В СВЯЗИ С ЭТИМ НАБЛЮДАЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ К КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ КУЛЬТУР — НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, НАУКИ И ИСКУССТВА.
ПРИЧЕМ ИМЕННО ЧЕЛОВЕК ОКАЗЫВАЕТСЯ ЦЕНТРОМ ЭТОГО ПРОЦЕССА.
· В выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада.
Все более часто ученые обращаются к традициям восточного мышления и его методам.
3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции. Т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.
Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучением совместной эволюции различных биологических объектов и уровней их организации, понятие КОЭВОЛЮЦИИ охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, — это и есть глобальный эволюционизм. (См. о нем тема 99.).
Становление эволюционных идей имеет достаточно длительную историю.
Уже в XIX в. они нашли применение в геологии, биологии и других областях знания, но воспринимались скорее как исключение по отношению к миру в целом.
Однако вплоть до наших дней принцип эволюции не был доминирующим в естествознании.
Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной была физика, которая на протяжении большей части своей истории в явном виде не включала в число своих фундаментальных постулатов принцип развития.
ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ — СТРЕМЛЕНИЕ ПОСТРОИТЬ ОБЩЕНАУЧНУЮ КАРТИНУ МИРА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ УНИВЕРСАЛЬНОГО (ГЛОБАЛЬНОГО) ЭВОЛЮЦИОНИЗМА, ОБЪЕДИНЯЮЩИХ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ ИДЕИ СИСТЕМНОГО И ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДОВ.
4. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).
В последние годы особенно активно и плодотворно идею «конструктивной роли времени», его «вхождения» во все области и сферы специально-научного познания развивал И. Пригожин.
ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЕГО ИДЕЙ — «НАВЕДЕНИЕ МОСТА МЕЖДУ БЫТИЕМ И СТАНОВЛЕНИЕМ», «НОВЫЙ СИНТЕЗ» ЭТИХ ДВУХ ВАЖНЕЙШИХ «ИЗМЕРЕНИЙ» ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ДВУХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ АСПЕКТОВ РЕАЛЬНОСТИ, ОДНАКО ПРИ РЕШАЮЩЕЙ РОЛИ ЗДЕСЬ ВРЕМЕНИ (СТАНОВЛЕНИЯ).
И. Пригожин считает, что мы вступаем в новую эру в истории времени (которое «проникло всюду»), когда бытие и становление могут быть объединены — при приоритете последнего.
5. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.
В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации.
Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.
ОБЪЕКТОМ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ СТАНОВЯТСЯ — И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ ЧАЩЕ — ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНЫЕ» СИСТЕМЫ: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИИ, ВКЛЮЧАЯ БИОСФЕРУ В ЦЕЛОМ (ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ), ОБЪЕКТЫ БИОТЕХНОЛОГИИ (В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ), СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА» И Т. Д.
Изменение характера объекта исследования в постнеклассической науке ведет к изменению подходов и методов исследования.
· Если на предшествующих этапах наука была ориентирована преимущественно на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания), междисциплинарные исследования.
6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.
Уже на этапе неклассического естествознания стало очевидным — и новые открытия все более демонстрировали это, — что «печать субъективности лежит на фундаментальных законах физики» (А. Эдингтон), что «субъект и объект едины», между ними не существует барьера (Э. Шредингер), что «сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности» (К. Вайцзеккер) и т. п.
А Луи де Бройль полагал, что квантовая физика вообще «не ведет больше к объективному описанию внешнего мира» — вывод, выражающий, на наш взгляд, крайнюю позицию по рассматриваемой проблеме.
Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно-нейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «чело-векоразмерным» объектам не только не допускает, но и предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений.
В естествознании XX в. сформировался и получает все более широкое распространение (хотя и является предметом дискуссии) так называемый «антропный принцип» — один из фундаментальных принципов современной космологии.
Согласно антропному принципу, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма».
СУТЬ АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НАЛИЧИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НЕ ТОЛЬКО МЕНЯЕТ КАРТИНУ НАБЛЮДЕНИЯ, НО И В ЦЕЛОМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОСНОВ ЭТОЙ КАРТИНЫ.
Таким образом, развитие современной науки — как естествознания, так и обществознания — убедительно показывает, что независимого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в «естественный ход событий», просто не существует.
7. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.
В том, что философия как органическое единство своих двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — пронизывает современное естествознание, — в этом, кажется, сегодня не сомневается ни один мыслящий естествоиспытатель.
В постнеклассическом естествознании еще более активно (прежде всего в силу специфики его предмета и возрастания роли человека в нем), чем на предыдущих этапах, «задействованы» все функции философии — онтологическая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др.
8. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.
Эта особенность современной науки привела к тому, что работа с ее новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деятельности.
· В науке резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме.
· В настоящее время важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование.
Что касается современной формальной (символической, математической) логики и разрабатываемых в ее рамках методов, законов и приемов правильного мышления, то, по свидетельству ее выдающегося представителя, «она расплавилась в разнообразных исследованиях математики, а также в таких новых дисциплинах на научной сцене, как информатика и когнитология, кибернетика и теория информации, общая лингвистика — каждая с сильным математическим уклоном»( Вригт Г. X. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 89.).
Развитие науки — особенно в наше время — убедительно показывает, что математика — действенный инструмент познания, обладающий «непостижимой эффективностью». Вместе с тем становится все более очевидным, что недопустимо как недооценивать математический аппарат, так и абсолютизировать его.
9. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую). Эту ситуацию четко выразил американский методолог науки Пол Фейерабенд: «Все дозволено».
В свое время великий физик В. Гейзенберг говорил о том, что надо постигать действительность всеми дарованными нам органами.
Но нельзя, подчеркивал он, ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией.
Вместе с тем недопустимо какой-либо метод объявлять «единственно верным», принижая или вообще отказывая (неважно, по каким основаниям) другим методологическим концепциям.
В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень велико), а еще более, чем раньше, нужны интуиция, фантазия, воображение и другие подобные факторы, средства постижения действительности.
· В науке XXI в. все чаще говорят об эстетической стороне познания, о красоте как эвристическом принципе, применительно к теориям, законам, концепциям.
КРАСОТА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ОТРАЖЕНИЕ ГАРМОНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, НО И КРАСОТА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ.
Поиски красоты, т. е. единства и симметрии законов природы, — примечательная черта современной физики и ряда других естественных наук.
ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ — ЕЕ ДИАЛЕКТИЗАЦИЯ — ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАЗНЫХ ОТРАСЛЯХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Объективная основа этого процесса — сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противоречивость и др.), а также диалектический характер самого процесса познания.
В научном поиске наших дней все яснее обнаруживается постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.
97. ПРЕДПОЛАГАЕТ ЛИ ОСВОЕНИЕ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ
СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НОВЫЕ СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО
ПОИСКА?
ПЛАН
Что такое синергетика?
Г. Хакен о синергетике.
3. Новые приоритеты современной картины мира, которые включила в себя синергетика.