Эвристика часто воспринимается как сюрпризная сфера поиска и находок, связанной с поиском в условиях неопределенности.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ПРЕДЛАГАЮТ ИС­ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРИВИАЛЬНЫХ СЦЕНАРИЕВ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ.

Им проти­востоят формально-логические приемы.

4. Поддается ли логика открытия формализации? Логика открытий принципиально не поддается формализации.

Ре­дукция, заимствование методов, интеграция приемов гуманитарных и технических наук, выбор практического внедрения тех или иных научных разработок, сам решающий эксперимент явно или неявно ос­новываются на эвристических допущениях.

И хоть эвристика как раз­дел методологии еще не получила официального признания, она оце­нивается как СТРАТЕГИЯ поиска эффективных и оригинальных реше­ний, как МЕРА творческого риска.

В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА КАЧЕСТВО ЭВРИСТИЧНОСТИ ТЕОРИИ ВЫДВИНУТО НА РОЛЬ КРИТЕРИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

5. Междисциплинарность как характерный признак логики открытия? Характерный признак логики открытия — ее принципиальная междисциплинарность.

Творческая деятельность опирается на методы, от­личные от методов простого перебора и от традиционно принятых и устоявшихся.

Модели осуществления поиска значительно индивидуа­лизированы и тесно связаны с психической и мотивационной деятель­ностью субъекта познания и оказывают достаточное сопротивление ВНЕШНИМ ОГРАНИЧЕНИЯМ, накладываемым на параметры исследования.

6. Этапы процесса научного открытия? Ученые фиксируют ряд этапов, сопровождающих процесс научно­го открытия:

· выделение в потоке входящей информации дискретных объек­тов (селективный отбор);

· выявление связей между ними и связь с поставленной задачей;

· абстрагирование от периферийных связей и объектов;

· формирование обобщенных объектов и поиск по полученному лабиринту.

7. Три группы теорий, отражающих эвристические стратегии. В западной философии науки выделяются три группы теорий, от­ражающих эвристические стратегии.

Это:

· теория «тихой воды», или ус­редненного труда,

· блицкрига, или инсайта;

· лучшей мышеловки, или оптимального методологического регулятива.

8. «Мозговая атака» А.Ф. Осборна. Из современных попы­ток приблизиться к секретам эвристики можно отметить «мозговую атаку» А.Ф. Осборна.

В ней наряду с традиционными приемами изоб­ретательства, связанными с ЗАМЕЩЕНИЕМ, ПЕРЕНОСОМ, ОБЪЕДИНЕНИЕМ и РАЗДЕЛЕНИЕМ, отмечаются приёмы, стимулирующие воображение:

· система сжатых сроков,

· обсуждение проблемы в свободной обстанов­ке без критики,

· создание атмосферы состязательности, а также

· выд­вижение шуточных предположений.

МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА» ПРЕД­ПОЛАГАЕТ ВЫДВИЖЕНИЕ СКОЛЬ УГОДНО БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ГИПОТЕЗ ПО ПОВОДУ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЮТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ И НЕ НУЖДАЮТСЯ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ.

Примечательно, что НА ЭТОМ ЭТАПЕ ЗАПРЕЩЕНА ЛЮБОГО РОДА КРИТИКА, от откровенных опровержений до скрытых в улыбке, жестах и мимике знаков неприятия.

ЦЕННОСТЬ ВЫДВИНУТЫХ ГИПОТЕЗ РАССМАТРИВАЕТСЯ НА УРОВНЕ ЭКСПЕРТОВ.

9. Элементарные модели эвристической деятельности. Самыми элементарными моделями эвристической деятельности считаются:

· модель слепого поиска, в которой исключительное значе­ние играет интуиция и фактор удачи, и

· модель «лабиринта», в кото­рой поиск решения уподобляется блужданию по лабиринту, настой­чивого продвижения вперед, находчивость и отражает возможность как успехов, так и неудач.

10. Специфика эвристических постулатов. В отличие от скупого и сжатого набора постулатов в геометрии или физике, эвристические постулаты стремятся отразить все возмож­ные эвристические отношения.

Например, один из эвристических по­стулатов отмечает, что:

«НЕТ ТАКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ БЫ НЕ ПРОТИВИЛИСЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И, В ПРИНЦИПЕ, НЕ МОГЛИ БЫТЬ РЕШЕНЫ».

А сам поиск решения исследовательской задачи следует на­чинать с наиболее простых вариантов.

ИНТУИТИВНЫЙ ПОИСК ЭФФЕКТИ­ВЕН ПОСЛЕ ПРОВЕДЕННОЙ СОЗНАТЕЛЬНОЙ И ИНТЕНСИВНОЙ РАБОТЫ МОЗГА.

СТЕПЕНЬ ОРИГИНАЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ ЗАВИСИТ ОТ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ СТАРЫМ РЕШЕНИЕМ И НОВЫМ.

Бесспорным является утверждение, что ТВОРЧЕСКИЙ, ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НАЧИНАЕТСЯ С ФОРМУЛИРОВКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ, КОТОРАЯ ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ЗВЕНО МЕЖДУ ИЗВЕСТНЫМ И НЕИЗВЕСТНЫМ, СУЩЕСТВУЮЩИМ И ИСКОМЫМ, МЕЖДУ ЗНАНИЕМ И НЕЗНАНИЕМ.

11. Какие постулаты причисляют к классу эвристических постулатов? К эвристическим постулатам причисляют следующие:

· Класс изобретательских задач бесконечен, класс методов изоб­ретения конечен.

· Метод поиска решения всегда содержит субъективную сторону, его эффективность зависит от мастерства изобретателя.

· Всегда существует противоположный метод решения задачи как альтернатива уже найденному.

· Ни одна изобретательская задача не решалась без определенно­го осознанного или неосознанного метода, стратегии или так­тики поведения и рассуждения.

12. Какими методами обогащает исследователя эвристика? Эвристика обогащает исследователя многообразиемНЕСТАНДАРТ­НЫХ МЕТОДОВ.

Среди них:

· метод аналогии, основывающийся на подра­жании всевозможным структурам;

· метод прецедента, указывающий на уже имеющиеся в научной практике случаи;

· метод реинтеграции, или «нить Ариадны», который строится на создании сложных струк­тур из более простых;

· метод организмической имитации (к примеру, у Тойнби при построении теории локальных цивилизаций);

· метод псевдоморфизации, т. е. использование не своей формы (оружие в виде зонтика, трости и пр.);

· метод инверсии (т.е. обращения) вредных сил в полезные- весьма интересен. Он использовался и Лакатосом в ситуации, когда через оп­ределенный промежуток времени «аномалии» становились полем за­щиты доказуемой теории;

· метод антитезы, известный еще из геге­левской диалектики, нацеливает на использование теорий, приемов и методов, диаметрально противоположных традиционным;

· плодотвор­ным может оказаться и метод стилевых трафаретов;

· метод гирлянд и сцеплений;

· метод многоэтажных конструкций и

· метод секционирова­ния;

· особого внимания всегда заслуживал метод антропотехники, предполагающий СОЗДАНИЕ НОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПУТЕМ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ВОЗМОЖНОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА;

· методы синектики стоят обособленно, потому что она рассматри­вается как СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ. Она пред­полагает также создание определенных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт и разнообразные приемы, предлагая экспертные оценки.

13. Модели, полученные при анализе процесса научного открытия. И если трудно говорить о собственно логике научного открытия, состоящей в законах и формулах, то достаточно убедительно можно говорить о моделях, полученных при анализе процесса научного от­крытия.

К ним относятся:

· МОДЕЛЬ «ТРАНСФОРМАТОР»- подчеркивает необходимость не от­носиться к существующей проблеме как к окончательно сфор­мулированной, но пытаться определить ее решение только пу­тем многократной трансформации и многократного переформу­лирования условий и требований, видоизменения целей.

· МОДЕЛЬ «ШЛЮЗ» - отталкивается от необходимости «открыть шлю­зы» изначальной творческой активности человека, прибегая к средствам морального или материального поощрения.

· МОДЕЛЬ «СОСУД»- утверждает, что каждый человек есть хранили­ще информации и распорядитель множества возможностей. На­капливаемое им знание имеет динамический характер и может переливаться в направлении преобразования действительности.

· МОДЕЛЬ «СЕМЯ» - указывает на то, что творческая деятельность биологически обусловлена и каждый человек имеет креативные задатки и нуждается в их дальнейшем культивировании.

· Модель «ракета» - акцентирует важность и значимость внутрен­него импульса и энергии, которая активизируется всякий раз, когда человек заинтересован в том, чтобы решить жизненно важную для него проблему. Эта модель предполагает преобра­зование внутренней энергии во внешнее действие, событие или решение.

· МОДЕЛЬ «ТРАМПЛИН-БАРЬЕР» - анализирует ситуацию, связанную с преодолением психологического барьера, так часто сопровож­дающего субъекта творческого процесса при недостатке инфор­мации.

Иногда привычный способ мышления действует как гно­сеологический или информационный барьер.

Преодолеть его можно, используя модель трамплина, представляющую собой совокупность эвристических правил и рекомендаций.

· МОДЕЛЬ «ПРИЗМА» - указывает на необходимость преломления угла зрения или поставленной задачи и рассмотрение различных гра­ней, высветившихся в связи с изменением призмы видения про­блемы.

· МОДЕЛЬ «СУХОЕ ДЕРЕВО» - обозначает известную от Гете особен­ность творчества и вдохновения, базирующуюся на том, что по­стоянный, ежедневный труд уподобляется процессу «колоть дрова и их сушить».

Когда же вспыхнет огонь творчества, сухое дерево будет гореть ярко и искрометно.

· МОДЕЛЬ «РАВНОПЛЕЧНЫЕ, РЫЧАЖНЫЕ ВЕСЫ» - подчеркивает, что для эффективного творчества необходимо, чтобы в равновесии на­ходились такие взаимозависимые моменты, как знание, опыт творца, целеустремленная деятельность, мотивы, воля.

ЭТИ МОДЕЛИ ВО МНОГОМ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ФОРМАЛИЗОВАННЫХ И СТАН­ДАРТНЫХ ПРИЕМОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Однако логика открытий не предполагает наличие стереотипов и регламентаций, расположенных в строгой последовательности и сформулированных во всеобщем виде.

Она представляет СЮРПРИЗНУЮ СФЕРУ, где НОВИЗНА СОПРОВОЖДАЕТ КАК САМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС, ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИК ПОИСКА, ТАК И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ.

66. РАЗВИТАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСХОДНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ПЛАН

1. Процесс построения научной теории.

2. Отношение теории к определенной предметной области дей­ствительности.

3. Чем является теория по форме?

4. Три особенности построе­ния развитой научной теории.

5. Роль языка в процессе построения развитой научной теории.

1. Процесс построения научной теории. Роль теории в научном познании огромна (о чем шла речь в темах 46—48).

Теория как форма научного знания направлена на обнару­жение закономерностей того или иного фрагмента действительности.

В процессе построения научной теории задействованы:

· сеть базовых понятий,

· совокупность методов,

· методологические нормы и принци­пы,

· данные экспериментов,

· обобщения фактов и заключения теорети­ков и экспертов.

ПОСТРОЕНИЕ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ — ЭТО ПРОЦЕСС, КООРДИ­НИРУЕМЫЙ НАУЧНЫМИ ЦЕЛЯМИ И ЗАДАЧАМИ.

2. Отношение теории к определенной предметной области дей­ствительности. Каждая теория относится к определенной предметной области дей­ствительности и отражает тот или иной ее уровень.

Теория должна:

· представлять (репрезентировать) ту или иную область действительно­сти,

· объяснять имеющиеся факты на основе найденной закономерно­сти, а также

· расширять сферу познанного.

РАЗВИТАЯ ТЕОРИЯ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИЧИННЫХ, ГЕНЕТИЧЕСКИХ, СТРУКТУРНЫХ И ФУНКЦИО­НАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ РЕАЛЬНОСТИ.

3. Чем является теория по форме? По форме теория предстает как система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений.

Теории опираются на:

· специфический категориальный аппарат,

· систе­му принципов и законов.

Задача ученого-теоретика создать теорию или сформулировать концепцию на основе «материи мысли», эмпирик же привязан к данным опыта и может позволить себе лишь обобщение и классификацию.

РАЗВИТАЯ ТЕОРИЯ ОТКРЫТА ДЛЯ ОПИСАНИЯ, ИН­ТЕРПРЕТАЦИИ И ОБЪЯСНЕНИЯ НОВЫХ ФАКТОВ, А ТАКЖЕ ГОТОВА ВКЛЮЧИТЬ В СЕБЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ.

РАЗВИТАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НЕ ПРОСТО СОВОКУПНОСТЬ СВЯ­ЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ПОЛОЖЕНИЙ, НО СОДЕРЖИТ В СЕБЕ МЕХАНИЗМ КОН­ЦЕПТУАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ, ВНУТРЕННЕГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРОГРАММУ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЯ. В ЭТОЙ СВЯЗИ ГОВОРЯТ О ЦЕЛОСТНОСТИ ТЕОРИИ.

4. Три особенности построе­ния развитой научной теории. Методологи обращают внимание на три особенности построе­ния развитой научной теории.

· Первая особенность: указывает на то, что «развитые теории большей степени общности в современных условиях создают­ся коллективом исследователей с достаточно отчетливо выраженным разделением труда между ними», т.е. речь идет о коллективном субъек­те научного творчества.

Это обусловлено усложнением объекта ис­следования и увеличением объема необходимой информации.

· Вторая особенность современной теоретико-познавательной си­туации состоит в том, что «фундаментальные теории все чаще созда­ются без достаточно развитого слоя первичных теоретических схем и законов», «промежуточные звенья, необходимые для построения тео­рии, создаются по ходу теоретического синтеза».

· Третья особенность: применение метода ма­тематической гипотезы: построение теории начинают с попыток уга­дать ее математический аппарат (B.C. Степин).

При обнаружении не­конструктивных элементов внутри теоретических схем проводится своеобразная селекция идеализированных объектов.

Обращение к мыс­ленному эксперименту позволяет объяснить или опровергнуть пред­полагаемые зависимости и необходимые условия.

5. Роль языка в процессе построения развитой научной теории. К особенностям становления развитой научной теории, состоящим в необходимости коллективного субъекта научного творчества, в от­сутствии развитого слоя промежуточных звеньев первичных теорети­ческих схем и законов, а также в применении метода математической гипотезы следует добавить еще одну особенность, указывающую на роль языка в процессе построения развитой научной теории.

ЯЗЫК — ЭТО СПОСОБ ОБЪЕКТИВИРОВАННОГО ВЫРАЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НАУКИ.

Наши рекомендации