БЫТИЕ — ЭТО ИСТИННО СУЩЕЕ ЕДИНОЕ (БОГ, АБСОЛЮТ).
ПЛАН
1. Научные революции как этапы развития науки.
2. Главное условие появления идеи научных революций.
3. Социология познания.
1. Научные революции как этапы развития науки. Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки (см. о них темы 50—52), получили название научных революций.
Перестройка оснований науки, сопровождающаяся научными революциями, может явиться:
· во-первых, результатом внутридисциплинарного развития, в ходе которого возникают проблемы, неразрешимые в рамках данной научной дисциплины;
· во-вторых, научные революции возможны благодаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на переносе идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую, что приводит часто к открытию явлений и законов, которые до этой «ПАРАДИГМАЛЬНОЙ ПРИВИВКИ» не попадали в сферу научного поиска.
В зависимости от того, какой компонент основания науки перестраивается, различают ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ:
· идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается;
· одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.
2. Главное условие появления идеи научных революций. Главным условием появления идеи научных революций явилось признание историчности разума, а следовательно, историчности научного знания и соответствующего ему типа рациональности.
ФИЛОСОФИЯ XVII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. РАССМАТРИВАЛА РАЗУМ КАК НЕИСТОРИЧЕСКУЮ, САМОТОЖДЕСТВЕННУЮ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ТАКОВОГО.
ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ РАЗУМНЫХ РАССУЖДЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ДОБЫВАЕТСЯ ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ, ПРИЗНАВАЛИСЬ ПОСТОЯННЫМИ ДЛЯ ЛЮБОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ.
И только в XIX в. представление о внеисторичности разума было поставлено под сомнение.
Французские философы (Сен-Симон, О. Конт) выделили стадии познания в человеческой истории, а немецкие мыслители послекантовского периода, особенно в лице Гегеля, показали, что субъект познания историчен.
Это в первую очередь означает историчность разума, с помощью которого осуществляется процесс познания.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСТИНА СТАЛА ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ, Т. Е. ИМЕЮЩАЯ «ПРИВЯЗКУ» К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ИСТОРИЧЕСКОМУ ВРЕМЕНИ.
Принцип историзма разума получил дальнейшее развитие в:
· марксизме,
· неогегельянстве,
· неокантианстве,
· философии жизни.
ЭТИ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ И СПОСОБУ ИХ РЕШЕНИЯ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ОБЪЕДИНЯЛО ПРИЗНАНИЕ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА.
3. Социология познания. В середине XX в. появилось целое исследовательское направление, получившее название «социология познания».
Свою задачу это направление видело в изучении социальной детерминации, социокультурной обусловленности познания и знаний, форм знания, типов мышления, характерных для конкретных исторических эпох.
В естествознании и философии естествознания тезис об историчности разума, а следовательно, ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ИСТИННОГО ЗНАНИЯ не признавался вплоть до начала XX в.
И ТОЛЬКО С НАЧАЛА 60-Х ГГ. XX В. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗУМУ И НАУЧНОМУ ПОЗНАНИЮ СТАЛ ШИРОКО ОБСУЖДАТЬСЯ ИСТОРИКАМИ И ФИЛОСОФАМИ НАУКИ.
Постпозитивисты Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др. попытались создать ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ НАУКИ и предложили ряд ее вариантов. (См. темы 56—60.)
91. ПОНИМАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
ПЛАН
1. Смена типов научной рациональности как результат перестройки оснований науки.
2. Пять сущностных характеристик тождества бытия и мышления.
1. Смена типов научной рациональности как результат перестройки оснований науки. Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности.
Нужно отметить, что рациональность не сводится только к научной.
Но так как ЕВРОПЕЙСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ УХОДИТ КОРНЯМИ В КУЛЬТУРУ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ, рассмотрим специфику рациональности, рожденной в этой культуре.
СКРЫТЫМ ИЛИ ЯВНЫМ ОСНОВАНИЕМ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАНИЕ ТОЖДЕСТВА МЫШЛЕНИЯ И БЫТИЯ.
Само это тождество впервые было открыто греческим философом Парменидом.
2. Пять сущностных характеристик тождества бытия и мышления. Отметим сущностные характеристики открытого Парменидом тождества мышления и бытия.
· Во-первых, ПОД БЫТИЕМ ОН ПОНИМАЛ НЕ НАЛИЧНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ДАННУЮ ЧУВСТВАМ, А НЕЧТО НЕУНИЧТОЖИМОЕ, ЕДИНСТВЕННОЕ, НЕПОДВИЖНОЕ, НЕСКОНЧАЕМОЕ ВО ВРЕМЕНИ, НЕДЕЛИМОЕ, НИ В ЧЕМ НЕ НУЖДАЮЩЕЕСЯ, ЛИШЕННОЕ ЧУВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ.
ПЛАН
1. Первая научная революция: особый (научный) тип рациональности.
2. Научный и античный типы рациональности в их сравнении. Пять различий между античным и научным типами рациональности.
3. Итог первой научной революции.
1. Первая научная революция: особый (научный) тип рациональности. Первая научная революция произошла в XVII в.
Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего механики, а позже физики.
ПЛАН
1. Вторая научная революция: переход от классической науки к дисциплинарно организованной науке.
2. Геология и биология: идея развития.
3. Элементы неклассического типа рациональности.
1. Вторая научная революция: переход от классической науки к дисциплинарно организованной науке. Вторая научная революция произошла в конце XVIII — первой половине XIX в.
Несмотря на то, что к началу XX в. идеал классического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все основания говорить о второй научной революции.
ПРОИЗОШЕЛ ПЕРЕХОД ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ В ОСНОВНОМ НА ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, К ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКЕ.
2. Геология и биология: идея развития. Специфика объектов геологии и биологии (а эти науки активно формировались в это время) привела к идее развития и к постепенному отказу от требований эксплицировать любые естественнонаучные теории в механических терминах.
Наука о жизни легализовала ТЕЛЕОЛОГИЮ АРИСТОТЕЛЯ, вводя в свои рассуждения понятие цели.
3. Элементы неклассического типа рациональности. Но вторая научная революция была вызвана не только появлением дисциплинарных наук и их специфических объектов.
В самой физике, которая окончательно сформировалась как классическая только к концу XIX в., стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности.
Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности.
В этой связи многие ученые-физики начинают осознавать недостаточность классического типа рациональности.
Появляются первые намеки на НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕСТИ СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР В СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки.
Введя в научную методологию термин «научная метафора», Больцман и Максвелл поставили под вопрос признаваемую классическим научным рационализмом возможность слов адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности.
Другими словами, внутри самой классической физики уже зрели ростки нового — неклассического — понимания идеалов и норм научности.
94. ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ПЛАН
1. Третья научная революция: появление неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности.
2. Изменения в понимании идеалов и норм научного знания.
1. Третья научная революция: появление неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности.
Революционные преобразования произошли сразу во многих науках:
· в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории,
· в биологии генетика,
· в химии — квантовая химия и т.д.
· В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира.
Это обстоятельство способствовало дальнейшей трансформации принципа тождества мышления и бытия, который является базовым для любого типа рациональности.
2. Изменения в понимании идеалов и норм научного знания. Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания. В чем конкретно состояли эти изменения?
· Во-первых, ученые согласились с тем, что мышлению объект не дан в его «природно-девственном», первозданном состоянии: оно изучает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором.
СТАЛО ЯСНО, ЧТО В КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКЕ ЭФФЕКТОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИБОРА И ОБЪЕКТА МОЖНО БЫЛО ПРЕНЕБРЕЧЬ В СИЛУ СЛАБОСТИ ЭТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
В качестве необходимого условия объективности объяснения и описания в квантовой физике стало выдвигаться требование учитывать и фиксировать взаимодействие объекта с прибором, связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности ученого.
В классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, в силу слабого влияния средств наблюдения на характеристики изучаемого объекта каковым был макрообъект.
В КВАНТОВО-РЕЛЯТИВИСТСКОЙ ФИЗИКЕ, ИЗУЧАЮЩЕЙ МИКРООБЪЕКТЫ, ОБЪЯСНЕНИЕ И ОПИСАНИЕ НЕВОЗМОЖНЫ БЕЗ ФИКСАЦИИ СРЕДСТВ НАБЛЮДЕНИЯ, ТАК КАК ИМЕЕТ МЕСТО СИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА.
· Во-вторых, так как любой эксперимент проводит исследователь, то проблема истины напрямую становится связанной с его деятельностью.
АКТУАЛИЗИРОВАЛОСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ.
· В-третьих, ученые и философы поставили вопрос о «непрозрачности» бытия, что блокировало возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием.
В итоге принцип тождества мышления и бытия продолжал «размываться».
· В-четвертых, в противовес идеалу единственно научной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ СТОЛКНУЛИСЬ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПРИЗНАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНУЮ ИСТИННОСТЬ ТЕОРИЙ И КАРТИНЫ ПРИРОДЫ, ВЫРАБОТАННОЙ НА ТОМ ИЛИ ИНОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
95. КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АНТИЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ОБНАРУЖИЛИСЬ В ХОДЕ ЧЕТВЕРТОЙ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ?
ПЛАН
1. Четвертая научная революция: рождение постнеклассической науки.
2. Основные характеристики рациональности постнеклассического типа.
3. Космология как научная дисциплина и появление элементов античной рациональности в постнеклассическом типе рациональности.
1. Четвертая научная революция: рождение постнеклассической науки. Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия.
Она связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки.
Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы.
2. Основные характеристики рациональности постнеклассического типа. Формируется рациональность постнеклассического типа.
Ее основные характеристики состоят в следующем.
· Во-первых, если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках (история, археология, языкознание и т.д.), а также в ряде естественных дисциплин, таких как геология, биология, то в постнеклассической науке историческая реконструкция кик тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.
· Во-вторых, возникло новое направление в научных дисциплинах — синергетика. Она стала ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем. (См. темы 97, 98.)
· В-третьих, субъект познания в такой ситуации не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта: он видоизменяет каждый раз своим воздействием поле возможных состояний системы, т.е. становится главным участником протекающих событий.
· В-четвертых, постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек.
Это объекты экологии, включая биосферу (глобальная экология), медико-биологические и биотехнологические (генетическая инженерия) объекты и др.
Исследовать такие объекты невозможно без использования компьютерных программ и проведения специального математического эксперимента на ЭВМ.
· В-пятых, при изучении такого рода сложных систем, включающих человека с его преобразовательной производственной деятельностью, идеал ценностно-нейтрального исследования оказывается неприемлемым. ОБЪЕКТИВНО ИСТИННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ТАКОГО РОДА СИСТЕМ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВКЛЮЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО, ЭТИЧЕСКОГО И ИНОГО ХАРАКТЕРА.
3. Космология как научная дисциплина и появление элементов античной рациональности в постнеклассическом типе рациональности. Особо важным моментом четвертой научной революции было оформление в последние 10—15 лет XX в. космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.
Теория эволюции Вселенной в целом способствовала появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности, которые состоят в следующем:
· Обращение к чистому умозрению при разработке теории развития Вселенной напоминает в своих существенных чертах античный тип рациональности.
Более того, понятие «Вселенная в целом» родственно античному понятию «Космос» (правда, без прилагательного «божественный»).
Впервые со времен греческой философии и протонауки в космологии был поставлен вопрос: «Почему Вселенная устроена именно так, а не иначе?»
· В современной физике и космологии все чаще стали говорить об антропном принципе, согласно которому наш мир устроен таким образом, что в принципе допускает возможность появления человека.
Свойства Вселенной как целого, свойства всей Метагалактики, фундаментальные характеристики Космоса таковы, что человек не мог не появиться.
В этом смысле он космический феномен, органический элемент космоса.
Антропный принцип ставит в определенную зависимость человека и фундаментальные мировые константы, которые определяют действия законов тяготения, электромагнетизма, сильных и слабых взаимодействий элементарных частиц.
· Человечество должно воспринимать Космос не как нечто внепо-ложенное и враждебное, а как «дом» своего бытия. Другими словами, налицо корреляция типа рациональности, соответствующего современной физике и космологии, античному типу рациональности.
· В античности не знали научного эксперимента, который родился во времена Галилея и Ньютона.
В платоновской и неоплатоновской античной традиции для получения истинного знания также признавалась необходимость опыта, но опыта «умного», который «ставит» душа, не обращаясь к помощи ощущений и телесных чувств.
Опыт души — это только умственное рассмотрение.
В ВОПРОСЕ, ПОСВЯЩЕННОМ АНТИЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, МЫ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ТАКАЯ «РАБОТА» ДУШИ И ЕСТЬ В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ, К КОТОРОМУ АКТИНО ОБРАЩАЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНЫЕ.
· Подобие античному типу рациональности обусловливается также тем фактом, что начинает стираться граница между теорией элементарных частиц и теорией Вселенной.
Теория элементарных частиц и космологическая теория столь тесно стали сопрягаться, что критерием истинности теории элементарных частиц стала выступать ее проверка на «космологическую полноценность».
ТЕМЫ И ПЛАНЫ
89. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МНОГООБРАЗИЕ
ПЛАН
1. Традиции как основной конституирующий фактор развития науки.
2. Научная парадигма. Что это такое?
3. Этап нормальной науки.
4. Усовершенствование концепции Куна отечественными философами науки.
5. Специально-научные и общенаучные традиции.
90. ПОНИМАНИЕ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ КАК ПЕРЕСТРОЙКИ ОСНОВАНИЙ НАУКИ
ПЛАН
1. Научные революции как этапы развития науки.
2. Главное условие появления идеи научных революций.
3. Социология познания.
91. ПОНИМАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
ПЛАН
1. Смена типов научной рациональности как результат перестройки оснований науки.
2. Пять сущностных характеристик тождества бытия и мышления.
92. ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ТИПА РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ПЛАН
1. Первая научная революция: особый (научный) тип рациональности.
2. Научный и античный типы рациональности в их сравнении. Пять различий между античным и научным типами рациональности.
3. Итог первой научной революции.
93. ИЗМЕНЕНИЯ В ТИПЕ
РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ХОДЕ ВТОРОЙ НАУЧНОЙ
РЕВОЛЮЦИИ
ПЛАН
1. Вторая научная революция: переход от классической науки к дисциплинарно организованной науке.
2. Геология и биология: идея развития.
3. Элементы неклассического типа рациональности.
94. ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ПЛАН
1. Третья научная революция: появление неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности.
2. Изменения в понимании идеалов и норм научного знания.
95. КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АНТИЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ОБНАРУЖИЛИСЬ В ХОДЕ ЧЕТВЕРТОЙ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ?
ПЛАН
4. Четвертая научная революция: рождение постнеклассической науки.
5. Основные характеристики рациональности постнеклассического типа.
6. Космология как научная дисциплина и появление элементов античной рациональности в постнеклассическом типе рациональности.
ПЛАН
1. Научные революции как этапы развития науки.
2. Главное условие появления идеи научных революций.
3. Социология познания.
1. Научные революции как этапы развития науки. Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки (см. о них темы 50—52), получили название научных революций.
Перестройка оснований науки, сопровождающаяся научными революциями, может явиться:
· во-первых, результатом внутридисциплинарного развития, в ходе которого возникают проблемы, неразрешимые в рамках данной научной дисциплины;
· во-вторых, научные революции возможны благодаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на переносе идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую, что приводит часто к открытию явлений и законов, которые до этой «ПАРАДИГМАЛЬНОЙ ПРИВИВКИ» не попадали в сферу научного поиска.
В зависимости от того, какой компонент основания науки перестраивается, различают ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ:
· идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается;
· одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.
2. Главное условие появления идеи научных революций. Главным условием появления идеи научных революций явилось признание историчности разума, а следовательно, историчности научного знания и соответствующего ему типа рациональности.
ФИЛОСОФИЯ XVII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. РАССМАТРИВАЛА РАЗУМ КАК НЕИСТОРИЧЕСКУЮ, САМОТОЖДЕСТВЕННУЮ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ТАКОВОГО.
ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ РАЗУМНЫХ РАССУЖДЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ДОБЫВАЕТСЯ ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ, ПРИЗНАВАЛИСЬ ПОСТОЯННЫМИ ДЛЯ ЛЮБОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ.
И только в XIX в. представление о внеисторичности разума было поставлено под сомнение.
Французские философы (Сен-Симон, О. Конт) выделили стадии познания в человеческой истории, а немецкие мыслители послекантовского периода, особенно в лице Гегеля, показали, что субъект познания историчен.
Это в первую очередь означает историчность разума, с помощью которого осуществляется процесс познания.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСТИНА СТАЛА ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ, Т. Е. ИМЕЮЩАЯ «ПРИВЯЗКУ» К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ИСТОРИЧЕСКОМУ ВРЕМЕНИ.
Принцип историзма разума получил дальнейшее развитие в:
· марксизме,
· неогегельянстве,
· неокантианстве,
· философии жизни.
ЭТИ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ И СПОСОБУ ИХ РЕШЕНИЯ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ОБЪЕДИНЯЛО ПРИЗНАНИЕ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА.
3. Социология познания. В середине XX в. появилось целое исследовательское направление, получившее название «социология познания».
Свою задачу это направление видело в изучении социальной детерминации, социокультурной обусловленности познания и знаний, форм знания, типов мышления, характерных для конкретных исторических эпох.
В естествознании и философии естествознания тезис об историчности разума, а следовательно, ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ИСТИННОГО ЗНАНИЯ не признавался вплоть до начала XX в.
И ТОЛЬКО С НАЧАЛА 60-Х ГГ. XX В. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗУМУ И НАУЧНОМУ ПОЗНАНИЮ СТАЛ ШИРОКО ОБСУЖДАТЬСЯ ИСТОРИКАМИ И ФИЛОСОФАМИ НАУКИ.
Постпозитивисты Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др. попытались создать ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ НАУКИ и предложили ряд ее вариантов. (См. темы 56—60.)
91. ПОНИМАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
ПЛАН
1. Смена типов научной рациональности как результат перестройки оснований науки.
2. Пять сущностных характеристик тождества бытия и мышления.
1. Смена типов научной рациональности как результат перестройки оснований науки. Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности.
Нужно отметить, что рациональность не сводится только к научной.
Но так как ЕВРОПЕЙСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ УХОДИТ КОРНЯМИ В КУЛЬТУРУ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ, рассмотрим специфику рациональности, рожденной в этой культуре.
СКРЫТЫМ ИЛИ ЯВНЫМ ОСНОВАНИЕМ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАНИЕ ТОЖДЕСТВА МЫШЛЕНИЯ И БЫТИЯ.
Само это тождество впервые было открыто греческим философом Парменидом.
2. Пять сущностных характеристик тождества бытия и мышления. Отметим сущностные характеристики открытого Парменидом тождества мышления и бытия.
· Во-первых, ПОД БЫТИЕМ ОН ПОНИМАЛ НЕ НАЛИЧНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ДАННУЮ ЧУВСТВАМ, А НЕЧТО НЕУНИЧТОЖИМОЕ, ЕДИНСТВЕННОЕ, НЕПОДВИЖНОЕ, НЕСКОНЧАЕМОЕ ВО ВРЕМЕНИ, НЕДЕЛИМОЕ, НИ В ЧЕМ НЕ НУЖДАЮЩЕЕСЯ, ЛИШЕННОЕ ЧУВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ.
БЫТИЕ — ЭТО ИСТИННО СУЩЕЕ ЕДИНОЕ (БОГ, АБСОЛЮТ).
· Поэтому, во-вторых, тождество мышления (ума) и бытия означало СПОСОБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ВЫХОДИТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЧУВСТВЕННОГО МИРА И «РАБОТАТЬ» С ИДЕАЛЬНЫМИ «МОДЕЛЯМИ», КОТОРЫЕ НЕ СОВПАДАЮТ С ОБЫДЕННЫМИ ЖИТЕЙСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О МИРЕ.
Говоря современным языком, античная рациональность признала возможность умозрительного постижения принципиально ненаблюдаемых объектов, таких как бытие (Парменид), идеи (Платон), Пер-водвигатель (Аристотель).
ИДЕАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООБЩЕ СТАЛ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАЦИОНАЛЬНОГО ТИПА ОТНОШЕНИЯ К РЕАЛЬНОСТИ И ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.
Открытая греками работа мысли с идеальными объектами заложила основы ТРАДИЦИИ ТЕОРЕТИЗМА.
· В-третьих, эту свою способность «работать» с идеальными моделями мышление может реализовать только в слове. Отсюда в европейской культуре, начиная с античности, повышенное внимание к слову, к его артикуляции.
ТОЖДЕСТВО СОДЕРЖАНИЯ МЫСЛИ СОДЕРЖАНИЮ БЫТИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ АДЕКВАТНО ВЫРАЗИТЬ ТО И ДРУГОЕ СОДЕРЖАНИЕ В СЛОВЕ.
Такая возможность может быть реализована, если СЛОВА ИМЕЮТ ТОЧНОЕ И ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Рациональное знание нельзя построить с помощью слов, имеющих «размытые» значения.
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, ТОЧНОСТЬ, ОДНОЗНАЧНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.
· В-четвертых, мышление понималось античными философами как «СОЗЕРЦАНИЕ, УПОДОБЛЯЮЩЕЕ ДУШУ БОГУ», как интеллектуальное озарение, уподобляющее ум человеческий уму божественному.
Тезис Парменида «одно и то же — мышление и то, о чем мыслится», не допускал возможности сведения мышления только к логике.
Действительно, «то, о чем мыслится» есть Божественное Единое, т.е. одновременно и Истина, и Добро, и Благо, а потому не может быть адекватно (тождественно) постигнуто и выражено с помощью только логических процедур.