Роль науки в современном обществе. Место науки в системе культуры.

Тема: Предмет философии науки

Эпистемология и философия науки.

Предмет философии науки.

Взаимосвязь философии и науки.

Тема: Научные знания, его природа, сущность и структура.

Понятие науки.

Основные уровни научного знания. Эмпирический и теоретический знания, их методы и функции.

Метатеоретический уровень научного знания.

Философские основания науки.

Идеалы и нормы научного исследования.

Научная картина мира.

Тема: Научно-познавательная деятельность

Основные модели научного познания.

Научно-познавательный цикли и его формы (этапы)

Метода научного познания.

Тема: Наука как инновационный институт и основа инновационной системы общества.

Особенности науки как социального института.

Формы организации науки. Научные коммуникации.

Тема: Предмет философии науки

Эпистемология и философия науки.

Предмет философии науки.

Взаимосвязь философии и науки.

Роль науки в современном обществе. Место науки в системе культуры.

1. Среди дисциплин, определяющих науку в качестве предметной сферы, «философия науки» занимает особое место. Ведь кроме неё в разряд дисциплин, выбравших науку своим предметом входят «история науки», социология людей», «логика и методология науки», «психология науки», «науковедение» и др. Однако, «философия науки» в подходах к науке отличается многоплановостью, плюрализмом, системностью и т. д. Поскольку сама философия, будучи научно – теоретическим мировоззрением, самосознанием (квинтэссенцией) духовной культуры т.п. выделяется архисложностью среди перечисленных дисциплин, постольку философия как исторически древнейшая сфера постижения мира, является рефлексией над всевозможными отношениями человека к миру, над их способами и формами, а также саморефлексией человека, как особого рода жизни на земле. Тем самым, философия рассматривает науку тотально, всемерно, не выпускает из своего поля зрения ни одну её особенность. Поэтому, сводить философию науки к какой-нибудь определенной дисциплине было бы неправильным. Вместе с тем, философия науки, как дисциплина преподавания может иметь свои контекстуальные особенности, например, для студентов – бакалавров, магистров и аспирантов. Она не может быть одинаковой по содержанию и глубине, а также зависит от объёма выделяемых часов. В заявленном для магистрантов варианте мы исходим из нижеследующих трактовок «философии науки»:

1) Философия науки – это философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен;

2) Специальная философская дисциплина, предметом которой является наука.[1]

Рассмотрим сначала первую трактовку – философия науки как эпистемологию, которая вынесена на первый вопрос темы.

Эпистемология – раздел гносеологии, теория научного познания. Следовательно, она философская дисциплина, но не рассматривает всю сложную архитектонику науки. Сведение философии к эпистемологии было в конце XIX в. характерно для сциентизма. Эпистемология – это лишь рефлексия по поводу науки, в которой она пытается найти универсально-приемлемый метод, который бы унифицирова и упростил все научные операции.

Что касается второй части определения, т.е. науки – как социо-культурный феномен. Понимание науки, как социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил влияний, действующих в обществе, о том, что наука определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым, диктуется двоякого рода зависимость и взаимообусловленность науки и общества: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного знания о мире, и существует, в свою очередь, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она вплетена во все сферы человеческих отношений, все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей, она внедряется и в базисные основания отношения самих людей.

Философия науки призвана внести существенный вклад в достижение синтеза современной культуры. Однако реализовать это свое общекультурное предназначение она может только в одном случае: если будет исходить из абсолютного равноправия, таких существенно различных, но, вместе с тем взаимодополняющих и взаимопроникаемых областей современной культуры, как философия и наука. Эту задачу можно успешно решить только с позиции диалектической концепции соотношения философии и науки.

2. Философия науки как направление современной философии, представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявление роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине ХХ в. В то время, как направление возникло столетием раньше. «Предметом философии науки, - пишут авторы учебника «Философия науки и техники», - являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в историческом изменяющемся социокультурном контексте» [2].

Известный специалист в области философии науки С. А. Лебедев, предметом философии науки считает «общую структуру и закономерность функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества». [3]

Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявила изменчивость и глубину методологических установок и расширила границы самой рациональности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки – получение истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса, как возможно достижения истины. Она пытается открыть миру великую тайну того, что есть истина, и что именно истина дороже всех общественных убеждений.

Основными разделами философии науки являются: онтология науки, гносеология (эпистемология) науки, аксиология науки, логика и методология науки, общая социология науки, философские вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, философских проблем научно-технической политики и управления наукой. Одной из важных задач философии науки является изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследовании философских оснований философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества.

Онтологическое основание науки представляет собой общие взгляды о картине мира, типах материальных систем, характер их детерминации, формах движения материи т.п. Гносеологическое основание науки суть положения о характере процесса научного познания соотношения чувственного и рационального, теории и практики и т.п. Логические основания науки – правила абстрагирования, вывода и т.д. Методологические основания науки представляют собой положение о методах открытия и получения истинного знания, способах доказательствах и обосновании отдельных компонентов теорий. Аксиологические основания науки представляет собой утверждение о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в системе культуры, о целях науки, о научном прогрессе, об этнических и гуманистических аспектах науки.

Проблемы философии науки имеют три класса:

1) общефилософские проблемы (онтологические, гносеологические и т.д.);

2) проблемы конкретных наук;

3) проблемы взаимосвязи философии и науки.

Функций философии науки также три:

1) рефлексия над процессом получения нового знания в любой конкретной науке;

2) введение достижений науки в социокультурные и мировоззренческие системы;

3) интегрирование философского и частнонаучного знаний.

За весьма длительную историю сосуществования философии и науки был сформулирован ряд концепций общих взаимоотношений. Исторически первой является трансцендентальная концепция, которую часто называют натурфилософской. Суть ее заключают в формулах: «Философия – наука наук» или «Философия – царица наук». Сторонниками этой концепции были Аристотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг. Вторая - позитивистская концепция (Конт, Спенсер, Милль) возникла в 30-х гг XIX в. Их лозунг: «Наука – сама себе философия». Позитивисты не признавали познавательную функцию философии, считали, что только частная наука способна получить и дать позитивное знание. Антиинтеракционистская концепция отрицает возможность взаимосвязей философии и науки, считает, что у них разные предметы, цели и задачи. Они выдвигают лозунг «Философия - не научна, наука не философична». Четвертая – диалектическая концепция философии и науки, отмечает качественные различия науки и философии, подчеркивает и внутреннюю органическую взаимосвязь и взаимодействие в процессе функционирования и развития каждого из них.

4. Наука включена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Особенно значима ее роль в образовании. В основании современного образовательного процесса лежит научная картина мира. А сама сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методы. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы.

Кроме того, роль науки в современном обществе и её месте в культуре можно рассмотреть через призму её функций. Как социокультурный феномен наука всегда опиралась на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Познавательная деятельность была всегда включена в бытие культуры. Отсюда следует и культурная технологическая функции культуры.

Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных социальных формах, принятых и существующих в культуре. Что касается технологической функции науки, она в недавнем прошлом называлась функцией науки как непосредственной производительной силы, зафиксирована была К. Марксом в середине XIX века: «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов» [4]

Условиями способствовавшими превращению науки в непосредственную производительную силу стали следующие:

1. Создание постоянных каналов для практического использования научных знаний;

2. Появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки;

3. Создание центров и сетей научно-технической информации.

В XX столетии всё более широкое применение научных знаний стало обязательным условием развития современного производства. Особенно наглядно функция науки как непосредственной производительной силы проявилась в период НТР второй половины XX века.

В настоящее время экономическое благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки. Только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, мобилизуют для этого достаточно мощные финансовые и другие ресурсы, лидируют в современной политико-экономической гонке.

В условиях НТР второй половины XX века наука стала выступать в качестве социальной силы, которая проявилась в том, что научные исследования стали все больше применяться к процессам, происходящим в обществе. Функция науки как социальной силы также проявилась при решении глобальных проблем современного общества.

Достижения науки не могут существовать обособленно и изолированно. Проблема включения новых теоретических представлений в культуре затрагивает два аспекта, во-первых, материальное воплощение и внедрение научных открытий непосредственно в сферу производственного процесса, и, во-вторых, их включение в образовательные технологии, практику воспитания и обучения. Новые теоретические представления способны трансформировать культурные стереотипы, внести в культуру системные изменения. Наука привносит в культуру идею законосообразности, упорядоченности, требование логической завершенности, параметры порядка. Культура высвечивает для науки те проблемы, которые не попали в фокус научного исследования.

Сфера культуры предписывает культивирование в человеке и ученом таких качеств, как доброжелательность, порядочность, вежливость, толерантность. Эти качества дополняют механизм трансляции культурных образцов.

Наши рекомендации