Научная рациональность и ее типы.
1. Как пишет во введении своего учебника «Философия науки» известный специалист в данной области науки, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова С. А. Лебедев: «дать ответ на казалось бы, ясный вопрос, что такое наука, оказывается не просто. Дело в том, что наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем бытие объект. Это относится и к историческому бытию науки, и её современному состоянию». [5]
Исторически наука делится в античную, средневековую, новоевропейскую, классическую, неклассическую и постнеклассическую формы. Каждая историческая форма науки характеризуется особенным образом, определяется по-своему. Так как в данном пункте цель ретроспективного рассмотрения науки не ставится, мы оценим современное состояние науки, тем самым современную науку.
По определению ростовских авторов учебного пособия «Основы философии науки», вне исторического экскурса: «Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению».[6] В качестве бытийствующей формы науку можно охарактеризовать: во-первых, как сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых – результат этого процесса; в-третьих – социальный институт со всей своей инфраструктурой; в-четвертых – как особую область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.
Основная функция науки – производство, воспроизводство и систематизация истинных знаний. Кроме этой функции появились социальные функции науки:
- культурно-мировоззренческая;
- функция непосредственной производительной силы;
- функция науки, как социальной силы.
Культурно-мировоззренческая функция науки заключается в переводе научных достижений и знаний в арсенал мировоззрения и культуры общества и людей. Вторая функция означает включение науки в производственный процесс как фактор развития производственных сил общества. Согласно третьей функции, наука стала применяться к процессам, происходящим в обществе: в экономике, политики, экологии и т.д.
2. В структуре научного знания обычно выделяют 2 основных уровня: эмпирический и теоретический.
Само эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырёх уровней. Первый уровень – единичные эмпирические высказывания или «протокольные предложения». В них указываются время и место наблюдения. Наблюдения и эксперименты проводятся не случайно, а целенаправленно, для подтверждения или опровержения той или иной идеи, гипотезы. Вторым, более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов. Они утверждают отсутствие или наличие некоторых событий, свойств, отношений в исследуемой предметной области и их интенсивность. Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания являются эмпирические законы различных видов. Научные законы – это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное пространственное постоянство. Научные эмпирические законы являются общими гипотезами полученными путем индукции. Четвертым уровнем существования эмпирического научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов. Являясь высшей формой логической организации эмпирического знания, феноменологические теории, тем не менее, остаются гипотетическим, предположительным знанием.
Различия между уровнями внутри эмпирического знания являются скорее количественными, чем качественными, так как отличаются лишь степенью общности представленного одного и того же содержания. Отличие же эмпирического знания от теоретического является уже качественным, т.е. предполагающим их соотнесенность к существенно разным по происхождению и свойствам объектам.
Теоретическое знание есть результат деятельности разума. Деятельность разума направлена внутрь сознания, на имманентное развертывание своего собственного содержания. Сущность деятельности разума может быть определена как свободное когнитивное творчество, самодостаточное в себе и для себя.
Научная теория – это логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях. Создание идеальных объектов начинается с эмпирического объекта, состоящего из свойств и отношений. Далее, мысленное движение заключается в количественном усилении степени интенсивности «наблюдаемого» свойства до максимально возможного предельного значения. Последний этап идеализации характеризуется тем, что мышление создает качественно новый объект, обладающий ненаблюдаемыми свойствами. Наряду с идеализацией, теоретический уровень научного знания составляется посредством следующих методов: мысленный эксперимент, математическая гипотеза, теоретическое моделирование, аксиоматический и генетико-конструктивный методы.
Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания. Она имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. Принято выделять в теории также элементы:
1) Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.;
2) Идеализированные объекты – абстрактные модели существенных связей, свойств, объекта;
3) Логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства;
4) Философские установки и ценностные факторы.
Среди основных функций научной теории обычно выделяют:
а) Системно-интегративную (объединение отдельных достоверных знаний в целостную систему);
б) Экспликационная (объяснительную) функцию, связанную с выявлением законов, на основании которых можно объяснить сущность изучаемого, его причины;
в) Методологическую (формирование на базе теории методов, приемов и направленности познания);
г) Предсказательную (открытие законов; дает возможность предсказать будущие состояния изучаемого, предвидеть природные и социальные события);
д) Праксиологическую (теория позволяет совершенствовать практическую деятельность людей).
Главная задача науки открыть, обосновать законы. Теория есть система законов закономерностей, т.к. теоретические знания вторгаются в глубинные связи изучаемого объекта. Закон – это объективная, внутренняя, существенная, общая, повторяющаяся связь.
Эмпирические методы состоят из наблюдения, измерения и эксперимента.
3. Кроме эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания необходимо артикулировать наличие третьего, более общего по сравнению с ними – метатеоретического уровня науки. Он состоит из двух основных подуровней: 1) общенаучного знания и 2)философских оснований науки. Общенаучное знание состоит из следующих элементов: 1)частнонаучная и общенаучная картины мира, 2)частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы. Особо важное значение метатеоретический уровень знания играет в таком классе наук, как логико-математический. Показателем этой важности является то, что он оформился в этих науках даже в виде самостоятельных дисциплин: метаматематика и металогика. Предметом последних является исследование математических и логических теорий для решения проблем их непротиворечивости, полноты, независимости аксиом, доказательности, конструктивности. В естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплинах метатеоретический уровень существует в виде соответствующих частнонаучных и общенаучных принципов. Необходимо подчеркнуть, что в современной науке не существует какого-то единого по содержанию, одинакового для всех научных дисциплин метатеоретического знания.
Три основных уровня в структуре научного знания (эмпирический, теоретический и метатеоретический) обладают, с одной стороны, относительной самостоятельностью, а с другой – органической взаимосвязью в процессе функционирования научного знания как целого. Ни один их них не сводим к другому и не является логическим обобщением или следствием другого. Тем не менее, она составляет единое связное целое. Способом осуществления такой связи является процедура интерпретации терминов одного уровня знания в терминах других. Единство и взаимосвязь трех указанных уровней обеспечивает для любой научной дисциплины её относительную самостоятельность, устойчивость и способность развитию на своей собственной основе. Вместо с тем, метатеоретический уровень науки обеспечивает её связь с когнитивными ресурсами наличной культуры.
4. Одной из важных проблем в философии науки является вопрос о статусе философских оснований науки в структуре научного знания. Главный пункт проблемы: включать или не включать философские основания науки во внутреннюю структуру науки? В принципе, никто не отрицает влияние философских представлений в развитие и особенно оценку научных достижений. Однако, позитивисты настаивают на том, что влияние философии на процесс научного познания является нечто внешним, и потому философские основания нельзя включать в структуру научного знания, иначе науке грозит рецидив натурфилософствования, подчинение её различным философским спекуляциям, от которых наука с таким трудом избавилась к началу XX века. Натурфилософы и марксисты, напротив, утверждают, что философские основания науки должны быть включены в структуру самой науки, поскольку служат обоснованию её теоретических конструкций, расширяют её когнитивные ресурсы и познавательный горизонт. Третьи занимают промежуточную позицию, считая, что в моменты научных революций, в период становления новых фундаментальных теорий философские основания науки входят в структуру научного знания. Однако после того, как научная теория достигла необходимой ступени зрелости, философские основания науки удаляются из ее структуры.
Философские основания науки – это особый, промежуточный между философией и наукой род знания, который не является ни чисто философским, ни чисто научным. Они есть гетерогенные по структуре высказывания, включающие в свой состав понятия и термины как философские, так и конкретно-научные.
В соответствии с разделами философии выделяют онтологические, гносеологические, методологические, аксиологические, социальные и другие основания науки.
5. Идеалы и нормы науки можно разделить на два взаимосвязанных блока:
а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания;
б) социальные нормативы, которые формируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом.
В методологии науки различают классический и постклассический идеалы и стандарты научности:
¾ объективность;
¾ рациональность (логическая строгость, точность, доказательность)
¾ направленность на постижение сущности;
¾ проверяемость, общезначимость;
¾ системность.
6. Картина мира – система представлений о законах и принципах взаимодействия и развития определенного уровня общественной реальности.
В конце XVI – первой половине XVII в. была создана механическая картина мира. Важнейшую роль в её построении сыграли:
¾ принцип материального единства мира;
¾ принцип всеобщей причинности;
¾ принцип экспериментального обоснования мира.
Существуют эволюционная, физическая и другие картины мира.
Неклассическая картина мира возникла под влиянием первых теорий термодинамики на рубеже XVI – XVII вв, в т.ч. и под влиянием теории относительности. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, называемая «статистической закономерностью».
Образ неклассической картины мира разработан с учётом достижений синергетики, т.е. теории самоорганизации. Эту теорию характеризуют спонтанно-стихийный структурогенез, нелинейность, открытие системы.
Научная картина мира с учётом стадий её эволюционирования – основа современного этапа мировоззрения, основание современного глобального осмысления действительности.
7. Научная рациональность – специфический вид рациональности, характерной для науки. Отличается от общей рациональности более точной экспликацией всех основных свойств рационального мышления, стремлением к максимально достижимой определенности, точности, доказательности, объективной истинности рационального знания. Научная рациональность имеет исторический и конкретный характер. Три крупные стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три типа научной рациональности:
¾ классическая рациональность;
¾ неклассическая рациональность;
¾ постнеклассическая рациональность.
Классический тип научной рациональности схематично может быть представлен следующим образом:
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций
Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний с ценностно-целевыми структурами.