Гипотеза Принцип Закономерность Понимание
Теория Закон Интуиция Наука
Литература по теме:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основная:
1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.
2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.
4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.
Дополнительная:
1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.
3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.
4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
Темы докладов:
1. Роль практики в научном познании.
2. Интуиция, наука, творчество, и их диалектическая взаимосвязь.
3. Роль гуманитарных наук в деятельности правоохранительных органов.
4. Вненаучные формы познания.
5. Закономерности научного познания.
6. Структура эмпирического и теоретического уровней познания
Методические рекомендации
1. Первый вопрос выясняет специфические черты науки, отличающие её от других форм освоения действительности. Наука, как сложная система объективных знаний, представляет собой творческий процесс исследования и имеет свою структуру. Помимо уже известных форм и уровней познания следует при подготовке к этому вопросу уяснить значимость норм, идеалов исследования, картину мира и философские основания науки. Выясняя основные функции науки (познавательную, эвристическую, аксиологическую, прогнозирующую), сравните их с функциями философии. Следует уяснить, что многообразие наук в современном мире затрудняет их классификацию, которая остаётся проблематичной до настоящего времени.
2. Во втором вопросе, посвященном уровням и формам научного познания, следует обратить внимание, что научное познание, опирающееся на чувственное и рациональное, систематизирует полученное знание. В процессе этой систематизации в структуре научного познания выделяется два уровня: эмпирический и теоретический. Для успешного освоения материала необходимо уяснить понятие “эмпирического факта” и “эмпирической закономерности” как основных форм первого уровня познания, где мир познаётся со стороны внешних свойств и связей. Теоретический уровень представлен проблемой, гипотезой и теорией, следует выявить структуру теории как основы любой науки.
3. Вопрос о методах научного познания является продолжением предыдущих вопросов. Метод как способ освоения действительности играет важную роль. Необходимо усвоить классификацию методов, ибо методы могут быть различными: по объему, по уровню, по применяемым сферам. Но следует придерживаться общепринятого разделения на эмпирические (сравнение, измерение, описание, наблюдение, эксперимент и их сущность) и теоретические (моделирование, идеализация, единство исторического и логического, системно-структурный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному) методы научного познания. При обсуждении конкретных методов научного познания следует иметь в виду особенности юридического, экономического познания. Исследованием методов познания занимается методология – специальная наука. В каждой отрасли знаний существует своя методология, однако, в качестве универсальной методологии выступает философия.
4. При подготовке ответа на вопрос «Научная революция, сущность и основные этапы ее развития» следует уяснить, что научная революция-это специфическое социальное явление, возникающее на основе внутренних противоречий в научном познании. Сущностными чертами научной революции являются необходимость теоретического синтеза нового эмпирического материала, коренные изменения господствующих представителей о природе, возникновение кризисной ситуации на основе новых открытий.
В ходе научных революций происходит развитие и совершенствование понятия «науки» от «классической», претендующей на признание абсолютной истины в науке (XVII-XVIII в.в.) к неклассической, признающей наличие множества теорий и относительную истину (XIX- начало XX в.в.), и далее - к постклассической, отличающейся синтезом теоретического и прикладного знания, фундаментального и экспериментального (с середины XX в.).
Научный прогресс прошел в своем развитии четыре этапа, выясните сущность и значимость каждой из четырех научных революций и основные научные открытия. Необходимо осмыслить понимание научного процесса в философии постпозитивизма (Т.Кун «Структура научных революций», И.Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции», С.Тулмин «Концептуальные революции в науке»).
Контрольные вопросы и задания:
1. Каковы специфические признаки научного познания?
2. Каковы особенности социогуманитарного познания?
3. Что такое духовное производство?
4. Как соотносятся понятия "правда" и "истина"?
5. Что такое интуиция и каковы условия ее возникновения?
6. Каким может быть соотношение знания и веры?
7. Подберите примеры для иллюстрации уровней, методов и форм научного познания.
8. Каково соотношение естественнонаучной картины мира и философских оснований науки.
Тесты для самоконтроля:
1. Какая из форм познания является основой для эмпирического уровня научного познания?
а) Теория;
б) Факт;
в) Гипотеза;
г) Представление.
2. Какие из указанных методов используются на теоретическом уровне научного познания?
а) Наблюдение;
б) Единство исторического и логического;
в) Моделирование;
г) Сравнение;
д) Описание.
3. Какие из указанных черт отличают научное познание от обыденного?
а) Объективность;
б) Субъективность;
в) Системность;
г) Доказательность;
д) Вероятность.
4. Какое из приведенных определений вы считаете правильным?
а) Гипотеза- система доказанных знаний.
б) Гипотеза- вопрос, который надо решить.
в) Гипотеза-предсказание о явлениях природной и социальной действительности.
г) Гипотеза-это система знаний о мире и человеке.
5. Выберите правильное определение.
а) Научная революция-это скачок от незнания к знанию.
б) Научная революция-это переход от одной теории к другой.
в) Научная революция-это социальное явление, возникающая на основе внутренних противоречий в науке, вызванных новыми открытиями.
г) Научная революция-это переосмысление прежних знаний на основе новых открытий.
Семинар по теме " Философские проблемы права".
Учебные вопросы:
1. Предмет и функции философии права.
2. Основные проблемы философии права.
3. Философия права как методология права.
4. Правоохранительная деятельность как философско-правовая проблема.
Место и роль философии права в подготовке сотрудников ОВД.
Основные понятия по теме.
Право Легитимность Аксиология
Естественное право Правосознание Герменевтика
Позитивное право Правоприменение Феноменология
Литература по теме:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основная:
1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.
2. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов – 4-е изд. перер. и доп. – М.: Норма, 2012.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.
4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.
Дополнительная:
1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.
3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.
4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
Методические рекомендации.
1. При рассмотрении первого вопроса необходимо учитывать, что исторически сложилось два подхода в понимании философии права:
- философский подход, осмысливающий проблемы права от философии к философии права;
- юридический подход, идущий от юриспруденции к философии права.
Оба подхода представляют интерес, так как позволяют конкретизировать предмет философии права. Философия права представляет сложный синтез философии, теории права, отраслевых юридических и других наук. Определение ее предмета предполагает выяснение соотношения и взаимодействия с этими науками, что позволяет вскрыть общность и различие их назначения и роли в познании права. От чистой философии она отличается тем, что использует не только всеобщие законы и категории диалектики, но и общенаучные и частнонаучные методы.
Философия права, как познавательный базис всех юридических наук, представляет собой сложную науку, включающую в себя ряд компонентов:
- систему методов;
- учение о них;
- общие и специальные способы познания.
Философия права, соединив в себе познавательные возможности всех юридических наук, умножает и обогащает исследовательский потенциал каждой из них. Философия права занимается познанием права как необходимой свободы, равенства и справедливости в общественной жизни.
Необходимо обратить внимание на следующие функции философии права:
- Легитимирующаяпроявляется в способности философии права оценивать политико-правовые институты как «пригодные» и «непригодные» для человеческого существования;
- Мировоззренческаяпроявляется в формировании правосознания и правовой культуры;
- Познавательнаявыявляет специфику знания права по сравнению с другими видами гуманитарного познания;
- Методологическая вырабатывает методологические принципы и приемы познания, которые необходимы для конкретных юридических наук;
- Воспитательная способствует осознанию норм права и возможности свободного волеизьявления.
2. При изучении второго вопроса следует учитывать, что основные проблемы философии права осмысливаются в правовой онтологии, правовой гносеологии и методологии, а также правовой аксиологии. В рамках онтологии права, как учения о бытии права, исторически сложилось три основных типа правопонимания:
- легистская онтология, в которой право понимается как позитивный закон, представленный в виде текста соответствующего официального документа, который трактуется (понимается и интерпретируется) в качестве нормативно-правовой акта и источника права;
- естественно-правовая онтология, в которой право понимается как бытие естественного права;
- либертарно-юридическая онтология,в которой находит отражение объективная сущность права и требование принципа формального равенства. Формальное равенство как сущность права выражается в трех основных моментах:
- право как равная мера;
- право как всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей;
- право как всеобщая справедливость.
Гносеология права как учение о познании права включает в себя проблемы:
- специфика познания права как социальной действительности;
- специфика правовой истины;
- специфика методов исследования права как особой социальной реальности.
Следующий раздел философско-правовой проблематики связан с аксиологией права. Аксиология права как учение о правовых ценностях включает в себя следующие проблемы:
- понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т.д.)
- ценностные суждения и оценки о правовом значении, ценностном смысле с точки зрения права, фактически данного закона(позитивного права) и публичной власти;
- проблема поведения субъектов права.
3. При обсуждении третьего вопроса основное внимание следует уделить методологическим аспектам изучения права. Философия права как методология права может быть представлена в трех значениях:
- методология познания права,
- методология правового творчества,
- методология применения права.
Методология познания права разрабатывает и предлагает теории права и конкретным юридическим наукам систему принципов, методов и понятий, которые они не способны выработать сами. Философия вырабатывает принципы:
- объективности,
- всесторонности,
- единства исторического и логического,
- активности субъекта.
Далее следует перейти к характеристике методологии правого творчества. Методология правотворчества – это сознательная и целенаправленная работа, направленная на корректировку норм права, соответствующих действительности. Обязательным элементом правоохранительной деятельности является правоприменительная практика. Методология применения права включает в себя всего две возможные процедуры:
- Во-первых, систему правоприменительной деятельности, включающую в себя весь комплекс действий на реализацию права, а также государственные инстанции, осуществляющие эти действия;
- Во-вторых, методы применения права в узком смысле, подведение конкретного случая под регулирующую его общую норму.
Правоприменительная практика связана с набором определенных принципов применения права:
- Соразмерности – применяемые правом ограничения должны быть соразмерны характеру и содержанию действия;
- Надежности - право будет применяться в соответствии с установленными процедурами, а средства реализации не превратятся в самоцель;
- Эффективности – применение права должно привести к результату, заложенному в цели права;
- Экономичности – применение права осуществляется наиболее оптимальным способом;
Завершить рассмотрение третьего вопроса необходимо анализом методов философии права. В этот перечень можно включить:
- Метод критической рефлексии, отличающий философское знание от юридического, где размышление о праве идет параллельно с созданием и корректировкой форм и способов осмысления;
- Герменевтический – метод понимания и интерпретации права и правовой реальности;
- Феноменологический метод, основанный на феноменологической редукции, который представлен тремя подходами:
а) Анализ права с точки зрения «природы вещей» (Г.Радбрух, Г.Фехнер);
б) Экзистенциалистский, соединяющий феноменологическую редукцию с сущностью и существованием правовой действительности (французский философ П.Амселек);
в) Подход к праву с точки зрения философии ценностей, основанный на феноменологической теории ценностей (М.Шелер, Н.Гартман);
- Синергетический,способствующий осмыслению соотношения понятий «права», «гармонии» и «порядка»;
- «Либертартный» - всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства;
- Процедуральный метод, предложенный Робертом Алекси. Эта методология предлагает наделить право возможностью оперативно реагировать на новые явления, порождаемые современной правовой реальностью.
4. Ранее уже отмечалось, что обязательным элементом правоохранительной деятельности является правоприменительная практика. Вопрос применения права является принципиально важным при рассмотрении методологических проблем. Применение права – это практическая деятельность, направленная на реализацию права в жизни. Разработка принципов и методов применения права также входит в круг методологии права. Правоприменение – это тот аспект бытия права, который в значительной мере зависит от субъективного фактора, то есть от людей, применяющих право в реальной практике. Это обстоятельство делает работу профессиональных юристов социально значимой и ответственной, повышает общественное внимание к их деятельности.
Можно выделить два концептуальных подхода к проблеме применение права. Первый является узким, “юридическим” и состоит в том, что лицо, занимающееся применением права, разрабатывает процедуру подведения частного правового случая под общее правило. Этот подход называют “формально-правовым”. Он совершенно не обращает внимания на контекст, в котором происходит реализация права, то есть на детали времени и места.
Второй подход называют “социологическим”. Его сторонники считают, что в самой социальной реальности содержатся и цель права, и способы осуществления этой цели. Нужно исходить из этой реальности, отыскивая эмпирическим путем правовую норму, лучше всего подходящую постулируемой цели.
Практика правоприменения показывает, что оба эти подхода, взятые в отрыве друг от друга, не позволяют разработать эффективную стратегию применения права. Первый слишком оторван от жизни, а второй, напротив, слишком вольно обращается с правом. Поэтому разработана методология применения права, которая снимает крайности указанных подходов.
Интерес к методологическим проблемам правовой теории и практики прямо связан с реальным состоянием правопорядка и повышается во времена политических и экономических кризисов, подрывающих веру людей в возможности справедливого социального устройства. Право, считающееся основным институтом организации социального порядка в разнородном политическом обществе, в ситуации мультикультурного мира нуждается в новом обосновании и в новых принципах применения.