Аналогия с определенной долей вероятности позволяет расширять имеющиеся знания путем включения в их сферу новых предметных областей.
4. Почему актуален вопрос о достоверности аналогии?
АБСТРАКТНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ТРАНСЛИРУЕМЫЕ ИЗ ОДНОЙ СФЕРЫ, ДОЛЖНЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ СВЯЗЯМ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ СКЛАДЫВАЮЩЕЙСЯ ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ.
Поэтому всегда актуален вопрос о достоверности аналогии.
В силу того, что ИСТОРИЯ НАУКИ ДАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРИМЕРОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАЛОГИЙ, они признаны неотъемлемым средством научного и философского умопостижения.
5. Виды аналогии. Различают:
· аналогии предметов и аналогии отношений, а также
· строгую аналогию и нестрогую аналогию.
Строгая аналогия обеспечивает необходимую связь переносимого признака с признаком сходства.
Нестрогая аналогия носит проблемный характер.
6. В чем состоит отличие аналогии от дедуктивного умозаключения? Важно отметить, что отличие аналогии от дедуктивного умозаключения состоит в том, что В АНАЛОГИИ ИМЕЕТ МЕСТО УПОДОБЛЕНИЕ ЕДИНИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ, а не подведение отдельного случая под общее положение, как в дедукции.
· Так, например, важную роль в становлении классической механики играла аналогия между движением брошенного тела и движением небесных тел.
· Аналогия селективной работы в скотоводстве использовалась Чарлзом Дарвиным, в его теории естественного отбора и т.д.
7. Ложные аналогии. Известны также многочисленные примеры ложных аналогий.
· Аналогия между движением жидкости и распространением тепла в учении о «теплороде» XVII—XVIII вв.,
· Биологические аналогии социал-дарвинистов в объяснении общественных процессов и др.
8. Аналогии в технических науках. К этой группе примеров следует добавить, что метод аналогии широко используется в сфере технических наук.
· Для них важна ПРОЦЕДУРА СВЕДЕНИЯ, где при создании сходных с изобретением объектов сводятся одни группы знаний и принципов к другим.
· Огромное значение имеет процедура СХЕМАТИЗАЦИИ, которая замещает реальный инженерный объект идеализированным представлением (схемой, моделью).
· Необходимым условием является МАТЕМАТИЗАЦИЯ.
9. Изобретение и аналогия. В технических науках принято различать изобретение, как создание нового и оригинального, и усовершенствование, как преобразование существующего.
Иногда в изобретении усматриваются попытка имитации природы, ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, аналогия между искусственно созданным предметом и природной закономерностью. (Об аналогии и ее тесной связи с моделированием см. тему 84.)
64. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕДУРЫ ОБОСНОВАНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
ПЛАН
1. Как трактуется процедура обоснования научных знаний?
2. Аналитические (расчленяющие) и обобщающие (синтетические) процедуры.
3. В связи с чем К. Гемпель поднимает проблему обоснования?
4. Когда, по Гемпелю, теоретические понятия становятся излишними?
5. Как может быть представлена «Дилемма теоретика»?
6. Что предполагает процедура обоснования?
7. Структурное равенство процедур обоснования и предсказания.
8. Опора на общие законы как существенная характеристика обоснования.
9. Принцип причинного обоснования.
1. Как трактуется процедура обоснования научных знаний? Если роль аналогии в современной науке необходимо доказывать, та процедура обоснования всегда признавалась как значимый компонент научного исследования.
Да и сама наука часто трактовалась как чисто «объяснительное мероприятие».
Впрочем, обоснование всегда сталкивалось с проблемой КОНТРФАКТИЧНОСТИ, появлением КОНТРПРИМЕРОВ, фактов, опровергающих обоснованные (факты?-Г.Б.).
Самое элементарное определение обоснования опирается на процедуру СВЕДЕНИЯ НЕИЗВЕСТНОГО К ИЗВЕСТНОМУ, НЕЗНАКОМОГО К ЗНАКОМОМУ.
2. Аналитические (расчленяющие) и обобщающие (синтетические) процедуры. Самый общий взгляд на механизм обоснования научного знания с позиций рационализма говорит о том, что тип обоснования может исходить из аналитических (расчленяющих) процедур, а может быть обобщающим (синтетическим).
· Аналитика позволяет прояснить детали, выявить весь потенциал содержания, присутствующий в исходной основе.
Суть аналитического подхода состоит в том, что ОСНОВНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ СТОРОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ ПОЛАГАЮТСЯ КАК НЕЧТО ИМЕЮЩЕЕСЯ В ЗАДАННОМ, ВЗЯТОМ ЗА ИСХОДНОЕ МАТЕРИАЛЕ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ УЖЕ ОЧЕРЧЕННОЙ ОБЛАСТИ, ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНА НА АНАЛИЗ ЕЕ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА.
Аналитическая форма обоснования связана с дедукцией и с понятием «логического следования».
Примером такого аналитического приращения нового знания выступает нахождение новых химических элементов в периодической таблице Менделеева на основе раскрытия исходных основоположений уже ставшей теории.
· Синтетические процедуры обоснования ведут не просто к доказанным обобщениям, но ВЫСВЕЧИВАЮТ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, которое не содержалось в разрозненных элементах.
3. В связи с чем К. Гемпель поднимает проблему обоснования? В работе немецко-американского философа науки Карла Густава Гемпеля «Критерии смысла» (1950) проблема обоснования поднимается в связи с выяснением отношений между «ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ» и «ТЕРМИНАМИ НАБЛЮДЕНИЯ».
Как, например, термин «электрон» соответствует наблюдаемым сущностям и качествам, имеет ли он наблюдательный смысл?
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, автор вводит понятие «интерпретативная система».
4. Когда, по Гемпелю, теоретические понятия становятся излишними? В известной «Дилемме теоретика» Гемпель показывает, что при сведении значения теоретических терминов к значению совокупности терминов наблюдения, теоретические понятия оказываются излишними.
Они оказываются излишними и в том случае, если при введении и обосновании теоретических терминов полагаться на интуицию.
Тем самым «Дилемма теоретика» показала, что ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ СВЕДЕНЫ К ТЕРМИНАМ НАБЛЮДЕНИЯ, И НИКАКАЯ КОМБИНАЦИЯ ТЕРМИНОВ НАБЛЮДЕНИЯ НЕ МОЖЕТ ИСЧЕРПАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.
Эти положения имели огромное значение для осознания статуса теоретических моделей в науке.
5. Как может быть представлена «Дилемма теоретика»? «Дилемма теоретика», по мнению исследователей, может быть представлена в виде следующих утверждений:
· Теоретические термины либо выполняют свою функцию, либо не выполняют ее.
· Если теоретические термины не выполняют своей функции, то они не нужны.
· Если теоретические термины выполняют свои функции, то они устанавливают связи между наблюдаемыми явлениями.
· Но эти связи могут быть установлены и без теоретических терминов.
· Если же эмпирические связи могут быть установлены и без теоретических терминов, то теоретические термины не нужны.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ НЕ НУЖНЫ И ТОГДА, КОГДА ОНИ ВЫПОЛНЯЮТ СВОИ ФУНКЦИИ, И КОГДА ОНИ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ ЭТИХ ФУНКЦИЙ.
6. Что предполагает процедура обоснования? Процедура обоснования предполагает:
· эмпирическую проверку предложений, говорящих об определенных условиях;
· эмпирическую проверку универсальных гипотез, на которых основывается объяснение;
· исследование того, является ли объяснение логически убедительным.
7. Структурное равенство процедур обоснования и предсказания. Можно говорить о структурном равенстве процедур обоснования и предсказания.
ПРЕДСКАЗАНИЕ СОСТОИТ В УТВЕРЖДЕНИИ О НЕКОТОРОМ БУДУЩЕМ СОБЫТИИ, ДАНЫ ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ, А СЛЕДСТВИЯ ЕЩЕ НЕ НАСТУПИЛИ.
В ОБОСНОВАНИИ ХОД РАССУЖДЕНИЯ ПОСТРОЕН ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАК БУДТО СОБЫТИЕ УЖЕ СВЕРШИЛОСЬ, Т.Е. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВЕСЬ ПОТЕНЦИАЛ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА.
Иногда обоснования формулируются столь полно, что могут проявить свой предсказательный характер.
8. Опора на общие законы как существенная характеристика обоснования. К существенной характеристике обоснования относится опора на общие законы.
· Обоснование тесно связано с объяснением.
· Объяснение закономерности осуществляется на основе подведения ее под другую, более общую закономерность.
· На основе этого выводится двучастная структура объяснения: ЭКСПЛАНАНДУМ — это описание явления; ЭКСПЛАНАНС — класс предложений, которые приводятся для объяснения данного явления.
· Эксплананс в свою очередь разбивается на два подкласса: один из них описывает условия; другой — общие законы.
ЭКСПЛАНАНДУМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛОГИЧЕСКИ ВЫВОДИМ ИЗ ЭКСПЛАНАНСА — ТАКОВО ЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ АДЕКВАТНОСТИ.
ЭКСПЛАНАНС ДОЛЖЕН ПОДТВЕРЖДАТЬСЯ ВСЕМ ИМЕЮЩИМСЯ ЭМПИРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСТИННЫМ — ЭТО ЭМПИРИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ АДЕКВАТНОСТИ.
9. Принцип причинного обоснования. Принцип причинного обоснования работает и в естественных, и в общественных науках.
Объяснение действий в терминах МОТИВОВ АГЕНТА рассматривается как особый вид телеологического обоснования, которое совершенно необходимо в биологии, психологии, социологии, и указывает на определенные цели, существенные для сохранения жизни организма или вида. (Об объяснении, его формах и связи с пониманием см. темы 87, 88.)
65. МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О ЛОГИКЕ НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯ?
ПЛАН
1. Осуществима ли задача разработки логики научного открытия?
2. Чему отводится большое место в логике открытия?
3. Как воспринимается эвристика?
4. Поддается ли логика открытия формализации?
5. Междисциплинарность как характерный признак логики открытия?
6. Этапы процесса научного открытия?
7. Три группы теорий, отражающих эвристические стратегии.
8. «Мозговая атака» А.Ф. Осборна.
9. Элементарные модели эвристической деятельности.
10. Специфика эвристических постулатов.
11. Какие постулаты причисляют к классу эвристических постулатов?
12. Какими методами обогащает исследователя эвристика?
13. Модели, полученные при анализе процесса научного открытия.
1. Осуществима ли задача разработки логики научного открытия? По отношению к логике научного открытия традиционной считается установка, что разработка безотказно работающих правил творчества — задача неосуществимая.