Считая фальсифицируемость более важным критерием научности, чем верификацию, поппер отмечал: «я признаю некоторую систему научной только в том случае, если имеется возможность ее опытной проверки».

К) Материальные средства познания. В процессе научного познания применяются такие специфичес-
кие МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).

Л) Идеальные средства познания. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких ИДЕАЛЬНЫХ (ДУХОВНЫХ) СРЕДСТВ и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.

М) Идеализированные объекты. Широкое применение экспериментальных средств и систематическая работа с ИДЕАЛИЗИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ —характерные черты развитой науки.

Н) Использование искусственного (формализованного) языка. Необходимым условием научного исследования является выработка и широкое использование специального (искусственного, формализо­ванного) языка, пригодного для строгого, точного описания ее объек­тов, необычных с точки зрения здравого смысла. Язык науки посто­янного развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира.

О)Наличие подготовленного субъекта познавательной деятельности. Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности — отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает:

А) сложившийся запас знаний,

Б)средства и методы его получения,

В)систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания,

Г) его этические принципы.

ЭТА ПОДГОТОВКА ДОЛЖНА СТИМУЛИРОВАТЬ НАУЧНЫЙ ПОИСК, НАЦЕЛЕННЫЙ НА ИЗУЧЕНИЕ ВСЕ НОВЫХ И НОВЫХ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВИСИМО ОТ СЕГОДНЯШНЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ПОЛУЧАЕМЫХ ЗНАНИЙ.

3. Относительность границ между наукой и ненаукой. Таковы основные критерии науки в собственном смысле, которые позволяют в определенной мере осуществить демаркацию (провести границы) между наукой и ненаукой.

Эти границы, как и все другие, относительны, условны и подвижны, ибо и в этой сфере «ПРИРОДА НЕ СТАВИТ СВОИ СОЗДАНИЯ ШЕРЕНГАМИ» (Гегель).

ЭТИ КРИТЕРИИ, ТАКИМ ОБ­РАЗОМ, ВЫПОЛНЯЮТ «ОХРАНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ», ОГРАЖДАЮТ НАУКУ ОТ НЕПРИГОДНЫХ, НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ, «БРЕДОВЫХ» ИДЕЙ.

(Г.Б.: Однако, ограждают и от новых, «сумасшедших» идей, без которых нет истории науки )

Поскольку познание безгранично, неисчерпаемо, находится в раз­витии, то система критериев научности — это конкретно-историчес­кая, открытая система. А это означает, что не существует и не может существовать раз навсегда завершенного, законченного «списка» дан­ных критериев.

В современной философии науки называют и другие критерии на­учности, кроме вышеназванных.

Это, в частности:

А) критерий ЛОГИЧЕС­КОЙ НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ,

Б) ПРИНЦИПЫ ПРОСТОТЫ, КРАСОТЫ, ЭВРИСТИЧНОСТИ, КОГЕРЕНТНОСТИ и некоторые другие.

ВМЕСТЕ С ТЕМ ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ОТВЕРГАЕТ НАЛИЧИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ НАУЧ­НОСТИ.

11. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

ПЛАН

1. Специально-научные знания и философия.

2. Ка­ково соотношение науки и философии?

1. Специально-научные знания и философия. Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что НИКАКАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, И ФИЛОСОФИЯ В ТОМ ЧИСЛЕ, НЕ МО­ЖЕТ ВОБРАТЬ В СЕБЯ ВСЮ СОВОКУПНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О МИРОЗДАНИИ.

А) Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п.

Б) Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как философия не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество — в филосо­фии или науке, какова их действительная взаимосвязь, поро­дил множество позиций и интерпретаций этой проблемы.

2. Ка­ково соотношение науки и философии?

А)Специальные науки служат отдельным конкретным потреб­ностям общества: технике, экономике, обучению, законодатель­ству и пр.

Б)Они изучают свой специфический срез действитель­ности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными ча­стями мира.

В)Философию же интересует МИР В ЦЕЛОМ, она уст­ремлена к целостному постижению универсума. Она задумы­вается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смыс­ле справедливо определение философии как науки «о первона­чалах и первопричинах».

Г)Частные науки обращены к явлениям, существующим объек­тивно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества.

Д)Свои выводы наука формулирует в теориях, за­конах и формулах, ВЫНОСЯ ЗА СКОБКИ ЛИЧНОСТНОЕ, ЭМОЦИОНАЛЬ­НОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧЕНОГО К ИЗУЧАЕМЫМ ЯВЛЕНИЯМ И ТЕМ СОЦИ­АЛЬНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ, К КОТОРЫМ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ТО ИЛИ ИНОЕ ОТКРЫТИЕ.

Е)Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вы­зывает особого интереса.

Закон тяготения, квадратные уравне­ния, система Менделеева, законы термодинамики объектив­ны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.

Ж) Мир в глазах философа — не просто статичный пласт реально­сти, но ЖИВОЕ ДИНАМИЧНОЕ ЦЕЛОЕ.

Это многообразие взаимо­действий, в котором переплетены:

- ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ,

-ЦИК­ЛИЧНОСТЬ И СПОНТАННОСТЬ,

-УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И ДЕСТРУКЦИЯ,

-СИЛЫ ДОБРА И ЗЛА,

-ГАРМОНИИ И ХАОСА.

З)ФИЛОСОФСТВУЮЩИЙ РАЗУМ ДОЛ­ЖЕН ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ.

Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отноше­нии мышления к бытию (человека к миру).

К)Принимая во вни­мание научные данные и опираясь на них, она идет дальше, рассматривая вопрос о СУЩНОСТНОМ СМЫСЛЕ и значимости про­цессов и явлений В КОНТЕКСТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.

Л) Представители науки обычно не задаются вопросом, КАК ВОЗ­НИКЛА ИХ ДИСЦИПЛИНА, В ЧЕМ ЕЕ СОБСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА и отли­чие от прочих.

Если эти проблемы затрагиваются, ученый всту­пает в сферу истории и философии науки.

М)Философия же все­гда СТРЕМИЛАСЬ ВЫЯСНИТЬ ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВСЯКОГО ЗНА­НИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СОБСТВЕННО ФИЛОСОФСКОГО.

Она направлена на выявление таких ДОСТОВЕРНЫХ ОСНОВ, которые могли бы слу­жить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия ИСТИНЫ ОТ МНЕНИЯ, ЭМПИРИИ ОТ ТЕОРИИ, СВОБОДЫ ОТ ПРОИЗВОЛА, НАСИЛИЯ ОТ ВЛАСТИ).

ПРЕДЕЛЬНЫЕ И ПО­ГРАНИЧНЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫМИ ОТДЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОБ­ЛАСТЬ ЛИБО НАЧИНАЕТСЯ, ЛИБО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, — ИЗЛЮБЛЕННАЯ ТЕМА ФИЛОСОФСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ.

Н)Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на ВЫРАБОТКУ И СИСТЕМАТИЗАЦИЮ СТРОГИХ И ОБЪЕКТИВНЫХ ЗНАНИЙ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Наука — это форма общественного сознания, направленная на:

А) ПРЕДМЕТНОЕ ПОСТИ­ЖЕНИЕ МИРА;

Б) ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ;

В) ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Цель науки всегда была связана с:

А) ОПИСАНИЕМ,

Б)ОБЪЯСНЕ­НИЕМ и

В)ПРЕДСКАЗАНИЕМ процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов.

Философия основывается на ТЕОРЕТИКО-РЕФЛЕКСИВНОМ и ДУХОВ­НО-ПРАКТИЧЕСКОМ отношении субъекта к объекту.

Она оказы­вает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых ИДЕАЛОВ, НОРМ и КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

К ее основным, исторически сложившимся разделам относят­ся:

А)ОНТОЛОГИЯ,

Б)ГНОСЕОЛОГИЯ,

В)ЛОГИКА,

Г)ДИАЛЕКТИКА,

Д)ЭТИКА,

Е)ЭСТЕ­ТИКА,

а также:

А)АНТРОПОЛОГИЯ,

Б)СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ,

В)ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ,

Г)ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ,

Д)МЕТОДОЛОГИЯ,

Е)ФИЛОСОФИЯ НАУКИ,

Ж)ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ и пр.

Наши рекомендации