Для художника важны движения души, предощущения, наслаждение, цепь ассоциаций, а не норма, стандарт, законосообразность.
14. Искусство как способ надэмпирической трансляции человеческого опыта. Искусство обеспечивает способ надэмпирической трансляции человеческого опыта и выступает как ИСТОЧНИК ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ личности на основании сопереживания судьбам героев и драматическим ситуациям, отраженным в ткани художественного произведения.
Вместе с тем мир художественной культуры, оказывая определенное эстетическое воздействие на каждого человека, ВПУСКАЕТ В СВОИ СФЕРЫ И ОДАРИВАЕТ МНОГООБРАЗИЕМ ОЩУЩЕНИЙ ЛИШЬ ЭСТЕТИЧЕСКИ ПОДГОТОВЛЕННОГО.
15. Единство ученика и учителя в искусстве. Опредмечивание художественного видения мира, вхождение в сферу искусства формируется в процессе общения с учителем, мастером, но возможно лишь благодаря особым способностям и одаренности личности.
16. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК В ИСТОРИИ ПОЗНАНИЯ
ПЛАН
1. Выявление структуры науки как целостного развивающегося формообразования как проблема.
2. Классификация знания по Аристотелю.
3. «Великое Восстановление Наук» Ф.Бэкона.
4. Классификация наук по Гегелю.
5. Классификация наук по О.Конту.
6. Классификации наук по Ф.Энгельсу.
1. Выявление структуры науки как целостного развивающегося формообразования как проблема. Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя РЯД ЧАСТНЫХ НАУК, которые подразделяются в свою очередь на множество НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН.
Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит ПРОБЛЕМУ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК —
А)РАСКРЫТИЕ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ НА ОСНОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И КРИТЕРИЕВ и
Б)ВЫРАЖЕНИЕ ИХ СВЯЗИ в виде ЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОГО расположения в определенный ряд(«структурный срез»).
В)Поскольку наука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН, то возникает ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ НАУКИ, т. е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития («эволюционный срез»).
Обе проблемы решаются по-разному в зависимости от:
А) предмета исследования отдельных наук,
Б)их методов,
В)целей научного познания и других многообразных обстоятельств.
2. Классификация знания по Аристотелю. Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или «зачатков», «зародышей» науки) принадлежит Аристотелю.
Все знание — а оно в античности совпадало с философией—в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы:
А)теоретическое, где познание ведется ради него самого;
Б)практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека;
Г)творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.
Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части:
а) «первая философия» (впоследствии «метафизика») — наука о высших началах и первых причинах всего существующего, не доступных для органов чувств и постигаемых умозрительно;
б) математика;
в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе.
Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал «органоном» (орудием) всякого познания.
3. «Великое Восстановление Наук» Ф.Бэкона. В период возникновения науки как ЦЕЛОСТНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА (XVI—XVII вв.) «Великое Восстановление Наук» предпринял Ф. Бэкон.
В зависимости от познавательных способностей человека (таких как память, рассудок и воображение) он разделил науки на три большие группы:
а) ИСТОРИЯ как описание фактов, в том числе естественная и гражданская;
б) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ, или «философия» в широком смысле слова;
в) ПОЭЗИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО вообще.
В составе «философии» в широком смысле слова Бэкон выделил «первую философию» (или собственно философию), которую в свою очередь подразделил на «естественную теологию», «антропологию» и «философию природы».
Антропология разделяется на:
А) СОБСТВЕННО «ФИЛОСОФИЮ ЧЕЛОВЕКА» (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и
Б)на «ГРАЖДАНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ» (т. е. политику).
При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (ЛОГИКА, ДИАЛЕКТИКА, ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И РИТОРИКА), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые ДАЮТ РАЗУМУ УКАЗАНИЯ и ПРЕДОСТЕРЕГАЮТ ЕГО ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЙ («ИДОЛОВ»).
4. Классификация наук по Гегелю. Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель.
Положив в основу ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ, СУБОРДИНАЦИИ (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной Идеи («мирового духа»):
а) ЛОГИКА, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения:
-о бытии, о сущности, понятии;
-б) философия природы;
-в) философия духа.
Философия природы подразделялась далее на
А) механику,
Б)физику (включающую и изучение химических процессов) и
В) органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм.
ФИЛОСОФИЮ ДУХА Гегель расчленил на три раздела:
А)субъективный дух,
Б)объективный дух,
В)абсолютный дух.
УЧЕНИЕ О «СУБЪЕКТИВНОМ ДУХЕ» последовательно раскрывается в таких науках, как:
А) антропология,
Б) феноменология и
В) психология.
В разделе «ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ» немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества в разных ее аспектах.
Раздел об АБСОЛЮТНОМ ДУХЕ завершается анализом философии как «мыслящего рассмотрения предметов».
При этом Гегель ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук».
При всем своем схематизме и искусственности гегелевская классификация наук выразила идею развития действительности как органического целого от низших ее ступеней до высших, вплоть до порождения мыслящего духа.
5. Классификация наук по О.Конту. Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О. Конт.
Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из ИЗУЧЕНИЯ САМИХ КЛАССИФИЦИРУЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ и определяться действительными, естественными связями, которые между ними существуют.
Заключая свои размышления об иерархии наук, философ подчеркивает, что мы, в конце концов, «постепенно приходим к открытию неизменной иерархии... — одинаково научной и логической — шести основных наук — математики (включая механику-Г.Б.), астрономии, физики, химии и социологии»(Конт О. Дух позитивной философии. Ростов н/Д, 2003. С. 234.)
Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно, стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни.
Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим как «недостаточным» для нее.