Что такое «бытие»? Когда появился этот термин, в связи с какими обстоятельствами? Прочтите отрывки.
Энгельс Ф.
«Когда мы говорим о бытии и только о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идет речь, суть существуют. В единстве этого бытия, — а не в каком-либо ином единстве, — они объединяются мыслью, и общее для всех них утверждение, что все они существуют, не только не может придать им никаких иных, общих или необщих свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства»[31].
Хайдеггер М.
«Человек, скорее самим бытием «брошен» в истину бытия, чтобы, существуя таким образом, беречь истину бытия, чтобы в свете бытия, сущее явилось как бы сущее, каково оно есть. Явится ли оно и как явится, войдут ли в просвет бытия, будут ли присутствовать или отсутствовать Бог и боги, история и природа и как именно присутствовать, решает не человек. Явление сущего покоится в историческом событии бытия. Для человека, однако, остается вопрос, сбудется ли он, осуществится ли его существо так, чтобы отвечать этому событию; ибо соразмерно последнему он призван как существующий хранить истину бытия. Человек — пастух бытия...»[32]
Какие два аспекта бытия рассмотрены в этих отрывках? Каков смысл проблемы бытия применительно к жизни отдельного человека?
Прочтите стихотворение В.Набокова.
Нет, бытие — не зыбкая загадка!
Подлунный дол и ясен, и росист.
Мы — гусеницы ангелов; и сладко
Въедаться с краю в нежный лист.
Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни,
И чем жадней твой ход зеленый был,
Тем бархатистей и великолепней
Хвосты освобожденных крыл[33].
/В.Набоков/
Как подчеркивает автор причастность человека бытию? Через какой поэтический образ он передает свои размышления, как Вы считаете, почему? Какие чувства вызвало у Вас это стихотворение? Что означает для человека признание бытия и отрицание бытия?
ТЕМА: Диалектика.
Задание 18.
Что такое диалектика? Какие принципы диалектики Вы знаете? Как они отражены поэтом в стихотворении? Какие чувства поэта запечатлены в стихотворении?
Прекрасен мир противоречий,
Он высек искру из кремня.
Он дал мне мысль и чудо речи
И в ход времен включил меня.
Его познанья добрый гений
Мне приоткрыл явлений суть.
Цепь бесконечных превращений
И вечной мысли вечный путь.
В неистребимой тяге к свету
Я сам в себе нашел ответ;
Что для меня покоя нету,
Что мне, как миру, смерти нет[34].
/М.Дудин/
Задание 19.
Какие законы диалектики Вы знаете? Какой закон отражен в приведенном ниже стихотворении? В чем его суть? Как поэт передает наличие связи противоположностей?
Все, что противоположно,
Друг без друга невозможно.
Если б не было печали,
Счастья мы б не замечали,
И, друзья мои, поверьте,
Чтобы там не говорили,
Если б не было бы смерти,
Так бы жизнь мы не любили.
Потерял я сто империй
Сто надежд. И тем не менее,
Может быть, мои потери —
Главное приобретение...[35]
/Н.Доризо/
Задание 20.
В чем суть закона перехода количественных изменений в качественные? Прочтите стихотворение?
Птицы тебя принимают за птицу
Дикие розы — за дикую розу.
Кошки тебя принимают за кошку.
Скрипка считает своею сестрою.
Ты мастерица взлетать и кружиться,—
Значит, ты — птица.
Ты перешла мою жизнь, как дорожку,—
Значит, ты — кошка.
Ноют в душе золотые занозы,—
дикая роза.
Боль усмиряешь, спасаешь от крика,—
Значит, ты — скрипка[36].
/Вегин П./
Как поэт выразил идею многокачественности всего отдельного? Почему человеческие отношения многокачественны и противоречивы? Сколько качеств у вещи?
ТЕМА: Гносеология.
Задание 21.
Прочтите текст.
«Что такое наука?
Как своеобразная форма познания — специфический тип духовного производства и социальный институт — наука, как сказано выше, возникла в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени она начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь — воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Наука — это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности: совокупность знаний в понятийной форме, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенности научной деятельности выражаются в двух основных аспектах — когнитивном (познавательном) и социокультурном.
Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание и обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.
Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира, и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные — непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны. Тем более, все чаще происходит соединение научных знаний в форме так называемых «стыковых дисциплин» — физическая химия, биофизика, геохимия и т. п.
Каждая наука как научная дисциплина включает в себя 4 необходимых компонента в их единстве:
а) Субъект науки, ученый — главный элемент. Это и отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и — в конечном итоге — общество в целом.
б) Объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.
в) Система методов и приемов, характерных для последних и обусловленных их предметами.
г) Свой своеобразный язык — естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).
Наука как форма познания и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания, этика науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т. п.
Таким образом, основные стороны бытия науки — это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания: во-вторых — результат этого процесса, т. е. объединение полученных знаний в целостную развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование); в-третьих — социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения, этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации (что сегодня особенно важно), различного рода коммуникации ученых и т. п., в-четвертых — особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры»[37].
Когда возникла наука как социальный институт? Как она связана с практикой? Как можно определить науку? В чем заключается единство науки и как она разделяется? Какие компоненты науки существуют? Каковы основные стороны бытия науки?
Отрывок из работы Карла Ясперса "Истоки истории и ее цель".
«Современная наука.
Науке присущи три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость...
Что же характеризует под углом зрения этих трех моментов современную науку?
1. Современная наука универсальна по своему духу. Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все происходящее в мире подвергается наблюдению, рассмотрению, исследованию — явления природы, действия или высказывания людей, их творения и судьбы. Религия, все авторитеты также становятся объектом исследования. И не только реальность, но и все мыслительные возможности становятся объектом изучения. Постановка вопросов и исследование не знают предела.
2. Современная наука принципиально не завершена. Современная наука движима страстью достигнуть пределов, пройти через все завершающие представления познания, постоянно пересматривать все, начиная с основ. Отсюда повороты в прорыве к новому знанию и вместе с тем сохранение фактически достигнутого в качестве со ставной части новых замыслов. Здесь господствует сознание гипотетичности предпосылок, которые в каждом данном случае служат отправным пунктом. Все существует только для того, чтобы быть преодоленным (так как предпосылки обосновываются и релятивизируются более глубокими предпосылками) или, если речь идет о фактических данных, чтобы продвигаться в последовательности возрастающего и все глубже проникающего познания... Поскольку содержание познания, в отличие от греческого космоса, в принципе безгранично и не завершено, смысл этой науки составляет беспредельное продвижение, а ее самосознание определяется идеей прогресса. Отсюда и окрыляющий смысл науки, и внезапно возникающее затем ощущение бессмысленности: если цель не может быть достигнута и все труды не более чем ступень для последующего развития, то к чему эти усилия?
3. Современная наука ни к чему не относится равнодушно, для нее все имеет научный интерес; она занимается единичным и мельчайшим, любыми фактическими данными, как таковыми. Все, что есть, должно быть познано, его необходимо знать; нет ничего, что можно было бы оставить вне сферы внимания. Таким образом, для современности характерна широта обращения ко всему, что происходит в мире.
4. Современная наука, обращенная к единичному, стремится выявить свои всесторонние связи. Ей правда, не доступен космос бытия, но доступен космос наук. Идея взаимосвязанности всех наук порождает неудовлетворенность единичным познанием. Современная наука не только универсальна, но стремится к такому единению наук, которое никогда не достижимо.
Каждая наука определена методом и предметом. Каждая являет собой перспективу видения мира, ни одна не постигает мир как таковой, каждая охватывает сегмент действительности, но не действительность, — быть может, одну сторону действительности, но не действительность в целом. Существуют отдельные науки, а не наука вообще как наука о действительном, однако каждая из них входит в мир, беспредельный, но все-таки единый в калейдоскопе связей...
Позитивно об этой взаимосвязи можно сказать следующее:
В основе взаимосвязи наук лежит форма познания. Все они обладают определенным методом, мыслят категориями, обязательны в своих частных выводах, но вместе с тем ограничены известными предпосылками и границами предмета.
Связь между науками устанавливается благодаря их соотношению, их взаимной поддержке посредством своих выводов и методов. Они становятся друг для друга вспомогательными науками. Одна наука становится материалом для другой.
Их общая основа — субъективный импульс к универсальному знанию.
5. Постановка радикальных вопросов, доведенная до крайности, — претендующая, однако, на то, чтобы оставаться в рамках конкретного познания, а не предаваться игре всеобщими идеями, пропуская при этом отдельные звенья, — достигла в современной науке своей высшей ступени. Мышление, выходящее за пределы видимого мира... направленное, однако, не на то, чтобы погрузиться в пустоту, а на то, чтобы лучше и без предвзятости понять природу этого видимого мира, смело ставит любые проблемы...
6. Определенные категории можно, пожалуй, считать характерными для современной науки. К ним относится бесконечное как основа антиномий, как проблема, которая, будучи доступна тончайшей дифференциации, в конечном итоге выявляет крушение мышления.
7. В современном мире стала возможной такая научная позиция, которая в применении к любому предмету позволяет ставить вопросы, исследовать, проверять и подвергать его рассмотрению все
охватывающего разума; ее задача — сохранить свободной сферу познаваемого в науке»[38].
Каковы исторические этапы развития познания? Каковы характеристики современной науки? Как определить смысл и границы современной науки? Для чего это необходимо сделать? В чем сходство научного и философского мировоззрения? Чем они различаются?
Задание 22.