Наука в Средневековье и в эпоху Возрождения
1. Научно-технические знания арабско-мусульманского мира (VII-XII вв.)
2. Развитие науки и техники в раннесредневековой Европе и Византии
3. Наука и техника эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)
1.В ранее Средневековье центр культурного развития и научного познания сместился на Восток. Здесь к IX в. сложился Арабский халифат, крупнейшее исламское государство Средних веков, который занимало земли, ранее принадлежавшие Римской империи. Это территории Аравийского полуострова, современных Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Пиренеев. Единственными элементами, которые объединяли народы халифата, были ислам и арабский язык. Широкие торговые связи, заимствование передовых технологий у покоренных народов, заинтересованность правителей в развитии государства, терпимость новой религии к научному познанию породило взлет творческой мысли.
Технические достижения арабского Востока. Арабы захватили области традиционного ирригационного земледелия, поэтому рациональное водопользование стало одной из главных государственных задач. Чиновники-инженеры должны были наблюдать и контролировать исправность плотин, дамб и других оросительных сооружений. Параллельно в маловодных районах создается система сбора всей возможной природной влаги – кяризы в виде длинных подземных туннелей, выводящих накопленную воду на поверхность. При необходимости арабы создавали ирригационные машины, например, приводимые в действие водой водочерпальные колеса, а также трубопроводы.
Применение водочерпального колеса определило развитие и водяных мельниц, которые строились на реках, в том числе и плавучие и подвесные, которые подвешивались на железных цепях посередине реки. В VIIIв. на территории Персии и Ирака появились первые ветряные мельницы. Они имели горизонтальное ветряное колесо, а вертикальный вал вращал жернов.
Об уровне развития техники на арабском Востоке говорят процветающие города. Завоеватели переняли большинство достижений покоренных народов и смогли освоить новые для них отрасли ремесла и технологии. В строительстве и архитектуре они использовали не только опыт и традиции предыдущих эпох, но смогли их развить, переработав некоторые идеи для своих целей.
«Купол Скалы» в Иерусалиме, главная мечеть арабов до сих пор остается шедевром архитектуры. В арабской архитектуре появилось несколько новых типов построек: мечети и минареты, медресе, караван-сараи и т.д. Появился так называемый арабский свод – стрельчатая арка. Арабы освоили купола сфероконической формы. Минареты стали характерной частью пейзажа областей распространения ислама. Некоторые арабские города вобрали в себя все передовые достижения городского благоустройства эпохи. Так, в Кордове все городские улицы были вымощены и освещались фонарями. На арабском Востоке главными ремесленными и торговыми центрами были Дамаск, Багдад, Мекка, Медина, Каир, Кордова, Басра. Их рынки, базары славились на весь средневековый мир. Закономерно, что являясь международными центрами торговли, восточные города становились источником многих технических новинок для европейцев.
Среди технических достижений арабского Востока была бумага из тряпья. В Самарканде в IXв. было налажено производство такой бумаги. На территории Испании, значительная часть которой была захвачена арабами, появилась первая бумажная фабрика около 1150 г. в городе Хативе. Вскоре это новшество подхватили в Италии, потом во Франции и Германии. Другие изобретения арабов связаны с развитием у них наук и практических знаний: краски, стекло, химические реактивы, косметика, парфюмерия. Особое внимание уделяли арабы искусству выделки оружия. В наведении узоров на стальной клинок (дамасскирование), арабам не было равных, эта технология увеличивала стоимость оружия во много раз. Арабы принесли в Европу порох и огнестрельное оружие.
Развитие научных знаний на средневековом Востоке. Отличительной особенностью Средних веков был расцвет науки на арабском Востоке. Ислам миролюбиво относился к научному поиску. Поэтому именно на Востоке было совершено множество научных открытий и наблюдений, а арабо-мусульманская средневековая культура во много раз превосходила современную ей европейскую культуру. Точные науки, математика и астрономия, медицина и фармакология были полезны для развития цивилизации, они повышали уровень жизни населения и не угрожали идеологии ислама.
Среди характерных черт арабской науки можно отметить, что к книгам относились с большим уважением, а многие правители-халифы собирали целые библиотеки, иногда достигавшие 150-200 тысяч томов. Появились и подражания Александрийскому мусею: ученый Ибн-Хамадан создал в городе Мосул «Дом мудрости», при котором была доступная библиотека. По его примеру в Багдаде аналогичный «Дом мудрости» учредил визирь Ардашир Ибн-Сабур в 994 г. Кроме библиотек в таких научных центрах располагались обсерватории, здесь трудились поэты, ученые и переводчики, которые переводили греческие книги. Потребности в образованных людях привели к созданию университета в Египте при мечети аль-Азхар (983 г.), который существует до сих пор. Появилось учебное заведение нового образца – медресе.
Источниками культуры и науки арабов послужили труды античных и византийских ученых, достижения покоренных стран. На Востоке были сохранены и применены труды Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда и других античных ученых. Возник спрос на переводы научных сочинений, так как становление собственно арабской науки вызвало потребность в освоении накопленных знаний другими народами. В первую очередь это касалось практической механики (для строительства водоподъемных машин и ирригационных сооружений). Оказались востребованы труды Аристотеля, Герона Александрийского, Филона Византийского. Часто комментарии к переводам превращались в самостоятельные сочинения. Ибн-Сина (Авиценна) в «Книге знаний», на основе трудов Герона и Филона, рассматривает пять простых машин и их комбинации для подъема воды и перемещения грузов. Переводы трудов Архимеда. «Книга о познании практической механики» Исмаила аль-Джазари и «О водяных колесах и подъеме воды и о служащих этого механического устройства» Мухаммеда аль-Хорасани являются самостоятельными трактатами на эту тему.
Из книги Клавдия Птолемея мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определять широту и долготу и рисовать карты. Сочинения Гиппократа стали основой для «Канона врачебной науки» знаменитого врача и философа Ибн-Сины, а Ибн-Хайан положил начало арабской алхимии и астрологии. В период с VIII по XII вв. в арабском мире развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. Мировоззрение арабов проявлялось в распространении наук, соединяющих опытные знания с мистикой и суевериями: астрономию у них сопровождала астрология, химию дополняла алхимия.
В точное естествознание вклад арабских ученых проявился в развитии алгебры и арифметики. Даже слово «алгоритм» является латинизированным вариантом имени математика и астронома из Хорезма Мухаммеда Ибн-Мусы аль-Хорезми. Он переработал математические труды индийского ученого Брамагупты, и название его труда «Алгебра» дало имя целой науке. Аль-Хорезми подчеркивал практическую пользу математики, в частности для измерений земли. Ученый позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потом попали от арабов в Европу и которые европейцы теперь называют арабскими. Аль-Хорезми был и еще самым знаменитым арабским астрономом.
Астрономия была на Востоке почетным направлением, так как главной задачей было научиться определять, где находится Мекка в ту сторону должны были склоняться правоверные при молитве. Алхимия и связанная с ней химия стали специфическими направлениями арабской науки. Главным занятием алхимиков были поиски эликсира жизни и философского камня, который позволял превращать ртуть в золото. Химия достигла высокого уровня развития и имела практическое применение: выплавка стали, окраска тканей и кожи, производство стекла. Арабские алхимики изобрели приспособления и оборудование для проведения экспериментов: мензурки, колбы, тигли, горелки.
Чаще всего одни ученые занимались сразу многими отраслями научного познания, были настоящими энциклопедистами. Среди них наиболее заметными фигурами являются аль-Бируни, Ибн-Сина, Джабир-Ибн-Хайян и другие.
Аль-Бируни создал трактаты по математике, астрономии, физике, ботанике, географии, общей геологии, минералогии, этнографии, истории. Он считал основой исследования эксперимент, описал круговорот воды в природе, чувства человека, допускал возможность движения планет вокруг Солнца.
Ибн-Сина (Авиценна) оставил около 450 научных трудов по 29 отраслям науки. Ибн-Сина был ученый-энциклопедист, в сферу его интересов попали философия, логика, психология, математика, геология, физика и другие науки. Важнейшим направлением деятельности Ибн-Сины была медицина, его трактат «Канон врачебной науки» 500 лет был руководством для медиков.
Медицина достигла у арабов очень высокого уровня и на много опережала европейскую. Крупнейший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, а его трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он впервые стал применять антисептические средства при лечении ран, изобрел нити для хирургических швов, около 200 хирургических инструментов, которыми долго пользовались хирурги всех народов. Арабские ученые создали фармацевтику как самостоятельное направление науки, независимое от медицины.
Ученый рубежа VIII-IXвв. Джабир-Ибн-Хайяна (Гебер) стал основоположником алхимии. Он допускал возможность взаимного превращения металлов. Из этой теории зародилась одна из главных целей европейских алхимиков – превращение ртути в золото. Джабир-Ибн-Хайян больше внимания уделял практическим действиям при постановке опыта, которые детально описаны в его трактатах: перегонка, возгонка, растворение, кристаллизация, дистилляция. Ему удалось изложить методы получения ряда химических препаратов: азотной кислоты, азотного серебра, нашатыря, метода выплавки металлов и т.д.
Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран. Затрагивались области и гуманитарных наук. Здесь наиболее заметным ученым был Абуан-Насра аль-Фараби (870-950 гг.). Его учение, изложенное в трактатах «О взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля» и «Гражданская политика», рассматривают вопросы о политике, государстве и власти. Еще одним известным арабским мыслителем XI в. был аль-Маварди (974-1058 гг.), который в своих трудах пытался выявить сущность халифата и понять его природу.
Итого:
Потребности земледелия, ремесла и торговли Востока подталкивали освоение всех направлений практических знаний, так как это давало хороший экономический эффект.
Европейское наследие в науке и технике не оставалось без внимания арабов, оно модернизировалось согласно времени и новым требованиям.
Мировое значение науки арабского Востока состоит в том, что она сохранила и творчески развила науку Греции и эллинистических государств, а также ввела в научный оборот результаты творчества индийских ученых.
Многое из наследия предыдущих эпох было не только сохранено на Востоке, но и передано европейцам. Арабы не препятствовали заимствованию европейцами новых знаний у них самих.
От арабов европейцы познакомились с компасом, порохом, бумагой, ветряными мельницами, шелководством.