Упражнение 5. РАЗМИНКА С ПЕРЕСАЖИВАНИЯМИ (Приятные запахи)
Упражнение 6. СОВМЕСТНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ ЗАПАХОМ
Упражнение 7. КАЖДОМУ – СВОЙ ЗАПАХ
Упражнение 8. ПРИЯТНАЯ СМЕСЬ
Прикосновения
То, что прикосновения и тактильные ощущения могут быть приятными не в силу контекста [47], а сами по себе, иногда вызывает удивление участников. Люди легко могут себе представить болезненные прикосновения, но с большим трудом вспоминают приятные тактильные ощущения вне ситуативного контекста.
Упражнения этого раздела тренинга сконцентрированы на решении трех задач.
- Изучение тактильных ощущений, связанных со свойствами определенных предметов (гладкий, шероховатый, тяжелый, легкий, мягкий, твердый, сухой, влажный, теплый, холодный). Идентификация приятных тактильных ощущений.
- Изучение тактильных ощущений от действий с различными предметами. Например, четки воспринимаются по-разному, если их перебирать пальцами или зажать между ладонями. Клиенты должны найти действия с предметами, которые доставляют им удовольствие.
- Изучение прикосновений, выполняющих социальные функции (прикосновения к собственному или чужому телу). Здесь также нужно найти приятные формы прикосновений, что бывает трудно в силу жесткой табуированности такого рода прикосновений и связанного с ними сексуального контекста.
Цель данного раздела тренинга совершенно очевидна: научиться получать удовольствие от собственных и чужих прикосновений. Нам опять придется решать те же задачи и столкнуться с теми же трудностями, что и раньше. Хотя, конечно, есть и своя специфика. Ясно, что нет нужды прикасаться и ощупывать все, что встречается нам на пути. Нам придется выделить приятные прикосновения и сконцентрироваться на них, расширяя зону приятного, исследуя возможность переноса приятного в собственные ниши наслаждения.
Очень специфическая трудность этого раздела тренинга состоит в том, что мы впервые встречаемся здесь с социальным взаимодействием. Для того чтобы тренировка парных удовольствий была эффективной, нужно добиться формирования в группе атмосферы доверия, преодоления стадии критики и перехода ее в рабочую стадию [48].
Упражнение 9. СОВМЕСТНОЕ ОЩУПЫВАНИЕ
Упражнение 10. СПОСОБЫ ОЩУПЫВАНИЯ
Упражнение 11. ИНВЕНТАРЬ ПРИКОСНОВЕНИЙ
Упражнение 12. ДУШ
Упражнение 13. ТЕПЛАЯ ВАННА И САМОМАССАЖ
Упражнение 14. ПРИЯТНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ
Упражнение 15. ПРИЯТНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ ПАРТНЕРОВ
Упражнение 16. МНЕ ПРИЯТНЫ ТВОИ ПРИКОСНОВЕНИЯ
Вкус
В данном разделе тренинга мы стремимся к тому, чтобы сконцентрировать внимание участников группы на тактильных и вкусовых качествах пищи, которые доставляют им удовольствие. В соответствии с данными психологии восприятия, вслед за температурой пищи воспринимается ее консистенция и лишь затем – вкус. Этой последовательности мы следуем в нашем тренинге.
Нужно также обратить здесь внимание на то, что пища является одним из тех удовольствий, от которых легко формируется зависимость. Поэтому особый акцент при проработке этой темы мы делаем на правилах "Чем меньше, тем больше" и "Наслаждение внутри нас", подчеркивая, что мы тренируем наслаждение пищей, ее вкусом, запахом, консистенцией, а не процессом поглощения пищи.
Далее следует особо пояснить участникам, что алкогольные напитки могут использоваться в целях тренинга только при строгом соблюдении правила "Чем меньше, тем больше".
За одно занятие до начала этой темы участников просят принести с собой что-либо, что приятно на вкус большинству людей (фрукты, хлеб, колбасу и пр.).
Упражнение 17. КОНСИСТЕНЦИЯ ПИЩИ
Перед началом следующего упражнения нужно разъяснить клиентам некоторые физиологические факты. Рецепторы для восприятия сладкого вкуса расположены на кончике языка, для восприятия соленого – по переднему и боковым краям языка, у основания языка расположены рецепторы горького, кислое чувствует боковая поверхность средней части языка. С помощью яблока можно проверить факт восприятия сладкого и горького, соленый миндаль позволит проверить восприятие соленого и горького. Клиентам нужно дать некоторое время для изучения расположения рецепторов с использованием разных стимулов.
Упражнение 18. ПРИЯТНЫЙ ВКУС
Упражнение 19. НАЗВАНИЕ
Зрительные образы
В психологии искусства разработано достаточно много элементов, из которых складывается приятный зрительный образ. Помимо собственно цвета большое значение имеют яркость, контрастность, структура поверхности, очертания, форма, композиция, движение и многое другое (Арнхейм, 1974).
Поскольку речь в нашем тренинге не идет о тонкой тренировке умения наслаждаться жизненными образами, то мы ограничились сосредоточением внимания на приятных цветах, приятных сочетаниях цветов и умении воспринимать характеристики поверхности предметов. Особых оснований к такому выбору нет, тренер свободно может выбрать для тренировки иные аспекты зрительных образов.