Артикуляционно-мимическая гимнастика
Эти упражнения помогают: создать нервно-мышеч ный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологи-
н--- развитие движении артикуляции, а также снять ' < шиною напряженность артикуляционной и мимиче-
м мускулатуры; выработать необходимые мышечные ■■■ • > ния для свободного владения и управления частя-н финфляционного аппарата. Идет тренировка мышц ii i нгй челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого (*''■<, мимических мышц. Для этого используются стати-t • w и динамические упражнения.
Рекомендации при выполнении упражнений
« пыполнять упражнения только перед зеркалом;
* и (бегать сопутствующих движений (работает только
г пин мышц);
»пыполнять упражнение в спокойном темпе, без |п ищи, стремясь к плавному и ритмическому выполне-h"»t движений.
комплекс упражнений артикуляционно-мимической
$f ипистики
Упражнения для мышц лба:
нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»; удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с р ■* хищением: «А-а!»
Упражнения для мышц глаз:
- зажмуриться — «распахнуть» глаза;
поочередно закрывать и открывать то правый, то
< iiiiiИ глаз;
- озорно, со значением подмигивать;
- спокойно закрывать и открывать глаза, макси-
(НИ)НО расслабляя мышцы век;
Упражнения для щёк:
- надувать щёки;
- втягивать щёки;
=• перекатывать воображаемый шарик во рту (пооче-
и'дпо надувать щёки);
=- «полоскать рот» воображаемой водой.
Упражнения для губ:
=- улыбнуться («и-и-и»);
■-=- сложить губы в трубочку («у-у-у»);
=- двигать губами от правой щеки к левой;
- двигать губами по кругу;
- «развесить губы»;
Упражнения для языка:
— расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» губами («пя-пя-пя»);
— пощелкать языком, присасывая строго по сред линии;
— вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, м
мня»);
— облизывать губы. Изобразить:
— грозного владыку;
— лазутчика;
— кокетливую барышню;
— деревенского дурачка.
Голосовая и интонационная гимнастика
Целью голосовой гимнастики является развитие сил высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интон ционно-мелодической речи.
Рекомендации при выполнении упражнений:
• работая над гласными, необходимо следить за мя кой атакой звука (бархатистое звучание, чуть пригл шенное, с теплым выходом);
• не следует допускать горлового и других призвуко
• при выполнении упражнений с гласными следу соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляци равномерное распределение выдоха.
Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса
Упражнение 1. Звук произносится шепотом с прис единением голоса, мягко и негромко. Сила голоса до~ на быть одинаковой от начала до конца звучания.
Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапе но произносится гласный звук, изменяя высоту голоса
а а а у у у
а а У У
«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряже ния. По аналогии данное упражнение можно использ вать при произнесении сочетаний из двух или трех зву ков.
'*щщжнение 3. «Голосовая горка». Произносить глас-
( щук, изменяя его по высоте, представляя горку, по
t«tti чвук «взбирается» и «спускается вниз».
Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (от-
!' пи мягкой голосоподачи и включение грудного ре-
< щшжнение 5. «Разбойники увидели жертву». На вы-щюизносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), и ■ п на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (пред-i " щм, что они с ней сделают).
Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, ■mi иная/понижая тональность на каждом последующем в * * /слоге. Образуется своеобразная лестница. 7.3.2. Интонационные упражнения Упражнение 1. При произнесении последовательнос-н пшсиых звуков воспроизводить удивление, недоуме-ц<* Оюсходящая интонация) и ответный возглас (нисхо-
i пили интонация).
Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочета-•м» гласных) с разной интонацией, сопровождая дири-
* шмонанием: » Восторженно
• Спокойно
• Категорично
« Вопросительно
• Задумчиво
• Скорбно
• Дерзко
« С сожалением
Но аналогии в этом упражнении можно использо-
•нн. фразу.
Логоритмические упражнения
Логоритмические упражнения способствуют разви-utio темпа и ритма речевого дыхания, развитию артику-шционной моторики, укреплению мимической мускула-«у|1Ы, формированию фонематической системы, разви-iiiio темпо-ритмических и мелодико-интонационных
фактеристик речи, развитию умения сочетать движении и речь, координировать их, подчинять единому рит-
1 l.iu 338 |
iv, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков.
Логопедическая ритмика предполагает коррекци координации движений и речи. Связь движений и ре нормализует состояние мышечного тонуса, помогает с вободиться от эмоциональной и двигательной зажато ти, развивает координацию процессов дыхания, голос ведения, артикуляции. Способствует регулировани ритма речи, профилактике и преодолению таких реч вых расстройств, как нарушение темпа речи, главнь образом его ускорение, смазанность, нечеткость звук произношения, заикание.
Все упражнения направлены на согласование речи движением. Ученик сопряженно с логопедом на каждь слог синхронно совершает движения руками, ногам ладонями.
Например, ученик читает хорошо знакомое стих творение В. Мирясовой, плавно дирижируя одной ил двумя руками:
Го-во-рит свинь-я: ХРЮ-ХРЮ, — толс-то-му сы-ноч-ку. Пя-та-чок пос-ле е-ды вы-ти-рай пла-точ-ком!
Или шагает на месте, скандируя:
Ут-ром ра-но два ба-ра-на
За-сту-ча-ли в во-ро-та: тра-та-та-та-та-та-та.
Ученику можно предложить представить себя артис том, который читает стихи на сцене в театре. Благодар этому речь станет более выразительной и громкой, а за нятие превратится в интересную игру.
В процессе тренировки темпа и ритма речи необхо димо выработать следующие умения:
• двигаться в заданном темпе;
• чередовать движения в различном темпе;
• согласовывать движения с ритмической организа цией высказываний и проговариванием в нужном темпе
Рекомендации к упражнениям
Упражнение необходимо выполнять:
— с четкой артикуляцией;
— с равномерным распределением выдоха;
— соблюдая умеренный темп;
— синхронизируя произнесение и движение (на слог).
Вольшую помощь заикающимся окажут специальные кфпжнения, направленные на согласование речи с дви-
■щием рук в стиле «робота», с хлопками и ладоши, нньба на месте, по кругу, встречное дирижирование и
■н. Например:
Лты-баты шли солдаты, Аты-баты на базар. Лты-баты, что купили? Аты-баты
самовар.
Руки сгибают в локтях, совершают поочередно дей-* ишя, имитирующие движения рук робота или Бурати-U0. Текст произносят скандированно и четко.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Считалочка
Руки совершают плавные встречные движения, ими-!ируя движения рук дирижера в оркестре.
Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать,, Раз, два, три, четыре, пять. Е. Анищенкова
Ученикии сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Вуратино. Текст произносят скандированно и четко.
Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. Е. Анищенкова Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.
По бревну,
по бревнышку Проползла
букашечка, Пролетела
бабочка, Пропархала
пташечка.
Шагать на месте, скандируя стихотворение.
Дождик какпает — кап, кап, С Мишиных лохматых лап. Любит летнею порой Душ принять он дождевой.
В. Мирясова
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки уровне плеча и перед собой.