Обследование восприятия тембра голоса
При исследовании восприятия тембра голоса оцени-м■*> к »| умение определять характер звучания тона голоса
и. ГliyX.
Материал для исследования: картинки — символы-ма-> i in,, изображающие чувства, эмоции людей; слова-меж-( «1**!ия; предложения; картинки с изображением людей (■■иного возраста.
I. Различение тембра голоса на материале междоме-
Процедура: логопед произносит одиночные междоме-<«ii[с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед '■идлагает ребенку рассмотреть картинки с изображени-i различных человечков — символов-масок, изобра-* шнцих чувства, и выбрать подходящую (лицо человеч-i 1 должно выражать соответствующее чувство).
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Чица этих человечков выражают различные чувства: круеть (1), удивление (2), радость (3), гнев (4), страх (5). -•I произнесу маленькие слова (восклицания), а ты подумай, каким тоном голоса я произнес(ла) слово, и пока-I и подходящего человечка».
1. Ах! — радость восхищение.
2. Ой! — испуг, страх.
3. Ух! — недовольство.
4. О! — удивление.
5. Эх, — грусть, сожаление.
2. Различение тембра голоса на материале предлож ний
Процедура: ребенку предлагается прослушать одно то же предложение, определить на слух, каким тоном г лоса оно было произнесено, и показать картинку с и: бражением человечка, лицо которого выражает соотв ствующее чувство.
Инструкция: «Я сейчас произнесу предложение, а подумай, каким тоном оно было произнесено, и пок подходящего человечка».
1. Скоро гроза! (недовольно)
2. Скоро гроза! (радостно)
3. Скоро гроза?! (удивленно)
4. Скоро гроза, (грустно)
5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)
3. Различение тембра голоса людей разного возраста
Процедура: Перед ребенком раскладываются картин^ ки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Затем ребенку предлагается прослушать магнитофонную запись с голосами людей разного возраста и показать соответствующее изображение человека.
Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чем "голос звучит. Покажи подходящую картинку».
Речевой материал: одна фраза, произнесенная разными голосами.
«Угадай, чей голос?»
1. Женский голос.
2. Мужской голос.
3. Детский голос.
4. Голос пожилой женщины.
5. Голос пожилого мужчины.
критерии оценки:
I Налла — задание выполняется правильно.
i (шла — задание выполняется правильно, но в за->■ * к ином темпе.
' (киша — задание выполняется. с ошибками, но очинки исправляются самостоятельно по ходу работы.
1 йалл — для выполнения задания требуется актив->>щ помощь взрослого^.
И баллов — задание не выполняется, повторные ин-■ фукции неэффективны.
11. Обследование воспроизведения тембра голоса
Оцениваются эмоциональные характеристики голо-
i Сак как изменение окраски голоса характерно для
определенных разновидностей эмоциональной речи,
• мучение ее особенностей у детей проводится на мате
рии не междометий и сказки «Колобок».
Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими
• '•носовыми возможностями, может ли изменять окраску
и*носа в соответствии с предъявленными требованиями
ч ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональ
ные переживания и чувства персонажей сказки, может
ш подражать голосам сразу нескольких животных.
Перед выполнением задания с детьми проводится бе-ь * да о возможных изменениях" голоса. Детям говорится и том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или грубым, пискля-, ним или хриплым, веселым или печальным, жалобным шм и испуганным и т.д.
1. Передача эмоционального состояния междометиями с помощью разных оттенков голоса
Материал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих
миц.
Процедура: Логопед предлагает ребенку рассмотреть t срию' сюжетных картинок и определить, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. По каждой картинке дается комментарий. Ребенку предлагается выразить состояние действующего лица, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации на картинке.
Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся, подают голос, если...»
Упала чашка — Ой! (испуганно).
Забили гол в ворота — Ура! (радостно).
Просят убрать игрушки — У-У (недовольно,
плаксиво).-
Устали и хотят спать — Ох (устало, тихо).
Рубят дрова — Ух (тяжело).
Грозят пальцем: нельзя — Ай-я-яй (строго),
детям брать спички
2. Изменение тембра голоса в зависимости от того какому персонажу сказки подражает ребенок
Материал для исследования: сюжетная картинка персонажем сказки «Колобок».
Процедура: в предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят — одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то\ что характерно для каждого из них.
Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел? его съесть? Каким голосом говорили...»
Заяц —//—(звонким, задорным, чистым голосом). Волк —//—(грубым, низким голосом, с угрозой). Медведь— //—(громким, низким, спокойным). Лиса —//—(мягким, ласковым, хитрым голосом).
Критерии оценок:
4 балла — правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.
3 балла — правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.
2 балла — некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.
1 балл — выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).
О баллов — невыполнение задания или отказ от задания.