Считая фальсифицируемость более важным критерием научности, чем верификацию, поппер отмечал: «я признаю некоторую систему научной только в том случае, если имеется возможность ее опытной проверки».
К) Материальные средства познания. В процессе научного познания применяются такие специфичес-
кие МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).
Л) Идеальные средства познания. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких ИДЕАЛЬНЫХ (ДУХОВНЫХ) СРЕДСТВ и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.
М) Идеализированные объекты. Широкое применение экспериментальных средств и систематическая работа с ИДЕАЛИЗИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ —характерные черты развитой науки.
Н) Использование искусственного (формализованного) языка. Необходимым условием научного исследования является выработка и широкое использование специального (искусственного, формализованного) языка, пригодного для строгого, точного описания ее объектов, необычных с точки зрения здравого смысла. Язык науки постоянного развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира.
О)Наличие подготовленного субъекта познавательной деятельности. Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности — отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает:
А) сложившийся запас знаний,
Б)средства и методы его получения,
В)систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания,
Г) его этические принципы.
ЭТА ПОДГОТОВКА ДОЛЖНА СТИМУЛИРОВАТЬ НАУЧНЫЙ ПОИСК, НАЦЕЛЕННЫЙ НА ИЗУЧЕНИЕ ВСЕ НОВЫХ И НОВЫХ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВИСИМО ОТ СЕГОДНЯШНЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ПОЛУЧАЕМЫХ ЗНАНИЙ.
3. Относительность границ между наукой и ненаукой. Таковы основные критерии науки в собственном смысле, которые позволяют в определенной мере осуществить демаркацию (провести границы) между наукой и ненаукой.
Эти границы, как и все другие, относительны, условны и подвижны, ибо и в этой сфере «ПРИРОДА НЕ СТАВИТ СВОИ СОЗДАНИЯ ШЕРЕНГАМИ» (Гегель).
ЭТИ КРИТЕРИИ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВЫПОЛНЯЮТ «ОХРАНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ», ОГРАЖДАЮТ НАУКУ ОТ НЕПРИГОДНЫХ, НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ, «БРЕДОВЫХ» ИДЕЙ.
(Г.Б.: Однако, ограждают и от новых, «сумасшедших» идей, без которых нет истории науки )
Поскольку познание безгранично, неисчерпаемо, находится в развитии, то система критериев научности — это конкретно-историческая, открытая система. А это означает, что не существует и не может существовать раз навсегда завершенного, законченного «списка» данных критериев.
В современной философии науки называют и другие критерии научности, кроме вышеназванных.
Это, в частности:
А) критерий ЛОГИЧЕСКОЙ НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ,
Б) ПРИНЦИПЫ ПРОСТОТЫ, КРАСОТЫ, ЭВРИСТИЧНОСТИ, КОГЕРЕНТНОСТИ и некоторые другие.
ВМЕСТЕ С ТЕМ ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ОТВЕРГАЕТ НАЛИЧИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ.
11. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
ПЛАН
1. Специально-научные знания и философия.
2. Каково соотношение науки и философии?
1. Специально-научные знания и философия. Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что НИКАКАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, И ФИЛОСОФИЯ В ТОМ ЧИСЛЕ, НЕ МОЖЕТ ВОБРАТЬ В СЕБЯ ВСЮ СОВОКУПНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О МИРОЗДАНИИ.
А) Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п.
Б) Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как философия не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество позиций и интерпретаций этой проблемы.
2. Каково соотношение науки и философии?
А)Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр.
Б)Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира.
В)Философию же интересует МИР В ЦЕЛОМ, она устремлена к целостному постижению универсума. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».
Г)Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества.
Д)Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, ВЫНОСЯ ЗА СКОБКИ ЛИЧНОСТНОЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧЕНОГО К ИЗУЧАЕМЫМ ЯВЛЕНИЯМ И ТЕМ СОЦИАЛЬНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ, К КОТОРЫМ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ТО ИЛИ ИНОЕ ОТКРЫТИЕ.
Е)Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса.
Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.
Ж) Мир в глазах философа — не просто статичный пласт реальности, но ЖИВОЕ ДИНАМИЧНОЕ ЦЕЛОЕ.
Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены:
- ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ,
-ЦИКЛИЧНОСТЬ И СПОНТАННОСТЬ,
-УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И ДЕСТРУКЦИЯ,
-СИЛЫ ДОБРА И ЗЛА,
-ГАРМОНИИ И ХАОСА.
З)ФИЛОСОФСТВУЮЩИЙ РАЗУМ ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ.
Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру).
К)Принимая во внимание научные данные и опираясь на них, она идет дальше, рассматривая вопрос о СУЩНОСТНОМ СМЫСЛЕ и значимости процессов и явлений В КОНТЕКСТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.
Л) Представители науки обычно не задаются вопросом, КАК ВОЗНИКЛА ИХ ДИСЦИПЛИНА, В ЧЕМ ЕЕ СОБСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА и отличие от прочих.
Если эти проблемы затрагиваются, ученый вступает в сферу истории и философии науки.
М)Философия же всегда СТРЕМИЛАСЬ ВЫЯСНИТЬ ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВСЯКОГО ЗНАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СОБСТВЕННО ФИЛОСОФСКОГО.
Она направлена на выявление таких ДОСТОВЕРНЫХ ОСНОВ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия ИСТИНЫ ОТ МНЕНИЯ, ЭМПИРИИ ОТ ТЕОРИИ, СВОБОДЫ ОТ ПРОИЗВОЛА, НАСИЛИЯ ОТ ВЛАСТИ).
ПРЕДЕЛЬНЫЕ И ПОГРАНИЧНЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫМИ ОТДЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ЛИБО НАЧИНАЕТСЯ, ЛИБО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, — ИЗЛЮБЛЕННАЯ ТЕМА ФИЛОСОФСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ.
Н)Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на ВЫРАБОТКУ И СИСТЕМАТИЗАЦИЮ СТРОГИХ И ОБЪЕКТИВНЫХ ЗНАНИЙ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Наука — это форма общественного сознания, направленная на:
А) ПРЕДМЕТНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА;
Б) ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ;
В) ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
Цель науки всегда была связана с:
А) ОПИСАНИЕМ,
Б)ОБЪЯСНЕНИЕМ и
В)ПРЕДСКАЗАНИЕМ процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов.
Философия основывается на ТЕОРЕТИКО-РЕФЛЕКСИВНОМ и ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОМ отношении субъекта к объекту.
Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых ИДЕАЛОВ, НОРМ и КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
К ее основным, исторически сложившимся разделам относятся:
А)ОНТОЛОГИЯ,
Б)ГНОСЕОЛОГИЯ,
В)ЛОГИКА,
Г)ДИАЛЕКТИКА,
Д)ЭТИКА,
Е)ЭСТЕТИКА,
а также:
А)АНТРОПОЛОГИЯ,
Б)СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ,
В)ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ,
Г)ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ,
Д)МЕТОДОЛОГИЯ,
Е)ФИЛОСОФИЯ НАУКИ,
Ж)ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ и пр.