Этот идеал доминирует в европейской эпистемологии начиная с евклида.
Однако при всей несомненной важности и притягательности указанного идеала к нему недопустимо сводить науку в ее целостности, элиминировать такую существенную ее черту, как эволюция, изменение, развитие.
2. Как Поппер понимает эволюцию знания? Но не всякая эволюция означает рост знания, а последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции.
ДЛЯ ПОППЕРА РОСТ ЗНАНИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВТОРЯЮЩИМСЯ ИЛИ КУМУЛЯТИВНЫМ ПРОЦЕССОМ, ОН ЕСТЬ ПРОЦЕСС УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК, «ДАРВИНОВСКИЙ ОТБОР».
Говоря о росте знания, он имеет в виду НЕ ПРОСТОЕ НАКОПЛЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ, А ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ НИСПРОВЕРЖЕНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И ИХ ЗАМЕНУ ЛУЧШИМИ И БОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ ТЕОРИЯМИ.
Согласно Попперу, «рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредством предположений и опровержений».
При этом «ОСНОВНЫМ МЕХАНИЗМОМ РОСТА ЗНАНИЙ ОСТАЕТСЯ ИМЕННО МЕХАНИЗМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ И ОПРОВЕРЖЕНИЙ» (Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. С. 250, 255.).
ТАКИМ ОБРАЗОМ, РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СОСТОИТ В ВЫДВИЖЕНИИ СМЕЛЫХ ГИПОТЕЗ И НАИЛУЧШИХ (ИЗ ВОЗМОЖНЫХ) ТЕОРИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИХ ОПРОВЕРЖЕНИЙ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО И РЕШАЮТСЯ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
3. Для чего К. Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития? Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития:
РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ ИМ КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ОБЩИХ МИРОВЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.
Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и устранения ошибок и есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс.
4. Какие факторы по Попперу препятствуют научному прогрессу? Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса.
Среди них такие факторы, как:
· отсутствие воображения,
· неоправданная вера в формализацию и точность,
· авторитаризм.
5. Что является по Попперу необходимыми средствами роста науки? К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты(?-Г.Б.), как:
· язык,
· формулирование проблем,
· появление новых проблемных ситуаций,
· конкурирующие теории,
· взаимная критика в процессе дискуссии («Метод науки — это критический метод»).
6. Три основных требования к росту знания. В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания.
· Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.
· Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались.
Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования.
· В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.
ТЕОРИЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО РОСТА ЯВЛЯЕТСЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, КОТОРАЯ В ПРОЦЕССЕ СВОЕГО ФОРМИРОВАНИЯ СТАНОВИТСЯ ТЕОРИЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, КОНСТРУИРОВАНИЯ, КРИТИЧЕСКОГО ОБСУЖДЕНИЯ, ОЦЕНКИ И КРИТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ КОНКУРИРУЮЩИХ ГИПОТЕЗ И ТЕОРИЙ.
7. Какой схемой Поппер изображает модель роста научного знания? Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой:
P1 — ТТ — ЕЕ — Р2, где
Р1 — некоторая исходная проблема,
ТТ — предположительная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой она решается,
ЕЕ — процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок,
Р2 — новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию.
58. ПОНИМАНИЕ Т. КУНОМ И И.
ЛАКАТОСОМ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ
ПЛАН
1. Два основных этапа историко-научного процесса по Т.Куну.
2. Что, по Куну, происходит с правилами-предписаниями («дисциплинарная матрица») в ходе развития науки?
3. Какой процесс происходит в ходе научной революции?
4. Что такое «научно-исследовательская программа» И. Лакатоса?
5. Структура научно-исследовательской программы.
6. Что представляет собой рост зрелой науки по Лакатосу?
7. «Диалектическая струя» в концепции И. Лакатоса о природе научного метода и об источниках и механизмах развитии научного знания.
1. Два основных этапа историко-научного процесса по Т.Куну. Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Томасом Куном (1922—1995), включает в себя два основных этапа.
Это:
· «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и
· «научная революция» — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки».
2. Что, по Куну, происходит с правилами-предписаниями («дисциплинарная матрица») в ходе развития науки? Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки.