КРИТИКУЯ ИДЕИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МИРА, ФИЛОСОФ КРИТИКУЕТ ВОЛЬНО ИЛИ НЕВОЛЬНО — САМ ЭТОТ МИР.

Отсутствие критического подхода неизбеж­но оборачивается АПОЛОГЕТИКОЙ — предвзятой защитой, восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.

3. Онтологическая функция философии. Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет иссле­дования (онтологическая функция).

Философия дает наиболее об­щую картину мира в его универсально-объективных характерис­тиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов.

Эта целостная система представлений об общих свойствах и зако­номерностях реального мира формируется в результате обобще­ния и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и прин­ципов.

Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее).

Философия, осуществляя свою познавательную работу, всегда предлагает челове­честву некоторые возможные варианты его жизненного мира. И в этом смысле она обладает прогностическими функциями. Таким образом, важнейшее предназначение философии в культуре — понять не толь­ко, каков в своих глубинных структурах и основаниях наличный чело­веческий мир, но каким он может и должен быть.

4. Гносеологическая функция философии. Философия «вооружает» исследователя:

· знанием общих закономер­ностей самого познавательного процесса,

· учением об истине,

· пу­тях и формах ее постижения (гносеологическая функция).

Филосо­фия (особенно в ее рационалистическом варианте) дает ученому исходные гносеологические ориентиры:

· о сущности познаватель­ного отношения,

· о его формах,

· об уровнях,

· об исходных предпосылках и всеобщих основаниях,

· об условиях его достоверности и истин­ности,

· о социально-историческом контексте познания и т. д.

Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, НИ ОДНА ИЗ НИХ НЕ ИМЕЕТ СВОИМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, ФОРМ И ПРИНЦИПОВ ПОЗНАНИЯ В ЦЕЛОМ.

Этим специ­ально занимается философия (точнее — гносеология, как один из ос­новных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирую­щих отдельные стороны познавательного процесса (психология, со­циология, науковедение и др.).

Кроме того, любое познание мира, в том числе научное, в каждую - историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной «сеткой логических категорий».

ПЕРЕХОД НАУКИ К АНАЛИЗУ НОВЫХ ОБЪЕК­ТОВ ВЕДЕТ К ПЕРЕХОДУ К НОВОЙ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СЕТКЕ.

ЕСЛИ В КУЛЬТУРЕ НЕ СЛОЖИЛАСЬ КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ НОВОМУ ТИПУ ОБЪЕКТОВ, ТО ПОСЛЕДНИЕ БУДУТ ВОСПРОИЗВОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ НЕАДЕКВАТНУЮ СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ РАСКРЫТЬ ИХ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАК­ТЕРИСТИКИ.

Развивая свои категории, философия тем самым готовит для есте­ствознания и социальных наук своеобразную предварительную про­грамму их будущего понятийного аппарата.

Применение разработан­ных в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания.

Однако, как отмечает современный американский философ Р. Рорти, «мы дол­жны освободиться от представления, что философия (со всей своей «сеткой категорий»-Автор) может объяснить то, что наука оставляет необъясненным»( Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. С. 281).

5. Методологи­ческая функция философии. Философия дает науке наиболее общие методологические прин­ципы, формулируемые на основе определенных категорий.

Эти принципы реально функционируют в науке в виде:

· всеобщих регу­лятивов,

· универсальных норм,

· требований, которые субъект по­знания должен реализовать в своем исследовании (методологи­ческая функция).

Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, философия выступает в качестве предельного, самого общего (?-Г.Б.) метода научного исследования.

Этот метод, однако, не может заменить специальных методов частных наук, это не уни­версальный ключ, открывающий все тайны мироздания, он не определяет априори ни конкретных результатов частных наук, ни их своеобразных методов.

Философско-методологическая программа не должна быть жест­кой схемой, «шаблоном», стереотипом, по которому «кроят и перекра­ивают факты», а лишь «общим руководством» для исследования.

Не являются философские принципы и механическим «набором норм», «списком правил» и простым внешним «наложением» сетки всеобщих категориальных определений и принципов на специально научный материал.

Совокупность философских принципов — гибкая, подвиж­ная, динамическая и открытая система, она не может «надежно обес­печить» заранее отмеренные, полностью гарантированные и заведомо «обреченные на успех» ходы исследовательской мысли.

В НАШИ ДНИ ВСЕ БОЛЬШЕЕ ЧИСЛО СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧИНАЮТ ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗРЫВА, КОТОРЫЙ ПЕРЕЖИВАЕТ НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ СЛЕДУЕТ УДЕЛЯТЬ МЕТОДАМ ОРИЕНТАЦИИ В ОГРОМ­НОМ ФАКТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ НАУКИ, МЕТОДАМ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИ­МЕНЕНИЯ.

6. Аксиологическая функция философии. От философии ученый получает определенные мировоззренчес­кие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, ко­торые — иногда в значительной степени (особенно в гуманитар­ных науках) — влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологическая функция).

Философская мысль ВЫЯВЛЯЕТ НЕ ТОЛЬКО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (РАЦИОНАЛЬНЫЕ), НО ТАКЖЕ НРАВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ЧЕЛО­ВЕЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ, всегда относящиеся к конкретным истори­ческим типам культур, и вместе с тем принадлежащие человече­ству в целом (общечеловеческие ценности).

7. Селективная функция философии. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных).

Эта селектив­ная (отборочная) функция наиболее активно проявляется в перио­ды «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных револю­ций.

Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным — в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется ученый, и какие имен­но философские принципы он использует.

Известно в этой связи высказывание В. Гейзенберга о том, что «дурная философия ис­подволь губит хорошую физику».

А. Эйнштейн справедливо по­лагал, что если под философией понимать поиск знания в его наи­более полной и широкой форме, то философия, несомненно, яв­ляется «матерью всех научных знаний».

Если говорить более конкретно, то влияние философии на про­цесс специально-научного исследования и построение теории заклю­чается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозри­тельного к фундаментальному теоретическому исследованию выпол­няют своеобразную селективную функцию.

ПОСЛЕДНЯЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, В ЧАСТНОСТИ, В ТОМ, ЧТО ИЗ МНОЖЕСТВА УМОЗРИТЕЛЬНЫХ КОМБИНАЦИЙ ИС­СЛЕДОВАТЕЛЬ РЕАЛИЗУЕТ ТОЛЬКО ТЕ ИЗ НИХ, КОТОРЫЕ СОГЛАСУЮТСЯ С ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЕМ.

Но не только с ним, а также с философско-методологическими ориентациями ученого.

История науки дает тому массу примеров.

Философские принципы в качестве селекторов «работают», разу­меется, только тогда, когда встает сама проблема выбора и есть из чего выбирать, те или иные:

· умозрительные конструкты,

· гипотезы, теории, различные подходы к решению задач и т. п.).

Если имеется множество вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нем «участву­ют» опытные данные, предшествующие и сосуществующие теорети­ческие принципы, «философские соображения» и др. (См.: Роль философии в научном исследовании. Л., 1990. С. 17—25.)

8. Умозрительно-прогнозирующая функция. Существенное влияние на развитие познания философия оказыва­ет своей умозрительно-прогнозирующей функцией.

Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее — в той или иной ее форме) вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т. п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на бу­дущих этапах эволюции познания. Особенно богатой в этом отно­шении была натурфилософия, но не только она.

Таковы, в частности:

· идеи античной атомистики, которые стали ес­тественнонаучным фактом лишь в XVII—XVIII вв.

· развитый в философии Лейбница категориальный аппарат, выражающий некото­рые общие особенности саморегулирующих систем.

· гегелев­ский аппарат диалектики, «предвосхитивший» сущностные характерис­тики сложных саморазвивающихся систем — в том числе и идеи синер­гетики, не говоря о квантовой механике (дополнительность, активность субъекта и др.).

Указывая на это обстоятельство, М. Борн подчерки­вал, что «многое, о чем думает физика, предвидела философия».

Вот почему очень полезным делом является изучение философии (в ее самых различных формах и направлениях) представителями ча­стных наук, что и делали великие творцы науки.

9. Функция вспомогательного, производно­го от практики, критерия истины. Философско-методологические принципы — в их единстве — вы­полняют в ряде случаев функцию вспомогательного, производно­го от практики критерия истины.

Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его — особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно.

ТАК, НАПРИМЕР, ЕСЛИ ЗАМЕЧЕНЫ НАРУШЕНИЯ СО СТОРОНЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ТАКИХ ПРИНЦИПОВ ДИАЛЕКТИКИ, КАК ОБЪЕКТИВНОСТЬ, ВСЕСТОРОННОСТЬ, КОНКРЕТНОСТЬ, ИСТОРИЗМ И ДР., ТО НИКАКОЙ ПРАКТИКИ НЕ НУЖНО, ЧТО­БЫ УБЕДИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО ВЫВОДЫ, СДЕЛАННЫЕ НА ТАКОЙ «ОСНОВЕ», ВРЯД ЛИ БУДУТ ИСТИННЫМИ.

Воздействие философских принципов на процесс научного иссле­дования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а слож­ным опосредованным путем — через методы, формы и концепции «ни­жележащих» методологических уровней.

ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД НЕ ЕСТЬ «УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОТМЫЧКА», ИЗ НЕГО НЕЛЬЗЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТЫ НА ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНЫХ НАУК ПУТЕМ ПРОСТОГО ЛОГИ­ЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩИХ ИСТИН.

ОН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ «АЛГОРИТМОМ ОТ­КРЫТИЯ», А ДАЕТ УЧЕНОМУ ЛИШЬ САМУЮ ОБЩУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ИССЛЕДОВА­НИЯ, ПОМОГАЕТ ВЫБРАТЬ КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ИСТИНЕ, ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОЧ­НЫХ ХОДОВ МЫСЛИ.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе ис­следования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно.

Но в любой науке есть элементы всеоб­щего значения (например, законы, категории, понятия, принципы и т. д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

В каж­дой из них «властвует философия», ибо всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется специфически).

Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия является «хорошей» и применяется в научном исследовании вполне сознательно.

Следует сказать, что ШИРОКОЕ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ ВНУТ-РИНАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ НЕ «ОТМЕНЯЕТ» ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ, НЕ ЭЛИМИНИРУЕТ ИХ ИЗ НАУКИ.

Эти методы всегда в той или иной мере присутствуют в последней, какой бы степени зрелости ни достигли ее собственные методологические средства.

ФИЛОСОФСКИЕ МЕ­ТОДЫ, ПРИНЦИПЫ, КАТЕГОРИИ «ПРОНИЗЫВАЮТ» НАУКУ НА КАЖДОМ ИЗ ЭТА­ПОВ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие.

Тем самым ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ЕСТЬ НЕ ТОЛЬ­КО СПОСОБ РЕШЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАУКИ, НО И СПОСОБ РАЗ­ВИТИЯ САМОЙ ФИЛОСОФИИ, ВСЕХ ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ.

80. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

ПЛАН

1. Наблюдение.

2. Эксперимент.

3. Сравнение.

4. Описание.

5. Измерение.

1. Наблюдение. Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающе­еся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления).

В ходе наблюдения мы получаем знание не толь­ко о внешних сторонах объекта познания, но — в качестве конеч­ной цели — о его существенных свойствах и отношениях.

Необходимо подчеркнуть, что наблюдение — это не просто пас­сивное созерцание изучаемых предметов и процессов.

Научное наблю­дение носит деятельный характер и предполагает особую предвари­тельную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их «поведением».

Наблюдение может быть НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ и ОПОСРЕДОВАННЫМ раз­личными приборами и техническими устройствами (микроскопом, те­лескопом, фото- и кинокамерой и др.).

С развитием науки наблюде­ние становится все более сложным и опосредованным.

ü Основные требования к научному наблюдению. Основные требования к научному наблюдению:

· однозначность за­мысла;

· наличие системы методов и приемов;

· объективность, т. е. воз­можность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с по­мощью других методов (например, эксперимента).

ОБЫЧНО НАБЛЮДЕ­НИЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТИ В ПРОЦЕДУРУ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Важным моментом наблюдения является ИНТЕРПРЕТАЦИЯ его резуль­татов — расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п.

ОСОБУЮ ТРУДНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИ­ТАРНЫХ НАУКАХ, ГДЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ ЗАВИСЯТ ОТ ЛИЧНОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЯ, ЕГО ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК И ПРИНЦИПОВ ЕГО ЗАИНТЕРЕСО­ВАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ. (ОБ ЭТОМ СМ. РАЗД. VIII.)

В ХОДЕ НАБЛЮДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ВСЕГДА РУКОВОДСТВУЕТСЯ ОПРЕДЕ­ЛЕННОЙ ИДЕЕЙ, КОНЦЕПЦИЕЙ ИЛИ ГИПОТЕЗОЙ.

Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо под­тверждают, либо опровергают его идеи.

При этом очень важно ото­брать наиболее репрезентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ТАКЖЕ ВСЕГДА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПО­ЛОЖЕНИЙ.

2. Эксперимент. Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и конт­ролируемых условиях.

Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным об­разом заданные условия, отвечающие целям исследования.

В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влия­ний, затемняющих его сущность, и представляется в «чистом виде».

При этом КОНКРЕТНЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА НЕ ТОЛЬКО ЗАДАЮТСЯ, НО И КОНТРОЛИРУЮТСЯ, МОДЕРНИЗИРУЮТСЯ, МНОГОКРАТНО ВОСПРОИЗ­ВОДЯТСЯ И ИЗМЕНЯЮТСЯ.

Тем самым эксперимент осуществляется:

· во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по есте­ственным законам,

· во-вторых, как искусственное, человеком орга­низованное действие.

Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо иде­ей, концепцией, гипотезой.

Без идеи в голове, говорил И. П. Павлов, не увидишь факта.

Данные эксперимента всегда так или иначе «теоре­тически нагружены» — от его постановки до интерпретации его ре­зультатов.

Основные особенности эксперимента. Основные особенности эксперимента:

· более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту,
вплоть до его изменения и преобразования;

· многократная воспроизводимость изучаемого объекта по же-
ланию исследователя;

· возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не
наблюдаются в естественных условиях;

· возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоя-
тельств или путем изменения, варьирования условий экспери-
мента;

· возможность контроля за «поведением» объекта исследования
и проверки результатов.

ü Основные стадии осуществления эксперимента:

· планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.);

· кон­троль;

· интерпретация результатов.

ü Структура эксперимента (т. е. что и кто необходим, чтобы он состоялся):

· экспериментаторы (например, физики-экспериментато­ры);

· объект эксперимента (т. е. явление, на которое осуществляет­ся воздействие);

· система приборов и другое научное оборудование;

· методика проведения эксперимента;

· гипотеза (идея), которая под­лежит подтверждению или опровержению.

Приборы — своеобразные усилители органов чувств, позволяющие исследовать то, что последним недоступно.

Современные эксперимен­тальные установки состоят из большого количества приборов, выпол­няющих разные функции.

В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ВОЗМОЖНЫ СЛУЧАЙНЫЕ (В ТОМ ЧИСЛЕ НЕГАТИВНЫЕ) ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИБОРА НА ИЗУЧАЕМЫЙ ОБЪЕКТ.

Поэтому результаты эксперимента могут расходиться с его целями.

Однако экспериментатор принимает соответствующие меры, чтобы свести к минимуму эти воздействия.

Последние порой вызываются намеренно, а потом специально изучаются («рандомизация» экспери­мента).

ü Функции эксперимента. Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции:

· опытная про­верка гипотез и теорий, а также

· формирование новых научных кон­цепций.

В зависимости от этих функций выделяют эксперименты:

· ис­следовательские (поисковые),

· проверочные (контрольные),

· воспроиз­водящие,

· изолирующие и т. п.

ИСТОРИЯ НАУКИ ПОКАЗАЛА, ЧТО НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ (ОСОБЕННО ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ) СРАЗУ ЖЕ ПРИВОДИТ К СОВЕРШЕН­СТВОВАНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

По характеру объектов выделяют:

· физические,

· химические,

· био­логические,

· социальные и т. п. эксперименты.

Важное значение в со­временной науке имеет РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, целью которого слу­жит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или не­скольких) соперничающих концепций.

Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результа­там оказаться опровергающим, и наоборот.

НО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЭКСПЕ­РИМЕНТ СОСТОИТ В ПОСТАНОВКЕ КОНКРЕТНЫХ ВОПРОСОВ ПРИРОДЕ, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ДАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ.

Один из простых типов научного эксперимента — КАЧЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления.

Более сложен КОЛИ­ЧЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, выявляющий количественную определен­ность какого-либо свойства изучаемого явления.

Широкое распространение в современной науке получил МЫСЛЕН­НЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами.

Наши рекомендации