Опытное знание не может привести к полной уверенности, что теория истинна, ведь достаточно одного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение, фальсификация.
Традиционный пример: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в Австралии не обнаружили черных лебедей.
Принимая во внимания эти обстоятельства, британский философ и социолог Карл Поппер (1902—1994) предложил в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, ее фальсификацию.
Иначе говоря, в отличие от научных теорий, в принципе фальсифицируемых, ненаучные построения и, в частности, метафизика, неопровержимы.
Их не может опровергнуть какой-либо факт, ибо они по большей части с фактами дела не имеют.
Вместе с тем практическая значимость философии не может быть сведена только к обобщению научных данных:
ФИЛОСОФИЯ БЕРЕТ НА СЕБЯ ТРУД ОСМЫСЛИТЬ ВСЕ МНОГООБРАЗИЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗА МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННИКА, УЧАСТВОВАТЬ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЕГО ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ, ЭТИЧЕСКИХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПРИНЦИПОВ.
14. ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
ПЛАН
1. Перспективы взаимоотношения философии и науки как проблема.
2. Корреляции взаимоотношений философии и науки.
3. Отсутствие в науке критериев социальной значимости ее результатов.
4. В чем состоит положительная задача философии как арбитра результатов научного познания?
5. Философский «горизонт» коренных изменений в науке.
6. Изменение формы философии и фундаментальное научное открытие (рефлексия и саморефлексия).
7. Слитость естественного и технического познания в науке.
8. Разрыв философии и науки как условие выявления особых задач науки.
9. Обоюдность и органичность взаимосвязи философии и науки.
1. Перспективы взаимоотношения философии и науки как проблема. Осмысление перспектив взаимоотношения философии и науки является острой проблемой для современных философов, ученых и методологов.
Так, Ричард Рорти утверждает, что постепенное отделение философии от науки стало возможным благодаря представлению, согласно которому «сердцем» философии служит «теория познания, теория, отличная от наук, потому что она была их основанием».
2. Корреляции взаимоотношений философии и науки. Ретроспективно просматриваются следующие корреляции взаимоотношений философии и науки:
А)наука отпочковалась от философии;
Б)философия, стремясь сохранить за собой функции «ТРИБУНАЛА» ЧИСТОГО РАЗУМА, сделала центральной ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ, проработав ее во всех направлениях;
В)современная философия мыслится как вышедшая из ЭПИСТЕМОЛОГИИ.
3. Отсутствие в науке критериев социальной значимости ее результатов. Наука (особенно естествознание) не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов.
Именно ФИЛОСОФИЯ ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ ПРЕДМЕТОМ СВОЕГО АНАЛИЗА РАССМОТРЕНИЕ НАУКИ КАК СОВОКУПНОГО ЦЕЛОГО В ЕЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ, т.е. возложить на себя бремя ответственности за науку перед человечеством.
ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ НЕ МОГУТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕ СПОНТАННО И БЕСКОНТРОЛЬНО.
Функции контроля, упирающиеся в необходимость предотвращения негативных последствий наисовременнейших научных и технологических разработок, связанных с угрозой существования самого рода Homo sapiens, вынесены вовне, за пределы корпуса науки.
Однако для их эффективного осуществления необходима поддержка институтов государства, права, идеологии, общественного мнения и пр.
4. В чем состоит положительная задача философии как арбитра результатов научного познания? Положительная задача философии состоит в том, чтобы, выполняя функции арбитра, оценивающего совокупность результатов научных исследований В ИХ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ, двигаться по логике развития научных исследований, доходя до исходных рубежей.
То есть до той точки, где возникает сам тип подобных этико-мировоззренческих проблем.
5. Философский «горизонт» коренных изменений в науке. Философы науки уверены, что коренные изменения в науке сопровождаются интенсивным углублением в ее философские основания, и тот, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки XXI в., должен хорошо освоиться с философской мыслью.
Хотя философия исключает из своего рассмотрения частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт познания человечества.
ФИЛОСОФИЯ ОСМЫСЛИВАЕТ СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ, это не попадает в поле зрения частных наук.
В отличие от частных наук, которые иерархизированы и автономно разведены по своим предметным областям, ФИЛОСОФИЯ ИМЕЕТ ОБЩИЕ ГРАНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С КАЖДОЙ ИЗ НИХ.
Это фиксируется областью, которая называется «философские вопросы науки».
6. Изменение формы философии и фундаментальное научное открытие (рефлексия и саморефлексия). Как отмечали классики, философия меняет свою форму с каждым новым открытием в естествознании.