Тема 6. Формы развития знаний

Понятие формы и видов знаний. Основные этапы развития знаний. Познание и знание человека.

Факты действительности и факты научные. Роль парадигмы мышления и стиля мышления в переводе фактов действительности в факты научные.

Узнавание как уровень развития знаний, когда субъект познания ищет ответ для поиска неизвестного по принципу: «стимул – реакция».

Задача как уровень развития познавательной ситуации при которой исследователь может использовать известный ему алгоритм поиска неизвестного.

Проблема как уровень познавательной ситуации при котором у исследователя нет алгоритма поиска неизвестного. Перед ним есть барьер неизвестности, который он обязан преодолеть. Проблема характеризуется уровнем трудности, а задача – уровнем сложности.

Теория как система знаний. Состав теорий. Теоретические и эмпирические термины. Основные функции теорий в научном познании. Виды теорий. Аксиоматические теории. Содержательные и формальные аксиоматики. Теория как процесс развития знания. Роль логики в развитии и обосновании теорий.

Тема 7. Специфика следственных и судебных версий и гипотез

Гипотеза как процесс развития знания. Основные этапы развития гипотезы. Способы обоснования и опровержения гипотез. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез.

Гипотеза как форма формулирования альтернативы при принятии решений в юридической практике. Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез. Способы обоснования и опровержения гипотез. Алгоритм превращение гипотезы в решение. Уровни оценки степени подтверждения решения.

Роль гипотез в естествознании и науках об обществе. Гипотезы в правовом познании. Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез.

Судебно-следственная версия как вероятностное предположение устанавливающее гармонию между выявленными фактами действительности. Специфика процесса выдвижения и обоснования судебно-следственных версий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Всего аудиторных занятий Лекции Семинарские и практические занятия Самостоятельная работа, НИРС Приобретаемые компетенции
   
Вводная тема: Логика как наука и ее роль в деятельности юристов     Комп. №3
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий (Интерактивная форма проведения занятий)      
Семинар. Понятия и термины логики       Комп. №3
Тема 2. Суждение. Классификация суждений и вопросов        
Семинар. Суждение и норма права       Комп. №2
Тема 3. Законы логики      
Семинар. Основные законы формальной логики     Комп. №1
Тема 4. Умозаключение и его значение для юриста (Интерактивная форма проведения занятий)      
Семинар. Умозаключение. Виды умозаключений и их роль в деятельности юристов.     Комп. №6
Тема 5. Аргументация в работе юриста Доказательство и опровержение как составные части аргументации      
Семинар. Доказательство, опровержение, логические и методологические аспекты аргументации и критики   (Интерактивная форма проведения занятий)   Комп. №7
Тема 6. Формы развития знаний      
Тема 7. Специфика следственных и судебных версий и гипотез      
Семинар. Логические формы развития знаний.     Комп. №4;№8.  
Ролевая игра «Поиск» (Интерактивная форма проведения занятий)   Комп. №5
Контрольная задания        
Зачёт        
ВСЕГО:  


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очно-заочной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Всего объём занятий Лекции Семинарские и практические занятия Самостоятельная работа, НИРС Приобретаемые компетенции
   
Вводная тема: Логика как наука и ее роль в деятельности юристов   Комп. №3
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий (Интерактивная форма проведения занятий)    
Семинар. Понятия и термины логики   Комп. №3
Тема 2. Суждение. Классификация суждений и вопросов      
Семинар. Суждение и норма права     (Интерактивная форма проведения занятий)   Комп. №2
Тема 3. Законы логики    
Семинар. Основные законы формальной логики   Комп. №1
Тема 4. Умозаключение и его значение для юриста    
Семинар. Умозаключение. Виды умозаключений и их роль в деятельности юристов.     Комп. №6
Тема 5. Аргументация в работе юриста Доказательство и опровержение как составные части аргументации    
Семинар. Доказательство, опровержение, логические и методологические аспекты аргументации и критики   Комп. №7
Тема 6. Формы развития знаний    
Тема 7. Специфика следственных и судебных версий и гипотез    
Семинар. Логические формы развития знаний.   Комп. №4;№8.  
Ролевая игра «Поиск»     (Интерактивная форма проведения занятий)   Комп. №5
Контрольная работа        
Зачёт        
ВСЕГО:  


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Понятия и термины логики

1. Объект и предмет логики. Основные термины логики.

2. Понятие. Содержание и объем.

3. Виды понятий.

4. Отношение между понятиями.

4. Деление и классификация понятий.

5. Определение понятий. Правила определения понятий.

Упражнения

1.Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. I, II Учебного пособия.1

2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:

а) Дайте полную логическую характеристику понятиям: государство; невиновность; бескорыстие; подвиг; социальная справедливость; случайность; кража.

б) Определите вид отношений между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Европейское государство»; «демократическое государство»; 2. Премьер-министр; глава правительства; 3. Президент; Президент России; Глава государства;

в) Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. Печать; радио; средство массовой информации; 2. Феодализм; капитализм; классовое общество; 3. Общественные науки; политология; философия; социология;

г) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Правоохранительные органы включают: МВД; суды; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию; Прокуратуру; 2. Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 3. Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 4. Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 5. Языки делятся на: естественные; искусственные; технические; гуманитарные.

Литература

Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2010. Гл. VI.

Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 2010. Гл. 8.

Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. - М., 2011. Гл. 1,2.

Наши рекомендации