Обследование восприятия тембра голоса

При исследовании восприятия тембра голоса оцени-м■*> к »| умение определять характер звучания тона голоса

и. ГliyX.

Материал для исследования: картинки — символы-ма-> i in,, изображающие чувства, эмоции людей; слова-меж-( «1**!ия; предложения; картинки с изображением людей (■■иного возраста.

I. Различение тембра голоса на материале междоме-

Процедура: логопед произносит одиночные междоме-<«ii[с изменением тембра голоса, выражая голосом раз­нообразные эмоциональные состояния. Затем логопед '■идлагает ребенку рассмотреть картинки с изображени-i различных человечков — символов-масок, изобра-* шнцих чувства, и выбрать подходящую (лицо человеч-i 1 должно выражать соответствующее чувство).

Обследование восприятия тембра голоса - student2.ru

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Чица этих человечков выражают различные чувства: круеть (1), удивление (2), радость (3), гнев (4), страх (5). -•I произнесу маленькие слова (восклицания), а ты поду­май, каким тоном голоса я произнес(ла) слово, и пока-I и подходящего человечка».

1. Ах! — радость восхищение.

2. Ой! — испуг, страх.

3. Ух! — недовольство.

4. О! — удивление.

5. Эх, — грусть, сожаление.

Обследование восприятия тембра голоса - student2.ru Обследование восприятия тембра голоса - student2.ru Обследование восприятия тембра голоса - student2.ru 2. Различение тембра голоса на материале предлож ний

Процедура: ребенку предлагается прослушать одно то же предложение, определить на слух, каким тоном г лоса оно было произнесено, и показать картинку с и: бражением человечка, лицо которого выражает соотв ствующее чувство.

Инструкция: «Я сейчас произнесу предложение, а подумай, каким тоном оно было произнесено, и пок подходящего человечка».

1. Скоро гроза! (недовольно)

2. Скоро гроза! (радостно)

3. Скоро гроза?! (удивленно)

4. Скоро гроза, (грустно)

5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)

Обследование восприятия тембра голоса - student2.ru

3. Различение тембра голоса людей разного возраста

Процедура: Перед ребенком раскладываются картин^ ки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Затем ребенку предлагается прослушать магнитофонную за­пись с голосами людей разного возраста и показать со­ответствующее изображение человека.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. По­слушай и определи, чем "голос звучит. Покажи подходя­щую картинку».

Речевой материал: одна фраза, произнесенная разны­ми голосами.

«Угадай, чей голос?»

1. Женский голос.

2. Мужской голос.

3. Детский голос.

4. Голос пожилой женщины.

5. Голос пожилого мужчины.

критерии оценки:

I Налла — задание выполняется правильно.

i (шла — задание выполняется правильно, но в за->■ * к ином темпе.

' (киша — задание выполняется. с ошибками, но очинки исправляются самостоятельно по ходу работы.

1 йалл — для выполнения задания требуется актив->>щ помощь взрослого^.

И баллов — задание не выполняется, повторные ин-■ фукции неэффективны.

11. Обследование воспроизведения тембра голоса

Оцениваются эмоциональные характеристики голо-

i Сак как изменение окраски голоса характерно для

определенных разновидностей эмоциональной речи,

• мучение ее особенностей у детей проводится на мате­
рии не междометий и сказки «Колобок».

Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими

• '•носовыми возможностями, может ли изменять окраску
и*носа в соответствии с предъявленными требованиями
ч ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональ­
ные переживания и чувства персонажей сказки, может
ш подражать голосам сразу нескольких животных.

Перед выполнением задания с детьми проводится бе-ь * да о возможных изменениях" голоса. Детям говорится и том, что голос может меняться в зависимости от ситу­ации: голос может быть ласковым или грубым, пискля-, ним или хриплым, веселым или печальным, жалобным шм и испуганным и т.д.

1. Передача эмоционального состояния междометия­ми с помощью разных оттенков голоса

Материал для исследования: серии сюжетных карти­нок с изображением разного настроения у действующих

миц.

Процедура: Логопед предлагает ребенку рассмотреть t срию' сюжетных картинок и определить, какое настро­ение у изображенных на ней действующих лиц. По каж­дой картинке дается комментарий. Ребенку предлагается выразить состояние действующего лица, используя меж­дометия, изменяя окраску голоса по ситуации на кар­тинке.

Обследование восприятия тембра голоса - student2.ru Обследование восприятия тембра голоса - student2.ru Обследование восприятия тембра голоса - student2.ru Обследование восприятия тембра голоса - student2.ru Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся, подают голос, если...»

Упала чашка — Ой! (испуганно).

Забили гол в ворота — Ура! (радостно).

Просят убрать игрушки — У-У (недовольно,

плаксиво).-

Устали и хотят спать — Ох (устало, тихо).

Рубят дрова — Ух (тяжело).

Грозят пальцем: нельзя — Ай-я-яй (строго),
детям брать спички

2. Изменение тембра голоса в зависимости от того какому персонажу сказки подражает ребенок

Материал для исследования: сюжетная картинка персонажем сказки «Колобок».

Процедура: в предварительной беседе уточняется со­держание сказки «Колобок», ее действующие лица. Вы­ясняется, какими голосами они говорят — одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то\ что характерно для каждого из них.

Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел? его съесть? Каким голосом говорили...»

Заяц —//—(звонким, задорным, чистым голосом). Волк —//—(грубым, низким голосом, с угрозой). Медведь— //—(громким, низким, спокойным). Лиса —//—(мягким, ласковым, хитрым голосом).

Критерии оценок:

4 балла — правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.

3 балла — правильное выполнение задания с переда­чей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.

2 балла — некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правиль­ные.

1 балл — выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, туск­лое).

О баллов — невыполнение задания или отказ от за­дания.


Наши рекомендации