Постнеклассическая научная рациональность

В настоящее время в философии науки получило распространение представление о так называемой «постнеклассической научной рациональности». Сам термин «постнеклассическая рациональность» представляется не вполне удачным, так как он создает ложную иллюзию, что будто бы речь идет о чем-то, что пришло на смену неклассической рациональности. К сожалению, этот термин очень широко распространен и поэтому мы вынуждены были сохранить его в наименовании раздела.

Главная идея, в связи с которой стали говорить о некотором новом типе рациональности, связана с проблемой интерпретации качественных изменений, которые происходят в процессе развития тех или иных процессов и явлений. Окружающий нас мир природы не был всегда таким, каков он сейчас. Вероятно, и нынешнее его состояние не является последним и самым совершенным; изменения будут происходить и дальше. Причем изменяется или эволюционирует не только общество и живая природа, но также и неживая. Согласно современным представлениям, и отдельные химические элементы, и звездные системы, и даже Вселенная в целом, то есть всё находится в процессе постоянного изменения. Очевидно, в рамках науки может ставиться вопрос о тех механизмах, благодаря которым происходят эти изменения. Проблема, однако, в том, что в рамках методологии и понятийного аппарата классической научной рациональности и её ядра – классической механики не существует представлений и приемов, посредством которых можно было бы попытаться описать это изменения.

Фактической, содержательной основой нового типа рациональности является теория синергетики. Следует заметить, что в рамках классической философии проблема механизмов развития ставилась в философии Г. Гегеля в начале XIX века. Гегелевская диалектика по существу и была теорией прогрессивных изменений. Однако, несмотря на то, что многие положения диалектики созвучны ряду фундаментальных понятий синергетики – например, понятий бифуркации явно может быть соотнесено с диалектическим законом о переходе количественных изменений в качественные – в целом система Гегеля имеет ярко выраженный умозрительный характер. Синергетика же претендует на статус научной методологии, то есть такого знания, которое должно проходить процедуру верификации. Следует также заметить, что вопрос о научном статусе синергетики в настоящее время является открытым.

Долгое время существовало мнение о том, что способностью к самоорганизации обладают только биологические объекты и системы. После появления компьютеров, самообучающихся программ и возникновения робототехники стало очевидно, что искусственно создаваемые объекты неживой природы могут эволюционировать. Относительно недавно выяснилось, что способностью к самоорганизации могут обладать и объекты неживой природы, возникшие естественным путем без участия человека. К настоящему времени в физике и химии известно множество примеров самообразования более упорядоченных или организованных структур из структур менее упорядоченных.

Механизмы и законы самоорганизации изучает синергетика. Термин «синергетика» предложил в начале 70-х гг. XX века немецкий физик Г. Хакен. Большой вклад в развитие теории самоорганизации внес бельгийский ученый И. Пригожин (1917 – 2003). В настоящее время синергетика – это междисциплинарное направление научных исследований, предмет которого – общие закономерности самоорганизации в природных и социальных системах.

Для возникновения более упорядоченных структур из структур менее упорядоченных необходимо сочетание следующих условий:

- они могут образовываться только в открытых системах. Для их возникновения обязателен приток энергии извне, компенсирующий потери и обеспечивающий существование упорядоченных состояний;

- упорядоченные структуры возникают в макроскопических системах, то есть системах, состоящих из большого числа атомов, молекул, клеток и т. д. Упорядоченное движение в таких системах всегда носит кооперативный характер, так как в него вовлекается большое число объектов;

- упорядоченные структуры возникают только в системах, описываемых нелинейными уравнениями.

Следует подчеркнуть, что самоорганизация не связана с каким-либо особым классом веществ. Она существует лишь при особых внутренних и внешних условиях системы и окружающей среды.

Кроме самоорганизации, другим важным понятием синергетики является понятие бифуркации. Термин «бифуркация» – развилка или разделение надвое (от латинского bi – двойной и furca – развилка) – в современной научной терминологии служит для описания фундаментальной особенности поведения сложных систем, подверженных воздействиям и напряжениям. Бифуркация происходит в том случае, когда система теряет устойчивость в окружающей среде, будучи выведенной из состояния, в котором она могла бы пребывать сколь угодно долго. В решающий момент перехода система должна совершить как бы «критический выбор»: выбрать либо одну, либо другую ветвь развития. Простейший пример системы, находящейся в точке бифуркации – это неустойчивое равновесие шарика на поверхности выпуклой сферы большого диаметра. Шарик может скатиться с поверхности сферы в любую сторону и практически в любой момент времени. Подобная картина наблюдается и при биологической эволюции: случайная мутация, которая приведет к качественной необратимой перестройке организма, есть, говоря языком синергетики, точка бифуркации.

Важнейшими особенностями бифуркации является то, что:

во-первых, прохождение ее переводит систему в качественно новое состояние;

во-вторых, нельзя заранее знать, по какому именно направлению пойдет развитие системы, то есть бифуркация недетерминирована (в том смысле, что точно рассчитать заранее её нельзя).

Иллюстрация бифуркации примером с шариком достаточно проста, но, как написал И. Пригожин, «довольно заманчиво на мгновение вообразить, что вместо шарика мог оказаться динозавр конца мезозойской эры или группа наших предков, собирающихся принять идеографическую или символическую письменность».

Философская, идея синергетики заключается в том, чтобы описать возможность самопроизвольного (без вмешательства человеческого разума) возникновения упорядоченных структур из неупорядоченных или, говоря словами И. Пригожина, «порядка из хаоса».

Важнейшие идеи синергетики – самоорганизация и бифуркация – могут быть использованы для описания поведения биосферы и социально-экономических систем.

Говоря о применении принципов синергетики для описания экосистем и биосферы в целом, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что живые системы – это всегда открытые системы. Строение живой материи существенно отличается от строения мертвой не только чрезвычайно сложной структурой, но и способностью отбирать из окружающей среды полезную энергию в количестве, необходимом для самосохранения и саморазвития, что достигается путем создания таких элементов материи, которые способны:

- черпать свободную энергию из окружающего пространства в процессе их зарождения, развития и жизни;

- стремительно размножаться в питательной среде, вычерпывая ее свободную энергию для парирования роста энтропии;

- образовывать новые элементы живой материи, используя питательную среду для дополнительного парирования роста энтропии;

- сохранять информацию о структуре живых элементов и об их наследственности за счет использования свободной энергии из окружающей среды.

Эти положения позволяют по-новому оценить механизмы устойчивости биосферы. Очевидно, что при существующих космических и земных предпосылках живое вещество биосферы способно продолжить свое давление на внешние оболочки Земли и потенциал этого давления отнюдь не ослабевает. Антропогенный фактор, вызывающий деструкцию биосферы, следует рассматривать как флуктуацию (нарушение равновесия), вызванную популяционным взрывом, который по законам регулирования неизбежно должен быть элиминирован. Система общество – природа, следуя теории самоорганизации, достигнув точки бифуркации, должна будет перестроиться. Однако распад старой системы отнюдь не будет означать ее хаотического состояния. Бифуркация – это импульс к развитию биосферы по новому, неведомому пути. Какое место займет в нем человеческое сообщество – это предмет специальных исследований.

Социальные, экономические, политические системы, в которых живут люди, также сложны и нестабильны, поэтому рано или поздно их эволюционные пути должны претерпеть бифуркацию. Бифуркации более наглядны, чаще встречаются и выражены более отчетливо, если системы, в которых они наблюдаются, близки к порогу своей устойчивости. Именно такое поведение отличает наши сложные общества в конце XX века.

Сами нестабильности могут быть разного происхождения: плохое применение технологических инноваций; гонка вооружений и агрессивная внешняя политика; политические конфликты; крушение локального социально-экономического порядка под влиянием кризисов. Независимо от своего происхождения нестабильности с высокой вероятностью распространяются на все секторы и слои общества и тем самым открывают двери быстрым и глубоким изменениям.

Особенно остро эти изменения происходят в обществах закрытых, авторитарных, искусственно отделенных от мирового сообщества разного рода барьерами и запретами. Пока политическая система устойчива, а ее руководство авторитарно, репрессии и обман создают видимость стабильности. Но как только диктатура разваливается, ситуация становится взрывоопасной. Разочарование создает питательную среду для реформ, которые перерастают в переворот.

Общество становится хаотическим, а его поведение – непредсказуемым. За последние сорок лет мы стали свидетелями двух гигантских волн такого рода бифуркаций, которые были инициированы глобальными изменениями, происшедшими в мире. Первая волна проходила под знаком деколонизации, вторая – под знаком гласности. Обе волны были провозглашены гуманистическими и характеризовались запоздалыми реформами. Обе исходили из достойных всяческих похвал мотиваций. Тем не менее, обе волны столкнулись с неожиданными проблемами и привели к непредвиденным последствиям. Отборы, которые состоялись при переходе точек бифуркации, в ряде случаев привели к относительно устойчивым состояниям, в свою очередь, подготавливающим новую бифуркацию. Бифуркация – неотъемлемая часть процесса развития: их нельзя предотвратить и избежать.

Синергетика, по существу, открыла новый вид случайности, которая богата возможностями. Именно этот вид случайности отвечает за поворотные моменты развития любой сложной, открытой системы, в том числе и организации людей. Если же рассмотреть более частную проблему: как применить принципы синергетики для управления организации, то можно прийти к предварительным, но весьма важным результатам и рекомендациям. Организация как открытая система, далекая от состояния равновесия, стремится к постоянному совершенствования, усложнению и упорядочиванию своей структуры.

Для руководителя любого уровня необходимо понимание одного из основополагающих принципов синергетики: без хаоса развитие организации невозможно, хаос необходим для достижения нового качественного порядка. Новое может быть получено только через разрушение старого, создание беспорядка.

В чем же тогда заключается роль руководителя организации? Представляется, что наиболее эффективно стратегией в менеджменте организации является сочетание консерватизма и инновационных изменений. Секрет профессионального менеджмента состоит как в понимании временной относительности порядка, так и в умении предвидеть в этом порядке неизбежный хаос как следующую ступень развития организационной структуры.

Но, пожалуй, самым важным качеством руководителя на современной ступени развития является решение сложнейшей задачи организационного менеджмента – удержать хаос в его детерминированном, управляемом состоянии и уменьшить время существования хаоса. Для достижения этой цели следует помнить, что новое не привносится «извне», а рождается из старого, благодаря спектру путей развития, который возникает на пути эволюции системы в состояние неустойчивости (хаос).

Однако выбор из множества имеющихся вариантов путей развития организации – не есть что-то не поддающееся рациональному анализу, так как внутреннее взаимодействие между элементами системы вполне может быть проанализировано с учетом образования новых качеств.

Порядок принципиально нового типа рождается из таких управленческих стратегических решений, когда руководитель из всех вариантов действий выбирает оптимальный. Но выбор оптимального пути развития организации обязательно связан с новыми рискованными решениями, которые должен принимать руководитель. При этом главная сложность в выборе того или иного решения связана с тем, что понимание порядка и хаоса только в рамках узко профессиональной области невозможно. Такое понимание связано со всей человеческой культурой.

Основные принципы современного постнеклассического типа научной рациональности:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации сложных систем любой природы.

2. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

3. Распространение принципа коэволюции, т.е. взимообусловленного изменения систем и частей внутри целого.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении и.

5. Широкое внедрение философии и ее методов в большинство наук.

6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта

7. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития (историзация, диалектизация науки).

8. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.

9. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционных подходов.

10. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного объекта.

В классическом и неклассическом типах рациональности знание – это беспристрастный логико-понятийный анализ реальности; знание, согласованное с внутренним и канонами рационального анализа реальности. Для постнеклассического типа научной рациональности бытии есть синтез ценно-целевых смыслов и воспринимается через призм у оптимальных путей выживания, т.е. тех гуманитарных идеалов, которые формируют человеческую историю.

Наши рекомендации