В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного.
2. Научный и античный типы рациональности в их сравнении. Пять различий между античным и научным типами рациональности. Научный тип рациональности, радикально отличаясь от античного, тем не менее, воспроизвел, правда, в измененном виде, два главных основания античной рациональности:
· во-первых, принцип тождества мышления и бытия,
· во-вторых, идеальный план работы мысли.
Тип рациональности, сложившийся в науке, невозможно реконструировать, не учитывая тех изменений, которые произошли в философском понимании тождества мышления и бытия.
Рассмотрим эти изменения.
· Во-первых, бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое.
Величественный античный Космос был отождествлен с природой, которая рассматривалась как единственная истинная реальность, как ВЕЩЕСТВЕННЫЙ УНИВЕРСУМ, — набор статичных объектов, которые не развиваются, не изменяются.
ОБЪЕКТЫ РАССМАТРИВАЛИСЬ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В КАЧЕСТВЕ МЕХАНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, А ВРЕМЯ ПОНИМАЛОСЬ ПРОСТО КАК НЕКИЙ ВНЕШНИЙ ПАРАМЕТР, НЕ ВЛИЯЮЩИЙ НА ХАРАКТЕР СОБЫТИЙ И ПРОЦЕССОВ.
· Во-вторых, человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а САМОМУ СЕБЕ, и наделялся статусом суверенности.
Убеждение во всесилии и всевластии человеческого разума укрепилось в эпоху Просвещения, когда восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что ЗНАНИЕ О ПРИРОДЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ.
ОБЪЯСНЕНИЕ СВОДИЛОСЬ К ПОИСКУ МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИЧИН И СУБСТАНЦИЙ, А ОБОСНОВАНИЕ — К РЕДУКЦИИ ЗНАНИЯ О ПРИРОДЕ, К ПРИНЦИПАМ МЕХАНИКИ.
Не случайно этот период развития науки получил название механистического.
· В-третьих, не отказываясь от открытой античной философией способности мышления работать с идеальными объектами, наука Нового времени сузила их спектр: К ИДЕЕ ИДЕАЛЬНОСТИ ПРИСОЕДИНИЛАСЬ ИДЕЯ АРТЕФАКТА (СДЕЛАННОЙ ВЕЩИ), НЕСОВМЕСТИМАЯ С ЧИСТЫМ СОЗЕРЦАНИЕМ, ОТКРЫТЫМ АНТИЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ.
Научная рациональность признала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте.
МЫСЛИТЕЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, УПРАВЛЯЮЩИХ ТАКИМ ЭКСПЕРИМЕНТОМ, СТАЛА МАТЕМАТИКА. НАУЧНЫМ ПРИЗНАВАЛОСЬ ТО, ЧТО МОГЛО БЫТЬ КОНСТРУИРОВАНО И ВЫРАЖЕНО НА ЯЗЫКЕ МАТЕМАТИКИ.
· В-четвертых, основным содержанием тождества мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую одну-единственную идеальную конструкцию, которая полностью соответствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания.
· В-пятых, наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще.
НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ СТАЛА ОБЪЯСНЯТЬ ВСЕ ЯВЛЕНИЯ ТОЛЬКО ПУТЕМ УСТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ.
3. Итог первой научной революции. Таким образом, итогом первой научной революции было формирование особого типа рациональности.
НАУКА ИЗМЕНИЛА СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «РАЗУМ», «РАЦИОНАЛЬНОСТЬ», ОТКРЫТЫХ В АНТИЧНОСТИ.
Механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии.
ПРИНЦИПЫ И ИДЕИ ЭТОЙ КАРТИНЫ МИРА ВЫПОЛНЯЛИ ОСНОВНУЮ ОБЪЯСНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ.
К началу XIX в. механика была единственной математизированной областью естествознания, что в немалой степени способствовало абсолютизации ее методов и принципов познания, а также соответствующего ей типа рациональности.
93. ИЗМЕНЕНИЯ В ТИПЕ
РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ХОДЕ ВТОРОЙ НАУЧНОЙ
РЕВОЛЮЦИИ
ПЛАН
1. Вторая научная революция: переход от классической науки к дисциплинарно организованной науке.
2. Геология и биология: идея развития.
3. Элементы неклассического типа рациональности.
1. Вторая научная революция: переход от классической науки к дисциплинарно организованной науке. Вторая научная революция произошла в конце XVIII — первой половине XIX в.
Несмотря на то, что к началу XX в. идеал классического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все основания говорить о второй научной революции.
ПРОИЗОШЕЛ ПЕРЕХОД ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ В ОСНОВНОМ НА ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, К ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКЕ.
2. Геология и биология: идея развития. Специфика объектов геологии и биологии (а эти науки активно формировались в это время) привела к идее развития и к постепенному отказу от требований эксплицировать любые естественнонаучные теории в механических терминах.
Наука о жизни легализовала ТЕЛЕОЛОГИЮ АРИСТОТЕЛЯ, вводя в свои рассуждения понятие цели.
3. Элементы неклассического типа рациональности. Но вторая научная революция была вызвана не только появлением дисциплинарных наук и их специфических объектов.
В самой физике, которая окончательно сформировалась как классическая только к концу XIX в., стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности.
Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности.
В этой связи многие ученые-физики начинают осознавать недостаточность классического типа рациональности.
Появляются первые намеки на НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕСТИ СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР В СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки.
Введя в научную методологию термин «научная метафора», Больцман и Максвелл поставили под вопрос признаваемую классическим научным рационализмом возможность слов адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности.
Другими словами, внутри самой классической физики уже зрели ростки нового — неклассического — понимания идеалов и норм научности.
94. ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ПЛАН
1. Третья научная революция: появление неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности.
2. Изменения в понимании идеалов и норм научного знания.
1. Третья научная революция: появление неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности.
Революционные преобразования произошли сразу во многих науках:
· в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории,
· в биологии генетика,
· в химии — квантовая химия и т.д.
· В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира.
Это обстоятельство способствовало дальнейшей трансформации принципа тождества мышления и бытия, который является базовым для любого типа рациональности.
2. Изменения в понимании идеалов и норм научного знания. Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания. В чем конкретно состояли эти изменения?
· Во-первых, ученые согласились с тем, что мышлению объект не дан в его «природно-девственном», первозданном состоянии: оно изучает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором.
СТАЛО ЯСНО, ЧТО В КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКЕ ЭФФЕКТОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИБОРА И ОБЪЕКТА МОЖНО БЫЛО ПРЕНЕБРЕЧЬ В СИЛУ СЛАБОСТИ ЭТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
В качестве необходимого условия объективности объяснения и описания в квантовой физике стало выдвигаться требование учитывать и фиксировать взаимодействие объекта с прибором, связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности ученого.
В классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, в силу слабого влияния средств наблюдения на характеристики изучаемого объекта каковым был макрообъект.
В КВАНТОВО-РЕЛЯТИВИСТСКОЙ ФИЗИКЕ, ИЗУЧАЮЩЕЙ МИКРООБЪЕКТЫ, ОБЪЯСНЕНИЕ И ОПИСАНИЕ НЕВОЗМОЖНЫ БЕЗ ФИКСАЦИИ СРЕДСТВ НАБЛЮДЕНИЯ, ТАК КАК ИМЕЕТ МЕСТО СИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА.
· Во-вторых, так как любой эксперимент проводит исследователь, то проблема истины напрямую становится связанной с его деятельностью.
АКТУАЛИЗИРОВАЛОСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ.
· В-третьих, ученые и философы поставили вопрос о «непрозрачности» бытия, что блокировало возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием.
В итоге принцип тождества мышления и бытия продолжал «размываться».
· В-четвертых, в противовес идеалу единственно научной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ СТОЛКНУЛИСЬ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПРИЗНАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНУЮ ИСТИННОСТЬ ТЕОРИЙ И КАРТИНЫ ПРИРОДЫ, ВЫРАБОТАННОЙ НА ТОМ ИЛИ ИНОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
95. КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АНТИЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ОБНАРУЖИЛИСЬ В ХОДЕ ЧЕТВЕРТОЙ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ?
ПЛАН
1. Четвертая научная революция: рождение постнеклассической науки.
2. Основные характеристики рациональности постнеклассического типа.
3. Космология как научная дисциплина и появление элементов античной рациональности в постнеклассическом типе рациональности.
1. Четвертая научная революция: рождение постнеклассической науки. Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия.
Она связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки.
Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы.
2. Основные характеристики рациональности постнеклассического типа. Формируется рациональность постнеклассического типа.
Ее основные характеристики состоят в следующем.
· Во-первых, если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках (история, археология, языкознание и т.д.), а также в ряде естественных дисциплин, таких как геология, биология, то в постнеклассической науке историческая реконструкция кик тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.
· Во-вторых, возникло новое направление в научных дисциплинах — синергетика. Она стала ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем. (См. темы 97, 98.)
· В-третьих, субъект познания в такой ситуации не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта: он видоизменяет каждый раз своим воздействием поле возможных состояний системы, т.е. становится главным участником протекающих событий.
· В-четвертых, постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек.
Это объекты экологии, включая биосферу (глобальная экология), медико-биологические и биотехнологические (генетическая инженерия) объекты и др.
Исследовать такие объекты невозможно без использования компьютерных программ и проведения специального математического эксперимента на ЭВМ.
· В-пятых, при изучении такого рода сложных систем, включающих человека с его преобразовательной производственной деятельностью, идеал ценностно-нейтрального исследования оказывается неприемлемым. ОБЪЕКТИВНО ИСТИННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ТАКОГО РОДА СИСТЕМ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВКЛЮЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО, ЭТИЧЕСКОГО И ИНОГО ХАРАКТЕРА.
3. Космология как научная дисциплина и появление элементов античной рациональности в постнеклассическом типе рациональности. Особо важным моментом четвертой научной революции было оформление в последние 10—15 лет XX в. космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.
Теория эволюции Вселенной в целом способствовала появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности, которые состоят в следующем:
· Обращение к чистому умозрению при разработке теории развития Вселенной напоминает в своих существенных чертах античный тип рациональности.
Более того, понятие «Вселенная в целом» родственно античному понятию «Космос» (правда, без прилагательного «божественный»).
Впервые со времен греческой философии и протонауки в космологии был поставлен вопрос: «Почему Вселенная устроена именно так, а не иначе?»
· В современной физике и космологии все чаще стали говорить об антропном принципе, согласно которому наш мир устроен таким образом, что в принципе допускает возможность появления человека.
Свойства Вселенной как целого, свойства всей Метагалактики, фундаментальные характеристики Космоса таковы, что человек не мог не появиться.
В этом смысле он космический феномен, органический элемент космоса.
Антропный принцип ставит в определенную зависимость человека и фундаментальные мировые константы, которые определяют действия законов тяготения, электромагнетизма, сильных и слабых взаимодействий элементарных частиц.
· Человечество должно воспринимать Космос не как нечто внепо-ложенное и враждебное, а как «дом» своего бытия. Другими словами, налицо корреляция типа рациональности, соответствующего современной физике и космологии, античному типу рациональности.
· В античности не знали научного эксперимента, который родился во времена Галилея и Ньютона.
В платоновской и неоплатоновской античной традиции для получения истинного знания также признавалась необходимость опыта, но опыта «умного», который «ставит» душа, не обращаясь к помощи ощущений и телесных чувств.
Опыт души — это только умственное рассмотрение.
В ВОПРОСЕ, ПОСВЯЩЕННОМ АНТИЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, МЫ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ТАКАЯ «РАБОТА» ДУШИ И ЕСТЬ В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ, К КОТОРОМУ АКТИНО ОБРАЩАЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНЫЕ.
· Подобие античному типу рациональности обусловливается также тем фактом, что начинает стираться граница между теорией элементарных частиц и теорией Вселенной.
Теория элементарных частиц и космологическая теория столь тесно стали сопрягаться, что критерием истинности теории элементарных частиц стала выступать ее проверка на «космологическую полноценность».