Этот идеал доминирует в европейской эпистемологии начиная с евклида.

Однако при всей несомненной важности и притягательности ука­занного идеала к нему недопустимо сводить науку в ее целостности, элиминировать такую существенную ее черту, как эволюция, измене­ние, развитие.

2. Как Поппер понимает эволюцию знания? Но не всякая эволюция означает рост знания, а после­дний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции.

ДЛЯ ПОППЕРА РОСТ ЗНАНИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВТОРЯЮЩИМСЯ ИЛИ КУМУ­ЛЯТИВНЫМ ПРОЦЕССОМ, ОН ЕСТЬ ПРОЦЕСС УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК, «ДАРВИНОВ­СКИЙ ОТБОР».

Говоря о росте знания, он имеет в виду НЕ ПРОСТОЕ НАКОП­ЛЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ, А ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ НИСПРОВЕРЖЕНИЕ НАУЧНЫХ ТЕО­РИЙ И ИХ ЗАМЕНУ ЛУЧШИМИ И БОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ ТЕОРИЯМИ.

Согласно Попперу, «рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредством предположений и опровержений».

При этом «ОСНОВНЫМ МЕХАНИЗМОМ РОСТА ЗНАНИЙ ОСТАЕТСЯ ИМЕННО МЕХАНИЗМ ПРЕД­ПОЛОЖЕНИЙ И ОПРОВЕРЖЕНИЙ» (Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. С. 250, 255.).

ТАКИМ ОБРАЗОМ, РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СОСТОИТ В ВЫДВИЖЕНИИ СМЕ­ЛЫХ ГИПОТЕЗ И НАИЛУЧШИХ (ИЗ ВОЗМОЖНЫХ) ТЕОРИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИХ ОПРОВЕРЖЕНИЙ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО И РЕШАЮТСЯ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

3. Для чего К. Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития? Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного разви­тия:

РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ ИМ КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ОБЩИХ МИРОВЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.

Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и устранения ошибок и есть не что иное, как способ выбора тео­рии в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку ра­циональной и обеспечивает ее прогресс.

4. Какие факторы по Попперу препятствуют научному прогрессу? Поппер указывает на некото­рые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого про­цесса.

Среди них такие факторы, как:

· отсутствие вообра­жения,

· неоправданная вера в формализацию и точность,

· авторитаризм.

5. Что является по Попперу необходимыми средствами роста науки? К необходимым средствам роста науки философ относит такие мо­менты(?-Г.Б.), как:

· язык,

· формулирование проблем,

· появление новых про­блемных ситуаций,

· конкурирующие теории,

· взаимная критика в про­цессе дискуссии («Метод науки — это критический метод»).

6. Три основных требования к росту знания. В своей концепции Поппер формулирует три основных требова­ния к росту знания.

· Во-первых, новая теория должна исходить из про­стой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.

· Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались.

Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента ис­следования.

· В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некото­рые новые и строгие проверки.

ТЕОРИЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО РОСТА ЯВЛЯЕТСЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, КОТОРАЯ В ПРОЦЕССЕ СВОЕГО ФОРМИРОВАНИЯ СТА­НОВИТСЯ ТЕОРИЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, КОНСТРУИРОВАНИЯ, КРИТИЧЕСКОГО ОБСУЖДЕНИЯ, ОЦЕНКИ И КРИТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ КОНКУРИРУЮЩИХ ГИПОТЕЗ И ТЕОРИЙ.

7. Какой схемой Поппер изображает модель роста научного знания? Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой:

P1 — ТТ — ЕЕ — Р2, где

Р1 — некоторая исходная проблема,

ТТ — предположительная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой она решается,

ЕЕ — процесс устранения ошибок в теории путем кри­тики и экспериментальных проверок,

Р2 — новая, более глубокая про­блема, для решения которой необходимо построить новую, более глу­бокую и более информативную теорию.

58. ПОНИМАНИЕ Т. КУНОМ И И.

ЛАКАТОСОМ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ

ПЛАН

1. Два основных этапа историко-научного процесса по Т.Куну.

2. Что, по Куну, происходит с правилами-предписаниями («дисциплинарная матрица») в ходе развития науки?

3. Какой процесс происходит в ходе научной революции?

4. Что такое «научно-исследовательская программа» И. Лакатоса?

5. Структура научно-исследовательской программы.

6. Что представляет собой рост зрелой науки по Лакатосу?

7. «Диалектическая струя» в концепции И. Лакатоса о природе научного ме­тода и об источниках и механизмах развитии научного знания.

1. Два основных этапа историко-научного процесса по Т.Куну. Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложен­ная Томасом Куном (1922—1995), включает в себя два основных эта­па.

Это:

· «нормальная наука», где безраздельно господствует парадиг­ма, и

· «научная революция»распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки».

2. Что, по Куну, происходит с правилами-предписаниями («дисциплинарная матрица») в ходе развития науки? Кун полагает, что пе­реход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки.

Наши рекомендации