ПОНИМАНИЕ — ЭТО ПОИСК СМЫСЛА: ПОНЯТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ТО, ЧТО ИМЕЕТ СМЫСЛ.
Этот процесс происходит в условиях общения, коммуникации и диалога.
ПОНИМАНИЕ НЕОТДЕЛИМО ОТ САМОПОНИМАНИЯ И ПРОИСХОДИТ В СТИХИИ ЯЗЫКА.
Тем самым смысл — это то, к чему мы апеллируем, когда предполагаем адекватность понимания (у собеседника или читателя) сообщаемой ему информации. Смыслом может обладать не только слово, предложение, текст и т. п., но и то, что происходит вокруг нас.
5. Два момента понимания. Говоря о понимании, следует обратить внимание еще на два важных момента.
· Его краеугольным камнем является принцип герменевтического круга, выражающий циклический характер понимания.
Этот принцип связывает объяснение и понимание: для того, чтобы нечто понять, его нужно объяснить, и наоборот.
Эта взаимосвязь выражается как круг целого и части: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, а для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого.
Например, слово — часть предложения, предложение — часть текста, текст — элемент культуры и т. п.
НАЧАЛОМ ПРОЦЕССА ПОНИМАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДПОНИМАНИЕ, КОТОРОЕ ЧАСТО СВЯЗЫВАЮТ С ИНТУИТИВНЫМ ПОНИМАНИЕМ ЦЕЛОГО, С ДОРЕФЛЕКСИВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ СОЗНАНИЯ.
Предпонимание обычно задано традицией, духовным опытом соответствующей эпохи, личностными особенностями индивида.
Строго говоря, герменевтический круг — это не «беличье колесо», не порочный круг, ибо возврат мышления происходит в нем от частей не к прежнему целому, а к целому, обогащенному знанием его частей, т. е. к иному целому.
Поэтому следует говорить о герменевтической спирали понимания, о его диалектическом характере как движении от менее полного и глубокого понимания к более полному и глубокому, в процессе которого раскрываются более широкие горизонты понимания.
· Нужно ли соотносить понимание с современной эпохой? По этому вопросу существуют две основные позиции.
а) Не нужно. Согласно этой точке зрения, адекватное понимание текста сводится к раскрытию того смысла, который вложил в него автор, т. е. необходимо выявить авторский смысл в наиболее чистом виде,не допуская каких-либо искажений, добавлений и изменений.
Однако это фактически не происходит, ибо каждая эпоха подходит к текстам (например, к произведениям искусства) со своими критериями.
б) Процесс понимания неизбежно связан с приданием дополнительного смысла тому, что пытаются понять.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОНИМАТЬ ТЕКСТ, КАК ЕГО ПОНИМАЛ АВТОР, НЕДОСТАТОЧНО.
Это значит, что понимание является творческим и не сводится к простому воспроизведению авторского смысла, а обязательно включает критическую его оценку, сохраняет позитивное, обогащает его смыслом современных реалий и органически связано со смыслом авторской позиции.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОНИМАНИЕ ЕСТЬ ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА ТОГО ИЛИ ИНОГО ЯВЛЕНИЯ, ЕГО МЕСТА В МИРЕ, ЕГО ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ЦЕЛОГО.
Оно помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия.
6. Компоненты понимания. Процесс понимания включает следующие необходимые компоненты:
· предмет, выраженный в тексте любой природы;
· наличие в нем смысла («сути дела»);
· предпонимание — исходное, предварительное представление об этом смысле;
· интерпретация — толкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания;
· наличие самопонимания у интерпрератора;
· общение, коммуникация в «стихии языка»; умение всемерно поддерживать диалог;
· стремление сказать свое слово и дать слово инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им;
· уяснение того, что один и тот же текст имеет несколько смыслов (кроме авторского);
· соотнесение предметного содержания текста («сути дела») с культурным мыслительным опытом современности. (О понимании в герменевтике см. тему 113.)
88.СУЩНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ?
ПЛАН
1. Что такое объяснение как познавательная процедура?
2. Объяснение, описание и научное предвидение.
3. Элементы структуры объяснения.
4. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения.
5. Рациональное объяснение в гуманитарных (социальных).
6. Телеологическое (интенциальное) объяснение.
7. Связь понимания и объяснения.
1. Что такое объяснение как познавательная процедура? Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познавательная процедура, как объяснение.
Ее главная цель:
· выявление сущности изучаемого предмета,
· подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия.
2. Объяснение, описание и научное предвидение. Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для научного предвидения.
ПОЭТОМУ В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ ОБЪЯСНЕНИЕМ МОЖНО НАЗВАТЬ ПОДВЕДЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ФАКТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ ПОД НЕКОТОРОЕ ОБОБЩЕНИЕ (ЗАКОН И ПРИЧИНУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО).
Раскрывая сущность объекта, объяснение также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, РЕШЕНИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ — ВАЖНЕЙШИЙ СТИМУЛ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АППАРАТА.
3. Элементы структуры объяснения. В современной методологической литературе в структуре объяснения выделяют следующие элементы:
· исходное знание об объясняемом явлении (так называемый экспланандум);
· знания, используемые в качестве условия и средства объяснения, позволяющие рассмотреть объясняемое явление в контексте определенной системы или структуры (так называемые основания объяснения, или эксплананс).
В качестве оснований объяснения могут использоваться знания различного рода и уровня развития;
· познавательные действия, позволяющие применить знания, выступающие в качестве оснований объяснения, к объясняемому явлению.
4. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Наиболее развитой и широко известной формой научного объяснения являются объяснения, предпринимаемые на основе теоретических законов (как динамических, так и вероятностно-статистических) и предполагающие осмысление объясняющего явления в системе теоретического знания.
Это дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Эта модель (схема) подводит объясняемое явление под определенный закон — в этом состоит его особенность.
В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов.
В качестве законов в этой модели рассматриваются не только причинные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.
Следует обратить внимание на то, что дедуктивно-номологическая модель объяснения описывает лишь конечный результат, а не реальный процесс объяснения в науке, который отнюдь не сводится к дедукции факта из закона или эмпирического закона из-теории, а всегда связан с весьма трудоемким исследованием и творческим поиском.
5. Рациональное объяснение в гуманитарных (социальных). В области гуманитарных (социальных) наук используется так называемое рациональное объяснение.
ЕГО СУТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ПОСТУПКА НЕКОТОРОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СТАРАЕТСЯ ВСКРЫТЬ ТЕ МОТИВЫ, КОТОРЫМИ РУКОВОДСТВОВАЛСЯ ДЕЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ, И ПОКАЗАТЬ, ЧТО В СВЕТЕ ЭТИХ МОТИВОВ ПОСТУПОК БЫЛ РАЦИОНАЛЬНЫМ (РАЗУМНЫМ).
6. Телеологическое (интенциальное) объяснение. Гораздо большую сферу охватывает телеологическое (интенциальное) объяснение.
ОНО УКАЗЫВАЕТ НЕ НА РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ, А ПРОСТО НА ЕГО ИНТЕНЦИЮ (СТРЕМЛЕНИЕ), НА ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ ПРЕСЛЕДУЕТ ИНДИВИД, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ДЕЙСТВИЕ, НА НАМЕРЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ.
Следует иметь в виду, что, во-первых, дедуктивно-номологическая модель (схема) иногда провозглашается единственно научной формой объяснения, что неверно (особенно применительно к гуманитарным наукам).
Во-вторых, при объяснении поведения отдельных личностей данная модель неприменима, здесь «работают» рациональная и интенциональная схемы.
Обе эти схемы являются в социальном познании приоритетными по отношению к дедуктивно-номологическому объяснению, которое, конечно же, применяется и в гуманитарных науках, но занимает здесь более скромное место, чем в естествознании.
Что касается научного познания в целом, то в нем необходимо сочетать (а не противопоставлять друг другу) различные виды объяснения для более глубокого постижения природы и социальной жизни.
7. Связь понимания и объяснения. Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в виду, что понимание не сводится к объяснению, так как — особенно в социальном познании — невозможно отвлечься от конкретных личностей, их деятельности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т. п.
Кроме того, понимание нельзя противопоставлять объяснению, а тем более отрывать друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополняют друг друга и действуют в любой области человеческого познания.
ОДНАКО В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОТДАЕТСЯ ПОНИМАЮЩИМ МЕТОДИКАМ, ОБУСЛОВЛЕННЫМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СПЕЦИФИКОЙ ЕГО ПРЕДМЕТА, В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ — ОБЪЯСНЯЮЩИМ.
Осуществление функций объяснения в науке органически связано с предсказанием и предвидением.
По существу, рассматривая научно-познавательную деятельность в целом, можно говорить о единой объяснительно-предсказательной функции научного познания по отношению к его объекту.
РАЗДЕЛ 5