Особенности научного познания мира

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине ФИЛОСОФИЯ

по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности

Тема № 11 «Научное познание: его уровни, методы и формы»

Обсуждена на заседании кафедры философии

и социологии

« » 2014 года

Протокол № 6

Санкт Петербург

План лекции:

1.Особенности научного познания мира.

2. Методы, процедуры и формы научного познания.

3.Обьяснение, понимание и интерпретация.

Ключевые понятия:

Наука – сфера человеческой деятельности, ориентированная на выработку, теоретическую систематизацию и осмысление знаний о действительности.

Научный метод – система правил теоретической и практической деятельности, разработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта.

Познавательная процедура – совокупностью методов, ориентированная на достижение определенного исследовательского результата.

Объяснение – раскрытие сущности объекта, осуществляемое путем выяснения законов его существования и развития, при учете условий реализации этих законов в изучаемой реальности.

Понимание – усвоение субъектом новой информации, интеграция ее в систему имеющегося у него знания.

Интерпретация – операция мышления, состоящая в придании смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, объективированным в знаковой или чувственно-наглядной форме.

Интуиция – непосредственное постижение истины без предварительных логических рассуждений

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине ФИЛОСОФИЯ

по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности

Тема № 11 «Научное познание: его уровни, методы и формы»

Обсуждена на заседании кафедры философии

и социологии

« » 2014 года

Протокол № 6

Санкт Петербург

План лекции:

1.Особенности научного познания мира.

2. Методы, процедуры и формы научного познания.

3.Обьяснение, понимание и интерпретация.

Ключевые понятия:

Наука – сфера человеческой деятельности, ориентированная на выработку, теоретическую систематизацию и осмысление знаний о действительности.

Научный метод – система правил теоретической и практической деятельности, разработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта.

Познавательная процедура – совокупностью методов, ориентированная на достижение определенного исследовательского результата.

Объяснение – раскрытие сущности объекта, осуществляемое путем выяснения законов его существования и развития, при учете условий реализации этих законов в изучаемой реальности.

Понимание – усвоение субъектом новой информации, интеграция ее в систему имеющегося у него знания.

Интерпретация – операция мышления, состоящая в придании смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, объективированным в знаковой или чувственно-наглядной форме.

Интуиция – непосредственное постижение истины без предварительных логических рассуждений

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА

Человек способен к познанию мира различными способами: обыденным, мифологическим, религиозным, художественным и т.д. Каждый из указанных способов преобладал на определенных этапах развития истории. Для современного человека основным способом познания мира является научное познание.

Особенности научной формы познания состоят в следующем:

1. Научное познание ориентировано на объективное исследование действительности. Так, в состав научного знания, как результата процесса познания, непосредственно не входят особенности жизнедеятельности личности, создающей эти знания. Законы Ньютона или Эйнштейна не дают возможности судить о внутреннем мире людей их открывших, об особенностях восприятия ими окружающего, тогда как в любом портрете, написанном великим художником, всегда запечатлена и его собственная личность, его отношение к изображаемому. Конечно, нельзя отрицать роли личностных моментов и ценностных ориентаций в науке, стиль мышления любого ученого обладает индивидуальными характеристиками, но в своем результате - знании - наука всегда стремиться к объективности.

2. Основой научного познания выступает доказательность, позволяющая отличать научные выводы от плодов фантазии, выраженных в любой, даже самой наукообразной форме.

3. Научное познание отражает свой объект в законах и понятиях. Это отличает его от эмоционально-образного отражения, характерного для мифологического и художественного познания, а также от догматического отражения религиозного познания.

4. Научное познание носит системный характер. В науке получаемые знания обобщаются в сложные системы - теории, научную картину мира и т.д.

5. Научное познание базируется на рациональном осмыслении действительности, что является важным отличием от других форм познания, в которых эмоциональный момент играет очень большую роль.

6. Научное познание осуществляется с помощью специальных методов, разработанных и применяемых учеными для наиболее эффективного и надежного получения нового знания.

Важными специфическими отличиями науки как сферы деятельности выступают два фактора:

· непосредственной целью науки является получение нового знания, а в материально-производственной деятельности знание выступает лишь как средство достижения практических результатов;

· результат научной деятельности никогда не бывает известен заранее (т.к. наука всегда ориентируется на открытие нового, еще неизвестного), а во многих других видах деятельности их конечный результат заранее четко определён (например, при выпуске какой-либо промышленной продукции, еще до начала ее непосредственного создания, имеются чертежи и технические описания конечного результата производственного процесса).

В современном обществе наука выполняет следующие основные функции:

1. Познавательную, раскрывающуюся как процесс получения нового знания. Она включает в себя 4 главные подфункции:

- объяснительную, связанную с выявлением сущности природных и социальных явлений;

- обобщающую,направленную на обнаружение закономерностей и формирование соответствующих понятий, позволяющих глубже осмыслить мир;

- предсказательную, ориентированную на моделирование будущих состояний и тенденций развития объектов познания;

- ретросказательную, состоящую в теоретической реконструкции прошлых состояний изучаемых объектов.

2. Мировоззренческую, проявляющуюся в основанном на знании осмыслении человеком окружающей действительности и в определении своего отношения к этой действительности.

3. Производственно-практическую, состоящую в применении достижений науки в производственной деятельности.

4. Социальную, связанную с применением науки для решения важных общественных проблем в области политики, экономики, экологии, образования и т.д.

Вопрос о роли науки в обществе относится к разряду дискуссионных. Различные мнения по его поводу можно сгруппировать в две противоположные позиции: 1) позицию сциентизма, для которой характерны: (а) объявление науки высшей культурной ценностью; (б) абсолютизация стиля и методов точных наук; (в) отрицание социальной и мировоззренческой проблематики, как не имеющей познавательного значения; 2) позицию антисциентизма, отрицающую значение науки в решении важнейших человеческих проблем и оценивающую ее как враждебную человеку силу.

Система науки условно подразделяется на естествознание (объектом которого выступают явления и процессы природного мира), обществознание (изучающее различные сферы человеческого общества) и технические науки (связанные с разработкой средств деятельности человека).

По своей направленности и отношению к практике науки делятся на фундаментальные (задачей которых является познание законов важнейших сфер действительности, безотносительно к их возможному использованию) и прикладные (задачей которых является применение результатов фундаментальных наук для решения конкретных практических проблем).

Субъектами научного познания выступают не только отдельные ученые, но и исследовательские коллективы (представляющие собой группы ученых, занятых решением определенных научных проблем), научные школы (объединяющие ученых осуществляющих свои исследования на основе общих познавательных принципов и методов, принятых в рамках данной школы) и научное сообщество (охватывающее всех ученых, представляющих различные научные школы). В отличие от членов исследовательского коллектива, работающих совместно, представители научной школы могут проводить свои изыскания изолированно друг от друга, более того, они могут быть разделены между собой большими периодами времени, т.е. жить в разное время.

Обобщая предшествующий анализ научного познания можно сделать вывод о том, что наука реализуется в обществе одновременно в трех основных аспектах: как система имеющихся знаний, как процесс получения нового знания и как особый социальный институт. Это позволяет сформулировать следующее определение науки:

Наши рекомендации