обязан преодолеть. Проблема характеризуется уровнем трудности, а задача – уровнем сложности.
Теория как система знаний. Состав теорий. Теоретические и эмпирические термины. Основные функции теорий в научном познании. Виды теорий. Аксиоматические теории. Содержательные и формальные аксиоматики. Теория как процесс развития знания. Роль логики в развитии и обосновании теорий.
Тема 7. Специфика следственных и судебных версий и гипотез
Гипотеза как процесс развития знания. Основные этапы развития гипотезы. Способы обоснования и опровержения гипотез. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез.
Гипотеза как форма формулирования альтернативы при принятии решений в юридической практике. Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез. Способы обоснования и опровержения гипотез. Алгоритм превращение гипотезы в решение. Уровни оценки степени подтверждения решения.
Роль гипотез в естествознании и науках об обществе. Гипотезы в правовом познании. Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез.
Судебно-следственная версия как вероятностное предположение устанавливающее гармонию между выявленными фактами действительности. Специфика процесса выдвижения и обоснования судебно-следственных версий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов очной формы обучения
Разделы и темы дисциплины | Всего аудиторных занятий | Лекции | Семинарские и практические занятия | Самостоятельная работа, НИРС | Приобретаемые компетенции |
Вводная тема: Логика как наука и ее роль в деятельности юристов | Комп. №3 | ||||
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий (Интерактивная форма проведения занятий) | |||||
Семинар. Понятия и термины логики | Комп. №3 | ||||
Тема 2. Суждение. Классификация суждений и вопросов | |||||
Семинар. Суждение и норма права | Комп. №2 | ||||
Тема 3. Законы логики | |||||
Семинар. Основные законы формальной логики | Комп. №1 | ||||
Тема 4. Умозаключение и его значение для юриста (Интерактивная форма проведения занятий) | |||||
Семинар. Умозаключение. Виды умозаключений и их роль в деятельности юристов. | Комп. №6 | ||||
Тема 5. Аргументация в работе юриста Доказательство и опровержение как составные части аргументации | |||||
Семинар. Доказательство, опровержение, логические и методологические аспекты аргументации и критики (Интерактивная форма проведения занятий) | Комп. №7 | ||||
Тема 6. Формы развития знаний | |||||
Тема 7. Специфика следственных и судебных версий и гипотез | |||||
Семинар. Логические формы развития знаний. | Комп. №4;№8. | ||||
Ролевая игра «Поиск» (Интерактивная форма проведения занятий) | Комп. №5 | ||||
Контрольная задания | |||||
Зачёт | |||||
ВСЕГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов очно-заочной формы обучения
Разделы и темы дисциплины | Всего объём занятий | Лекции | Семинарские и практические занятия | Самостоятельная работа, НИРС | Приобретаемые компетенции |
Вводная тема: Логика как наука и ее роль в деятельности юристов | Комп. №3 | ||||
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий (Интерактивная форма проведения занятий) | |||||
Семинар. Понятия и термины логики | Комп. №3 | ||||
Тема 2. Суждение. Классификация суждений и вопросов | |||||
Семинар. Суждение и норма права (Интерактивная форма проведения занятий) | Комп. №2 | ||||
Тема 3. Законы логики | |||||
Семинар. Основные законы формальной логики | Комп. №1 | ||||
Тема 4. Умозаключение и его значение для юриста | |||||
Семинар. Умозаключение. Виды умозаключений и их роль в деятельности юристов. | Комп. №6 | ||||
Тема 5. Аргументация в работе юриста Доказательство и опровержение как составные части аргументации | |||||
Семинар. Доказательство, опровержение, логические и методологические аспекты аргументации и критики | Комп. №7 | ||||
Тема 6. Формы развития знаний | |||||
Тема 7. Специфика следственных и судебных версий и гипотез | |||||
Семинар. Логические формы развития знаний. | Комп. №4;№8. | ||||
Ролевая игра «Поиск» (Интерактивная форма проведения занятий) | Комп. №5 | ||||
Контрольная работа | |||||
Зачёт | |||||
ВСЕГО: |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Понятия и термины логики
1. Объект и предмет логики. Основные термины логики.
2. Понятие. Содержание и объем.
3. Виды понятий.
4. Отношение между понятиями.
4. Деление и классификация понятий.
5. Определение понятий. Правила определения понятий.
Упражнения
1.Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. I, II Учебного пособия.1
2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:
а) Дайте полную логическую характеристику понятиям: государство; невиновность; бескорыстие; подвиг; социальная справедливость; случайность; кража.
б) Определите вид отношений между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Европейское государство»; «демократическое государство»; 2. Премьер-министр; глава правительства; 3. Президент; Президент России; Глава государства;
в) Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. Печать; радио; средство массовой информации; 2. Феодализм; капитализм; классовое общество; 3. Общественные науки; политология; философия; социология;
г) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Правоохранительные органы включают: МВД; суды; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию; Прокуратуру; 2. Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 3. Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 4. Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 5. Языки делятся на: естественные; искусственные; технические; гуманитарные.
Литература
Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2010. Гл. VI.
Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 2010. Гл. 8.
Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. - М., 2011. Гл. 1,2.