Он одновременно принадлежит и животному миру, и к социальному.

Необходимо различать природные и социальные начала в человеке, а также понимать их соотношение, которое связанно с разработкой и разграничением таких понятий, как:

а) «природа «человека»;

б) «сущность человека».

1. Природа– основа жизненных качеств человека. Вне человеческой природы нет человеческого духа, человеческой души. Без телесности не существует духовности.

Понятие «природа человека» указываетна природные качества:

· связь с неживой природой;

· связь с живой природой;

· связь с космосом;

· на его физиологические, физико-химические и др. свойства;

2. Понятие «сущность человека» отражает его особенность в сопоставлении с другими живыми существами. Сущность человека не совпадает с его природой.

Родовыми характеристиками Человека являются:

а) трудовой способ существования;

б) общение с помощью второй сигнальной системы (язык);

в) сознание.

Вечные человеческие качества: разум, духовность, социальность, творчество трансформируются противоречивым образом в процессе исторического бытия.

Понятие «человек» шире, чем понятие «сущность человека», а само познание феномена человека – неисчерпаемо, как неисчерпаемы формы и способы его существования, развития, отличающие его от других живых существ.

Человек– существо универсально творческое, эта творческая деятельность проявляется в ее разнообразных проявлениях.

Человек есть феномен, который творчески развивается в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Благодаря наличию творческого начала, человек находится в процессепостоянногопреобразования.

Понятие «Человек» отображает в своем содержании конкретно - исторические, социальные, национальные типы людей. (человек античной или феодальной эпохи; древний грек, римлянин, современный русский, украинец, лицо «кавказской национальности» и т.д.).

Вопрос 2.Личность, как объект и субъект общественной жизни.

Наряду с понятием «Человек» в философии широко применяются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

Понятие «индивид», хотя правильнее говорить индивидуум (лат. individuum – неделимое, особь) обозначает неделимую дальше частицу какого-то целого, в данном случае это «социальный атом».

Смысловое значение понятия «индивид» включает в себя три значения:

во-первых, принадлежность к человеческому роду, социальной группе;

во-вторых, отдельного представителя, социального целого («один из…»);

в-третьих, носителя качеств человека, как природно-социального существа.

Понятие«индивидуальность»характеризует качества, отличающие одного индивида от других, его особенные, уникальные свойства, т.е. уникальность и неповторимость конкретного человека во всем богатстве его качеств и свойств. Таким образом, индивидуальность – это не просто «атомарность» человека, а характеристика его единичности и своеобразия.

Каждый из нас неповторим в этом мире.

Феномен индивидуальности образуется в результате синтеза:

· природных, (биологических);

· духовных;

· социальных различий между ними.

Природные различия проявляются спецификой соматических (телесных), психических свойств, унаследованных и приобретенных в процессе онтогенеза (принадлежность к сущему).

Социальные различия обусловлены принадлежностью к конкретной социальной и профессиональной структуре:

а) местом проживания;

б) условиями жизни и другими факторами.

Индивидуальность проявляется в автономии индивида, в способности к свободной, творческой деятельности, к самостоятельному принятию собственного решения.

Человек приобретает свою индивидуальность и неповторимость в процессе развития.

Процесс индивидуализации носит динамический характер.

Он начинается с приобретения своего собственного бытия, которое впоследствии вплетается в систему социальных и духовных отношений, которые в дальнейшем образуют основу индивидуального бытия.

Смысл человеческой жизни заключается в создании условий для формирования человеческой индивидуальности, которая утверждает: «Я такова!».

Понятие «личность» (персона) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем стало обозначать самого актера и его роль. Всякая роль связана с перевоплощением, вхождением в иное «Я».

В поведении людей есть нечто заданное обществом, его нормами, запретами, традициями. Это делает человека актером на великой сцене жизни.

В дальнейшем, у римлян слово «персона» употреблялось в понимании определенной социальной функции, роли, (личность отца, царя, судьи).

Постепенно слово«персона»превратилось в термин, общее выражение, существенно изменив свой первоначальный смысл.

Современное осмысление личности также не является однозначным. Это объясняется разными теоретическими подходами к ее пониманию.

Есть несколько подходов к пониманию личности.

1. Ролевая концепция личности – (Д. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс и др..). Они утверждают, что личность - есть функция от множества социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе.

Границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Теория ролей оптимально описывает адаптационную сторону жизни индивида, но недооценивает в ней творческое личностное начало.

2. Модель личности, постоянно обороняющейся от общественного воздействия и находящейся в конфликте с социальным окружением.Концепция возникла под влиянием З. Фрейда, рассматривавшего человека в качестве существа, имеющего фундаментальные потребности (система нужд), а общество – как систему запретов, табу.

Данная концепция позволяет выявлять устойчивые механизмы и типы поведения личности в разных социально-исторических условиях.

3. Концепция личности,как система реакций на различные стимулы. (Д. Хоманс, Б. Скинер и др.)

В соответствии с ней в обществе не может быть независимого автономного индивида, т.к. поведение каждого обуславливается и контролируется социальной средой (через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации). Любой индивид в своей деятельности исходит из своего интереса.

В связи с этим, если его творение стимулируется положительно – то он будет лоялен, доброжелателен; если не получит признания – скорее всего будет агрессивен, настроен дезорганизующе.

Но так или иначе, а в современном философском понимании личностью называется прежде всего то, что относится к социальной составляющей человека:

· она имеет права и обязанности;

· играет социальные роли;

· выполняет общественные функции.

Таким образом, понятие личности применяется для обозначения:

а) человеческого индивида, как субъекта отношений и сознательной деятельности;

б) устойчивой системы социально значимых и духовных качеств, характеризующих индивида, как члена общества.

Следовательно,понятие «личность» отражает социальную и духовную стороны человека, меру социального в нем.

Личностью человек не рождается, а становится в процессе жизнедеятельности и общения. Однако, в различных философских течениях с той или иной мерой доказательности утверждается, что каждый индивид – личность, и наоборот, что не все являются личностью. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав (имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.), а для педагога или психолога новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще надо сделать из себя личность.

Индивид проходит в жизни три хронологические стадии социального созревания личности:

от 3 до 12 лет

от 12 до 18 лет

от 18 и до конца жизни.

Самоутверждение человека включает в себядва аспекта:

во-первых, индивид пытается вызвать у себя и др. определенное ценностное отношение к себе;

во-вторых, индивид стремиться сделать себя в действительности таковым, каким он считает нужным быть.

А нужно быть самостью. Самость – это некая независимость личности от внешнего мира. Это то, что есть внутреннее «Я». Неслучайно целый ряд соответствующих понятий начинается со слова «само» (самостоятельность, самоконтроль, самосознание, самовоспитание, самообразование и т.д.).

Самость – это то, что в философии называется свободной волей, и выступает как самая значимая характеристика личности, как ее сущность.

Что же характеризует человека как личность? Его характеризует:

1) мировоззрение;

2) характер;

3) сила воли;

4) нравственность, которая проверяется ежедневно и т.д.

Таким образом,личность – это мера цельности индивида, человека, его сущность. Причем «Я» само по себе не существует. «Я» существует только в отношении «ТЫ». Я ничего не могу сказать о себе, не соотнеся себя с другим.

Внутреннее «Я» есть совесть и связано с нравственностью в широком смысле слова. Нет нечего более пагубного для личностной целостности, если рвется эта основа. Справедливость этих утверждений подтверждает венский психиатр Бруно Беттельгейм, который в 1938 году был заключен в концентрационный лагерь. В 1960 году вышла в свет его книга под названием «Просвещенное сердце».

Целью гитлеровскогоконцлагеря,свидетельствует Беттельгейм, была «ампутация личности в человеке» – формирование «идеального заключенного», который реагировал бы на команды надсмотрщика мгновенно, не рассуждая, наподобие автомата или запуганного ребенка.

Однако, оказалось, что «идеальный заключенный», оказался совершенно нежизнеспособным существом. После «ампутации личности» в нем разрушались также качества индивидуальности:

а) атрофировались способности;

б) затухала память;

в) притуплялся даже инстинкт самосохранения.

Вопрос 3.Роль социальной среды в формировании личности.

Социальная среда – окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Употребляется в двух значениях: широким и узком.

В широком – (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом (производительные силы, общественные отношения и общественные институты, общественное сознание и культуру).

В узком – (микросреда) включает непосредственное окружение человека, т.е. индивида (семья, трудовой, учебный и др. коллективы и группы).

Средаоказываетсущественное значение, воздействие на формирование и развитие личности.

Но в тоже самое время, под влиянием деятельности человека, она изменяется. И в процессе этих преобразований изменяются сами люди.

Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены внутренним, духовном миром человека.

«Каждый сам кузнец своей души и счастья».

Поэтому наряду со средой, а иногда вопреки социальной среде, очень важно определить личностный смысл жизни:

а) осмыслить свою жизнь, во всей ее сути в широком и узком плане.

б)объяснить для себя, что в ней подлинное, а что мнимое.

в) определить не только основные задачи и цели, но и реальные средства их осуществления.

Вопрос 4. Проблема жизни и смерти в духовным опыте человечества.

Жизнь и смерть вечные темы духовной культуры человека. Во всех философских системах осмысливалась и, в той или иной форме, решалась данная проблема. Это обусловлено тем, что жизнь и смерть есть противоречивое единство. Нет жизни без смерти как нет смерти без жизни. Многие мыслители исходят из того, что смерть есть важнейший фактор нашего понимания сущности жизни. Жизнь трактуется как определенная форма бытия. А чем является смерть? Это небытие или бытие, но в иной форме?

Многие мыслители практически у всех народов и во все времена высказывались о жизни весьма негативно. Жизнь понималась как «страдания», «бездна зла», «суета и томление духа», «борьба», «странствие по чужбине», «все пепел, призрак, тень и дым», вечная ночь» и т.п.

Смерть же понимается не как конец, а как венец жизни. Именно она организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой своё существование. Неизвестно, где поджидает нас смерть, а раз так, то необходимо ожидать её всюду. Древние мудрецы на этот счет высказались вполне определенно: «mеmento mori» (лат.) – помни о смерти ! А зачем? Для чего нужно помнить о смерти? Помнить о смерти – значит каждый день жить так , как будто это последний день твоей жизни , ведь он и в самом деле может оказаться последним. Поэтому надо научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Исследуя проблему жизни и смерти, всегда присутствует бессмертие. Можно говорить о триаде : жизнь-смерть-бессмертие. К последнему тоже не однозначное отношение. В иных культурах оно воспринимается как благо, заветная цель, к которой необходимо стремиться. А в других – по-иному. К примеру, в древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека - это бессмертие.

Представьте себе, что вы бессмертны .Умерли уже все ваши родные, друзья, дети ваших детей, а вы все живете. Абсолютно одиноки, забыты, неизвестны, где все чужое и непонятное: ни время, ни культура.

Вместе с этим, идея бессмертия жива. Выделяют несколько видов бессмертия.

Первый – в детях, внуках, правнуках, т.е. в генах потомства.

Второй – мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение.

Третий – упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», вечный кругооборот материи, тем более что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы; действуют законы сохранения вещества, энергии и, как полагают, информации, а также организация сложных систем. Следовательно частицы нашего «Я» после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «Я».

Четвертый – связан с результатами жизненного творчества человека, плодами материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества (научные открытия, произведения литературы и искусства и др.).

Пятый - связан с достижением различных состояний, которые наука называет измененные состояния сознания. Тут возможны «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, мистическое ощущение причастности к Вечности.

Шестой – связан с достижениями техники конца ХХ века. Стала возможной и уже применяется в США криогенезация (глубокое замораживание) тел умерших с расчетом на то, что медики будущего оживят и, если необходимо вылечат от ныне неизлечимых болезней, тем самым дадут новую жизнь в будущем нашему современнику.

Итак, можно сформулировать несколько подходов к пониманию проблемы жизни и смерти.

1. Жизнь и смерть являются различными сторонами одного феномена. В мире ничего нет вечного. Есть его величество – цикл, которому все подчинено. С этим надо мириться и принимать как должное.

2. Необходимо активно способствовать увеличению индивидуальной и биологической продолжительности человеческой жизни. Но здесь возникает вопрос: для чего это необходимо личности и обществу? И необходимо ли? Особенно если вспомнить, что на нашей планете уже более 6 млр. человек, и темп прироста составляет 3 человека каждую секунду. Эта ситуация оценивается как «демографическая бомба»,взрыв которой чреват непредсказуемыми последствиями.

3. Нужно каждому дать право выбора – жить или умереть. Проблема эвтаназии (греч. еuthanasia –тихая ,легкая ,блаженная смерть ) - в последние годы дискутируется довольно активно с целью прекращения страданий при неизлечимых болезнях. Нравственно ли это? Как избежать злоупотреблений, когда вопрос о праве на жизнь должны решать другие лица?

Принято различать несколько видов эвтаназии:

· активная, добровольная;

· активная, недобровольная;

· пассивная, добровольная;

· пассивная, недобровольная.

Решая проблему эвтаназии, медики стоят на распутьи: с одной стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой стороны, он должен облегчить участь страждущего. В мире пока только два государства, где эвтаназия разрешена законом (Нидерланды и Австралия).

Однако, проблема существует и требует своего решения

4. Нечего проявлять беспокойство, так как после смерти тела определенная часть человеческого существа (психика, душа, разум, сущность, сознание) переходит в иной мир (параллельный) и продолжает существовать. Именно это утверждает американский доктор и философ Раймонд Моуди в своей книге «Жизнь после жизни». Он описывает воспоминания ,ощущения 50 человек вернувшихся «оттуда» (реанимированных). В той или иной мере эти воспоминания совпадают, но суммируя, можно сказать, что все они склоняются к мысли перехода из одного состояния в другое, т.е. выход сознания на более высокий уровень бытия. Люди, пережившие подобное, становятся несколько иными, по-новому смотрят и относятся к окружающей их действительности. Объяснение этого явления может быть как сверхъестественное, так и вполне научное. Но ясно одно: существует некий феномен, в природе которого неплохо было бы разобраться.

Таким образом,можно отметить, что смысл смерти и бессмертия, как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эти вопросы решаются различно, в зависимости от духовной установки той или иной цивилизации.

Тема 18. Аксиология (учение о ценностях).

Лекция.

Время: 2 часа.

Вопросы лекции

1. Ценности в человеческой жизни, их природа и принципы классификации.

2. Основные виды и роль ценностей в обществе.

3. Нравственные (этические) ценности.

4. Политические и правовые ценности.

5. Религия и религиозные ценности.

Конспект лекции

Вопрос 1. Ценности в человеческой жизни, их природа и принципы классификации.

Философское учение о ценностях называется аксиология (от греч. axios – ценности и logos – учение). Это особый раздел философии, где всесторонне исследуется проблема ценностей. Со времен античности и по сей день нет единства во взглядах различных философских школ и течений по основному вопросу аксиологии:

является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности.

Другими словами, или:

а) ценность есть нечто объективное, существующее само по себе;

б) ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера.

В зависимости от понимания природы ценностей, сформулировалось несколько теорий.

1.Натуралистический психологизм – ценности понимаются как объективные факторы реальности и зависят от биологических, а также психологических потребностей людей. Следовательно, каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

2.Аксиологический трансцендентализм – ценность понимается как идеальное бытие. Она не реальность, а идеал, носителем которого является запредельный субъект (Абсолютный дух, мировой разум), т.е. “сознание вообще”. При данном подходе ценности не зависят от человека.

3.Персоналистический онтологизм– в этой теории утверждается объективный характер ценностей, которые образуют сущностную основу личности. Ценности могут существовать и в предметах, и отдельно, независимо от предметов (ведь цвет существует независимо от предметов, точно так же может существовать Добро, Справедливость и т.д.). Познание ценностей основано на чувстве любви или ненависти. Они тем значимее, чем долговечнее и больше приносят удовлетворения. Высшей ценностью является любовь к Богу.

Таким образом,в различных течениях современной философии природа ценностей понимается неоднозначно; Существуют разные точки зрения:

а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;

б) ценность понимается как идеал (француз. - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений);

в) ценность - как норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец);

г) ценность – как значимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества.

Различия в понимании не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые являются результатом оценки –осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека.

Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе классификации ценностей.

Все ценности различаются:

во-первых, по времени их существования:

- конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху);

во-вторых, по содержанию (соответствуют подсистемам общества) и выступают в виде трех основных групп:

а) материальные (экономические);

б) социально-политические;

в) духовные.

Материальные– ценности включают в себя:

· производственно-потребительские или утилитарные;

· отношения к собственности;

· обеспечение быта и т.д.

Социально – политические ценности:

· представления о социальной справедливости;

· представления о свободе;

· представления о правах человека;

· представления о роли и функциях государства;

· представления о роли политических партий, движений, объединений и т.д.

Духовныеценности:

· нравственные (этические);

· правовые и политические;

· эстетические;

· религиозные;

· гносеологические.

в третьих, по носителю:

а) общечеловеческие;

б) национальные;

в) групповые;

г) индивидуальные или личностные;

в-четвертых, по значимости:

а) абсолютная ценность;

б) высшие;

в) специфические и др.

Несмотря на различные подходы к дифференциации ценностей, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, единстве и образуют целостную систему.

В настоящее время, во всяком случае, в пределах стран, ориентирующихся на принципы западной цивилизации абсолютной ценностью в системе ценностей считается сам человек, его жизнь и здоровье. Все великие мыслители различных времен и народов подчеркивали это. Наиболее кратко и емко в « Афоризмах житейской мудрости» высказался Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ.

«Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают.… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья»

Именно человек является самоценностью. Постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла.

Вопрос 2. Основные виды и роль ценностей в обществе.

Все ценности подразделяются на два больших класса:

1) по носителю;

2) по форме существования.

По субъекту, т.е. носителю, ценности могут быть двух видов:

а) надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, профессиональные, демографические, специфические и.т.д.);

б) индивидуальные, субьективно-личностные.

Истинным вопросом философии является выяснение отношений между надындивидуальными и индивидуальными ценностями.

Во-первых, что первично - индивидуальные или общественные ценности?

Во-вторых, что из чего выходит - индивидуальные из общественных или общественные из индивидуальных?

Однако, большинство философов полагают, что эти вопросы надуманы.

Общественные ценности предзаданы сознанию индивида:

а) формируются и существуют до его рождения,

б) продолжают существовать после его смерти.

В этом смысле они выступают для индивида как объективная реальность, влияющая на личность и образующая её ядро. Поэтому надындивидуальные ценности первичны в формировании личности, они способствуют адаптироваться ей к социальной среде, занять в обществе определённое место. Таким образом, социальные ценности усваиваются личностью в процессе социализации. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков. Но формирование личности происходит в рамках социальных групп, общностей с их специфическим набором ценностей. Поэтому личность вынуждена разделять их идеалы и ценности, или искать компромиссы. Следовательно, индивидуальные ценности формируются под воздействием надындивидуальных и жизненного опыта индивида. Надындивидуальные ценности всегда оказывают влияние на поведение личности независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или таковыми не являются. Представления о системе ценностей составляют ценностные ориентации личности.

Ценностные ориентации подкрепляются и характеризуются жизненным опытом индивида и всей совокупностью его переживаний.

По форме бытия все ценности также могут быть двух видов:

а) материальные (предметные);

б) идеальные (духовные);

Материальные (предметные ценности) - это естественные блага, социальные блага, культурное наследие, предметы религиозного культа и.т.д., которые существуют в виде конкретных вещей, явлений в человеческом обществе. Предметные ценности представляют собой продукты целесообразной деятельности членов общества, которые соответствуют их представлениям о совершенстве. Они всегда выступают как объекты потребностей и интересов человека.

Идеальные (духовные ценности) - это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т.д..

Духовные ценности всегда выполняют двоякую функцию:

во-первых, они являются самостоятельной сферой ценностей;

во-вторых, они выступают критерием оценки предметных ценностей.

Духовные ценности неоднородны:

а) по содержанию;

б) по выполняемым функциям;

в) по характеру требований к их реализации ценности могут быть:

во-первых, жёстко программирующие цели и способы деятельности людей (стандарты, правила, каноны, эталоны и.т.д.).

во-вторых, более гибкие, выступающие в виде алгоритма культуры, представляющие свободу в реализации ценности (нормы, вкусы, идеалыи др.)

Норма - есть представление об оптимальной и целесообразной деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями.

Нормы включают в себя:

1) форму единообразия поступков;

2) запрет на другие варианты поведения;

3) оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец);

4) оценку поведения отдельных лиц, предостерегающую от возможных отклонений от нормы.

Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека.

Условием реализации норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждения поступка.

Идеал– представление о высшей норме совершенства. Он выполняет регулятивную функцию, служа вектором при определении стратегических целей, на реализацию которых человек готов посвятить всю свою жизнь. Идеал формируется в сознании индивида и является концентрированным выражением духовных ценностей.

Вопрос 3. Нравственные (этические) ценности.

Нравственность в системе ценностей занимает особое место:

во-первых, нравственные ценности регулируют взаимоотношения в обществе;

во-вторых, они применяются в качестве оценочных критериев во всех областях человеческой деятельности.

Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений – длительный, сложный и противоречивый процесс. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как Добро, Зло, Справедливость, Совесть, Долг, Счастье, Любовь и др.

Специальный раздел философского знания – этика – обобщила формирование нравственности.

Еще в античности, Аристотель, определил место этики, назвав ее практической наукой. Этическая проблематика активно разрабатывалась стоиками. Исследуя категории добра и зла, они утверждали, что добро есть нечто объективно существующее, тогда как зло – это результат субъективной оценки человека.

Назначение зла – укреплять дух и жизнестойкость, потому что, преодолевая зло человек, становится крепче.

Этика средневековья связывает Добро и Зло с моральным выбором, проявлением свободной воли, которая в свою очередь соотносится с разумом и Божественной благодатью.

В эпоху Просвещения Зло ассоциировалось с несправедливостью, социальным неравенством, несовершенством государственного устройства. Особенно всесторонне исследует мораль И. Кант. Он утверждает, что моральное чувство – это врожденное качество, как и совесть. Центральное место в этической системе Канта занимает категория долга. Долг всех людей друг перед другом: люби ближнего своего как самого себя. Каждый человек должен ''благотворить, т.е. по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое –либо вознаграждение ''.

Человеческая жизнь постоянно связана с насилием. Практически стал традиционным (особенно в последнее время) способ решения любых проблем с позиции силы. Это подкрепляется и крылатыми выражениями: «у сильного всегда бессильный виноват», «тот прав у кого больше прав», «победителей не судят» и др. В ответ на насилие, которое возведено в принцип и творит беззаконие, возникла концепция ненасилия. Идеалом этики ненасилия выступает принцип человеколюбия. Его суть – обоснование принципов и методов, исключающих применение силы, насилия над личностью при решении любых конфликтов. Эта идея восходит к Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Эту форму действий трудно осознать и принять. Еще труднее ее выполнить. В Нагорной проповеди непротивление Злу рассматривается как проявление морального совершенства над лицом, применившим силу. Принципы этики ненасилия разрабатывал Л.Н. Толстой. Смысл его позиции сводится к тому, что насилие ничего не создает, а только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других. Поэтому Л. Толстой делает вывод, что насилие по своей сути бессильно, бесплодно, разрушительно и антигуманно.

А как принять умом заповедь ''любите врагов ваших ''?

Мыслители с мировым именем: М.Л. Кинг, М. Ганди, А. Швейцер утверждают, что только умение прощать, развязывает узел неразрешимых проблем. А. Швейцернастаивал на том, что никого ни за что не следует осуждать, отсюда и не будет и необходимости прощать. Он проповедовал этику благоговения перед жизнью в любой форме. Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей, человеческой точки зрения кажется нижестоящей. Альберт Швейцер прожил девяносто лет (ушел в середине 60-х гг. XX в.) и две трети ее отдал реализации своей этической системы, суть которой кратко выражена его же словами: «Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами».

Вопрос 4. Становление и развитие политических и правовых ценностей.

Что понимается под политическими и правовыми ценностями?

Понятие «политика» (греч. рolitika – государственные или общественные дела, от polis –государство) включает в себя сферу деятельности, связанную с отношениями между различными нациями, общественными группами, классами, государствами. Понятие «право» - это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), санкционированных и контролируемых государством. Следовательно, политические ценности – это осознание наиболее правильного, справедливого политического устройства общества, а правовые – средства обеспечения гарантированных свобод личности.

Политические и правовые ценности имеют длительную историю своего становления и развития. Теоретическое осмысление этих проблем связано с именами Платона и Аристотеля. Именно Платон дал понимание государства как совместного общежития людей, осознавших необходимость взаимопомощи, которое создается посредством договора людей между собой. Его государство, должно реализовать абсолютный идеал справедливости – жизнь без зла и ненависти, построенная на четырех основных принципах:

1) воспитании и образовании членов общества;

2) разумной системе распределения материальных благ;

3) общественной собственности;

4) классовой структуре общества.

Аристотель подверг критике учение Платона о государстве, в первую очередь, о роли частной собственности. Он утверждает, что обладание ею приносит удовольствие, является одним из путей к счастью. Философ признает возможность существования и общественной собственности, но ведущая роль должна принадлежать частной, ''…поскольку каждый будет с усердием относится к тому, что ему принадлежит». Он допускает существование в государстве смешанных отношений к частной собственности: владение может быть частным, а пользование – общим.

Отношение Аристотеля к распоряжению собственностью достаточно гибкое; все зависит от типа собственности, специфики государства, исторических особенностей, обычаев и т.п. Аристотель сформулировал понятие «гражданин» – это человек, живущий в государстве. Для нормального функционирования государства необходимо, чтобы в нем функционировало три власти:

1) законодательная;

2) административная;

3) судебная.

Однако, главное - в отношениях между ними, которые по-разному проявляются при той или иной форме политического устройства. Он выделил три формыправильного и три формы неправильного политического устройства.

Правильные формы:

а) монархия (власть одного);

б) аристократия (власть меньшинства

Наши рекомендации