Интонация как паралингвистическое средство общения

Интонация относится к паралингвистическим средст­вам общения.Паралингвистическими называются неязы­ковые (невербальные) средства, входящие в речевое со­общение и передающие вместе с языковыми (вербаль­ными) средствами смысловую информацию. По своему составу они подразделяются на три вида: 1) фонацион­ные (особенности произнесения звуков, слов, высказы­ваний; звуковые заполнители пауз); 2) кинетические (жесты, мимика, телодвижения); 3) графические (осо­бенности почерка, заменители букв и слов). Фонацион­ные средства включают в себя и интонацию.

Паралингвистические средства содержат компоненты трех уровней: 1) универсальные (присущие всем гово­рящим); 2) этнолингвистические (присущие лицам, входящим в определенную этнокультурную группу); 3) идиолектные (индивидуальные особенности речи, за­висящие от личных психологических и социальных ха­рактеристик говорящего — его пола, возраста, образова­ния, социальной принадлежности, черт характера и т.п.). Благодаря этому паралингвистические средства не толь­ко дополняют смысл высказывания, но и несут в себе информацию о говорящем, о его этнокультурной прина­длежности и личных характеристиках. (Т.М. Николаева, 1990).

Паралингвистические средства общения выполняют следующие функции в речевой коммуникации.

1. Несут дополнительную информацию. Например, если говорящий произносит высказывание «Дождь по­шел» с интонацией досады, это означает «Как жаль, что пошел дождь». С интонацией удивления то же высказы­вание можно понять так: «Я не ожидал(а), что пойдет дождь». А если та же фраза произносится с радостной интонацией, это будет значить «Наконец-то пошел дождь!»

и г.д. Новая интонация каждый раз придает новый до­полнительный смысл высказыванию. При этом интона­ция может сопровождаться соответствующей мимикой и местами. Дополнительная информация, переданная не-щ'рбальными средствами, может даже полностью изменить смысл высказывания. Например, говорящий произносит фразу «Коля же всё умеет!» с иронической интонацией. Высказывание приобретает смысл: «Коля думает, что всё умеет, но на самом деле ничего не умеет».

2. Замещают пропущенный вербальный компонент кысказывания. Например, если высказывание «Мы его нссь вечер ждали, а он...» произносится с интонацией незавершенности и жестами разочарования или недо­умения (говорящий пожимает плечами, разводит руками И т.п.), невербальные средства замещают окончание вы­сказывания — слова «не появился».

3. Сочетаясь с вербальными средствами, подчеркивают, усиливают смысл высказывания. Например, в высказыва­нии «Он такой маленький» слово «маленький» произно­сится растянуто, в замедленном темпе {«ма-а-а-ленький»), высоким голосом, что подчеркивает незначительный размер объекта.

Как видно из приведенных примеров, интонация часто сочетается с другими паралингвистическими сред­ствами, прежде всего — кинетическими. Это вполне за­кономерно, так как и интонация, и жесты по своему происхождению древнее речи. Как отмечает выдающийся нейропсихолог и нейролингвист А.Р. Лурия, «на первых угапах истории языка слово вообще не выражалось зву­ком; есть все основания думать, что первая речь роди­лась из активной трудовой деятельности и выражалась в сокращенных рабочих движениях и жестах указания, ко­торыми человек общался с другими людьми. Этот указа­тельный жест действительно обозначал лишь единичные предметы или действия. Однако смысл этого указания становился доступным лишь при знании той конкретной ситуации, в которой он применялся» (Лурия, «О стро­ении речевой деятельности», 1947). Далее он отмечает, что только со временем на смену ранней кинетической речи (указательные- жесты, имитационные телодвиже­ния, пантомима, мимика) пришла первая звуковая речь: «Есть все основания думать, что на ранних этапах она

/

состояла из одиночных звуковых комплексов, которые имели функцию указания или обозначения, но значение которых на первых порах было очень диффузно» (Лурия, там же).

Невербальные средства коммуникации существовали еще у первобытных людей (и существуют до сих пор у приматов) на той стадии развития, когда производство членораздельных звуков было еще невозможно в силу анатомических особенностей произносительного аппа­рата. Слишком тонкий, низко расположенный и мало­подвижный язык не способен выполнять точные диффе­ренцированные артикуляторные движения, а высоко расположенный надгортанник сокращает объем надгло­точной резонаторной полости, что не позволяет значи­тельно изменять форму голосового тракта и произносить гласные с различными формантными частотами. В от­сутствие членораздельной речи коммуникация возможна только с помощью невербальных средств, и здесь роль интонации очень велика. Она передает не только эмо­ции, но и, модальность — просьбу, приказ, побуждение; поясняет жест; связывает жест и мимику в единое целое и вместе с ними образует подобие фразы. Отсюда уже всего один шаг до звуковой речи.

1.2. История изучения интонации в различных дисциплинах

Неудивительно, что еще со времен античных мысли­телей интонация привлекала к себе внимание исследо­вателей. Так, Платон говорил о роли мелодии и паузы в устной речи. Аристоклен выделял также темп и динами­ку. Древнеримские ораторы описывали такие элементы звучащей речи, как мелодия, пауза, темп, ритм, члене­ние потока речи на смысловые единицы. В XVIII веке были выработаны теоретические положения изучения интонации, которые находили применение и в совре­менных теориях. Например, в 1725 г. Л. Фабрициус го­ворит о скорости и замедлении, силе и ослаблении, по­вышении и понижении тона. М.В. Ломоносов в своем «Кратком руководстве к риторике» (1743) указывает че­тыре свойства интонации: «выходку» — высоту, «напря­жение» — силу, «протяжение» — длительность, «образо-

ншие» — голосообразование. Он подробно описывает, i.itK с помощью этих свойств образуется словесная и фразовая интонация: «Слово произносить должно голо-иш чистым, непрерывным, не грубым, средним, то есть но очень кричным или весьма низким, равным, то есть ио надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опускаться, и, напротив того, неприлично произ­носить однем тоном, без всякого повышения или пони­жения, но, как произносимый разум требует, умеренно повышать и понижать должно голос. В вопрошениях, в носклицаниях и в других сильных фигурах надлежит ииый возносить с некоторым стремлением и отрывом. И истолковании и в нежных фигурах должно говорить равняв и несколько пониже; радостную материю весе­лым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произно­сить гневным тоном».

X. Блэр (1785) подчеркивает, что интонация помога­ет выразить мысли, эмоции с помощью постоянно ме­няющихся тонов голоса, смысловых ударений, пауз. Ма­ас (1789) выделяет роль «голосовых тонов» (мелодиче­ских компонентов речи), которые могут быть высокими, низкими, сильными, слабыми, резкими, нежными, по­стоянными, колеблющимися, полными, острыми. Изме­нение голосового тона Маас называл «декламацией». Декламация в сочетании с темпом речи образует «декла­маторские знаки», которые могут быть объективными, изображающими какие-то явления, и субъективными — отражающими эмоции говорящего (удивление, чувство правды, презрение, замкнутость, радость, надежду, сме­лость, просьбу, угрозу, любопытство и т.д.).

В XVII—XIX веках интонация стала привлекать осо­бое внимание специалистов по сценической речи (В.Л. Бродовский, 1887; Ф.Ж. Тальма, 1888; Н.Г. Горо-денский, 1899; А.Х. Востоков, 1817), так как интонация — одно из важнейших средств выражения творческого за­мысла актера и режиссера. Специалисты по сценической речи описывают интонацию, исходя из наблюдений над обиходной и сценической речью, широко используя анализ текстов художественной литературы на основе собственного опыта сценической деятельности. Эта ра­бота с текстом, основанная на «законах устной речи»,





Интонация как паралингвистическое средство общения - student2.ru Интонация как паралингвистическое средство общения - student2.ru Интонация как паралингвистическое средство общения - student2.ru проводится с учетом знаков препинания, логических и психологических пауз, границ «речевых тактов» — син­тагм, смыслового ударения. Суть такого подхода к инто­нации отражается в работе И. Вейтхазе (1930), где ос­новными свойствами интонации называются постановка ударения, мелодия, пауза, темп речи. В начале XX века вышла работа Р. Бенедикса «Катехизис искусства речи» (Z903), в которой выделяются следующие составляющие интонации: тон слова (то есть словесное ударение), тон связи (то есть логическое ударение), тон предложения (то есть мелодия), «рычаги тона» — высота, длитель­ность, сила и тембр голоса, а также паузы как средство распределения дыхания. Теорией Бенедикса широко пользовались специалисты по сценической и ораторской речи.

Особое внимание уделял интонации такой выдаю­щийся специалист по теории и практике сценической речи, как К.С. Станиславский. В своей книге «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения» (1938) он подробно описывает компоненты интонации, ярко и образно разъясняет их значение в устной речи, приводит выразительные примеры. Станиславский фак­тически дает определения многим современным линг­вистическим понятиям, связанным с интонацией, толь­ко терминология у него несколько отличается от совре­менной. Для наглядности мы в некоторых разделах приводим его описание различных компонентов интона­ции.

В 20—30-х годах XX века отношение к интонации из­менилось. Ею стали заниматься уже не теоретики пуб­личной речи, а лингвисты, прежде всего — специалисты по фонетике. Поскольку в это время уже появились раз­личные приборы для исследования звуковой стороны речи физическими методами (осциллографы, спектро­графы, сонографы, интонографы, позднее — синтезато­ры речи), изучением физических характеристик интона­ции и психофизиологических механизмов ее восприятия занялись представители самых разных дисциплин — акустики, инженеры-связисты, психологи, физиологи, невропатологи, психиатры, дефектологи. Благодаря это­му в настоящее время интонация рассматривается с раз­личных точек зрения, дополняющих друг друга, и из по-

(«инчшй, выработанных различными специалистами, !■ I пядынается объемная, многоаспектная картина этого > чмжного явления. Наша цель — показать все важней­шие аспекты интонации, их взаимосвязь и взаимообус-ицщенность, выявить различия между интонацией в шфмс и в патологии и подробно рассмотреть сущест-мующие методы коррекции нарушений интонации. Итак, шк'мотрим, что же такое интонация с точки зрения раз­личных дисциплин.

Вопросы и задания

1) Что такое паралингвистические средства общения? Классификация паралингвистических средств обще­ния, их функции в речевой коммуникации. Какие средства общения появились раньше — вербальные или невербальные? Почему?

2) Кто занимался изучением интонации в античности, в XVIII веке, в XIX веке, в начале XX века?

10.

Интонация как паралингвистическое средство общения - student2.ru ГЛАВА 2

Наши рекомендации