Свои классификации наук предлагали в. дильтей и основатели баденской школы неокантианства в. виндельбанд и г. риккерт.

6. Классификации наук по Ф.Энгельсу. На материалистической и вместе с тем на диалектической основе проблему классификации наук решил Ф. Энгельс.

Опираясь на совре­менные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного кри­терия деления наук взял формы движения материи в природе.

Отсю­да следовало, что науки располагаются естественным образом в еди­ный ряд — механика, физика, химия, биология, — подобно тому, как следуют друг за другом, переходят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы движения материи — высшие из низших, слож­ные из простых.

При этом особое внимание Энгельс обращал на необходимость тща­тельного изучения СЛОЖНЫХ И ТОНКИХ ПЕРЕХОДОВ от одной формы ма­терии к другой.

В связи с этим он предсказал (и это впоследствии многократно подтвердилось — и подтверждается до сих пор), что именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии ит. п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий.

«СТЫКОВЫЕ» НАУКИ ВЫРАЖАЮТ НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ, СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА И ОТНОШЕ­НИЯ, ПРИСУЩИЕ СОВОКУПНОСТИ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ.

17. КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ НАУК

ПЛАН

1. Критерии классификации современных наук.

2. Частные науки и частнонаучные дисциплины.

3. Философия как наука о наиболее общих законах мира.

4. Фундаментальные и прикладные науки.

5. Классификация наук по основанию «материя», «жизнь», «человек», «Земля», «Вселенная».

6. Классификация гуманитарных наук.

7. Классификация наук по Б.М. Кедрову.

1. Критерии классификации современных наук. Что касается классификаций современных наук, то они проводят­ся по самым различным ОСНОВАНИЯМ (критериям).

А)ПО ПРЕДМЕТУ И МЕ­ТОДУ ПОЗНАНИЯ можно выделить:

а) науки о природе — естествознание,

б)науки об обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки),

в)науки о самом познании, мышлении (логика, гносеология, эпистемология и др.),

г)отдельную группу составляют технические науки,

д)очень свое­образной наукой является современная математика. По мнению неко­торых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

2. Частные науки и частнонаучные дисциплины. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению.

Так, в состав естественных наук входят меха­ника, физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН.

3. Философия как наука о наиболее общих законах мира. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, ко­торую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

4. Фундаментальные и прикладные науки. По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа:

А) фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и

Б)прикладные — как непосредственное применение результа­тов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опирающееся на закономерности, уста­новленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы меж­ду отдельными науками и научными дисциплинами условны и под­вижны.

5. Классификация наук по основанию «материя», «жизнь», «человек», «Земля», «Вселенная». Могут быть и другие критерии (основания) для классификации наук. Так, например, выделение таких главных сфер естественных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная, позволяет сгруп­пировать эти науки в следующие ряды:

1) ФИЗИКА -- ХИМИЧЕСКАЯ ФИЗИКА -- ХИМИЯ;

2) БИОЛОГИЯ -- БОТАНИКА -- ЗООЛОГИЯ;

3) АНАТОМИЯФИЗИОЛОГИЯ -- ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ -- УЧЕНИЕ О НА­СЛЕДСТВЕННОСТИ;

4) ГЕОЛОГИЯ -- МИНЕРАЛОГИЯ -- ПЕТРОГРАФИЯ -- ПАЛЕОНТОЛОГИЯ -- ФИ­ЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ и другие науки о Земле;

5) АСТРОНОМИЯ -- АСТРОФИЗИКА -- АСТРОХИМИЯ и другие науки о Все­ленной.

6. Классификация гуманитарных наук. Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя:

А)история,

Б) археология,

В)экономическая теория,

Г)политология,

Д)культурология,

Е)эко­номическая география,

Ж)социология,

З)искусствоведение и т. п.

7. Классификация наук по Б.М. Кедрову. В 60-х гг. прошлого века свою классификацию наук предложил известный отечественный философ и историк науки Б. М. Кедров (1903—1985).

Он исходил из того, что общая классификация наук ос­новывается на раскрытии ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕХ ГЛАВНЫХ РАЗДЕЛОВ научно­го знания:

А)естествознания,

Б)общественных наук и

В)философии.

Каж­дый из главных разделов представляет целую группу (комплекс) наук.

Общая классификация наук Б. М. Кедрова выглядит следующим образом:

1) Философские науки: диалектика, логика.

2) Математические науки: математическая логика, математика (включая кибернетику).

3) Естественные и технические науки:

• Механика (и прикладная механика и космонавтика).

• Астрономия и астрофизика (и техническая физика).

• Физика:

• химическая физика,

• физическая химия.

• Химия и геохимия.

• Геология.

• География.

• Биохимия.

• Биология (и сельхознауки, и медицинские науки).

• Физиология человека.

• Антропология.

4)Социальные науки:

A. История. Археология. Этнография.

Экономическая география. Социально-экономическая статистика.

Б. Науки о базисе и надстройке:

• политическая экономия,

• науки о государстве и праве (юридические науки),

• история искусств и искусствоведение.

B. Языкознание. Психология. Педагогические науки.

Науки об отдельных формах общественного сознания.

К настоящему времени наиболее обстоятельно разработана клас­сификация естественных наук, хотя и тут немало дискуссионных, спор­ных моментов. Например, существует ли геологическая форма дви­жения материи и каково в связи с этим место геологии в иерархичес­кой лестнице наук?

Пока еще слабо разработана классификация соци­ально-гуманитарных наук.

18. РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

ПЛАН

1. Наука и образование.

2. Воздействие науки на образовательный процесс.

3. Образование, общество и личность.

4. Образование как интегративный процесс.

5. Образование и культура.

6. Изменения в образовании как производное от изменений наки и техники.

7. Наука, образование, гуманизм.

8. Наука и уровни образования.

9. Активные формы образования.

10. Негативы современного образовательного процесса.

11. Общие для науки и образования функции.

1. Наука и образование. Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она вне­дряется и в БАЗИСНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ самих людей.

Особенно значима роль науки в образовании. В основании современного образо­вательного процесса лежат НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА и НАУЧНО ОБОСНОВАН­НЫЕ ПОДХОДЫ.

Роль науки в образовании распространяется на все ком­поненты образовательного процесса:

А)цели,

Б)средства,

В)результаты,

Г)прин­ципы,

Д)формы и

Е)методы.

Научные принципы выступают основными ЕДИНИЦАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МАТРИЦЫ, они включают личность обуча­емого в реальный процесс жизнедеятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРО­ЦЕСС ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ «ИСХОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ», НА КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ ПОДГОТОВКА ЧЕЛОВЕКА К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДАННОМ ОБЩЕСТВЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ, ВСТРЕЧА ИНДИВИДА С НАУ­КОЙ.

2. Воздействие науки на образовательный процесс. Наука оказывает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости САНКЦИОНИРОВАТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ВСЕЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ.

Научно-мировоззренческие принципы при­сутствуют в самих воспитательных и образовательных доктринах, в составе мыслительной деятельности педагога, пронизывают все со­держание учебно-образовательного процесса.

Они опираются на дос­тижения многообразных НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ: антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр.

Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информаци­онные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положе­нии, но и закономерности.

3. Образование, общество и личность. Целостный процесс образования должен служить интересам об­щества и личности.

Формирование СОВРЕМЕННОГО ТИПА личности пред­стает не просто как передача тех или иных знаний, но и как целостный процесс окультуривания, «возделывания» личности учащегося.

4. Образование как интегративный процесс. Образование — это интегративный процесс.

В нем присутствуют:

А) ком­понента обучения,

Б)компонента передачи и сохранения традиций,

В)твор­ческая компонента, предполагающая развитие эвристической и поис­ковой деятельности.

Образование — процесс непрерывный, который проходит через свои ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ, т.е. совершается как в рамках официальные учебных заведений, имея систематический характер, так и вне их в процессе всей жизнедеятельности людей.

5. Образование и культура. Процесс образования предполагает ПРИОБЩЕНИЕ К БАЗОВЫМ ЦЕННО­СТЯМ КУЛЬТУРЫ и объединяет в себе обучение и воспитание.

Образова­ние обеспечивает необходимую подготовку личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

6. Изменения в образовании как производное от изменений наки и техники. Изменения в науке и техни­ке диктуют необходимость изменений образовательной системы, опи­рающейся на достижения науки.

Без повышения качества и уровня образования невозможно эффективное применение современной тех­ники, ее развитие и внедрение новых научных достижений.

7. Наука, образование, гуманизм. Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образо­вательного процесса, в которых была бы ЗНАЧИМА ЕГО ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, ОРИЕНТАЦИЯ НА ТОЛЕРАНТНОСТЬ, сбалансировано науч­ное и духовное содержание.

В настоящее время говорят о ПОЛИКУЛЬ­ТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, весьма актуальном для мно­гонациональной России.

Утверждается ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ мо­дель научного образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Эта задача реализуется с учетом возможностей новых информационных технологий.

8. Наука и уровни образования. Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следу­ющих уровней:

А)ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО,

Б)МЕЖОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО,

В)ТАКТИЧЕС­КОГО,

Г)СТРАТЕГИЧЕСКОГО,

Д)ГЛОБАЛЬНОГО.

· ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ — предполагает освоение логики учебного предмета,

· МЕЖОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ — предполагает освоение СОВОКУПНОСТИ ДИСЦИПЛИН ДАННО­ГО УЧЕБНОГО КУРСА,

· ТАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ — отвечает за ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ на основании пройденных дисциплин.

· СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ — ставит задачи ИН­ТЕГРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗНАНИЯ ВО ВНУТРЕННЮЮ СМЫСЛОВУЮ СТРУКТУРУ ЛИЧНОСТИ.

· ГЛОБАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ свидетельствует о СУЩНОСТНОМ ЯДРЕ личности, предстающей как ре­зультат интегрального и направленного образовательного процесса.

9. Активные формы образования. Среди современных методов образования актуальными становят­ся активные формы:

А)деловые игры,

Б)тренинги,

В)ИЗУЧЕНИЕ ТИПИЧНЫХ И НЕТИПИЧНЫХ СИТУАЦИЙ,

Г)ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ и

Д)ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХ­НОЛОГИИ.

ПЕРЕМЕНЫ В ОБЩЕСТВЕ ВЕДУТ ЗА СОБОЙ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

10. Негативы современного образовательного процесса. В настоящее время отмечаются многочисленные негативы совре­менного образовательного процесса, ПОТЕРЯ КАЧЕСТВА из-за вписан­ных в него отношений коммерциализации, ПРОЯВЛЯЮЩИМСЯ В ДАННОЙ СФЕРЕ БЮРОКРАТИЗМОМ.

ОБРАЗОВАНИЕ НЕЛЬЗЯ КВАЛИФИЦИРОВАТЬ КАК ОДНУ ИЗ РЫНОЧНЫХ УСЛУГ, НАРЯДУ С ДРУГИМИ.

11. Общие для науки и образования функции. Современные исследователи предлагают выделять две общие как для образования, так и для науки функции.

А) ФУНКЦИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ НЕОГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ОРИЕНТАЦИЮ, в которой присут­ствуют ценностные ориентации на выживание человечества.

Суть ее сводится к ТРАНСЛИРОВАНИЮ ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ НЕ ТОЛЬКО СО­ВОКУПНОСТИ НАКОПЛЕННЫХ ЗНАНИЙ, НО ИМПЕРАТИВОВ НА БУДУЩЕЕ, СОДЕР­ЖАЩИХ ЗАБОТУ О БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЯХ.

Б)Функция, тесно связанная с пер­вой, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ направлена на сохранение природы вооб­ще (ресурсов, Земли, биосферы) и обеспечение максимально благо­приятных и гармоничных экологических условий для существования человека.

Современная система образования стремится к изменению парадигмы образовательного процесса в направлении от ТЕХНОГЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ к ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ.

На вопрос о том, выжи­вет ли человечество в техногенном мире, ученые отвечают, что это во многом зависит от того, насколько наука и образование совместными усилиями будут заботиться о нашем будущем.

19. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ И ИХ СПЕЦИФИКА

ПЛАН

1. Многообразие функций науки.

2. Культурная функция науки.

3. Наука, культура, язык и мир.

4. Этическая и ценностная наполненность науки.

5. Социальная регуляция как функция науки.

6. Почему современную науку называют «Большой наукой».

--------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Многообразие функций науки. Главной функцией науки всегда являлось ПРОИЗВОДСТВО НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

Многообразные функции науки можно про­следить в процессе ее исторического становления:

А)АНТИЧНАЯ НА­УКА демонстрировала значимость функций наблюдения, описания, объяснения.

Б)Изменения картины мира под воздействием и в резуль­тате развития наук указывало на мировоззренческую функцию науки.

Действительно, в современном мире именно научное знание состав­ляет существенную основу и ядро формирования мировоззрения лич­ности.

2. Культурная функция науки. Как социокультурный феномен наука всегда опиралась на сложив­шиеся в обществе КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ, НОРМЫ И ЦЕННОСТИ.

ПОЗНАВА­ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЫЛА ВСЕГДА ВПЛЕТЕНА В БЫТИЕ КУЛЬТУРЫ.

Отсю­да становится понятной культурная и технологическая функции на­уки, которые связаны «с обработкой и возделыванием» человеческого материала, т.е. субъекта практической и познавательной деятельности.

Культурная функция науки несводима только к оценке результа­тов научной деятельности, которые составляют также и совокупный потенциал культуры.

Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания.

Само индивидуальное познание совершается исключи­тельно в окультуренных, социальных формах, принятых и существу­ющих в культуре.

ИНДИВИД ЗАСТАЕТ УЖЕ ГОТОВЫМИ («АПРИОРИ» В ТЕРМИ­НОЛОГИИ И. КАНТА) СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, ПРИОБЩАЯСЬ К НИМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

3. Наука, культура, язык и мир. Исторически человеческое сообщество той или иной эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим инструментарием, специальными понятиями и методами — так называемыми «очками», при помощи которых прочитывалась дей­ствительность, «линзой», сквозь которую она разглядывалась.

Науч­ное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

4. Этическая и ценностная наполненность науки. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и цен­ностную наполненность.

Наука стоит перед лицом проблемы соци­альной ответственности за последствия научных открытий, мораль­ного и нравственного выбора, проблемы нравственного климата в на­учном сообществе.

5. Социальная регуляция как функция науки. Наука в функции фактора социальной регуляции воздействует на потребности общества, становится необходимым ус­ловием рационального управления.

ЛЮБАЯ ИННОВАЦИЯ ТРЕБУЕТ АРГУ­МЕНТИРОВАННОГО НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ.

Проявление регулятивной функции науки осуществляется через сложившуюся в данном обще­стве систему образования, воспитания, обучения и подключения чле­нов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.

6. Почему современную науку называют «Большой наукой». Современную науку называют Большой наукой, которая распола­гает определенной социальной и профессиональной организацией, раз­витой системой коммуникаций.

К началу XXI в. численность ученых в мире достигла свыше 5 млн человек.

Наука включает более 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов.

Наше время называют эрой современной науки, открывающей новые источники энергии и информационные технологии.

Возрастают тенденции ин­тернационализации науки, наука становится предметом междисцип­линарного комплексного анализа.

К ее изучению приступают не толь­ко науковедение, наукометрия, философия науки, но и социология, психология, история и др.

РАЗДЕЛ 1

ТЕМЫ И ПЛАНЫ

1. ГРАНИЦЫ ПРЕДМЕТНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ПЛАН

6. Философия науки как направление философии и как дисциплина.

Предмет философии науки.

Статус философии науки.

Наши рекомендации