Социальная революция и эволюция
Устремленность прогрессивных сил человечества
к демократии и свободе - не порождение современной
эпохи, ее истоки уходят в глубину веков. И здесь воз-
никает вопрос о том социальном действии, которое не-
обходимо, чтобы вырваться из структур отживших или
тоталитарных антидемократических режимов. Это и есть
прежде всего вопрос о соотношении революции и эво-
люции.
Под эволюцией в широком смысле понимают разви-
тие, а более конкретно и применительно к обществу -
медленные, постепенные количественные и несуществен-
ные качественные изменения. Им присуща прогрессивная
направленность, так как каждое новое состояние объекта
имеет по сравнению с предшествующим более высокий
уровень организации и дифференциации функций. Эво-
люционными изменениями в основном и заполнена ми-
ровая история. Ими создаются материальные и духовные
ценности.
Субъектом и эволюционных, и революционных из-
менений является человек (социальные общности, группы
людей, индивиды).
Социальные революции занимают относительно ко-
роткие временные интервалы мировой истории, однако в
исторической памяти они запечатлеваются надолго. На-
чальный этап социальной революции, как правило, ха-
рактеризуется насилием по отношению к людям, разру-
шением материальных и духовных ценностей, а также
существующих политических структур.
Но тогда возникает вопрос: правомерно ли совершать
революцию, жертвовать благополучием и даже жизнью сво-
его собственного поколения ради поколений грядущих?
Ответ сводится к следующему: социальная револю-
ция потому и становится неизбежной, что эволюция не
может разрешить углубившиеся в непримиримый кон-
фликт противоречия. Социальная революция, по словам
К. Маркса, есть "протест человека против обесчеловеден-
ной жизни".
Социальной революцией принято называть массовые,
целенаправленные социальные действия, в процессе ко-
торых изменяются политическая система общества, тип
государства, базисные отношения и духовная жизнь об-
щества. Если завоевание государственной власти новыми
общественными силами является исходным пунктом со-
циальной революции, то окончательная победа нового
общественного строя обеспечивается только в результате
расширения свободы и прав основной массы населения,
создания новых стимулов для достижения более высо-
кого уровня общественной производительности труда.
Социальная революция - это качественный скачок в
развитии общества, в результате которого совершается
переход к исторически более прогрессивному типу об-
щества.
Правда, имеются и другие взгляды и оценки отно-
сительно социальной революции. Так, факты революци-
онного насилия пытаются использовать для отрицания
закономерности, и необходимости социальной революции,
объявляя ее "бессмысленным бунтом", "разрушительным
хаосом", "аномалией" и "патологией" социального орга-
низма. Кстати, для этого используются и иные подходы,
когда "революциями" называются сотни и сотни произ-
вольно выхваченных из жизни общества событий, не
имеющих отношения к социальной революции ни по сво-
ему содержанию и характеру проявления, ни по своим
социально-историческим последствиям. К примеру, амери-
канский социолог А. Тоффлер в книге "Шок будущего" в
числе многих прочих революций открыл "сексуальную ре-
волюцию". Английский социолог П. Кельверт в книге
"Изучение революции" насчитал с 1901 по 1960 г.
363'"революции", объявляя ими любой военный путч,
дворцовый переворот, заговор или анархистскую авантю-
ру. Он же проговаривается относительно классового
смысла своего приема, утверждая, что чем больше упот-
ребляется понятие "революция", тем "более неясным ста-
новится ее значение".
Не будет преувеличением считать, что проблема со-
циальной революции получила наиболее развернутую
разработку в теории марксизма, которая стремится объ-
яснить как решающее значение социальных революций
в смене общественно-экономических формаций, так и
порождающие ее глубинные причины. Экономическая
основа всех социальных революций усматривается в
конфликте между новыми производительными силами и
переставшими им соответствовать отжившими производ-
ственными отношениями.
Объективные условия социальной революции также
включают совокупность социально-политических предпо-
сылок, которые складываются независимо от пожеланий
людей, политических партий. Социальная революция из
реальной возможности превращается в действительность
при единстве объективных и субъективных условий, на-
растании социально-политического кризиса общества.
Победоносной она становится, если революционные си-
лы практически окажутся способными свергнуть господ-
ство отживших социальных сил. Яркие образцы такой
борьбы проявились во Французской буржуазной рево-
люции 1789-1794 гг. и в Октябрьской социалистической
революции 1917 г.
Опыт мировой истории свидетельствует, что в ре-
зультате революционной ломки старого строя в одной или
в группе стран, ставших в авангарде прогресса, другие
страны и народы под их воздействием осуществляют поз-
же и более растянутый во времени переход к новому
строю путем реформ, качественных эволюционных пре-
образований. К примеру, таким способом вступила Рос-
сия в XIX в. на капиталистический путь развития.
Также не всегда страна, которая первой совершила
революцию и положила начало новой общественно-
экономической формации, сохраняет лидерство на про-
тяжении развития данного строя. Более того, есть немало
исторических фактов, когда в одной и той же стране после
революции наступает контрреволюция, т.е. переход к но-
вой исторической ступени развития общества не является
столбовой дорогой.
Так, в 1789 г. во Франции последовали контррево-
люционный переворот, затем захватнические войны На-
полеона, реставрация Бурбонов, и понадобились для ут-
верждения буржуазного строя еще революции 1830 и
1848 гг. Однако приоритетная ценность коренного пере-
ворота в развитии Франции и Европы остается за рево-
люцией 1789 г. Ее роль оценивается по тем действиям и
событиям, которые обусловили крушение феодально-
абсолютистского строя, расширили исторические рамки
свободы человека как гражданина и личности.
Такой подход не в меньшей степени будет справед-
лив в оценке Октябрьской революции 1917 г., которая не
только "потрясла мир", но и стала провозвестником слож-
нейшей трансформации человеческой цивилизации на гу-
манистических началах.
Октябрьская революция впервые в мировой истории
провозгласила свободу и права для трудящихся и эксплуати-
руемых масс. И не только провозгласила. Принятый Декрет
о мире открывал выход из империалистической войны; Дек-
рет о земле доказывал, что только власть рабочего класса
может удовлетворить вековые чаяния крестьянства. Дек-
ларация прав народов России отвечала жизненным требо-
ваниям угнетенных наций.
Развязанная внутренней контрреволюцией и ин-
тервенцией капиталистических стран гражданская война,
применение в мирное время неадекватных социалистиче-
скому выбору методов и форм социального действия, а
также иные факторы и процессы обусловили далеко не
полную реализацию одних и глубинную деформацию
других идей Октябрьской революции. Но и при столь
неблагоприятных обстоятельствах были осуществлены в
послеоктябрьский период материально-технические и со-
циально-экономические преобразования такого масштаба,
что это позволило СССР внести решающий вклад в спа-
сение человеческой цивилизации от фашистского варвар-
ства. Октябрьская революция и разгром агрессивных сил
империализма во второй мировой войне стимулировали
активность национально-освободительных движений, что
привело к крушению колониальную систему.
Противоречия между социальными системами, го-
сударствами, классами, нациями сохраняются и поныне.
И противоборство между ними стало терять былую кон-
фронтационность там, где революционные партии и
движения, а также и противостоящие им силы стремятся
разрешать социально-классовые противоречия цивили-
зованными средствами борьбы. Ибо насилие в эпоху
ядерного и иного оружия массового уничтожения может
стать не "повивальной бабкой" новой цивилизации, а
"могильщиком" существующей.
Не означает ли это тогда, что социальные революции
еще при сохранении классово дифференцированного об-
щества перестают быть политическими (насильственными)
революциями и превращаются в эволюционное движение?
Правомерно ли утверждать, что в современную эпоху
не только и СНГ, и КНР, и Индия, но и США, и Англия,
и Франция, и Япония вступили и переживают - все по-
своему - великое социальное преобразование, означающее
переход в качественно новое по отношению к капитализ-
му (но не анти-, а посткапиталистическое) общество, где
утвердится приоритет общечеловеческих ценностей?
На поставленные вопросы ответит история в не
очень отдаленном будущем.
Как видно, революционные и эволюционные пре-
образования социально-политических структур, будучи
обусловленными глубинными процессами материальной
жизни, есть прямой результат социальных действий наро-
дов, классов, государств. Последствия этой деятельности
весьма существенны, а нередко они приобретают доми-
нантную значимость и для материальной, и для духовной
жизнедеятельности людей, их образа жизни.
12 Зак. 83 337
Раздел V
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
Глава 20. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И
ЦИВИЛИЗАЦИЯ