КРИТИКУЯ ИДЕИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МИРА, ФИЛОСОФ КРИТИКУЕТ ВОЛЬНО ИЛИ НЕВОЛЬНО — САМ ЭТОТ МИР.
Отсутствие критического подхода неизбежно оборачивается АПОЛОГЕТИКОЙ — предвзятой защитой, восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.
3. Онтологическая функция философии. Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологическая функция).
Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов.
Эта целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях реального мира формируется в результате обобщения и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и принципов.
Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее).
Философия, осуществляя свою познавательную работу, всегда предлагает человечеству некоторые возможные варианты его жизненного мира. И в этом смысле она обладает прогностическими функциями. Таким образом, важнейшее предназначение философии в культуре — понять не только, каков в своих глубинных структурах и основаниях наличный человеческий мир, но каким он может и должен быть.
4. Гносеологическая функция философии. Философия «вооружает» исследователя:
· знанием общих закономерностей самого познавательного процесса,
· учением об истине,
· путях и формах ее постижения (гносеологическая функция).
Философия (особенно в ее рационалистическом варианте) дает ученому исходные гносеологические ориентиры:
· о сущности познавательного отношения,
· о его формах,
· об уровнях,
· об исходных предпосылках и всеобщих основаниях,
· об условиях его достоверности и истинности,
· о социально-историческом контексте познания и т. д.
Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, НИ ОДНА ИЗ НИХ НЕ ИМЕЕТ СВОИМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, ФОРМ И ПРИНЦИПОВ ПОЗНАНИЯ В ЦЕЛОМ.
Этим специально занимается философия (точнее — гносеология, как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса (психология, социология, науковедение и др.).
Кроме того, любое познание мира, в том числе научное, в каждую - историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной «сеткой логических категорий».
ПЕРЕХОД НАУКИ К АНАЛИЗУ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ ВЕДЕТ К ПЕРЕХОДУ К НОВОЙ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СЕТКЕ.
ЕСЛИ В КУЛЬТУРЕ НЕ СЛОЖИЛАСЬ КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ НОВОМУ ТИПУ ОБЪЕКТОВ, ТО ПОСЛЕДНИЕ БУДУТ ВОСПРОИЗВОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ НЕАДЕКВАТНУЮ СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ РАСКРЫТЬ ИХ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата.
Применение разработанных в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания.
Однако, как отмечает современный американский философ Р. Рорти, «мы должны освободиться от представления, что философия (со всей своей «сеткой категорий»-Автор) может объяснить то, что наука оставляет необъясненным»( Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. С. 281).
5. Методологическая функция философии. Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий.
Эти принципы реально функционируют в науке в виде:
· всеобщих регулятивов,
· универсальных норм,
· требований, которые субъект познания должен реализовать в своем исследовании (методологическая функция).
Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, философия выступает в качестве предельного, самого общего (?-Г.Б.) метода научного исследования.
Этот метод, однако, не может заменить специальных методов частных наук, это не универсальный ключ, открывающий все тайны мироздания, он не определяет априори ни конкретных результатов частных наук, ни их своеобразных методов.
Философско-методологическая программа не должна быть жесткой схемой, «шаблоном», стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а лишь «общим руководством» для исследования.
Не являются философские принципы и механическим «набором норм», «списком правил» и простым внешним «наложением» сетки всеобщих категориальных определений и принципов на специально научный материал.
Совокупность философских принципов — гибкая, подвижная, динамическая и открытая система, она не может «надежно обеспечить» заранее отмеренные, полностью гарантированные и заведомо «обреченные на успех» ходы исследовательской мысли.
В НАШИ ДНИ ВСЕ БОЛЬШЕЕ ЧИСЛО СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧИНАЮТ ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗРЫВА, КОТОРЫЙ ПЕРЕЖИВАЕТ НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ СЛЕДУЕТ УДЕЛЯТЬ МЕТОДАМ ОРИЕНТАЦИИ В ОГРОМНОМ ФАКТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ НАУКИ, МЕТОДАМ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ.
6. Аксиологическая функция философии. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые — иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) — влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологическая функция).
Философская мысль ВЫЯВЛЯЕТ НЕ ТОЛЬКО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (РАЦИОНАЛЬНЫЕ), НО ТАКЖЕ НРАВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ, всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур, и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом (общечеловеческие ценности).
7. Селективная функция философии. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных).
Эта селективная (отборочная) функция наиболее активно проявляется в периоды «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных революций.
Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным — в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется ученый, и какие именно философские принципы он использует.
Известно в этой связи высказывание В. Гейзенберга о том, что «дурная философия исподволь губит хорошую физику».
А. Эйнштейн справедливо полагал, что если под философией понимать поиск знания в его наиболее полной и широкой форме, то философия, несомненно, является «матерью всех научных знаний».
Если говорить более конкретно, то влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение теории заключается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию.
ПОСЛЕДНЯЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, В ЧАСТНОСТИ, В ТОМ, ЧТО ИЗ МНОЖЕСТВА УМОЗРИТЕЛЬНЫХ КОМБИНАЦИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕАЛИЗУЕТ ТОЛЬКО ТЕ ИЗ НИХ, КОТОРЫЕ СОГЛАСУЮТСЯ С ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЕМ.
Но не только с ним, а также с философско-методологическими ориентациями ученого.
История науки дает тому массу примеров.
Философские принципы в качестве селекторов «работают», разумеется, только тогда, когда встает сама проблема выбора и есть из чего выбирать, те или иные:
· умозрительные конструкты,
· гипотезы, теории, различные подходы к решению задач и т. п.).
Если имеется множество вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нем «участвуют» опытные данные, предшествующие и сосуществующие теоретические принципы, «философские соображения» и др. (См.: Роль философии в научном исследовании. Л., 1990. С. 17—25.)
8. Умозрительно-прогнозирующая функция. Существенное влияние на развитие познания философия оказывает своей умозрительно-прогнозирующей функцией.
Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее — в той или иной ее форме) вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т. п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Особенно богатой в этом отношении была натурфилософия, но не только она.
Таковы, в частности:
· идеи античной атомистики, которые стали естественнонаучным фактом лишь в XVII—XVIII вв.
· развитый в философии Лейбница категориальный аппарат, выражающий некоторые общие особенности саморегулирующих систем.
· гегелевский аппарат диалектики, «предвосхитивший» сущностные характеристики сложных саморазвивающихся систем — в том числе и идеи синергетики, не говоря о квантовой механике (дополнительность, активность субъекта и др.).
Указывая на это обстоятельство, М. Борн подчеркивал, что «многое, о чем думает физика, предвидела философия».
Вот почему очень полезным делом является изучение философии (в ее самых различных формах и направлениях) представителями частных наук, что и делали великие творцы науки.
9. Функция вспомогательного, производного от практики, критерия истины. Философско-методологические принципы — в их единстве — выполняют в ряде случаев функцию вспомогательного, производного от практики критерия истины.
Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его — особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно.
ТАК, НАПРИМЕР, ЕСЛИ ЗАМЕЧЕНЫ НАРУШЕНИЯ СО СТОРОНЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ТАКИХ ПРИНЦИПОВ ДИАЛЕКТИКИ, КАК ОБЪЕКТИВНОСТЬ, ВСЕСТОРОННОСТЬ, КОНКРЕТНОСТЬ, ИСТОРИЗМ И ДР., ТО НИКАКОЙ ПРАКТИКИ НЕ НУЖНО, ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО ВЫВОДЫ, СДЕЛАННЫЕ НА ТАКОЙ «ОСНОВЕ», ВРЯД ЛИ БУДУТ ИСТИННЫМИ.
Воздействие философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем — через методы, формы и концепции «нижележащих» методологических уровней.
ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД НЕ ЕСТЬ «УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОТМЫЧКА», ИЗ НЕГО НЕЛЬЗЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТЫ НА ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНЫХ НАУК ПУТЕМ ПРОСТОГО ЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩИХ ИСТИН.
ОН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ «АЛГОРИТМОМ ОТКРЫТИЯ», А ДАЕТ УЧЕНОМУ ЛИШЬ САМУЮ ОБЩУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОМОГАЕТ ВЫБРАТЬ КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ИСТИНЕ, ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОЧНЫХ ХОДОВ МЫСЛИ.
Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно.
Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, принципы и т. д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой».
В каждой из них «властвует философия», ибо всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется специфически).
Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия является «хорошей» и применяется в научном исследовании вполне сознательно.
Следует сказать, что ШИРОКОЕ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ ВНУТ-РИНАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ НЕ «ОТМЕНЯЕТ» ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ, НЕ ЭЛИМИНИРУЕТ ИХ ИЗ НАУКИ.
Эти методы всегда в той или иной мере присутствуют в последней, какой бы степени зрелости ни достигли ее собственные методологические средства.
ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ, КАТЕГОРИИ «ПРОНИЗЫВАЮТ» НАУКУ НА КАЖДОМ ИЗ ЭТАПОВ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие.
Тем самым ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО СПОСОБ РЕШЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАУКИ, НО И СПОСОБ РАЗВИТИЯ САМОЙ ФИЛОСОФИИ, ВСЕХ ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ.
80. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЛАН
1. Наблюдение.
2. Эксперимент.
3. Сравнение.
4. Описание.
5. Измерение.
1. Наблюдение. Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления).
В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях.
Необходимо подчеркнуть, что наблюдение — это не просто пассивное созерцание изучаемых предметов и процессов.
Научное наблюдение носит деятельный характер и предполагает особую предварительную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их «поведением».
Наблюдение может быть НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ и ОПОСРЕДОВАННЫМ различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото- и кинокамерой и др.).
С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.
ü Основные требования к научному наблюдению. Основные требования к научному наблюдению:
· однозначность замысла;
· наличие системы методов и приемов;
· объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента).
ОБЫЧНО НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТИ В ПРОЦЕДУРУ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Важным моментом наблюдения является ИНТЕРПРЕТАЦИЯ его результатов — расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п.
ОСОБУЮ ТРУДНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ, ГДЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ ЗАВИСЯТ ОТ ЛИЧНОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЯ, ЕГО ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК И ПРИНЦИПОВ ЕГО ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ. (ОБ ЭТОМ СМ. РАЗД. VIII.)
В ХОДЕ НАБЛЮДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ВСЕГДА РУКОВОДСТВУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ИДЕЕЙ, КОНЦЕПЦИЕЙ ИЛИ ГИПОТЕЗОЙ.
Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи.
При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ТАКЖЕ ВСЕГДА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ.
2. Эксперимент. Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования.
В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний, затемняющих его сущность, и представляется в «чистом виде».
При этом КОНКРЕТНЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА НЕ ТОЛЬКО ЗАДАЮТСЯ, НО И КОНТРОЛИРУЮТСЯ, МОДЕРНИЗИРУЮТСЯ, МНОГОКРАТНО ВОСПРОИЗВОДЯТСЯ И ИЗМЕНЯЮТСЯ.
Тем самым эксперимент осуществляется:
· во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам,
· во-вторых, как искусственное, человеком организованное действие.
Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой.
Без идеи в голове, говорил И. П. Павлов, не увидишь факта.
Данные эксперимента всегда так или иначе «теоретически нагружены» — от его постановки до интерпретации его результатов.
Основные особенности эксперимента. Основные особенности эксперимента:
· более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту,
вплоть до его изменения и преобразования;
· многократная воспроизводимость изучаемого объекта по же-
ланию исследователя;
· возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не
наблюдаются в естественных условиях;
· возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоя-
тельств или путем изменения, варьирования условий экспери-
мента;
· возможность контроля за «поведением» объекта исследования
и проверки результатов.
ü Основные стадии осуществления эксперимента:
· планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.);
· контроль;
· интерпретация результатов.
ü Структура эксперимента (т. е. что и кто необходим, чтобы он состоялся):
· экспериментаторы (например, физики-экспериментаторы);
· объект эксперимента (т. е. явление, на которое осуществляется воздействие);
· система приборов и другое научное оборудование;
· методика проведения эксперимента;
· гипотеза (идея), которая подлежит подтверждению или опровержению.
Приборы — своеобразные усилители органов чувств, позволяющие исследовать то, что последним недоступно.
Современные экспериментальные установки состоят из большого количества приборов, выполняющих разные функции.
В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ВОЗМОЖНЫ СЛУЧАЙНЫЕ (В ТОМ ЧИСЛЕ НЕГАТИВНЫЕ) ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИБОРА НА ИЗУЧАЕМЫЙ ОБЪЕКТ.
Поэтому результаты эксперимента могут расходиться с его целями.
Однако экспериментатор принимает соответствующие меры, чтобы свести к минимуму эти воздействия.
Последние порой вызываются намеренно, а потом специально изучаются («рандомизация» эксперимента).
ü Функции эксперимента. Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции:
· опытная проверка гипотез и теорий, а также
· формирование новых научных концепций.
В зависимости от этих функций выделяют эксперименты:
· исследовательские (поисковые),
· проверочные (контрольные),
· воспроизводящие,
· изолирующие и т. п.
ИСТОРИЯ НАУКИ ПОКАЗАЛА, ЧТО НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ (ОСОБЕННО ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ) СРАЗУ ЖЕ ПРИВОДИТ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.
По характеру объектов выделяют:
· физические,
· химические,
· биологические,
· социальные и т. п. эксперименты.
Важное значение в современной науке имеет РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций.
Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться опровергающим, и наоборот.
НО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЭКСПЕРИМЕНТ СОСТОИТ В ПОСТАНОВКЕ КОНКРЕТНЫХ ВОПРОСОВ ПРИРОДЕ, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ДАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ.
Один из простых типов научного эксперимента — КАЧЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления.
Более сложен КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления.
Широкое распространение в современной науке получил МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами.