Этот опыт служил предметом веры, но не критики.
5. Специфика мифологического мышления. Мифологическому мышлению свойственны:
А) СЛИТНОСТЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ.
Б) НЕОТЧЕТЛИВОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ, ПРЕДМЕТА И ЗНАКА, ВЕЩИ И СЛОВА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ГЕНЕЗИСА) И СУЩНОСТИ ЯВЛЕНИЙ И Т.Д.
6. Художественно-образное познание. Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и НЕ РЕШАЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, однако содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал.
7. Специфика художественно-образного познания и мышления. Конечно, художественная деятельность несводима целиком к познанию. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его — в том числе и по ЗАКОНАМ КРАСОТЫ.
В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗНАНИЯ о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.
Специфической формой освоения действительности в искусстве является ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗАХ, «чувствующая мысль».
НАУКА ЖЕ ОСВАИВАЕТ МИР ПРЕЖДЕ ВСЕГО В СИСТЕМЕ АБСТРАКЦИЙ.
8. Специфика религиозного познания. Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифологией, является религиозное познание.
Его специфика состоит не только В СПОСОБНОСТИ К ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЮ, к выходу за пределы ЧУВСТВЕННО ОСЯЗАЕМОЙ РЕАЛЬНОСТИ и признании иного («сверхъестественного», «небесного») мира — проще говоря, Бога или богов.
Уникальная способность религии заключается в ПОСТУЛИРОВАНИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЭТИМИ МИРАМИ, т.е. возможности мира сверхъестественного оказывать решающее воздействие на судьбы мира земного и его обитателей. А эта связь реализуется при помощи КУЛЬТА, без которого религия немыслима.
Особенности религиозного познания определяются тем, что ОНО ОБУСЛОВЛЕНО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ФОРМОЙ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ К ГОСПОДСТВУЮЩИМ НАД НИМИ ЗЕМНЫМ СИЛАМ (ПРИРОДНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ).
Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные.
Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран.
9. Производит ли религия знание? Однако религия (как и мифология) не производит знание в СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ и тем более ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ форме.
Она никогда не выполняла и не выполняет ФУНКЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер.
Если для религиозного познания характерно СОЕДИНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ С ВЕРОЙ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ, то СУЩНОСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.
10. Вера как важнейшее понятие религии и религиозного познания. Важнейшим понятием религии и религиозного познания является «вера». В этой связи отметим, что в понятии «вера» следует выделять два аспекта:
а) религиозная вера;
б) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипотезах.
Как подчеркивал А. Эйнштейн, «без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не может быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».
Вместе с тем некоторые другие ученые считают, что науке нужна и религиозная вера, и предлагают «построить мост» не только между философией и наукой, но и между наукой и религией.
8. СПЕЦИФИКА ИГРОВОГО ПОЗНАНИЯ?
ПЛАН
1. Игра как форма познания.
2. Понятие игры в науке.
3. Игра и философия.
4. Важнейшая цель игры.
5. Что есть игра по Хейзингу?
6. Особенности игры.
7. Игра и познание.
8. Игра с методологической точки зрения.
9. Виды игры.
1. Игра как форма познания. Одна из исторически первых форм — игровое познание как ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ не только детей, но и взрослых.
В ходе игры индивид:
А)осуществляет активную познавательную деятельность;
Б)приобретает большой объем новых знаний;
В)впитывает в себя богатства культуры — деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т.п.
Общеизвестно огромное значение игры для удовлетворения неиссякаемой любознательности детей, формирования их духовного мира и определенных знаний, навыков общения.
2. Понятие игры в науке. В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике и других науках.
Здесь все чаще применяются специальные ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ и ИГРОВЫЕ СЦЕНАРИИ, где проигрываются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем.
3. Игра и философия. Целый ряд влиятельных направлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения.
Это, в частности, герменевтика (Гадамер), философская антропология (Финк) и др.
Так, Хейзинга считает игру всеобщим принципом становления культуры, основой человеческого общежития в любую эпоху.
По Гадамеру, игра представляет собой способ бытия произведений искусства, которое в свою очередь есть преимущественный способ свершения (раскрытия) истины.
4. Важнейшая цель игры. Важнейшая цель игры — ФИЗИЧЕСКОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
5. Что есть игра по Хейзингу? Определение игры как таковой дал Хейзинга: «Игра есть добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени, по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия» нежели «обыденная жизнь».
6. Особенности игры. Выделяют следующие характерные особенности игры:
А) возможность вырваться из-под гнета ОБЫЧНЫХ ФОРМ ПРИНУЖДЕНИЯ — экономического, социального, идеологического и даже семейного;
Б) реализация ПОТРЕБНОСТИ В СВОБОДЕ, осуществление БЛОКИРОВАННЫХ ЖЕЛАНИЙ;
В) возможность РЕШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ЗАДАЧ — реализации себя, влияние на других, поднятие своего престижа и т.п.
7. Игра и познание. Игра (в любых своих формах) открывает много возможностей для познания предметов, людей, обстоятельств и т.п., которые так или иначе оказываются «втянутыми» в игру.
В современных исследованиях в качестве главной особенности игры в сравнении с другими формами человеческой деятельности отмечается, что взаимосвязь СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ЗДЕСЬ НОСИТ УСЛОВНЫЙ, СИМВОЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.
8. Игра с методологической точки зрения. С методологической точки зрения игра — это прежде всего ИМИТАЦИЯ реально существующих или потенциально реализуемых систем отношений, гипотез, теорий, правил (норм) деятельности, особенностей конкретных личностей и т.п.
9. Виды игры. По разным основаниям выделяют различные виды игр — учебные, спортивные, военные, деловые, ролевые, имитационные, управленческие, исследовательские, физические и интеллектуальные и т.д.
Разнообразие игр определяет и разнообразие их познавательных функций и характеристик.
9. ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ
ПЛАН
1. Личностное знание как форма знания.
2. Знание и личность.
3. Личностное знание и переживание.
4. Два типа знания по Полани.
5. Как приобретается неявное знание?
1. Личностное знание как форма знания. Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием достаточно известную (особенно в современной западной гносеологии) концепцию личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани (1891—1976).
Он исходил из того, что знание — это активное постижение познавательных вещей, действие, ТРЕБУЮЩЕЕ ОСОБОГО ИСКУССТВА И ОСОБЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
2. Знание и личность. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) НЕ МОГУТ БЫТЬ ДЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫМИ.
А это значит, что людей (а точнее — ученых) со всеми их интересами, пристрастиями, целями и т.п. нельзя отделить от производимых ими знаний или механически заменить другими людьми.
Согласно Полани, личностное знание необходимо предполагает ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ САМООТДАЧУ. В нем запечатлена не только познаваемая действительность, но САМА ПОЗНАЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ, ее заинтересованное (а не безразличное) отношение к знанию, ЛИЧНЫЙ ПОДХОД к его трактовке и использованию, СОБСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ его В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ, СУГУБО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, ИЗМЕНЧИВЫХ И, КАК ПРАВИЛО, НЕКОНТРОЛИРУЕМЫХ АССОЦИАЦИЙ.
3. Личностное знание и переживание. Личностное знание — это не просто совокупность каких-то утверждений, но и ПЕРЕЖИВАНИЕ ИНДИВИДА.
Личность живет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не просто констатирует его существование.
Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и эта «добавка» не свидетельство несовершенства, но насущный необходимый элемент знания, что не делает последнее чисто субъективным.
4. Два типа знания по Полани. Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания:
А)ЯВНОЕ ЗНАНИЕ, артикулированное, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других формах рационального мышления, и
Б)НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ, имплицитное, не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта.
Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве.
Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается «из рук в руки».
5. Как приобретается неявное знание? Неявное знание приобретается и осваивается только в непосредственном общении и личных контактах ученых.
Это знание практически не выражается в явной форме в виде описаний, диаграмм, инструкций и т.п. Оно представляет собой наработанный годами ПРАКТИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КОНКРЕТНОГО УЧЕНОГО — его манера исследования, навыки экспериментирования и т.п.
Тем самым НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ ОСТАЕТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛЯ, НА КОТОРОМ ПРОИСХОДЯТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ, но оказывает существенное воздействие на их содержание и характер.
10. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ)
ПЛАН
1. Что такое проблема демаркации?
2. Каковы основные особенности именно научного познания?
А) Обнаружение объективных законов.
Б) Предвидение будущего.
В) Объективная истина как цель и ценность.
Г) Системность.
Д) Методологическая рефлексия.
Е) Доказательность.
Ж) Производство и воспроизводство новых знаний.
З) Верификация и фальсификация научных утверждений.
К) Материальные средства познания.
Л) Идеальные средства познания.
М) Идеализированные объекты.
Н) Использование искусственного (формализованного) языка.
О) Наличие подготовленного субъекта познавательной деятельности
3. Относительность границ между наукой и ненаукой.
1. Что такое проблема демаркации? Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности — это проблема демаркации, т.е. это ПОИСК КРИТЕРИЕВ РАЗГРАНИЧЕНИЯ СОБСТВЕННО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И НЕ (ВНЕ) НАУЧНЫХ ПОСТРОЕНИЙ.
2. Каковы основные особенности именно научного познания? К числу таких критериев можно отнести следующее:
А) Обнаружение объективных законов. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — ОБНАРУЖЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
Отсюда ориентация исследования главным образом на:
-- общие, существенные свойства предмета,
--необходимые характеристики предмета и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.
Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
Это основной признак науки, главная ее особенность.
Б)Предвидение будущего. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов НАУКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРЕДВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО С ЦЕЛЬЮ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.
Выдающиеся творцы науки обращали внимание на то, что ГЛУБОКИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ДОЛЖНЫ ПОТЕНЦИАЛЬНО СОДЕРЖАТЬ В СЕБЕ «ЦЕЛЫЕ СОЗВЕЗДИЯ БУДУЩИХ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И НЕОЖИДАННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИЛОЖЕНИЙ».
Иначе говоря, наука обязана обеспечить СВЕРХДАЛЬНЕЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта.
Наука должна быть нацелена не только на изучение объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем.
В) Объективная истина как цель и ценность. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ И ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — объективная истина, постигаемая преимущественно РАЦИОНАЛЬНЫМИ средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.
Отсюда характерная черта научного познания — ОБЪЕКТИВНОСТЬ,устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения.
Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания.
Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритического отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.
Г) Системность. СУЩЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО СИСТЕМНОСТЬ, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.
Собрание разрозненных знаний (а тем более их механический агрегат, «суммативное целое»), не объединенных в систему, еще не образует науки.
ЗНАНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В НАУЧНЫЕ, КОГДА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ СОБИРАНИЕ ФАКТОВ, ИХ ОПИСАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ДОВОДЯТСЯ ДО УРОВНЯ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ПОНЯТИЙ, В СОСТАВ ТЕОРИИ.
Наука есть не только целостная, но и развивающаяся система, как таковыми являются и конкретные научные дисциплины, а также другие элементы структуры науки — проблемы, гипотезы, теории, научные парадигмы и т.д.
Сегодня все сильнее утверждается мысль о том, что НАУКА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ОРГАНИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА, НО И СИСТЕМА ОТКРЫТАЯ, САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ.
Современная (постнеклассическая) наука все более активно усваивает идеи и методы синергетики, которая становится коренным основанием науки XXI в.
НАУКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ БОЛЕЕ ШИРОКОГО ЦЕЛОГО, БУДУЧИ ВАЖНЕЙШИМ ОРГАНИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТОМ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Д) Методологическая рефлексия.ДЛЯ НАУКИ ХАРАКТЕРНА ПОСТОЯННАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — ОСОЗНАНИЕМ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, посредством которых исследуются данные объекты.
При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, однако в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т.п. Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как любой человек, не вмещается полностью в их рамки.
Е)Доказательность.НАУЧНОМУ ПОЗНАНИЮ ПРИСУЩА СТРОГАЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ, ОБОСНОВАННОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬ ВЫВОДОВ. Знание для науки есть доказательное знание.
Иначе говоря, знание (если оно претендует на статус научного) ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДТВЕРЖДЕНО ФАКТАМИ И АРГУМЕНТАМИ.
Вместе с тем в науке немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений, заблуждений и т.п.
Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
Специфическими средствами обоснования истинности знания в науке являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.
Ж) Производство и воспроизводство новых знаний. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ СЛОЖНЫЙ, ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ЗНАНИЙ, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других ИДЕАЛЬНЫХ ФОРМ, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п.
ВЫРАБОТКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО (И ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ИСКУССТВЕННОГО) НАУЧНОГО ЯЗЫКА — ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В НАУКЕ.
Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами.
ПРОЦЕСС НЕПРЕРЫВНОГО САМООБНОВЛЕНИЯ НАУКОЙ СВОЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА — ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ (КРИТЕРИЙ) НАУЧНОСТИ.
З) Верификация и фальсификация научных утверждений. ЗНАНИЕ, ПРЕТЕНДУЮЩЕЕ НА СТАТУС НАУЧНОГО, ДОЛЖНО ДОПУСКАТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ.
Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется ВЕРИФИКАЦИЕЙ.
Процесс установления ложности научных утверждений — ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ.
УТВЕРЖДЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ, КОТОРЫЕ В ПРИНЦИПЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ПОДВЕРГНУТЫ ЭТИМ ПРОЦЕДУРАМ, КАК ПРАВИЛО, НЕ СЧИТАЮТСЯ НАУЧНЫМИ.
ВЫВОД: Иначе говоря, познание может считаться научным, когда оно:
а) дает возможность постоянной проверки «на истинность»;
б) когда его результаты могут быть многократно повторены и воспроизведены эмпирически в любое время, любым исследователем, в разных странах;
в) важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.