В СВЯЗИ С ЭТИМ НАБЛЮДАЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ К КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ КУЛЬТУР — НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, НАУКИ И ИСКУССТВА.

ПРИЧЕМ ИМЕННО ЧЕЛОВЕК ОКАЗЫВАЕТСЯ ЦЕНТРОМ ЭТО­ГО ПРОЦЕССА.

· В выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада.

Все более часто ученые обращаются к традициям восточного мышления и его методам.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) ко­эволюции. Т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.

Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучени­ем совместной эволюции различных биологических объектов и уров­ней их организации, понятие КОЭВОЛЮЦИИ охватывает сегодня обоб­щенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, — это и есть глобальный эволюционизм. (См. о нем тема 99.).

Становление эволюционных идей имеет достаточно длительную историю.

Уже в XIX в. они нашли применение в геологии, биологии и других областях знания, но воспринимались скорее как исключение по отношению к миру в целом.

Однако вплоть до наших дней прин­цип эволюции не был доминирующим в естествознании.

Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной была физика, которая на протяжении большей части сво­ей истории в явном виде не включала в число своих фундаменталь­ных постулатов принцип развития.

ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ — СТРЕМЛЕНИЕ ПОСТРОИТЬ ОБЩЕНАУЧНУЮ КАРТИНУ МИРА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ УНИВЕР­САЛЬНОГО (ГЛОБАЛЬНОГО) ЭВОЛЮЦИОНИЗМА, ОБЪЕДИНЯЮЩИХ В ЕДИНОЕ ЦЕ­ЛОЕ ИДЕИ СИСТЕМНОГО И ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДОВ.

4. Внедрение времени во все науки, все более широкое распростране­ние идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).

В последние годы особенно активно и плодотворно идею «конст­руктивной роли времени», его «вхождения» во все области и сферы специально-научного познания развивал И. Пригожин.

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЕГО ИДЕЙ — «НАВЕДЕНИЕ МОСТА МЕЖДУ БЫТИЕМ И СТАНОВЛЕНИЕМ», «НОВЫЙ СИНТЕЗ» ЭТИХ ДВУХ ВАЖНЕЙШИХ «ИЗМЕРЕНИЙ» ДЕЙ­СТВИТЕЛЬНОСТИ, ДВУХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ АСПЕКТОВ РЕАЛЬНОСТИ, ОДНАКО ПРИ РЕШАЮЩЕЙ РОЛИ ЗДЕСЬ ВРЕМЕНИ (СТАНОВЛЕНИЯ).

И. Пригожин счи­тает, что мы вступаем в новую эру в истории времени (которое «про­никло всюду»), когда бытие и становление могут быть объединены — при приоритете последнего.

5. Изменение характера объекта исследования и усиление роли меж­дисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

В современной методологической литературе все более склоняют­ся к выводу о том, что если объектом классической науки были про­стые системы, а объектом неклассической науки — сложные систе­мы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации.

Причем возникно­вение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформи­ровавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.

ОБЪЕКТОМ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ СТАНОВЯТСЯ — И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ ЧАЩЕ — ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНЫЕ» СИСТЕМЫ: МЕДИКО-БИО­ЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИИ, ВКЛЮЧАЯ БИОСФЕРУ В ЦЕЛОМ (ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ), ОБЪЕКТЫ БИОТЕХНОЛОГИИ (В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ГЕ­НЕТИЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ), СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА» И Т. Д.

Изменение характера объекта исследования в постнеклассической науке ведет к изменению подходов и методов исследования.

· Если на предшествующих этапах наука была ориентирована преимуществен­но на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки все более оп­ределяют комплексные исследовательские программы (в которых при­нимают участие специалисты различных областей знания), междис­циплинарные исследования.

6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление раз­рыва объекта и субъекта.

Уже на этапе неклассического естествознания стало очевидным — и новые открытия все более демонстрировали это, — что «печать субъек­тивности лежит на фундаментальных законах физики» (А. Эдингтон), что «субъект и объект едины», между ними не существует барьера (Э. Шредингер), что «сознание и материя являются различными аспек­тами одной и той же реальности» (К. Вайцзеккер) и т. п.

А Луи де Бройль полагал, что квантовая физика вообще «не ведет больше к объек­тивному описанию внешнего мира» — вывод, выражающий, на наш взгляд, крайнюю позицию по рассматриваемой проблеме.

Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно-нейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «чело-векоразмерным» объектам не только не допускает, но и предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясня­ющих положений.

В естествознании XX в. сформировался и получает все более ши­рокое распространение (хотя и является предметом дискуссии) так на­зываемый «антропный принцип» — один из фундаментальных прин­ципов современной космологии.

Согласно антропному принципу, Все­ленная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма».

СУТЬ АНТРОПНОГО ПРИНЦИ­ПА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НАЛИЧИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НЕ ТОЛЬКО МЕНЯЕТ КАР­ТИНУ НАБЛЮДЕНИЯ, НО И В ЦЕЛОМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОСНОВ ЭТОЙ КАРТИНЫ.

Таким образом, развитие современной науки — как естествозна­ния, так и обществознания — убедительно показывает, что независи­мого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вме­шиваться в «естественный ход событий», просто не существует.

7. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

В том, что философия как органическое единство своих двух на­чал — научно-теоретического и практически-духовного — пронизыва­ет современное естествознание, — в этом, кажется, сегодня не сомне­вается ни один мыслящий естествоиспытатель.

В постнеклассическом естествознании еще более активно (прежде всего в силу специфи­ки его предмета и возрастания роли человека в нем), чем на предыдущих этапах, «задействованы» все функции философии — онтологи­ческая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, ак­сиологическая и др.

8. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличиваю­щийся уровень их абстрактности и сложности.

Эта особенность современной науки привела к тому, что работа с ее новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деятельности.

· В науке резко возросло значение вычислительной математики (став­шей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на постав­ленную задачу часто требуется дать в числовой форме.

· В настоящее время важнейшим инструментом научно-технического прогресса ста­новится математическое моделирование.

Что касается современной формальной (символической, матема­тической) логики и разрабатываемых в ее рамках методов, законов и приемов правильного мышления, то, по свидетельству ее выдающе­гося представителя, «она расплавилась в разнообразных исследовани­ях математики, а также в таких новых дисциплинах на научной сцене, как информатика и когнитология, кибернетика и теория информации, общая лингвистика — каждая с сильным математическим уклоном»( Вригт Г. X. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 89.).

Развитие науки — особенно в наше время — убедительно показы­вает, что математика — действенный инструмент познания, обладаю­щий «непостижимой эффективностью». Вместе с тем становится все более очевидным, что недопустимо как недооценивать математичес­кий аппарат, так и абсолютизировать его.

9. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, одно­сторонности любой методологии — в том числе рационалистичес­кой (включая диалектико-материалистическую). Эту ситуацию чет­ко выразил американский методолог науки Пол Фейерабенд: «Все дозволено».

В свое время великий физик В. Гейзенберг говорил о том, что надо постигать действительность всеми дарованными нам органами.

Но нельзя, подчеркивал он, ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией.

Вместе с тем недопустимо какой-либо метод объявлять «единственно верным», принижая или вообще отказывая (неважно, по каким основаниям) другим методологичес­ким концепциям.

В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень ве­лико), а еще более, чем раньше, нужны интуиция, фантазия, вообра­жение и другие подобные факторы, средства постижения действитель­ности.

· В науке XXI в. все чаще говорят об эстетической стороне позна­ния, о красоте как эвристическом принципе, применительно к теори­ям, законам, концепциям.

КРАСОТА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ОТРАЖЕНИЕ ГАРМО­НИИ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, НО И КРАСОТА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ.

Поиски красоты, т. е. единства и симметрии законов природы, — при­мечательная черта современной физики и ряда других естественных наук.

ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ — ЕЕ ДИА­ЛЕКТИЗАЦИЯ — ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАЗНЫХ ОТРАСЛЯХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Объективная основа этого процесса — сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противо­речивость и др.), а также диалектический характер самого процесса познания.

В научном поиске наших дней все яснее обнаруживается посте­пенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиле­ние роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.

97. ПРЕДПОЛАГАЕТ ЛИ ОСВОЕНИЕ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ

СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НОВЫЕ СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО

ПОИСКА?

ПЛАН

Что такое синергетика?

Г. Хакен о синергетике.

3. Новые приоритеты современной картины мира, которые включила в себя синергетика.

Наши рекомендации