Этические проблемы развития науки и высоких технологий

Перенесемся в наше время. Все этические проблемы, которыми занимались философы в прошлом, остаются актуальными и поныне. Но НТР ставит и много новых неизвестных ранее этических проблем. Сюда относятся проблемы, связанные с воспроизводством населения. Например, некоторые из противозачаточных средств искусственно прерывают жизнь эмбриона на самых ранних стадиях, и их использование осуждается с этической точки зрения. Современные методы дородовой диагностики могут представлять угрозу для жизни ребенка. Возможность успешно бороться с наследственными заболеваниями — великое благо для человека, но попытки генетического вмешательства с целью усовершенствования человека чреваты искажением целостности человеческого образа и непредсказуемыми последствиями в виде непредвиденных мутаций. Злоупотребление генетической информацией о человеке может повредить свободе личности.

Много этических проблем вызывают последствия возможного клонирования человека. «Тиражирование» людей с заданными параметрами может представлять угрозу, если станет широко доступным. Опасность для общества представляет развитие технологии пересадки органов, вследствие возможности торговли частями человеческого тела. Развитие техники реанимации порождает проблему правильной констатации момента смерти, а техническая возможность продления жизни неизлечимо больного — проблему эвтаназии (намеренного умерщвления безнадежно больного и i

I

отягощенного страданиями человека, в том числе по его желанию). Много этических проблем порождает возможность смены пола (транссексуализм).

В то же время постоянное совершенствование высоких технологий увеличивает нравственную ответственность за управление сложными механизмами, выход которых из строя грозит невиданными ранее техногенными катастрофами.

Свобода и ответственность

Проблема деятельности человека тесно связана с пониманием свободы. Этому уделялось много внимания в философии. Существуют две крайние точки зрения на свободу: свобода как возможность делать, что хочешь, и свобода как осознанная необходимость. Политическое определение свободы, зафиксированное, в частности, в «Декларации прав человека и гражданина» (1789) — одном из основных документов Великой французской революции, — гласит, что человек вправе делать все, что хочет, за исключением того, что может помешать свободе другого человека.

Свобода — это одно из главных условий становления личности, полного использования индивидуальных талантов и способностей человека. Это одна из величайших человеческих ценностей, за которую люди боролись и гибли. Немецкий писатель И. В. Гете писал в «Фаусте»: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!»

Обобщая сказанное, отметим что под свободой понимается возможность поступать так, как хочется при условии, что желание определяется как внутренней, так и внешней, природной и социальной, необходимостью. Понятия свободы и необходимости соотносятся между собой, хотя характер их связи может определяться различно.

Понятие свободы соотносится и с понятием ответственности. Система факторов, являющаяся мотивацией и обусловливающая выбор в зависимости от осознания субъектом меры свободы и меры необходимости, в моральном аспекте принимает форму ответственности, долга.

Если необходимость — это по преимуществу внешнее ограничение, то ответственность, безусловно, внутренняя характеристика. Если ее нет, вступает в дело внешняя необходимость. Как права человека взаимосвязаны с его обязанностями, так и свобода I человека соотносится с его ответственностью. Герой повести 206

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорит: «Мы ответственны за тех, кого мы приручили».

Когда говорят об ответственности, то имеют в виду ответственность как перед обществом, так и внутреннюю ответственность человека перед самим собой, перед «проектом» своей жизни, который человек считает нужным реализовать. Перед молодым человеком открывается много путей, и возникает непростая проблема выбора одного варианта из множества альтернатив. Как бы ни был человек подвластен влиянию обстоятельств, друзей, родных, средств массовой информации, в конечном счете он сам определяет свой путь в жизни и несет полную ответственность за свой выбор. И чем больше свобода, которой обладает человек, тем больше его ответственность за тот конкретный выбор, который он делает.

Понимание взаимосвязи свободы и ответственности у современного человека отличается от понимания ее человеком античным. Это отметил французский мыслитель Б.Констан: «Древние (античные) демократии трактуют свободу как не передоверяемое право каждого гражданина на участие в общественных делах. Это право вместе с тем является его обязанностью, ибо уклонение от активного участия в коллективных решениях открывало бы дорогу узурпаторам, склонным все решать за спиной граждан. Поэтому демократия здесь решительно исключает индивидуализм — право укрываться в частной жизни и отгораживаться от общества. Констан замечает, что у современного ему человека буржуазной эпохи возникла смена приоритетов — свобода частной жизни и неучастие поставлено выше обязанностей «демократии участия». Буржуазный индивид не желает быть граждански мобилизованным и жертвовать своим частным временем для производства коллективного социального блага»1. В нашей обыденной жизни это предстает в форме вопросов: Зачем мне это надо? Что мне это даст?

Порой обособленное понимание свободы без ее сочетания с ответственностью подается как либеральная ценность, до понимания которой надо дорасти. «В настоящее время действует мощный проект, связанный с подменой свободы личности (разума) «свободой инстинкта». Массированная пропаганда «учителей раскованности», связанная с культом тела, защитой прав девиантных меньшинств, с легализацией мата, порнографии, наркотиков, неслучайно вписана в либеральный «антитоталитарный» проект»2.

1 Цит. по: ПанаринА. С. Политология. — М.( 2001. — С. 81.

2 Там же. — С. 84.

Однако чем большее место в жизни индивида занимает инстинкт, тем меньше остается времени и места для разумной деятельности. Человек становится игрушкой собственных инстинктов, забывая о своем высоком предназначении Человека Разумного. Нежелание отвечать за последствия своей деятельности, выполнять свой долг перед предыдущими и последующими поколениями иногда облекается в такую модную формулу: «Я никому ничего не должен». Этим человек как бы снимает с себя ответственность за все происходящее, но тем самым и выключает себя из социального целого. В свою очередь, чем больше личность раскрывает свой творческий потенциал, тем вернее ее цель не будет ориентированной на себя, эгоцентричной и тем большее чувство ответственности за мир будет испытывать человек. Здесь мы обнаруживаем связь на глубинном уровне между свободой и ответственностью.

Проблема соотношения свободы и ответственности переплетается с проблемой соотношения прав и обязанностей. В последние годы в нашей стране пользуется популярностью концепция прав человека, созданная в XVIII в. в период борьбы буржуазии с сословными преимуществами феодального дворянства. Американский философ Т. Пейн писал: «Человек вступил в общество не затем, чтобы стать хуже, чем он был до этого, или иметь меньше прав, чем прежде, а затем, чтобы лучше обеспечить эти права. В основе всех его [человека] гражданских прав лежат права естественные. Естественные права суть те, которые принадлежат человеку по праву его существования. Сюда относятся все интеллектуальные права, или права духа, а равно и право личности добиваться своего благоденствия и счастья, поскольку это не ущемляет естественных прав других. Гражданские права суть те, что принадлежат человеку как члену общества»1.

Из данных посылок Пейн делает три вывода: 1) гражданские права обмениваются на естественные права; 2) гражданская власть образуется соединением естественных прав, которые личность не в силах претворить в жизнь самостоятельно и которые тем самым бесполезны для нее, но, будучи собраны воедино, становятся полезны всем. Это напоминает строчки Маяковского: «Плохо человеку, когда он один, Плохо одному, один не воин... Но если в партию сгрудились малые...» (по Пейну, в государство); 3) власть, полученную от соединения естественных прав, не могущих быть осуществленными отдельной личностью, нельзя использовать для посягательства на естественные права, сохраняемые личностью.

1 Антология мировой политической мысли: в 5 т. — М, 1997. — Т. 1. — С. 488.

Однако, справедливо подчеркивая важность прав человека, следует соблюдать чувство меры. О значении меры очень хорошо говорит история с индийским раджой, который захотел получить от волшебной антилопы как можно больше золота, и оно в конце концов засыпало его с головой. Итак, мы должны помнить о мере прав и обязанностей.

Понимание опасности смещения в современной жизни акцента на права в ущерб обязанностям привело к тому, что в начале XXI в. в дополнение ко Всеобщей Декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., родилась инициатива проекта Всеобщей Декларации обязанностей человека. С этой инициативой выступил Совет международного сотрудничества, в который входят бывшие президенты и премьер-министры стран пяти континентов. Почетный председатель Совета бывший канцлер ФРГ Г.Шмидт, объясняя необходимость данного документа, отметил, что «без осознания своей ответственности каждым человеком свобода может выродиться в господство сильных и облеченных властью... мы слышим... обоснованный и заслуживающий серьезного к себе отношения упрек в том, что эта концепция недооценивает или вовсе не признает необходимости положительных нравственных качеств человека, его обязанностей и ответственности по отношению к семье, общине, обществу или государству».

У чувства ответственности, как и свободы, так же есть своя мера. Иногда человек «беспричинно ощущает свою вину и ответственность за слишком большое количество дел, испытывает тревогу за многие, не имеющие к нему отношения ситуации»1. Мера — это философская категория и определить ее помогает образование и культура в целом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что изучает этика?

Наши рекомендации